Онлайн-коммуникация и цифровой этикет стали неотъемлемыми компонентами высшего образования, требуя всестороннего понимания их эволюции и текущего состояния. Цель исследования - предоставить целостный обзор развития научной мысли в области сетевой коммуникации и цифрового этикета в высшем образовании, предлагая понимание текущего состояния и перспектив развития этой области. Методология и методы. В исследовании применяется библиометрический анализ метаданных 9039 статей, индексированных в Web of Science с 1975 по 2024 гг. Используются количественные библиометрические методы для описания и визуализации эволюции области за 49 лет при изучении динамики роста публикаций, продуктивности авторов, а также социальных, интеллектуальных и концептуальных структур. Результаты показывают устойчивый рост публикационной активности, особенно заметный с 2019 г., с вкладом из различных дисциплин, включая образование, информатику, коммуникационные исследования, социологию, психологию и менеджмент. Исследовательское сообщество демонстрирует глобальный характер, по количеству авторов лидируют США, Китай и Великобритания. Выявлено 12 ключевых исследовательских тем, доминирующих в научном дискурсе, от современных подходов к образованию в цифровую эпоху до совместного создания ценности в цифровой среде. Научная новизна. Всесторонний анализ предоставляет уникальную перспективу эволюции и текущего состояния исследований в области культуры сетевого общения и цифрового этикета в высшем образовании. Выявляя ключевые темы и тенденции, исследование способствует более глубокому пониманию развития области и ее междисциплинарного характера. Практическая значимость. В работе предложены ценные идеи для педагогов, исследователей и политиков в системе высшего образования, информация о стратегиях улучшения практик онлайн-коммуникации и цифрового этикета.
Идентификаторы и классификаторы
Компьютерно-опосредованная коммуникация (“J comput-mediat communication”) и интернет-исследования (“Internet res”) образуют отдельные, но взаимосвязанные области, фокусирующиеся на изучении специфики цифровой коммуникации и Интернета как глобального явления. Эта интеллектуальная структура наглядно демонстрирует междисциплинарный характер исследуемой области, объединяя методологические подходы и теоретические концепции из области компьютерных, социальных наук, психологии, образования, менеджмента и маркетинга. Центральное положение “Компьютерного поведения” подчеркивает, что ядром исследований в этой области является изучение сложных взаимодействий между технологическими системами и поведением человека, что формирует концептуальную основу для понимания динамики развития цифрового общества и экономики…
Список литературы
1. Abdigapbarova U., Arzymbetova S., Imankulova M., Zhiyenbayeva N., Tapalova O. Monitoring virtual interactions of teachers and students in social networks. Heliyon. 2024;10(19):e37559. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e37559 EDN: EKKIEK
2. Castells M. The Rise of the Network Society. 2nd ed.Wiley-Blackwell; 2010. 656 p. Accessed November 10, 2024. https://www.wiley.com/en-us/The+Rise+of+the+Network+Society%2C+2nd+Edition-p-9781405196864.
3. Van Dijck J. The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media. Oxford: Oxford University Press; 2013. 240 p. Accessed November 10, 2024. https://global.oup.com/academic/product/the-culture-of-connectivity-9780199970773.
4. Jenkins H., Ito M., Boyd D. Participatory Culture in a Networked Era. Cambridge: Polity Press; 2016. 160 p. Accessed November 10, 2024. https://www.politybooks.com/bookdetail?book_slug=participatory-culture-in-a-networked-era-9780745660700.
5. Lupton D., Mewburn I., Thomson P., eds. The Digital Academic: Critical Perspectives on Digital Technologies in Higher Education. London: Routledge; 2018. 188 p. DOI: 10.4324/9781315473611
6. Fuchs C. Social Media: A Critical Introduction. London: Sage; 2019. 448 p. Accessed November 10, 2024. https://us.sagepub.com/en-us/nam/social-media/book257171.
7. van Raan A.F. Measuring science: basic principles and application of advanced bibliometrics. In: Glänzel W., Moed H.F., Schmoch U., Thelwall M., eds. Springer Handbook of Science and Technology Indicators. Cham: Springer; 2019:237-280. DOI: 10.1007/978-3-030-02511-3_10
8. Zupic I., Čater T. Bibliometric methods in management and organization. Organizational Research Methods. 2015;18(3):429-472. DOI: 10.1177/1094428114562629
9. Boyd D. It’s Complicated: The Social Lives of Networked Teens. New Haven: Yale University Press; 2014. 296 p. Accessed November 10, 2024. https://yalebooks.yale.edu/book/9780300166316/its-complicated.
10. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Cambridge: MIT Press; 2000. 447 p. Accessed November 10, 2024. https://mitpress.mit.edu/9780262681210/the-virtual-community.
11. Baym N.K. Personal Connections in the Digital Age. Cambridge: John Wiley & Sons; 2015. 240 p. Accessed November 10, 2024. https://williamwolff.org/wp-content/uploads/2015/08/baym-ch1-2015.pdf.
12. Turkle S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. New York: Hachette UK; 2017. 400 p. Accessed November 10, 2024. https://www.mediastudies.asia/wp-content/uploads/2017/02/Sherry_Turkle_Alone_Together.pdf.
13. Crystal D. Internet Linguistics: A Student Guide. London: Routledge; 2011. 192 p. DOI: 10.4324/9780203830901
14. Gillespie T. Custodians of the Internet: Platforms, Content Moderation, and the Hidden Decisions that Shape Social Media. New Haven: Yale University Press; 2018. 296 p. DOI: 10.12987/9780300235029
15. Preece J., Sharp H., Rogers Y. Interaction Design: Beyond Human-Computer Interaction. 4th ed. Chichester: John Wiley & Sons; 2015. 584 p.
16. Bucher T. If...Then: Algorithmic Power and Politics. Oxford: Oxford University Press; 2018. 200 p.
17. Miller D., Horst H.A. Digital Anthropology. London: Berg; 2012. 318 p.
18. Seaver N. Knowing algorithms. In: Vertesi J., Ribes D., eds. Digital STS: A Field Guide for Science & Technology Studies. Princeton: Princeton University Press; 2019:412-422. DOI: 10.2307/j.ctvc77mp9.30
19. Papacharissi Z. The virtual geographies of social networks: a comparative analysis of Facebook, LinkedIn and ASmallWorld. New Media & Society. 2009;11(1-2):199-220. DOI: 10.1177/1461444808099577
20. Greenhow C., Galvin S.M., Staudt Willet K.B. What should be the role of social media in education? Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2019;6(2):178-185. DOI: 10.1177/2372732219865290
21. Stewart B. Open to influence: what counts as academic influence in scholarly networked Twitter participation. Learning, Media and Technology. 2015;40(3):287-309. DOI: 10.1080/17439884.2015.1015547
22. Wenger E., White N., Smith J.D. Digital Habitats: Stewarding Technology for Communities. Portland: CPsquare; 2009. 228 p.
23. Costa C. The habitus of digital scholars. Research in Learning Technology. 2013;21. DOI: 10.3402/rlt.v21i0.21274
24. Heitmayer M., Schimmelpfennig R. Netiquette as digital social norms. International Journal of Human-Computer Interaction. 2024;40(13):3334-3354. DOI: 10.1080/10447318.2023.2292160
25. Furgang K. Netiquette: A Student’s Guide to Digital Etiquette. New York: Rosen Publishing Group; 2017. 48 p.
26. Chiles D. Internet Etiquette: Netiquette Fundamentals. Vol. 2. CreateSpace Independent Publishing Platform; 2016. 210 p.
27. Özkan Alakaş E. Digital transformational leadership and organizational agility in digital transformation: structural equation modelling of the moderating effects of digital culture and digital strategy. The Journal of High Technology Management Research. 2024;35(2):100517. DOI: 10.1016/j.hitech.2023.100517
28. Mothafar N.A., Zhang J., Alsoffary A., Masoomi B., Abdo A.B., Alhady O.S. Digital social responsibility towards digital education of international higher education students’ institutions: Digital culture as mediator. Heliyon. 2024;10(17). DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e24898 EDN: NXWXDR
29. Hernández-Torrano D., Ibrayeva L., Sparks J., Lim N., Clementi A., Almukhambetova A., et al. Mental health and well-being of university students: A bibliometric mapping of the literature. Frontiers in Psychology. 2020;11:1226. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01226 EDN: JLJENP
30. Van Eck N.J., Waltman L., Noyons E.C.M., Buter R.K. Automatic term identification for bibliometric mapping. Scientometrics. 2010;82:581-596. DOI: 10.1007/s11192-010-0173-0 EDN: TOMRWO
31. Hijazi N.M., Aloqaily M., Guizani M. Collaborative IoT learning with secure peer-to-peer federated approach. Computer Communications. 2024;228:107948. DOI: 10.1016/j.comcom.2024.107948 EDN: FWIPIQ
32. Zhao H., Wagner C. Crossing the chasm: understanding users’ motivational differences based on stages of online community. Information & Management. 2024;61(8):104050. DOI: 10.1016/j.im.2024.104050 EDN: HPTNVI
33. Lakshmi A.J., Kumar A., Kumar M.S., Patel S.I., Naik S.L., Ramesh J.V.N. Artificial intelligence in steering the digital transformation of collaborative technical education. The Journal of High Technology Management Research. 2023;34(2):100467. DOI: 10.1016/j.hitech.2023.100467
34. Huang Q., Xia S. Preparing learners for digitally mediated academic communication: digital multimodal practice in students’ knowledge dissemination videos. Journal of English for Academic Purposes. 2024;71:101429. DOI: 10.1016/j.jeap.2024.101429 EDN: NMYYOJ
35. Xiao Y., Yang Y., Xu H., Li S. Empirical insights into the interaction effects of groups at high risk of depression on online social platforms with NLP-based sentiment analysis. Data and Information Management. 2024;8(4):100080. DOI: 10.1016/j.dim.2024.100080 EDN: DAKYQE
36. Warden C.A., Chen J.F., Stanworth J.O. The role of social networks in digital learning gamification: learner communication preferences and performance effects. Learning and Instruction. 2024;92:101911. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2024.101911 EDN: FMWOYT
37. Karakaya A.F., Demirkan H. Collaborative digital environments to enhance the creativity of designers. Computers in Human Behavior. 2015;42:176-186. DOI: 10.1016/j.chb.2014.03.029
38. Galante F., Vassio L., Garetto M., Leonardi E. Modeling communication asymmetry and content personalization in online social networks. Online Social Networks and Media. 2023;37:100269. DOI: 10.1016/j.osnem.2023.100269 EDN: BAMGYN
39. Foung D., Lin L., Chen J. Reinventing assessments with ChatGPT and other online tools: opportunities for GenAI-empowered assessment practices. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024;6:100250. DOI: 10.1016/j.caeai.2024.100250 EDN: MRAOKY
40. Saud M., Ida R., Mashud M., Yousaf F.N., Ashfaq A. Cultural dynamics of digital space: democracy, civic engagement and youth participation in virtual spheres. International Journal of Intercultural Relations. 2023;97:101904. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2023.101904 EDN: ANHNSO
41. Yu S. Covert communication by means of email spam: a challenge for digital investigation. Digital Investigation. 2015;13:72-79. DOI: 10.1016/j.diin.2015.04.007
42. Cai Q., Wu J., Wu T., Chang P.C., Mardani A. The impact of digital leadership on hidden champions’ competitive advantage: a moderated mediation model of ambidextrous innovation and value co-creation. Journal of Business Research. 2024;182:114819. DOI: 10.1016/j.jbusres.2024.114819 EDN: JPQGZF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Проблематика профессионального развития педагогов является актуальной проблемой современного этапа развития образования, и поиск научно-обоснованных способов совершенствования данного процесса чрезвычайно важен для достижения целей современного образования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, какие модели управления школой в настоящее время наиболее актуальны для профессионального развития педагогов. Методология, методы и методики. В качестве концептуальной рамки в исследовании использовалась модель профессионального развития D. Clarke и H. Hollingsworth, результаты исследования Н. В. Сторчак, в котором выделены компоненты деятельности руководителя, связанного с профессиональным развитием педагогов. В статье представлены результаты качественного исследования менеджериальных практик руководителей образовательных организаций на основе полуструктурированных интервью педагогов (n = 15), руководителей (директоров) (n = 8), заместителей директоров (n = 2) и руководителей методических объединений педагогов (n = 4), образовательных организаций (n = 9). Результаты и научная новизна. В результате исследования были выявлены модели управления профессиональным развитием педагогов в общеобразовательных организациях - исполнительская, направленная на четкое следование требованиям организации профессионального развития (повышения квалификации) педагогов, и стимулирующая, предполагающая целенаправленную работу руководителя школы по организации профессионального развития. Данные модели соотнесены с моделями управления качеством образования реализуемых директорами школ. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента для руководителей общеобразовательных организаций в организации эффективного управления профессиональным развитием педагогов.
Введение. Проблема несоответствия качества специалистов, которых готовит система профессионального образования, запросам рынка труда и потребностям экономики в целом обостряется с каждым годом. При этом ключевой фигурой в обеспечении качества профессионального образования в новых реалиях является педагог профессионального образования. Уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения напрямую связан с образовательными результатами, эффективность же работы педагогического работника имеет прямую связь с его личностными качествами. Цель статьи - выявление ключевых для профессионально-педагогической деятельности психологических характеристик педагогов профессионального образования. Методология, методы и методики. Исследование проведено с учетом основных позиций личностно-ориентированного (Е. Н. Волкова, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) и практико-ориентированного (В. И. Блинов, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou) подходов. В исследовании приняли участие педагогические работники организаций системы среднего профессионального образования Свердловской и Тамбовской областей Российской Федерации (n = 213). Для диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей педагогов профессионального образования были применены индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик и краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, для анализа полученных результатов использовались методы статистического анализа: дескриптивная статистика и корреляционный анализ - непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, кластерный анализ. Результаты. Анализируемые характеристики были объединены в 3 ярко выраженных кластера: внутренняя восприимчивость и рефлексивность; защитный; деятельностный. Сензитивность, ригидность и спонтанность определены как доминирующие качества педагогов профессионального образования. Названы две негативные тенденции в личностном портрете педагога профессионального образования (тревожность и ригидность) и одна положительная (лабильность). Научная новизна. Полученные в ходе апробации результаты в виде личностных качеств педагогов профессионального образования, способствующих и препятствующих эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности, могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и личностного развития педагогов СПО. Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной методики диагностики уровня выраженности личностных качеств педагогов профессионального образования для дальнейшего масштабирования с целью своевременно реагирования посредством организации адресных корректирующе-повышающих мероприятий.
Введение. Проблема буллинга в образовательных организациях в настоящее время признается как мировой, так и отечественной общественностью. В студенческом коллективе булинг отличается более сложной структурой, целенаправленностью и осознанностью, что обусловливает необходимость разработки коррекционных программ, учитывающих особенности его причин и протекания именно в высшей школе. Цель работы - исследовать особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Методология, методы и методики. В основу формирования теоретической базы исследования положен гуманистический подход в образовании. Для достижения поставленной цели использовались методика на выявление буллинг-структуры Е. Г. Норкиной; для выявления эмоциональных реакций тест эмоций Басса - Дарки; методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями «Стратегии совладающего поведения»; методика на определение уровня комфортности обучающихся Н. Е. Щурковой «Круги». В исследовании приняли добровольное участие 124 студента Новосибирского государственного технического университета. Результаты. Выявлены ведущие психологические роли и позиции в ситуации буллинга у студентов: «защитник» и «наблюдатель». У студентов гуманитарной и технической направленности не обнаружено достоверных различий в показателях буллинг-структуры. Более выраженными эмоциональными реакциями студентов в буллинг-ситуациях являются раздражение и обидчивость. В то же время в исследуемой выборке не выражена ни одна форма проявления агрессии. Значимых различий в двух группах не выявлено. Определены стратегии совладающего поведения: умеренно распространены все стратегии, наиболее явно выражена стратегия дистанцирования. Отмечена определенная разница в уровне комфортности в образовательной организации для студентов разных направлений: у студентов технического направления уровень комфортности незначительно выше, чем у студентов гуманитарного профиля. Научная новизна. В настоящем исследовании описаны особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Выявлена и проанализирована специфика проявления буллинг-поведения у студентов технической и гуманитарной направленности. Практическая значимость. Результаты, полученные в результате исследования, могут быть использованы (с небольшой долей адаптации) для определения ситуации буллинга в студенческом коллективе; разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на предотвращение и своевременное реагирование при обнаружении данного явления.
Введение. Математические концепции играют решающую роль в сфере образования, предоставляя структурированную основу для анализа и решения различных повседневных жизненных проблем. Стандартные педагогические методы, используемые для обучения, не всегда могут помочь учащимся освоить материал в полном объеме. Цель данного исследования - выявление трудностей, с которыми сталкиваются марокканские учащиеся средних школ при получении математических знаний, определение основных причин этих недоработок и анализ эффективных стратегий, помогающих преодолеть эти проблемы. Методология, методы и методики. В ходе исследования с учетом положений системного подхода изучались стратегии освоения математики в средней школе. Был проведен опрос, в котором приняли добровольное участие 220 марокканских учащихся средних школ, с использованием анкеты, состоящей из трех разделов с закрытыми и многовариантными вопросами, и проанализированы основные трудности при изучении курса математики. Результаты. Анализ результатов позволил выделить часто встречающиеся трудности в обучении математике в средней школе, и предложить наиболее успешные стратегии, помогающих преодолеть эти проблемы. Практическая значимость. В исследовании предложены меры по улучшению преподавания математики, которые способны помочь учителям преодолеть возникающие затруднения, а разработчикам учебных программ и авторам учебников - сделать предмет более доступным для учащихся средней школы.
Введение. Практико-ориентированный подход выполняет сегодня ключевую роль в подготовке студентов. Характеризующие его черты входят в определенное противоречие с условиями, в которых разворачивается непрерывный процесс профессионального самоопределения. Разрешение этого противоречия на основе изучения и реализации потенциала практико-ориентированной исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов является актуальной проблемой. Цель - выявить и доказать связь положительной динамики профессионального самоопределения студентов с выполнением ими практико-ориентированной исследовательской деятельности. Методология, методы и методики. В методологическом плане исследование опирается на системно-деятельностный, контекстный и исследовательский подходы, в соответствии с которыми выстроены этапы и содержание практико-ориентированной исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса в вузе. Для диагностики компонентов профессионального самоопределения студентов разработан авторский опросник. Для выявления статистически значимых различий диагностируемых компонентов в экспериментальной группе до и после поисково-преобразующего эксперимента применен G-критерий знаков. Для сравнения изменений в экспериментальной группе с изменениями в контрольной группе был использован t-критерий Стьюдента. Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности практико-ориентированной исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении студентов, в том числе повышение уровня осознанности и субъектности профессионального самоопределения, познавательной активности и самостоятельности, развитие необходимых для этого когнитивных процессов; преодоление разрыва между теоретическими знаниями и их практическим применением и др. Определены и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие повышению уровня профессионального самоопределения студентов в процессе практико-ориентированной исследовательской деятельности. Экспериментально подтверждена связь положительной динамики развития профессионального самоопределения и степени вовлеченности студентов в практико-ориентированную исследовательскую деятельность в вузе, ее результативности и продуктивности. Практическая значимость. Разработанное методическое обеспечение применения практико-ориентированных исследовательских заданий в образовательном процессе может быть использовано для повышения эффективности содержания и совершенствования технологий педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки.
Введение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы. Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения. Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/