КОЛЛЕКЦИЯ ПЕСЕННИКОВ В ЦТСФ РГГУ: ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ И ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (2024)
Традиция ведения альбомов-песенников возникла в конце XVIII, а в России была особенно популярна в XIX-XX вв. Тетради с песнями, с текстами классической литературы, пожеланиями, посланиями вели школьницы, военные, солдаты, заключенные, другие возрастные, профессиональные социальные группы.В Центре типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета хранится несколько документов, составленных в 1930-2000-х гг.: девичьи альбомы и песенники, солдатские блокноты, песенник-самиздат приходского лагеря храма свв. бесср. Космы и Дамиана. Рукописи отражают основные особенности, присущие такого рода парафольклорной письменности. Основное место в них занимают песни (баллады, романсы, эстрадные, песни из кинофильмов, пародии на шлягеры), сентенции (пожелания, наставления, умозаключения и проч.), альбомные штампы, художественные элементы (переводные картинки, рисунки, вырезки из журналов); в девичьих тетрадях есть и элементы с установкой на перформативность и коммуникативность (тексты для гадания: чихалки, икалки).В статье будет рассмотрена коллекция песенников: жанровый состав и характеристика репертуара рукописей, особенности их составления и оформления, прагматика, типологическое обозначение документов.
Идентификаторы и классификаторы
Фольклористу изучение песенников полезно по ряду причин: во-первых, они позволяют выделить определенный жанровый срез традиции, актуальный песенный репертуар эпохи, в которой создавалась рукопись, и субкультуры, членом которой был составитель (школьник, участник пионерского лагеря, солдат срочной службы, дембель); во-вторых, оформление тетради отражает культурный фон, в котором находится человек: от переводных картинок до вырезок из журналов, от рисунков вечного огня и заставок западных фильмов до портретов советских актеров; в-третьих, представляет интерес сама альбомная традиция как явление парафольклорной письменности, как занимающая «пограничное положение между ЕПР (естественной письменной речью) и ИПР (искусственной письменной речью)» [Архипова 2005, с. 185].
Список литературы
1. Архипова 2005 - Архипова Г.Ф. Девичий альбом: к вопросу о происхождении жанра // Культура и текст. 2005. № 10. С. 184-189. EDN: PAFPYF
2. Байбурин 2009а - Байбурин А.К. Альбом // Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб.: Ин-т логики, 2009. С. 20-22.
3. Байбурин 2009б - Байбурин А.К. Личная подпись // Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова. СПб.: Ин-т логики, 2009. С. 69-73.
4. Бройдо 2008 - Бройдо А. Поэзия в казармах: очерки фольклора российских солдат // Поэзия в казармах: Русский солдатский фольклор (из собрания “Боян” Андрея Бройдо, Джаны Кутьиной и Якова Бройдо) / сост. и ред. М.Л. Лурье, М.: ОГИ. 2008. С. 17-62.
5. Головин, Лурье 1998 - Девичий альбом XX века / Предисл. и публ. В.В.Головина, В.Ф. Лурье // Русский школьный фольклор: От “вызываний” Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. А.Ф. Белоусов. М.: Ладомир; ООО “Изд-во АСТ-ЛТД”, 1998. С. 269-362.
6. Калашникова 2004 - Калашникова М.В. Современный альбом: Типология, поэтика, функции: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2004. 265 с.
7. Лурье 2009 - Лурье М.Л. Народная баллада “В одном городе близ Саратова…” (Постановка вопросов и публикация вариантов) // Вестник РГГУ. Серия “История. Филология. Культурология. Востоковедение”. 2009. № 9. С. 216-258. EDN: LHSWDN
8. Лярский, Фахретдинов 2019 - Лярский А., Фахретдинов Р. “В Память Русской Германской Войны”: песенник артиллериста Талашова // Антропологический форум. 2019. № 40. С. 149-176. EDN: LZMFAQ
9. Неклюдов (1) - Неклюдов С.Ю. Семантика фольклорного текста и “знание традиции”. URL: https://ruthenia.ru/folklore/neckludov14.htm (дата обращения 17 ноября 2023). EDN: PJSOMV
10. Неклюдов 1997 - Неклюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре / под ред. А.А. Архипова, И. Полинской. Oakland (CA): Berkeley Slavic Specialties, 1997. Вып. 2. С. 77-89. URL: https://ruthenia.ru/folklore/neckludov7.htm (дата обращения 17 ноября 2023). EDN: RPRJZB
11. Неклюдов 2005 - Неклюдов С.Ю. “Все кирпичики да кирпичики…” // Шиповник: Историко-филологический сборник к 60-летию Р.Д. Тименчика. М.: Водолей, 2005. С. 271-303. EDN: PKESGV
12. Позднеев 1956 - Позднеев А.В. Рукописные песенники XVII-XVIII вв.: В 2-т.: из истории песенной силлабической поэзии: дис. … др-а филол. наук. М., 1956. 635 с.
13. Рычкова 2015 - Рычкова Н.Н. Собирание и изучение городских песен // Ситуация постфольклора: городские тексты и практики. М.: Форум, 2015. С. 22-52. EDN: TVNAAV
14. Фольклор без фольклористов 2019 - Фольклор без фольклористов: рукописные альбомы и любительские собрания частушек первой трети XX в. / РГГУ, Центр типологии и семиотики фольклора; под ред. М.Л. Лурье; сост. М.Л. Лурье, Н.Н. Рычкова. М.: РГГУ. 2019. 408 с. EDN: STOHYJ
15. Чеканова 2006 - Чеканова А.В. Рукописный девичий альбом: Традиция, стилистика, жанровый состав: дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 192 с. EDN: NNUANP
Выпуск
Другие статьи выпуска
16 ноября 2023 г. состоялся круглый стол «Песня в русской культуре: поэтика и исторический контекст», организованный Центром типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета.
Статья посвящена впервые публикуемому русскому авторскому тексту работы П.Г. Богатырева и Р.О. Якобсона «Фольклор как особая форма творчества», до настоящего момента известной на русском языке в переводе с немецкого. На основе опубликованных и не публиковавшихся ранее архивных документов (переписка, протоколы заседаний, редакционные материалы) реконструирована история несостоявшейся публикации этого теоретического манифеста в сопровождении дискуссионных отзывов советских ученых, которую Юрий Соколов планировал осуществить в журнале «Художественный фольклор» в 1930 г.Другая часть статьи посвящена текстологическому анализу. Свою работу, вышедшую на немецком, Богатырев и Якобсон изначально писали по-русски, что позволяет говорить о ее общеизвестном русском тексте как об обратном переводе. Вместе с тем текст, направленный авторами в советский журнал, изначально несколько отличался от текста, предназначенного ими к переводу на немецкий для публикации в фестшрифте в честь профессора Схрайнена (1929). В свою очередь, через сорок лет перевод с немецкого на русский (1971) был сделан не по этой публикации, а по второй редакции немецкого текста, подготовленной для собрания трудов Якобсона (1966). Сопоставление двух русских и двух немецких вариантов позволяет увидеть, как на каждом из этапов накапливались изменения, определившие ряд незначительных, но выразительных расхождений между оригинальным и переводным русскими текстами этой влиятельной работы.
Наивно-реалистический уклон, особенно характерный для теоретического мышления второй половины XIX в., новейшими течениями научной мысли уже изжит, тем не менее экспансия наивного реализма продолжалась и даже нередко росла еще в начале века нынешнего – в тех областях гуманитарного знания, где исследователи, поглощенные разработкой сырого материала и частными конкретными задачами, были мало склонны к ревизии философских предпосылок и потому неизбежно отставали в своих теоретических принципах.
В публикации представлены тюремные песни и стихи из машинописного текста мемуаров Ю.П. Якименко «По тюрьмам и лагерям: воспоминания» (документ хранится в коллекции мемуаров и литературных произведений Архива истории ГУЛАГа общества «Мемориал»*). Тексты из воспоминаний свидетельствуют об особенностях бытования некоторых тюремных песен, стихотворений, поэм в разных лагерях на территории СССР. Автор фиксирует песенные репертуары советских заключенных ГУЛАГа, контексты возникновения и традирования песен, поэм, стихотворений. Публикуются также сочинения самого Якименко из источника, как индивидуально-авторские, так и написанные в соавторстве с другими заключенными.
Считается, что частушки - это один из немногих «живых», продуктивных и активно бытующих в наши дни жанров традиционного формульного фольклора. Их формальные и содержательные особенности позволяют им бытовать не только в своем первоначальном виде, но и на ТВ, в Интернете, в рамках конкурсов и художественной самодеятельности. Хотя исследователи признают, что интернет-частушки значительно отличаются от традиционных устных, их все равно относят к полноправным фольклорным жанрам, что кажется мне сомнительным. Я предлагаю разделить интернет-частушки на несколько категорий, среди которых есть не только фольклорные по своей прагматике и путям бытования произведения, но и чистые литературные стилизации, в которых частушечная форма является средством выразительности, а не признаком фольклорности.
В статье исследуется возможность применения метода кластеризации текстов для анализа фольклорного материала. С помощью программы Stylo анализируются два корпуса частушек из 239 и 645 текстов, собранных в фольклорной экспедиции ЦТСФ РГГУ в 2021-2023 гг. в Бирском районе Республики Башкортостан. В статье описаны принципы кластеризации текстов на графике метода главных компонент, проанализированы коллокации наиболее частотных слов. Показано, что они отличаются от коллокаций с этими же словами в обыденной речи (в сравнении с основным подкорпусом НКРЯ). Использование Stylo показало, что сформированные кластеры отражают наиболее характерную для определенного количества текстов лексико-синтаксическую структуру. Например, сочетания отрицательной частицы «не» с глаголами в частушечной речи преобладают над сочетаниями с именными формами, более характерными для обыденной речи, сочетания «а+я+глагол» и «а+я+местоимение» преобладают над сочетанием «а+я+служебные части речи», сочетания «на + существительное» или «на + прилагательное /местоимение + существительное» преобладают над сочетанием «на + местоимение», сочетание «в + существительное» преобладает над сочетанием «в + местоимение». Выделенные тенденции показывают свою устойчивость и прослеживаются при анализе корпуса как из 239 текстов, так и из 645. Наглядно показано разделение корпуса из 239 текстов на тексты с формами местоимения «я» и с обращениями. Выделены три распространенных варианта построения обращений в частушках: введение «нереального адресата», описание стереотипной ситуации, вовлечение слушающего.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/