ЧАСТУШКА В ИНТЕРНЕТЕ: МЕЖДУ ФОЛЬКЛОРОМ И СТИЛИЗАЦИЕЙ (2024)
Считается, что частушки - это один из немногих «живых», продуктивных и активно бытующих в наши дни жанров традиционного формульного фольклора. Их формальные и содержательные особенности позволяют им бытовать не только в своем первоначальном виде, но и на ТВ, в Интернете, в рамках конкурсов и художественной самодеятельности. Хотя исследователи признают, что интернет-частушки значительно отличаются от традиционных устных, их все равно относят к полноправным фольклорным жанрам, что кажется мне сомнительным. Я предлагаю разделить интернет-частушки на несколько категорий, среди которых есть не только фольклорные по своей прагматике и путям бытования произведения, но и чистые литературные стилизации, в которых частушечная форма является средством выразительности, а не признаком фольклорности.
Идентификаторы и классификаторы
Частушка считается жанром позднетрадиционного фольклора: она появилась на рубеже XIX–XX вв. Существует довольно длительная дискуссия о том, является ли она продуктом деревенской культуры или заимствованием из культуры городской, кроме того, у исследователей нет единого мнения о том, являются ли политические частушки частью вернакулярной традиции.
Так, анализируя сборники частушек, записанных в начале ХХ в., Федор Селиванов отметил, что тексты, написанные, на его взгляд, без поощрения со стороны властей, были посвящены в основном быту, отношениям в коллективе, семейной и сексуальной жизни [Селиванов 1993]. Такие частушки позволяли эксплицировать, подвергнуть обсуждению и осмыслить ситуации, связанные с частной жизнью и жизнью в социуме, и зачастую затрагивали «спорные» ситуации, которые в эпоху перемен возникали все чаще и чаще (например, быстрые браки без традиционного сватовства [Адоньева 2004, с. 161–163]).
Список литературы
1. Адоньева 2004 - Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та: Амфора, 2004. 312 с. EDN: RPHMSP
2. Алексеевский 2010 - Алексеевский М.Д. Интернет в фольклоре или фольклор в Интернете? (Современная фольклористика и виртуальная реальность) // От конгресса к конгрессу: навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов: сборник материалов. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. С. 151-166.
3. Алексеевский 2013 - Алексеевский М.Д. Очерки из новейшей истории российского политического анекдота // Русский политический фольклор: Исследования и публикации. М.: Новое издательство, 2013. С. 250-305.
4. Архипова*, Неклюдов 2010 - Архипова* А.С., Неклюдов С.Ю. Фольклор и власть в закрытом обществе // Новое литературное обозрение. 2010. № 1. C. 84-108. EDN: MTDXUH
5. Архипова*, Радченко и др. 2018 - О чем мы на самом деле шутим: количественный анализ анекдотов 2017 г. / А.С. Архипова*, Д.А. Радченко, С.В. Белянин, А.А. Кирзюк, Д.Ю. Доронин, Е.Ф. Югай // Фольклор и антропология города. 2018. Т. 1. № 1. С. 180-203. EDN: RUGALM
6. Джеймисон 2019 - Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Олейникова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2019. 808 с.
7. Зеленин 1999 - Зеленин Д.К. Современная русская частушка // Заветные частушки из собрания А.Д. Волкова: В 2 т. М.: Ладомир, 1999. Т. 2. С. 459-482.
8. Копосов 2011 - Копосов Н.Е. Память строгого режима: История и политика в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 320 с.
9. Малая, Закревская, Аиткулова 2020 - Малая Е.К., Закревская Е.А., Аиткулова Э.Р. Между женской верностью и изменой: фольклорные переделки военных песен // Фольклор и антропология города. 2020. Т. 3. № 3-4. С. 69-104.
10. Миллер 2012 - Миллер А.И. Историческая политика в Восточной Европе начала XXI в. // Историческая политика в XXI в.: сборник статей / под ред. А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 7-32. EDN: RJMREF
11. Минаева, Панченко 2013 - Минаева А.П., Панченко А.А. “Сон Горбачева” и русский политический фольклор // Русский политический фольклор: Исследования и публикации. М.: Новое издательство, 2013. C. 171-205. EDN: SSSDPH
12. Петренко 2014 - Петренко С.Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой // Известия Волгоградского государственного педагогического ун-та. 2014. № 7 (92). С. 129-135.
13. Петрова 2009 - Петрова А.А. Частушка и садистский стишок: память жанра: Вербальное, виртуальное, визуальное // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 408-424. EDN: LGKJHB
14. Разувалова 2015 - Разувалова А.И. Писатели-“деревенщики”: литература и консервативная идеология 1970-х гг. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 616 с. (Новое литературное обозрение: научное приложение; вып. 146).
15. Селиванов 1993 - Селиванов Ф.М. Частушка // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии / отв. ред. К.П. Кабашников. Мн.: Наука и техника, 1993. С. 444-446.
16. Тубалова 2011 - Тубалова И.В. Современная письменная частушка: новая художественная форма в современной культурной парадигме // Вестник Томского государственного ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 50-58. EDN: OOPWBD
17. Фокин 2007 - Фокин А.А. Советская смеховая культура в эпоху “Развернутого строительства коммунизма” // Вестник Челябинского государственного ун-та. 2007. № 13. С. 125-130. EDN: NBNMZP
18. Фокин 2018 - Фокин А.А. Тема выборов и демократии в позднесоветском политическом фольклоре // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2018. № 1. С. 55-63. URL: https://magistravitaejournal.ru/images/1_2018/fokin.pdf (дата обращения 12 ноября 2023). EDN: XRSFYT
19. Эмер 2008 - Эмер Ю.А. Частушка как народная рефлексия ценностной системы // Вестник Томского государственного ун-та. 2008. № 313. С. 39-42. EDN: JUYRYP
20. Astapova 2021 - Astapova A. Humor and rumor in the post-Soviet authoritarian state. Lanham: Lexington Books, 2021. 184 p.
21. Hobsbawm 2000 - Hobsbawm E. Mass-producing traditions: Europe, 1870-1914 // The invention of tradition / ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 263-309.
Выпуск
Другие статьи выпуска
16 ноября 2023 г. состоялся круглый стол «Песня в русской культуре: поэтика и исторический контекст», организованный Центром типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета.
Статья посвящена впервые публикуемому русскому авторскому тексту работы П.Г. Богатырева и Р.О. Якобсона «Фольклор как особая форма творчества», до настоящего момента известной на русском языке в переводе с немецкого. На основе опубликованных и не публиковавшихся ранее архивных документов (переписка, протоколы заседаний, редакционные материалы) реконструирована история несостоявшейся публикации этого теоретического манифеста в сопровождении дискуссионных отзывов советских ученых, которую Юрий Соколов планировал осуществить в журнале «Художественный фольклор» в 1930 г.Другая часть статьи посвящена текстологическому анализу. Свою работу, вышедшую на немецком, Богатырев и Якобсон изначально писали по-русски, что позволяет говорить о ее общеизвестном русском тексте как об обратном переводе. Вместе с тем текст, направленный авторами в советский журнал, изначально несколько отличался от текста, предназначенного ими к переводу на немецкий для публикации в фестшрифте в честь профессора Схрайнена (1929). В свою очередь, через сорок лет перевод с немецкого на русский (1971) был сделан не по этой публикации, а по второй редакции немецкого текста, подготовленной для собрания трудов Якобсона (1966). Сопоставление двух русских и двух немецких вариантов позволяет увидеть, как на каждом из этапов накапливались изменения, определившие ряд незначительных, но выразительных расхождений между оригинальным и переводным русскими текстами этой влиятельной работы.
Наивно-реалистический уклон, особенно характерный для теоретического мышления второй половины XIX в., новейшими течениями научной мысли уже изжит, тем не менее экспансия наивного реализма продолжалась и даже нередко росла еще в начале века нынешнего – в тех областях гуманитарного знания, где исследователи, поглощенные разработкой сырого материала и частными конкретными задачами, были мало склонны к ревизии философских предпосылок и потому неизбежно отставали в своих теоретических принципах.
В публикации представлены тюремные песни и стихи из машинописного текста мемуаров Ю.П. Якименко «По тюрьмам и лагерям: воспоминания» (документ хранится в коллекции мемуаров и литературных произведений Архива истории ГУЛАГа общества «Мемориал»*). Тексты из воспоминаний свидетельствуют об особенностях бытования некоторых тюремных песен, стихотворений, поэм в разных лагерях на территории СССР. Автор фиксирует песенные репертуары советских заключенных ГУЛАГа, контексты возникновения и традирования песен, поэм, стихотворений. Публикуются также сочинения самого Якименко из источника, как индивидуально-авторские, так и написанные в соавторстве с другими заключенными.
Традиция ведения альбомов-песенников возникла в конце XVIII, а в России была особенно популярна в XIX-XX вв. Тетради с песнями, с текстами классической литературы, пожеланиями, посланиями вели школьницы, военные, солдаты, заключенные, другие возрастные, профессиональные социальные группы.В Центре типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета хранится несколько документов, составленных в 1930-2000-х гг.: девичьи альбомы и песенники, солдатские блокноты, песенник-самиздат приходского лагеря храма свв. бесср. Космы и Дамиана. Рукописи отражают основные особенности, присущие такого рода парафольклорной письменности. Основное место в них занимают песни (баллады, романсы, эстрадные, песни из кинофильмов, пародии на шлягеры), сентенции (пожелания, наставления, умозаключения и проч.), альбомные штампы, художественные элементы (переводные картинки, рисунки, вырезки из журналов); в девичьих тетрадях есть и элементы с установкой на перформативность и коммуникативность (тексты для гадания: чихалки, икалки).В статье будет рассмотрена коллекция песенников: жанровый состав и характеристика репертуара рукописей, особенности их составления и оформления, прагматика, типологическое обозначение документов.
В статье исследуется возможность применения метода кластеризации текстов для анализа фольклорного материала. С помощью программы Stylo анализируются два корпуса частушек из 239 и 645 текстов, собранных в фольклорной экспедиции ЦТСФ РГГУ в 2021-2023 гг. в Бирском районе Республики Башкортостан. В статье описаны принципы кластеризации текстов на графике метода главных компонент, проанализированы коллокации наиболее частотных слов. Показано, что они отличаются от коллокаций с этими же словами в обыденной речи (в сравнении с основным подкорпусом НКРЯ). Использование Stylo показало, что сформированные кластеры отражают наиболее характерную для определенного количества текстов лексико-синтаксическую структуру. Например, сочетания отрицательной частицы «не» с глаголами в частушечной речи преобладают над сочетаниями с именными формами, более характерными для обыденной речи, сочетания «а+я+глагол» и «а+я+местоимение» преобладают над сочетанием «а+я+служебные части речи», сочетания «на + существительное» или «на + прилагательное /местоимение + существительное» преобладают над сочетанием «на + местоимение», сочетание «в + существительное» преобладает над сочетанием «в + местоимение». Выделенные тенденции показывают свою устойчивость и прослеживаются при анализе корпуса как из 239 текстов, так и из 645. Наглядно показано разделение корпуса из 239 текстов на тексты с формами местоимения «я» и с обращениями. Выделены три распространенных варианта построения обращений в частушках: введение «нереального адресата», описание стереотипной ситуации, вовлечение слушающего.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/