Введение. Проблема буллинга в образовательных организациях в настоящее время признается как мировой, так и отечественной общественностью. В студенческом коллективе булинг отличается более сложной структурой, целенаправленностью и осознанностью, что обусловливает необходимость разработки коррекционных программ, учитывающих особенности его причин и протекания именно в высшей школе. Цель работы - исследовать особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Методология, методы и методики. В основу формирования теоретической базы исследования положен гуманистический подход в образовании. Для достижения поставленной цели использовались методика на выявление буллинг-структуры Е. Г. Норкиной; для выявления эмоциональных реакций тест эмоций Басса - Дарки; методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями «Стратегии совладающего поведения»; методика на определение уровня комфортности обучающихся Н. Е. Щурковой «Круги». В исследовании приняли добровольное участие 124 студента Новосибирского государственного технического университета. Результаты. Выявлены ведущие психологические роли и позиции в ситуации буллинга у студентов: «защитник» и «наблюдатель». У студентов гуманитарной и технической направленности не обнаружено достоверных различий в показателях буллинг-структуры. Более выраженными эмоциональными реакциями студентов в буллинг-ситуациях являются раздражение и обидчивость. В то же время в исследуемой выборке не выражена ни одна форма проявления агрессии. Значимых различий в двух группах не выявлено. Определены стратегии совладающего поведения: умеренно распространены все стратегии, наиболее явно выражена стратегия дистанцирования. Отмечена определенная разница в уровне комфортности в образовательной организации для студентов разных направлений: у студентов технического направления уровень комфортности незначительно выше, чем у студентов гуманитарного профиля. Научная новизна. В настоящем исследовании описаны особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Выявлена и проанализирована специфика проявления буллинг-поведения у студентов технической и гуманитарной направленности. Практическая значимость. Результаты, полученные в результате исследования, могут быть использованы (с небольшой долей адаптации) для определения ситуации буллинга в студенческом коллективе; разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на предотвращение и своевременное реагирование при обнаружении данного явления.
Идентификаторы и классификаторы
Наиболее распространенной стратегией совладающего поведения являются дистанцирование и бегство-избегание, что может свидетельствовать о снижении значимости проблемы и степени эмоциональной вовлеченности в конфликтную ситуацию. Такие стратегии, как конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование решения проблемы, положительная переоценка, используются умеренно всеми респондентами.
Список литературы
1. Olweus D. School bullying: development and some important challenges. Annual Review of Clinical Psychology. 2013;9:751-780. DOI: 10.1146/annurev-clinpsy-050212-185516
2. Фомина А.В., Молчанова Л.Н. Современные представления о школьном буллинге в России и за рубежом. Коллекция гуманитарных исследований. 2020;3(23):6-12. DOI: 10.21626/jchr/2020-2(23)/1 EDN: UFXHFV
3. Кривцова С.В., Шапкина А.Н. Особенности школьного буллинга, создающие проблемы его выявления. Вопросы психологии. 2022;68(2):26-39. Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 15.12.2024). EDN: IDJPDM
4. Груздева А.И. Теоретический анализ понятия буллинг и его видов. Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2023;6:60-66. Режим доступа: http://psikhologiya-v-krimu-puti-razvitiya.online (дата обращения: 15.12.2024). EDN: UDNHTU
5. Foody M., Samara M., O’Higgins Norman J. Bullying by siblings and peers: poly-setting victimization and the association with problem behaviours and depression. British Journal of Educational Psychology. 2020;90:138-157. DOI: 10.1111/bjep.12311 EDN: VANZVN
6. Покровская С.Е., Чекановская И.А. Особенности буллинга в подростковом и юношеском возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022;3(86):73-77. Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/57698 (дата обращения: 15.12.2024). EDN: BCGZBV
7. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте. Психологическая наука и образование. 2019;24(4):62-71. DOI: 10.17759/pse.2019240405 EDN: UWRQMZ
8. Hellstrom L., Beckman L. Adolescents’ perception of gender differences in bullying. Scandinavian Journal of Psychology. 2020;61:90-96. DOI: 10.1111/sjop.12523
9. Abacioglu C.S., Epskamp S., Fischer A.H., Volman M. Effects of multicultural education on student engagement in lowand high-concentration classrooms: the mediating role of student relationships. Learning Environments Research. 2023;26:951-975. DOI: 10.1007/s10984-023-09462-0 EDN: OINKHZ
10. Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А., Фомина А.В., Прокофьева А.А. Особенности статусноролевой структуры риска школьного буллинга среди подростков. Перспективы науки и образования. 2022;4 (58):440-456. doi:0.32744/pse.2022.4.26. EDN: TQEWNL
11. Al Qudah M.F., Al-Barashdi H.S., Hassan E.M.A.H., Albursan I.S., Heilat M.Q., Bakhiet S.F.A., Al-Khadher M.A. Psychological security, psychological loneliness, and age as the predictors of cyber-bullying among university students. Community Mental Health Journal. 2020;56:393-403. DOI: 10.1007/s10597-019-00455-z EDN: JZRSRN
12. Pichel R., Foody M., Norman J., Feijóo S., Varela J., Rial A. Bullying, cyberbullying and the overlap: what does age have to do with it? Sustainability (Switzerland). 2021;13(15). DOI: 10.3390/su13158527
13. Назаров В.Л., Авербух Н.В., Буйначева А.В. Буллинг и кибербуллинг в современной школе. Образование и наука. 2022;24(2):169-205. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-169-205 EDN: DDEWPH
14. Muresan L.M. Bullying аnd cyberbullying proximal and specific differences in middle schools in Romania. European Proceedings of Conference: Education, Reflection, Development, Seventh Edition. 2020:536-544. DOI: 10.15405/epsbs.2020.06.53
15. Tay E.M.K. Revisiting the definition of bullying in the context of higher education. International Journal of Bullying Prevention. 2023. DOI: 10.1007/s42380-023-00199-1
16. Tight M. Bullying in higher education: an endemic problem? Tertiary Education and Management. 2023;29:123-137. DOI: 10.1007/s11233-023-09124-z EDN: YUHNWJ
17. Петросянц В.Р., Гридяева Л.Н., Арпентьева М.Р. Буллинг и проблемы психологической безопасности образования. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022;1(88):40-49. DOI: 10.24412/1999-6241-2022-188-40-49 EDN: ABQXJM
18. Ye B., Fan N., Im H., Liu M., Wang X., Yang Q. Relation between child psychological maltreatment profiles and problematic online behaviors among Chinese college students. Journal of Child and Family Studies. 2023;33:673-686. DOI: 10.1007/s10826-023-02631-y EDN: ADZDOW
19. Бочавер А.А. Школьный опытбуллинга и актуальное благополучие у студентов.Психологическая наука и образование. 2021;26(2):17-27. DOI: 10.17759/pse.2021260202 EDN: MSAFFY
20. Segovia-González M.M., Ramírez-Hurtado J. M., Contreras I. Analyzing the risk of being a victim of school bullying. The relevance of students’ self-perceptions. Child Indicators Research. 2023;6:2141-2163. DOI: 10.1007/s12187-023-10045-x EDN: XYQZTG
21. Sharif-Nia H., Marôco J., Rahmatpour P., Allen K.A., Kaveh O., Hoseinzadeh E. Bullying behaviors and intention to drop-out among nursing students: the mediation roles of sense of belonging and major satisfaction. Sharif-Nia et al. BMC Nursing. 2023;22:417. DOI: 10.1186/s12912-023-01584-3
22. Murphy D., Leonard S.J., Taylor L.K., Santos F.H. Educational achievement and bullying: the mediating role of psychological difficulties. British Journal of Educational Psychology. 2022;92:1487- 1501. DOI: 10.1111/bjep.12511 EDN: TGIDOX
23. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. Москва: Генезис; 2012. 264 с. Режим доступа: https://www.psychol-ok.ru/lib/roland_e/kotvs/kotvs_03.html (дата обращения: 15.12.2024).
24. Berkowitz R., Winstok Z. The association between teacher-student and peer relationships and the escalation of peer school victimization. Child Indicators Research. 2022;15:2243-2265. DOI: 10.1007/s12187-022-09961-1 EDN: FCDGSY
25. Van Gils F. E., Verschueren K., Demol K., ten Bokkel I. M., Colpin H. Teachers’ bullying-related cognitions as predictors of their responses to bullying among students. British Journal of Educational Psychology. 2023;93:513-530. DOI: 10.1111/bjep.12574 EDN: NPIGXG
26. Четверикова Т.Ю. Буллинг в инклюзивной образовательной среде школы: оценка педагогических тактик. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters). 2023;7. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2023/3272.htm (дата обращения: 15.12.2024).
27. Pham Y.K., Murray C., Gau J. The inventory of teacher-student relationships: factor structure and associations with school engagement among high-risk youth. Psychology in the Schools. 2022;59:413-429. DOI: 10.1002/pits.22617 EDN: UBXKJG
28. Лепешев Д.В. Педагогический буллинг как социально-психологическая проблема. Наука и реальность / Science & Reality. 2022;2(10):6-11. Режим доступа: https://zhurnalnir.ru (дата обращения: 12.12.2024).
29. Норкина Е.Г. Методика на выявление “буллинг-структуры”. Таврический научный обозреватель. 2016;3(8):170-174. Режим доступа: http://tavr.science (дата обращения: 15.12.2024). EDN: VSLYIH
30. Резапкина Г.В. К вопросу о соотношении внутренних и внешних мотивов поведения. Психолого-экономические исследования. 2020;7(3):79-84. Режим доступа: http://www.cper.ru (дата обращения: 15.12.2024). EDN: IIEUBP
31. Романова М.В., Фролкина А.В. Особенности проявления школьного буллинга у подростков.russian Journal of Education and Psychology. 2021;12(3):63-73. DOI: 10.12731/2658-4034-2021-123-63-73
32. Wandera S.O., Clarke K., Knight L., Naker D., Devries K. Violence against children perpetrated by peers: A cross-sectional school-based survey in Uganda. Child Abuse and Neglect. 2017;68:65-73. DOI: 10.1016/j.chiabu.2017.04.006 EDN: YYRMAH
33. Waasdorp T.E., Fu R., Clary L.K., Bradshaw C.P. School climate and bullying bystander responses in middle and high school. Journal of Applied Developmental Psychology. 2022;80. DOI: 10.1016/j.appdev.2022.101412
34. Strindberg J., Horton P., Thornberg R. Coolness and social vulnerability: Swedish pupils’ reflections on participant roles in school bullying. Research Papers in Education. 2020;35(5):603-622. DOI: 10.1080/02671522.2019.1615114
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Проблематика профессионального развития педагогов является актуальной проблемой современного этапа развития образования, и поиск научно-обоснованных способов совершенствования данного процесса чрезвычайно важен для достижения целей современного образования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, какие модели управления школой в настоящее время наиболее актуальны для профессионального развития педагогов. Методология, методы и методики. В качестве концептуальной рамки в исследовании использовалась модель профессионального развития D. Clarke и H. Hollingsworth, результаты исследования Н. В. Сторчак, в котором выделены компоненты деятельности руководителя, связанного с профессиональным развитием педагогов. В статье представлены результаты качественного исследования менеджериальных практик руководителей образовательных организаций на основе полуструктурированных интервью педагогов (n = 15), руководителей (директоров) (n = 8), заместителей директоров (n = 2) и руководителей методических объединений педагогов (n = 4), образовательных организаций (n = 9). Результаты и научная новизна. В результате исследования были выявлены модели управления профессиональным развитием педагогов в общеобразовательных организациях - исполнительская, направленная на четкое следование требованиям организации профессионального развития (повышения квалификации) педагогов, и стимулирующая, предполагающая целенаправленную работу руководителя школы по организации профессионального развития. Данные модели соотнесены с моделями управления качеством образования реализуемых директорами школ. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента для руководителей общеобразовательных организаций в организации эффективного управления профессиональным развитием педагогов.
Введение. Проблема несоответствия качества специалистов, которых готовит система профессионального образования, запросам рынка труда и потребностям экономики в целом обостряется с каждым годом. При этом ключевой фигурой в обеспечении качества профессионального образования в новых реалиях является педагог профессионального образования. Уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения напрямую связан с образовательными результатами, эффективность же работы педагогического работника имеет прямую связь с его личностными качествами. Цель статьи - выявление ключевых для профессионально-педагогической деятельности психологических характеристик педагогов профессионального образования. Методология, методы и методики. Исследование проведено с учетом основных позиций личностно-ориентированного (Е. Н. Волкова, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) и практико-ориентированного (В. И. Блинов, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou) подходов. В исследовании приняли участие педагогические работники организаций системы среднего профессионального образования Свердловской и Тамбовской областей Российской Федерации (n = 213). Для диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей педагогов профессионального образования были применены индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик и краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, для анализа полученных результатов использовались методы статистического анализа: дескриптивная статистика и корреляционный анализ - непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, кластерный анализ. Результаты. Анализируемые характеристики были объединены в 3 ярко выраженных кластера: внутренняя восприимчивость и рефлексивность; защитный; деятельностный. Сензитивность, ригидность и спонтанность определены как доминирующие качества педагогов профессионального образования. Названы две негативные тенденции в личностном портрете педагога профессионального образования (тревожность и ригидность) и одна положительная (лабильность). Научная новизна. Полученные в ходе апробации результаты в виде личностных качеств педагогов профессионального образования, способствующих и препятствующих эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности, могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и личностного развития педагогов СПО. Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной методики диагностики уровня выраженности личностных качеств педагогов профессионального образования для дальнейшего масштабирования с целью своевременно реагирования посредством организации адресных корректирующе-повышающих мероприятий.
Онлайн-коммуникация и цифровой этикет стали неотъемлемыми компонентами высшего образования, требуя всестороннего понимания их эволюции и текущего состояния. Цель исследования - предоставить целостный обзор развития научной мысли в области сетевой коммуникации и цифрового этикета в высшем образовании, предлагая понимание текущего состояния и перспектив развития этой области. Методология и методы. В исследовании применяется библиометрический анализ метаданных 9039 статей, индексированных в Web of Science с 1975 по 2024 гг. Используются количественные библиометрические методы для описания и визуализации эволюции области за 49 лет при изучении динамики роста публикаций, продуктивности авторов, а также социальных, интеллектуальных и концептуальных структур. Результаты показывают устойчивый рост публикационной активности, особенно заметный с 2019 г., с вкладом из различных дисциплин, включая образование, информатику, коммуникационные исследования, социологию, психологию и менеджмент. Исследовательское сообщество демонстрирует глобальный характер, по количеству авторов лидируют США, Китай и Великобритания. Выявлено 12 ключевых исследовательских тем, доминирующих в научном дискурсе, от современных подходов к образованию в цифровую эпоху до совместного создания ценности в цифровой среде. Научная новизна. Всесторонний анализ предоставляет уникальную перспективу эволюции и текущего состояния исследований в области культуры сетевого общения и цифрового этикета в высшем образовании. Выявляя ключевые темы и тенденции, исследование способствует более глубокому пониманию развития области и ее междисциплинарного характера. Практическая значимость. В работе предложены ценные идеи для педагогов, исследователей и политиков в системе высшего образования, информация о стратегиях улучшения практик онлайн-коммуникации и цифрового этикета.
Введение. Математические концепции играют решающую роль в сфере образования, предоставляя структурированную основу для анализа и решения различных повседневных жизненных проблем. Стандартные педагогические методы, используемые для обучения, не всегда могут помочь учащимся освоить материал в полном объеме. Цель данного исследования - выявление трудностей, с которыми сталкиваются марокканские учащиеся средних школ при получении математических знаний, определение основных причин этих недоработок и анализ эффективных стратегий, помогающих преодолеть эти проблемы. Методология, методы и методики. В ходе исследования с учетом положений системного подхода изучались стратегии освоения математики в средней школе. Был проведен опрос, в котором приняли добровольное участие 220 марокканских учащихся средних школ, с использованием анкеты, состоящей из трех разделов с закрытыми и многовариантными вопросами, и проанализированы основные трудности при изучении курса математики. Результаты. Анализ результатов позволил выделить часто встречающиеся трудности в обучении математике в средней школе, и предложить наиболее успешные стратегии, помогающих преодолеть эти проблемы. Практическая значимость. В исследовании предложены меры по улучшению преподавания математики, которые способны помочь учителям преодолеть возникающие затруднения, а разработчикам учебных программ и авторам учебников - сделать предмет более доступным для учащихся средней школы.
Введение. Практико-ориентированный подход выполняет сегодня ключевую роль в подготовке студентов. Характеризующие его черты входят в определенное противоречие с условиями, в которых разворачивается непрерывный процесс профессионального самоопределения. Разрешение этого противоречия на основе изучения и реализации потенциала практико-ориентированной исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов является актуальной проблемой. Цель - выявить и доказать связь положительной динамики профессионального самоопределения студентов с выполнением ими практико-ориентированной исследовательской деятельности. Методология, методы и методики. В методологическом плане исследование опирается на системно-деятельностный, контекстный и исследовательский подходы, в соответствии с которыми выстроены этапы и содержание практико-ориентированной исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса в вузе. Для диагностики компонентов профессионального самоопределения студентов разработан авторский опросник. Для выявления статистически значимых различий диагностируемых компонентов в экспериментальной группе до и после поисково-преобразующего эксперимента применен G-критерий знаков. Для сравнения изменений в экспериментальной группе с изменениями в контрольной группе был использован t-критерий Стьюдента. Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности практико-ориентированной исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении студентов, в том числе повышение уровня осознанности и субъектности профессионального самоопределения, познавательной активности и самостоятельности, развитие необходимых для этого когнитивных процессов; преодоление разрыва между теоретическими знаниями и их практическим применением и др. Определены и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие повышению уровня профессионального самоопределения студентов в процессе практико-ориентированной исследовательской деятельности. Экспериментально подтверждена связь положительной динамики развития профессионального самоопределения и степени вовлеченности студентов в практико-ориентированную исследовательскую деятельность в вузе, ее результативности и продуктивности. Практическая значимость. Разработанное методическое обеспечение применения практико-ориентированных исследовательских заданий в образовательном процессе может быть использовано для повышения эффективности содержания и совершенствования технологий педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки.
Введение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы. Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения. Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/