Статья: «Парадный» портрет учащихся государственных трудовых резервов (1940–1950‑е гг.) (2025)

Читать онлайн

Введение. Создание в 1940 г. государственных трудовых резервов СССР сопровождалось формированием специфической социокультурной среды, которая до настоящего времени остается практически не изученной.

Постановка задачи. Цель исследования – выявление устойчивых, целостных образов учащихся, составляющих основу их «парадного портрета», заданных официальной государственной идеологией и практикой функционирования системы государственных трудовых резервов как совокупности характерных черт поведения и поступков, а также ментальных установок этой социальной группы.

Методика и методология исследования. Методологической базой исследования выступали концепции исторической имагологии, структурно-семиотического направления теории рецепции. В работе применялся синтез макро- и микроподходов исторического исследования, направленных на реконструкцию целостных образов учащихся на основе методов контент-анализа различных источников: официальных нормативно-правовых и делопроизводственных документов, газетных публикаций, художественной литературы и советских плакатов.

Результаты. 1. Выделено четыре устойчивых, целостных образа учащихся системы государственных трудовых резервов, в основе которых лежали поведенческие практики и ментальные представления, составляющие их «парадный портрет». 2. «Парадность» представлена идеальными образами, недостижимыми обычным человеком со своими интересами, жизненными условиями, потребностями. 3. Несмотря на формирование специфической социокультурной среды и обособленности учащейся рабочей молодежи, выделенные образы «парадности» были типичными и ничем не отличались от большинства социальных групп советского общества.

Выводы. Результаты исследования представляют реконструкцию целостных образов учащихся и могут использоваться при исследовании повседневности и социокультурного портрета учащейся молодежи в советский период.

Ключевые фразы: государственные трудовые резервы, «парадный портрет» учащегося государственных трудовых резервов, школы фзо, ремесленные училища, железнодорожные училища
Автор (ы): Ларионова Марина Бариевна, Заглодина Татьяна Алексеевна, Разинков Сергей Львович
Журнал: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
377. Профессиональное и среднее специальное образование
Префикс DOI
10.20913/2618-7515-2025-1-8
Для цитирования:
ЛАРИОНОВА М. Б., ЗАГЛОДИНА Т. А., РАЗИНКОВ С. Л. «ПАРАДНЫЙ» ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ (1940–1950‑Е ГГ.) // ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2025. Т. 15, № 1
Текстовый фрагмент статьи