Введение. Практико-ориентированный подход выполняет сегодня ключевую роль в подготовке студентов. Характеризующие его черты входят в определенное противоречие с условиями, в которых разворачивается непрерывный процесс профессионального самоопределения. Разрешение этого противоречия на основе изучения и реализации потенциала практико-ориентированной исследовательской деятельности в развитии профессионального самоопределения студентов является актуальной проблемой. Цель - выявить и доказать связь положительной динамики профессионального самоопределения студентов с выполнением ими практико-ориентированной исследовательской деятельности. Методология, методы и методики. В методологическом плане исследование опирается на системно-деятельностный, контекстный и исследовательский подходы, в соответствии с которыми выстроены этапы и содержание практико-ориентированной исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса в вузе. Для диагностики компонентов профессионального самоопределения студентов разработан авторский опросник. Для выявления статистически значимых различий диагностируемых компонентов в экспериментальной группе до и после поисково-преобразующего эксперимента применен G-критерий знаков. Для сравнения изменений в экспериментальной группе с изменениями в контрольной группе был использован t-критерий Стьюдента. Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности практико-ориентированной исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении студентов, в том числе повышение уровня осознанности и субъектности профессионального самоопределения, познавательной активности и самостоятельности, развитие необходимых для этого когнитивных процессов; преодоление разрыва между теоретическими знаниями и их практическим применением и др. Определены и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие повышению уровня профессионального самоопределения студентов в процессе практико-ориентированной исследовательской деятельности. Экспериментально подтверждена связь положительной динамики развития профессионального самоопределения и степени вовлеченности студентов в практико-ориентированную исследовательскую деятельность в вузе, ее результативности и продуктивности. Практическая значимость. Разработанное методическое обеспечение применения практико-ориентированных исследовательских заданий в образовательном процессе может быть использовано для повышения эффективности содержания и совершенствования технологий педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки.
Идентификаторы и классификаторы
Практическая значимость исследования состоит в потенциальном использовании его результатов (диагностической методики, содержания и алгоритмов решения контекстных заданий исследовательского типа в рамках учебных курсов и педагогической практики, программы практико-ориентированной исследовательской деятельности и ее методического обеспечения) для повышения эффективности содержания и технологий педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических направлений подготовки.
Список литературы
1. Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества. Образование и наука. 2015;(7):4-23. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-4-23 EDN: UGVBFL
2. Басюк В.С., Казакова Е.И., Врублевская Е.Г. Результаты мониторинга педагогического образования: ценностно-смысловая интерпретация. Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022;4:152-168. DOI: 10.34823/332.2022.1.51747
3. Загвязинский В.И., Шафранов-Куцев Г.Ф., Андреева О.С.. Подготовка педагогаисследователя в университетском образовании. Тюмень. Тюменский государственный университет; 2017. 162 c. Режим доступа: https://www.directmedia.ru/book-573758-podgotovka-pedagoga-issledovatelya-v-universitetskom (дата обращения: 27.11.2024).
4. Кригер Е.Э. Сопровождение профессионального самоопределения педагога в ситуациях неопределенности. Вестник РГГУ. Серия “Психология. Педагогика. Образование”. 2018;11(1):27-37. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-1-27-37 EDN: UTXSEA
5. Zeichner K., Diniz-Pereira J. Investigación de los educadores y formación docente orientada a la transformación social. Revista Interamericana de Educación de Adultos. 2006;28(2):137-151. Accessed November 11, 2024. https://www.redalyc.org/pdf/4575/457545086006.pdf.
6. Zuber-Skerritt O. An educational framework for participatory action learning and action research (PALAR). Educational Action Research. 2018;26(4):513-532. DOI: 10.1080/09650792.2018.1464939
7. Guilfoyle L., McCormack O., Erduran S. The role of research experiences in developing pre-service teachers’ epistemic beliefs. Teaching and Teacher Education. 2024;144. DOI: 10.1016/j.tate.2024.104599
8. Sayago Z., Chacón M. Las prácticas profesionales en la formación docente: hacia un nuevo diario de ruta. Educere. 2006;10(32):55-66. Accessed November 11, 2024. https://www.scienceopen.com/document?vid=797cbbaf-e677-4361-9ad5-9697858887d1.
9. Carr W., Kemmis S. Becoming Critical: Education Knowledge and Action Research. Taylor & Francis; 2003. 260 p. DOI: 10.4324/9780203496626
10. Гусева И.В. Исследование процесса выбора профессии студентами. Научные труды СевероЗападного института управления. 2018;9(4-36):133-138.
11. Лях П.П. Выбор профессии как начальная стадия профессиональной социализации студента. Ученые заметки ТОГУ. 2018;9(4):185-189. Режим доступа: https://togudv.ru/media/ejournal/articles-2019/TGU_9_384.pdf (дата обращения: 27.11.2024). EDN: YYHNGX
12. Романова А.В. Уровень осознанности профессионального выбора у студентов на разных этапах обучения в вузе. Инновационное социально ориентированное развитие России: материалы I Всероссийской научно-практической конференции; 31 октября 2016 г. Томск: Профессиональная наука; 2016:496-501. EDN: WZVKCJ
13. Туарменский В.В., Иванов Е.С., Барановский А.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного вуза. Человеческий капитал. 2017;6(102):49-51. EDN: YUMXNH
14. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе (по материалам межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.). Вопросы образования. 2020;1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studencheskoy-molodezhi-o-professionalnom-vybore-po-materialam-mezhregionalnyh-sotsiologicheskih-issledovaniy-2006 (дата обращения: 05.11.2024).
15. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи. Вестник практической психологии образования. 2007;4(3):42-45. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28855 (дата обращения: 27.11.2024). EDN: YHKYTP
16. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019;1(53):76- 83. EDN: XYHGMN
17. Повшедная Ф.В., Канакова А.Е. Опытно-экспериментальное исследование по формированию уровней развития профессионального самоопределения студентов ссуза. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;4(24):200-207. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnoe-issledovanie-po-formirovaniyu-urovney-razvitiya-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-ssuza (дата обращения: 27.11.2024). EDN: TPHDUP
18. Блинов В.И. Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Самоопределение личности в условиях неопределенности. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С. Н. Чистяковой, 24 апреля 2020 г. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева; 2020:34-39. Режим доступа: https://rcpomo.ggtu.ru/wp-content/uploads/content/metodicheskij_kabinet/research/blinov_v.i./Samoopredelenie%20lichnosti%20v%20usloviyah%20neopredelennosti.pdf (дата обращения: 27.11.2024). EDN: KLVNTH
19. Кузнецова Т.В. Роль профессионального самоопределения в формировании учебной мотивации студентов вуза. Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2020;2:114-119. EDN: BSSIEK
20. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики “Уровень субъективного контроля”. Психологический журнал. 1999;2:43-51. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/85124.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
21. Белякова Е.Г., Быков С.А. Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов. Национальный психологический журнал. 2022;4(48):29-41. DOI: 10.11621/npj.2022.0404 EDN: NJOMJM
22. Кулакова А.И. Особенности формирования осознанности профессионального выбора в период общего обучения. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015;21(1):78-82. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-osoznannosti-professionalnogo-vybora-v-period-obschego-obucheniya (дата обращения: 27.11.2024). EDN: TQKSXX
23. Озерина А.А., Ульянина О.А. Особенности социокультурной идентичности современного студента. Образование и наука. 2023;25(2):164-190. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-164-190 EDN: DBMHDC
24. Шнейдер Л. Б.Профессиональная идентичностьв информационном обществе: тиски и объятия цифровизации. Психея и Пневма: Проблемы формирования профессиональной идентичности у лиц помогающих профессий: материалы XV Сретенской Международной научно-практической конференции, 24-25 февраля 2022 г. Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия; 2022:5-9.
25. Черевко М.А. Динамика профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей вузов: социологический анализ. Власть и управление на Востоке России. 2011;2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-vuzov-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 27.11.2024).
26. Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования. Образование и наука. 2020;22(1):84-112. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-84-112 EDN: JEMWRV
27. Бережнова Е.В., Петрова Л.А. Основные функции обращения к практике в прикладном педагогическом исследовании. Гуманитарные науки и образование. 2021;12(2-46):12-19. DOI: 10.51609/2079-3499_2021_12_02_12 EDN: XWGGRB
28. Сергеев И.С., Родичев Н.Ф., Сикорская-Деканова М.А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза. Профессиональное образование и рынок труда. 2018;4:39-50. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-i-ego-soprovozhdenie-v-postindustrialnom-mire-popytka-prognoza (дата обращения: 27.11.2024). EDN: YSJWBN
29. Brew A., Saunders C. Making sense of research-based learning in teacher education. Teaching and Teacher Education/ 2020;87. DOI: 10.1016/j.tate.2019.102935
30. Griffioen D.M.E. The influence of undergraduate students’ research attitudes on their intentions for research usage in their future professional practice. Innovations in Education and Teaching International. 2018;56(2):162-172. DOI: 10.1080/14703297.2018.1425152
31. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения. Поволжский педагогический вестник. 2016;2(11):76-81. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-kak-faktor-lichnostnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 27.11.2024). EDN: XQXYIF
32. Zeivots S., Buchanan, J.D., Pressick-Kilborn K. Pre-service teachers becoming researchers: the role of professional learning groups in creating a community of inquiry. Australian Educational Researcher. 2024;51:463-480. DOI: 10.1007/s13384-022-00589-2 EDN: VLVJUZ
33. АнтоноваМ.В.Характеристикасистемыподготовкибудущихпедагоговкпрофориентационной деятельности в общем образовании. В книге: Подуфалов Н.Д. Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении: сборник научных трудов. Москва: ООО Издательство “Экон-Информ”; 2024:217-226.
34. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда. Профессиональное образование и рынок труда. 2020;3:72-85. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10310 EDN: CEYVRR
35. Белякова Е.Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов: ценностно-смысловой подход. Инновационные проекты и программы в образовании. 2018;4:64-72. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-buduschih-pedagogov-tsennostno-smyslovoy-podhod (дата обращения: 27.11.2024). EDN: VNXSTZ
36. Shaw N. Pre-service teachers as researchers of educational practices: effects on students’ narration of their learner autobiography. Teaching and Teacher Education. 2023;128. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104119
37. Finefter-Rosenbluh I., Power K. Exploring preservice teachers’ professional vision: modes of isolation, ethical noticing, and anticipation in research communities of practice. Teaching and Teacher Education. 2023;132. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104245
38. Плотникова Н.Н. Динамика образа карьеры студентов педагогических специальностей в процессе профессионального образования. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017;4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-obraza-kariery-studentov-pedagogicheskih-spetsialnostey-v-protsesse-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 27.11.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Проблематика профессионального развития педагогов является актуальной проблемой современного этапа развития образования, и поиск научно-обоснованных способов совершенствования данного процесса чрезвычайно важен для достижения целей современного образования. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить, какие модели управления школой в настоящее время наиболее актуальны для профессионального развития педагогов. Методология, методы и методики. В качестве концептуальной рамки в исследовании использовалась модель профессионального развития D. Clarke и H. Hollingsworth, результаты исследования Н. В. Сторчак, в котором выделены компоненты деятельности руководителя, связанного с профессиональным развитием педагогов. В статье представлены результаты качественного исследования менеджериальных практик руководителей образовательных организаций на основе полуструктурированных интервью педагогов (n = 15), руководителей (директоров) (n = 8), заместителей директоров (n = 2) и руководителей методических объединений педагогов (n = 4), образовательных организаций (n = 9). Результаты и научная новизна. В результате исследования были выявлены модели управления профессиональным развитием педагогов в общеобразовательных организациях - исполнительская, направленная на четкое следование требованиям организации профессионального развития (повышения квалификации) педагогов, и стимулирующая, предполагающая целенаправленную работу руководителя школы по организации профессионального развития. Данные модели соотнесены с моделями управления качеством образования реализуемых директорами школ. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента для руководителей общеобразовательных организаций в организации эффективного управления профессиональным развитием педагогов.
Введение. Проблема несоответствия качества специалистов, которых готовит система профессионального образования, запросам рынка труда и потребностям экономики в целом обостряется с каждым годом. При этом ключевой фигурой в обеспечении качества профессионального образования в новых реалиях является педагог профессионального образования. Уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения напрямую связан с образовательными результатами, эффективность же работы педагогического работника имеет прямую связь с его личностными качествами. Цель статьи - выявление ключевых для профессионально-педагогической деятельности психологических характеристик педагогов профессионального образования. Методология, методы и методики. Исследование проведено с учетом основных позиций личностно-ориентированного (Е. Н. Волкова, S. Lee, E. Tadesse, H. Yin) и практико-ориентированного (В. И. Блинов, S. Billett, A. Ibrahim, N. Zhou) подходов. В исследовании приняли участие педагогические работники организаций системы среднего профессионального образования Свердловской и Тамбовской областей Российской Федерации (n = 213). Для диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей педагогов профессионального образования были применены индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик и краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик, для анализа полученных результатов использовались методы статистического анализа: дескриптивная статистика и корреляционный анализ - непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, кластерный анализ. Результаты. Анализируемые характеристики были объединены в 3 ярко выраженных кластера: внутренняя восприимчивость и рефлексивность; защитный; деятельностный. Сензитивность, ригидность и спонтанность определены как доминирующие качества педагогов профессионального образования. Названы две негативные тенденции в личностном портрете педагога профессионального образования (тревожность и ригидность) и одна положительная (лабильность). Научная новизна. Полученные в ходе апробации результаты в виде личностных качеств педагогов профессионального образования, способствующих и препятствующих эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности, могут служить основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения и личностного развития педагогов СПО. Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанной методики диагностики уровня выраженности личностных качеств педагогов профессионального образования для дальнейшего масштабирования с целью своевременно реагирования посредством организации адресных корректирующе-повышающих мероприятий.
Введение. Проблема буллинга в образовательных организациях в настоящее время признается как мировой, так и отечественной общественностью. В студенческом коллективе булинг отличается более сложной структурой, целенаправленностью и осознанностью, что обусловливает необходимость разработки коррекционных программ, учитывающих особенности его причин и протекания именно в высшей школе. Цель работы - исследовать особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Методология, методы и методики. В основу формирования теоретической базы исследования положен гуманистический подход в образовании. Для достижения поставленной цели использовались методика на выявление буллинг-структуры Е. Г. Норкиной; для выявления эмоциональных реакций тест эмоций Басса - Дарки; методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями «Стратегии совладающего поведения»; методика на определение уровня комфортности обучающихся Н. Е. Щурковой «Круги». В исследовании приняли добровольное участие 124 студента Новосибирского государственного технического университета. Результаты. Выявлены ведущие психологические роли и позиции в ситуации буллинга у студентов: «защитник» и «наблюдатель». У студентов гуманитарной и технической направленности не обнаружено достоверных различий в показателях буллинг-структуры. Более выраженными эмоциональными реакциями студентов в буллинг-ситуациях являются раздражение и обидчивость. В то же время в исследуемой выборке не выражена ни одна форма проявления агрессии. Значимых различий в двух группах не выявлено. Определены стратегии совладающего поведения: умеренно распространены все стратегии, наиболее явно выражена стратегия дистанцирования. Отмечена определенная разница в уровне комфортности в образовательной организации для студентов разных направлений: у студентов технического направления уровень комфортности незначительно выше, чем у студентов гуманитарного профиля. Научная новизна. В настоящем исследовании описаны особенности проявления буллинга в студенческом коллективе. Выявлена и проанализирована специфика проявления буллинг-поведения у студентов технической и гуманитарной направленности. Практическая значимость. Результаты, полученные в результате исследования, могут быть использованы (с небольшой долей адаптации) для определения ситуации буллинга в студенческом коллективе; разработки профилактических и коррекционных программ, направленных на предотвращение и своевременное реагирование при обнаружении данного явления.
Онлайн-коммуникация и цифровой этикет стали неотъемлемыми компонентами высшего образования, требуя всестороннего понимания их эволюции и текущего состояния. Цель исследования - предоставить целостный обзор развития научной мысли в области сетевой коммуникации и цифрового этикета в высшем образовании, предлагая понимание текущего состояния и перспектив развития этой области. Методология и методы. В исследовании применяется библиометрический анализ метаданных 9039 статей, индексированных в Web of Science с 1975 по 2024 гг. Используются количественные библиометрические методы для описания и визуализации эволюции области за 49 лет при изучении динамики роста публикаций, продуктивности авторов, а также социальных, интеллектуальных и концептуальных структур. Результаты показывают устойчивый рост публикационной активности, особенно заметный с 2019 г., с вкладом из различных дисциплин, включая образование, информатику, коммуникационные исследования, социологию, психологию и менеджмент. Исследовательское сообщество демонстрирует глобальный характер, по количеству авторов лидируют США, Китай и Великобритания. Выявлено 12 ключевых исследовательских тем, доминирующих в научном дискурсе, от современных подходов к образованию в цифровую эпоху до совместного создания ценности в цифровой среде. Научная новизна. Всесторонний анализ предоставляет уникальную перспективу эволюции и текущего состояния исследований в области культуры сетевого общения и цифрового этикета в высшем образовании. Выявляя ключевые темы и тенденции, исследование способствует более глубокому пониманию развития области и ее междисциплинарного характера. Практическая значимость. В работе предложены ценные идеи для педагогов, исследователей и политиков в системе высшего образования, информация о стратегиях улучшения практик онлайн-коммуникации и цифрового этикета.
Введение. Математические концепции играют решающую роль в сфере образования, предоставляя структурированную основу для анализа и решения различных повседневных жизненных проблем. Стандартные педагогические методы, используемые для обучения, не всегда могут помочь учащимся освоить материал в полном объеме. Цель данного исследования - выявление трудностей, с которыми сталкиваются марокканские учащиеся средних школ при получении математических знаний, определение основных причин этих недоработок и анализ эффективных стратегий, помогающих преодолеть эти проблемы. Методология, методы и методики. В ходе исследования с учетом положений системного подхода изучались стратегии освоения математики в средней школе. Был проведен опрос, в котором приняли добровольное участие 220 марокканских учащихся средних школ, с использованием анкеты, состоящей из трех разделов с закрытыми и многовариантными вопросами, и проанализированы основные трудности при изучении курса математики. Результаты. Анализ результатов позволил выделить часто встречающиеся трудности в обучении математике в средней школе, и предложить наиболее успешные стратегии, помогающих преодолеть эти проблемы. Практическая значимость. В исследовании предложены меры по улучшению преподавания математики, которые способны помочь учителям преодолеть возникающие затруднения, а разработчикам учебных программ и авторам учебников - сделать предмет более доступным для учащихся средней школы.
Введение. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию качественного образования с включением продуктивного обучения, ориентированного на диалог, в котором участвуют все субъекты образовательной деятельности. Потенциал диалога пока еще не до конца раскрыт школой, редко используется на практике, поэтому важно определить новую организацию совместной деятельности учителя и учащихся, в которой развивается идея познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Цель заключается в определении ресурсов диалогического обучения в условиях обращения к личности обучающегося и взаимодействия субъектов познавательной деятельности при обмене информацией, активном присвоении способов интеллектуальной и практической работы. Методология, методы и методики. В работе были раскрыты методологические основы диалогического обучения, включающие личностно-ориентированный, аксиологический, проблемный и деятельностный подходы. Выяснилось, что объединяет все выявленные подходы личностно-ориентированный, предполагающий учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности в процессе организации диалогового взаимодействия и определения динамики развития обучающихся. В процессе исследования использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики организации диалогического обучения. Результаты. Представлена многомерность диалога в образовательном процессе, который подчеркивает образ человека, его субъектность и индивидуальность в условиях диалогового взаимодействия. Определяется потенциал диалога в процессе обращения к культуре как преобразующей деятельности человека. Диалогическое обучение реализует несколько функций в современном образовании, которые обеспечивают разностороннее развитие личности, ее творческое самовыражение: образовательная, воспитательная, развивающая, функция диалогового взаимодействия. В результате выполнения исследования представлены перспективные инструменты диалогического обучения: вопросно-ответная организация познавательной деятельности; учебный диалог, групповое обсуждение проблемы, парная форма взаимодействия. Научная новизна. Диалогическое обучение рассматривается как система, в центре которой находится субъект диалога, способный преобразовать себя в условиях комплекса межличностных отношений. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике среднего и высшего образования. Предлагаемые инструменты диалогического обучения могут найти применение в образовательной деятельности с учетом характеристик субъектов диалогического обучения, особенностей диалоговых отношений, потенциала коммуникативного взаимодействия.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/