СТАТЬЯ БОГАТЫРЕВА И ЯКОБСОНА О ФОЛЬКЛОРЕ КАК ОСОБОЙ ФОРМЕ ТВОРЧЕСТВА: КАК ЭТО ПО-РУССКИ? (2024)
Статья посвящена впервые публикуемому русскому авторскому тексту работы П.Г. Богатырева и Р.О. Якобсона «Фольклор как особая форма творчества», до настоящего момента известной на русском языке в переводе с немецкого. На основе опубликованных и не публиковавшихся ранее архивных документов (переписка, протоколы заседаний, редакционные материалы) реконструирована история несостоявшейся публикации этого теоретического манифеста в сопровождении дискуссионных отзывов советских ученых, которую Юрий Соколов планировал осуществить в журнале «Художественный фольклор» в 1930 г.Другая часть статьи посвящена текстологическому анализу. Свою работу, вышедшую на немецком, Богатырев и Якобсон изначально писали по-русски, что позволяет говорить о ее общеизвестном русском тексте как об обратном переводе. Вместе с тем текст, направленный авторами в советский журнал, изначально несколько отличался от текста, предназначенного ими к переводу на немецкий для публикации в фестшрифте в честь профессора Схрайнена (1929). В свою очередь, через сорок лет перевод с немецкого на русский (1971) был сделан не по этой публикации, а по второй редакции немецкого текста, подготовленной для собрания трудов Якобсона (1966). Сопоставление двух русских и двух немецких вариантов позволяет увидеть, как на каждом из этапов накапливались изменения, определившие ряд незначительных, но выразительных расхождений между оригинальным и переводным русскими текстами этой влиятельной работы.
Идентификаторы и классификаторы
Каждый российский фольклорист знает, что программная статья П.Г. Богатырева и Р.О. Якобсона «Фольклор как особая форма творчества», ставшая для отечественной фольклористики теоретическим манифестом структурно-функционального подхода, была
опубликована авторами на немецком языке в 1929 г. («Die Folklore als eine besondere Form des Schaffens») [Bogatyrev, Jakobson 1929], а русскоязычной академической аудитории знакома в более позднем переводе на русский с немецкого.
Далеко не столь общеизвестен тот факт, что в то же самое время, на рубеже 1920–1930-х гг., эта статья предполагалась к публикации в советском журнале на русском языке, причем с иным заголовком – «Фольклор как проявление коллективного творчества». На этот эпизод в свое время указала В.А. Бахтина в монографии о братьях Соколовых.
Как сообщает исследовательница, «под таким названием статья была прислана в журнал “Художественный фольклор” и предназначалась для подготовленного, но не увидевшего свет его очередного выпуска (№ 6–7)» [Бахтина 2000, с. 82].
После этой несостоявшейся публикации в советском фольклористическом журнале судьбы двух разноязычных версий статьи разошлись, как вскоре разошлись и биографические пути двух ее авторов.
Список литературы
1. Бахтина 2000 - Бахтина В.А. Фольклористическая школа братьев Соколовых: Достоинство и превратности научного знания. М.: Наследие, 2000. 334 с. EDN: VOPIGF
2. Бахтина 2015 - Бахтина В.А. Прага - Москва: Письма П.Г. Богатырева и Р.О. Якобсона к Б.М. и Ю.М. Соколовым // Функционально-структуральный метод П.Г. Богатырева в современных исследованиях фольклора / отв. ред. С.П. Сорокина, Л.В. Фадеева. М.: Государственный ин-т искусствознания, 2015. С. 318-386.
3. Богатырев, Якобсон 1931 - Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. К проблеме размежевания фольклористики и литературоведения // Lud słowiański. Pismo poświęcone dialektologii i etnografii słowian. 1931. T. 2. No. 2. S. 229-232.
4. Богатырев, Якобсон 1971 - Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 369-383.
5. Богатырев, Якобсон 2006 - Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. К проблеме размежевания фольклористики и литературоведения // Богатырев П.Г. Функционально-структуральное изучение фольклора: Малоизвестные и неопубликованные работы / сост., вступ. ст. и коммент. С.П. Сорокиной. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 118-120.
6. Иванова 1997 - Иванова Т.Г. Государственная академия художественных наук и ее роль в истории русской фольклористики 1920-х годов // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 52-59.
7. Иванова 2009 - Иванова Т.Г. История русской фольклористики ХХ в.: 1900 - первая половина 1941 г. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. 799 с. EDN: QAJJMX
8. Лурье 2016 - Лурье М.Л. “Современный фольклор” и “Варианты “Кирпичиков”: из истории советской фольклористики // Genius Loci: Сборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова. М.: Форум, 2016. С. 265-327. EDN: CWSDQB
9. Неклюдов 1999 - Неклюдов С.Ю. Российская фольклористика и структурно-семиотические исследования // Славянская традиционная культура и современный мир: Сборник материалов научно-практической конференции / сост. В.Е. Добровольская; отв. ред. А.С. Каргин. М.: ГРЦРФ, 1999. Вып. 3. С. 54-62. EDN: PJSOPD
10. Поливанов 1993 - Поливанов К.М. Р.О. Якобсон: Письмо Г.Г. Шпету // De Visu. 1993. № 1 (2). С. 9-10.
11. Путилов 1994 - Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. 235 с. EDN: YNUUGV
12. Смолицкий 1994 - Смолицкий В.Г. Предисловие // Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.: Сборник документов / сост. Е.Д. Гринько и др. М.: ГРЦРФ, 1994. С. 4-18.
13. Соколов 1931 - Соколов Ю. Фольклористика и литературоведение // Памяти П.Н. Сакулина: Сборник статей. М.: Никитинские субботники, 1931. С. 280-289.
14. Якименко 2005 - Якименко Ю.Н. Из истории чисток аппарата: Академия художественных наук в 1929-1932 гг. // Новый исторический вестник. 2005. № 1 (12). С. 150-161. EDN: KWBSNF
15. Bogatyrev, Jakobson 1929 - Bogatyrev P., Jakobson R. Die Folklore als eine besondere Form des Schaffens // Donum Natalicium Schrijnen: Verzameling van Opstellen door Oud-leerlingen en Bevriende Vakgenooten opgedragen aan Mgr. Prof. Dr. Jos. Schrijnen Bij Gelegenheid van zijn zestigsten verjaardag, 3. Mei 1929. Nijmegen; Utrecht: N.V. Dekker & Van de Vegt, 1929. S. 900-913.
16. Jakobson, Bogatyrev 1966a - Jakobson R., Bogatyrev P. Die Folklore als eine besondere Form des Schaffens // Jakobson R. Selected writings. In 6 vol. (1971-1985). Vol. 4: Slavic Epic Studies. The Hague; Paris: Mouton & co., 1966. P. 1-15.
17. Jakobson, Bogatyrev 1966b - Jakobson R., Bogatyrev P. К проблеме размежевания фольклористики и литературоведения // Jakobson R. Selected writings. In 6 vol. (1971-1985). Vol. 4: Slavic Epic Studies. The Hague; Paris: Mouton & co., 1966. P. 16-18.
18. Jakobson, Bogatyrev 1980 - Jakobson R. and Bogatyrev P. Folklore as a Special Form of Creation / transl. by J.M. O’Hara; intr. by F.J. Oinas // Folklore Forum. 1980. Vol. 13. No. 1. P. 1-21.
Выпуск
Другие статьи выпуска
16 ноября 2023 г. состоялся круглый стол «Песня в русской культуре: поэтика и исторический контекст», организованный Центром типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета.
Наивно-реалистический уклон, особенно характерный для теоретического мышления второй половины XIX в., новейшими течениями научной мысли уже изжит, тем не менее экспансия наивного реализма продолжалась и даже нередко росла еще в начале века нынешнего – в тех областях гуманитарного знания, где исследователи, поглощенные разработкой сырого материала и частными конкретными задачами, были мало склонны к ревизии философских предпосылок и потому неизбежно отставали в своих теоретических принципах.
В публикации представлены тюремные песни и стихи из машинописного текста мемуаров Ю.П. Якименко «По тюрьмам и лагерям: воспоминания» (документ хранится в коллекции мемуаров и литературных произведений Архива истории ГУЛАГа общества «Мемориал»*). Тексты из воспоминаний свидетельствуют об особенностях бытования некоторых тюремных песен, стихотворений, поэм в разных лагерях на территории СССР. Автор фиксирует песенные репертуары советских заключенных ГУЛАГа, контексты возникновения и традирования песен, поэм, стихотворений. Публикуются также сочинения самого Якименко из источника, как индивидуально-авторские, так и написанные в соавторстве с другими заключенными.
Традиция ведения альбомов-песенников возникла в конце XVIII, а в России была особенно популярна в XIX-XX вв. Тетради с песнями, с текстами классической литературы, пожеланиями, посланиями вели школьницы, военные, солдаты, заключенные, другие возрастные, профессиональные социальные группы.В Центре типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета хранится несколько документов, составленных в 1930-2000-х гг.: девичьи альбомы и песенники, солдатские блокноты, песенник-самиздат приходского лагеря храма свв. бесср. Космы и Дамиана. Рукописи отражают основные особенности, присущие такого рода парафольклорной письменности. Основное место в них занимают песни (баллады, романсы, эстрадные, песни из кинофильмов, пародии на шлягеры), сентенции (пожелания, наставления, умозаключения и проч.), альбомные штампы, художественные элементы (переводные картинки, рисунки, вырезки из журналов); в девичьих тетрадях есть и элементы с установкой на перформативность и коммуникативность (тексты для гадания: чихалки, икалки).В статье будет рассмотрена коллекция песенников: жанровый состав и характеристика репертуара рукописей, особенности их составления и оформления, прагматика, типологическое обозначение документов.
Считается, что частушки - это один из немногих «живых», продуктивных и активно бытующих в наши дни жанров традиционного формульного фольклора. Их формальные и содержательные особенности позволяют им бытовать не только в своем первоначальном виде, но и на ТВ, в Интернете, в рамках конкурсов и художественной самодеятельности. Хотя исследователи признают, что интернет-частушки значительно отличаются от традиционных устных, их все равно относят к полноправным фольклорным жанрам, что кажется мне сомнительным. Я предлагаю разделить интернет-частушки на несколько категорий, среди которых есть не только фольклорные по своей прагматике и путям бытования произведения, но и чистые литературные стилизации, в которых частушечная форма является средством выразительности, а не признаком фольклорности.
В статье исследуется возможность применения метода кластеризации текстов для анализа фольклорного материала. С помощью программы Stylo анализируются два корпуса частушек из 239 и 645 текстов, собранных в фольклорной экспедиции ЦТСФ РГГУ в 2021-2023 гг. в Бирском районе Республики Башкортостан. В статье описаны принципы кластеризации текстов на графике метода главных компонент, проанализированы коллокации наиболее частотных слов. Показано, что они отличаются от коллокаций с этими же словами в обыденной речи (в сравнении с основным подкорпусом НКРЯ). Использование Stylo показало, что сформированные кластеры отражают наиболее характерную для определенного количества текстов лексико-синтаксическую структуру. Например, сочетания отрицательной частицы «не» с глаголами в частушечной речи преобладают над сочетаниями с именными формами, более характерными для обыденной речи, сочетания «а+я+глагол» и «а+я+местоимение» преобладают над сочетанием «а+я+служебные части речи», сочетания «на + существительное» или «на + прилагательное /местоимение + существительное» преобладают над сочетанием «на + местоимение», сочетание «в + существительное» преобладает над сочетанием «в + местоимение». Выделенные тенденции показывают свою устойчивость и прослеживаются при анализе корпуса как из 239 текстов, так и из 645. Наглядно показано разделение корпуса из 239 текстов на тексты с формами местоимения «я» и с обращениями. Выделены три распространенных варианта построения обращений в частушках: введение «нереального адресата», описание стереотипной ситуации, вовлечение слушающего.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/