В статье рассматривается влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование социально значимых качеств у студентов. Путем анкетирования установлено, что наиболее значимыми, с точки зрения студенческой молодежи, для формирования положительных социальных качеств, являются участие в спортивных соревнованиях, встречи с выдающимися спортсменами. На основании анализа литературы и обработки полученных результатов анкетирования сделан вывод о том, что правильная организация физкультурно-спортивной деятельности способствует развитию положительных социальных качеств и уменьшает воздействие отрицательных.
Идентификаторы и классификаторы
Обучение и воспитание студенческой молодежи являются важной и неотъемлемой составной частью государственной социально-экономической политики [1–4].
По мнению специалистов, социально значимые качества личности характеризуются в первую очередь направленностью на самореализацию в любом виде деятельности [5]. В процессе физкультурно-спортивной деятельности (далее — ФСД) формирование социально значимых качеств у студентов возможно только при научно-обоснованной её организации. Социально значимые качества личности проявляются в ее действиях, поступках и отношении к другим людям. По этим поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его нравственных качествах [6] (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и позитивного педагогического влияния на интериоризацию [7–9].
Список литературы
1. Развитие социально-значимых качеств в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов в условиях вуза / С. А. Семенов, С. А. Снесарев, Д. Ю. Денисенко // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи: Материалы 3-й Международной научно-практической конференции, Омск, 06-07 апреля 2017 года. - Омск, 2017. - С. 368-373. EDN: ZHEEJP
2. Чуп, П. Е. Физкультурно-оздоровительная работа как средство формирования социально-значимых качеств студентов высших учебных заведений / П. Е. Чуп // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: Сборник научных трудов, Челябинск, 28 апреля 2017 года. - Челябинск, 2017. - С. 375-379.
3. Титова, Г. С. Физкультурно-оздоровительная деятельность как вид досуга современной учащейся молодежи / Г. С. Титова // Интернаука. - 2021. - № 18-2(194). - С. 80-81.
4. Соколова, И.В. Развитие социально значимых качеств у студентов средствами физической культуры / И. В. Соколова // Физическая культура и здоровье молодежи: Материалы XVIII Всероссийской научнопрактической конференции, Санкт-Петербург, 18 февраля 2022 года. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 16-17. EDN: CXDNVQ
5. Карабанова, О. Н. Характеристика понятия “Социально значимые качества личности” / О. Н. Карабанова, М. Ю. Трескин, Е. Н. Хабарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. EDN: YUKNFZ
6. Рюмина, Ю. Н. Организация социально-педагогического сопровождения добровольческой деятельности студентов вуза / Ю. Н. Рюмина // Волонтёр. - 2015. - № 4 (16). - С. 44-55. EDN: VDHALH
7. Бунакова, Т. А. Формирование социально значимых качеств личности в процессе обучения в высших учебных заведениях / Т. А. Бунакова // Методические и лингвистические аспекты преподавания в высшей школе. - М., 2017. - С. 29-38.
8. Якунчев, М. А. Формирование ценностей здоровья у будущих педагогов в физкультурно-оздоровительной деятельности / М. А. Якунчев, Л. П. Карпушина, О. Н. Карабанова // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 17. EDN: YVNPEH
9. Науменко, Ю. В. Физкультурно-оздоровительная компетентность обучающихся как цель общего образования в области физической культуры / Ю. В. Науменко // Физическая культура в школе. - 2019. - № 2. - С. 35-40. EDN: YPIAYX
10. Карабанова, О. Н. Методические подходы к развитию социально-значимых качеств у студентов с использованием средств физической культуры и спорта / О. Н. Карабанова, Е. Н. Хабарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-2. - С. 37-39. EDN: TZFRH
11. Аганов, С. С. Развитие социально значимых качеств у студентов средствами физической культуры и спорта / С. С. Аганов, А. Э. Болотин, А. В. Иваненко. - Санкт-Петербург, 2017. - 163 с. EDN: XNWXTF
12. Семенов, С. А. Управление развитием социально-значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Семенов. - СПб, 2004. EDN: NHOXLL
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приведены основные пути спортивной карьеры выдающегося советского спортсмена, футболиста, хоккеиста, олимпийского чемпиона, заслуженного мастера спорта Всеволода Михайловича Боброва.
Автор проводит обзор направлений и подходов освоения сложных двигательных действий студентами в практике учебного процесса в вузе. Учебный процесс, направленный на формирование практических навыков, предполагает сознательное внесение корректировок в общую систему обеспечения двигательной деятельности с целью наиболее полной самореализации, что включает в себя изменения в структуре внешних форм и внутренние преобразования в работе собственного организма. Причём последнее касается не только неких модернизаций опорно-двигательного аппарата, но и механизмов контроля, управления, обработки входящей информации и формирования исполнительных команд. Всё ниже описанное касается широкого круга вопросов, возникающих в ходе освоения двигательных навыков самой различной направленности, особенностей выбранного пути, интерпретаций и уточнений.
В настоящей статье рассматриваются проблемы, связанные с сохранением здоровья студентов в университетах. Авторами приводится краткая характеристика концепта «здоровье» как сложного явления, требующего тщательного изучения и определения его составляющих. Особое внимание уделяется проблемам здоровья психического и физического характера, с которыми могут столкнуться обучающиеся образовательных организаций высшего образования. В работе также предложены пути решения данных проблем путем проведения специальных мероприятий в рамках учебного заведения.
В статье приводятся данные о состоянии здоровья современной студенческой молодёжи и поднимается проблема организации максимально эффективных занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья. Проводится сравнительный анализ результатов тестирования студентов специальной медицинской группы здоровья, имеющих различные заболевания.
Статья посвящена описанию опыта применения методов измерения аффективных реакций во время выполнения высокоинтенсивных интервальных тренировок (ВИИТ). Представлен один из самых популярных и простых методов измерения аффективных реакций посредством шкалы ощущений и изложены рекомендации по его применению. Программирование и назначение ВИИТ для целей сохранения и укрепления здоровья населения на основе аффективно-ориентированного подхода позволят с большей вероятностью содействовать формированию приверженности физическим тренировкам этого типа, что особенно актуально в условиях недостатка свободного времени, вызванного быстрыми социальными ритмами и негативными тенденциями в общественном здоровье.
Статья содержит результаты исследования саморазрушающего поведения студентов-спортсменов и роли спортивной деятельности в работе со студентами-спортсменами. Исследование проведено в 2022 году методом анкетирования и тестирования студентов Института физической культуры, спорта и молодёжной политики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Результаты показали, что студенты-спортсмены демонстрируют признаки саморазрушаю-щего поведения, связанные с личностными особенностями и отсутствием навыков профилактики, которые отчасти заменяются спортивной деятельностью.
Engaging students in physical activity is an important component of developing a healthy lifestyle. Students are the future foundation of society, and the future viability of society as a whole depends on their health and well-being. Therefore, this review examines student wellbeing as portrayed in publications available on elibrary. ru.
В рамках научного исследования проведено психофизиологическое тестирование студентов-атлетов, обучающихся в высших учебных заведениях и занимающихся в группе спортивного совершенствования на отделении борьбы греко-римского стиля. По результатам работы проведен анализ научной проблемы исследования, обзор литературных источников ведущих специалистов. Получены данные типологических параметров борцов, по результатам которых удалось выявить эффективные копинг-стратегии, а также разработать модель влияния различных психологических факторов на ведение противоборства в соревновательном поединке борцов. Модель позволила спортсменам с большей частотой реализовывать успешные технико-тактические действия, которые способствуют более высокому спортивному результату для разных стилей ведения поединка.
В статье представлены возможности плавания, как одного из средств специальной физической подготовки будущих офицеров боевого управления. Представленная экспериментальная программа «Плавание» и выделенные организационно-педагогические условия её реализации подтвердили свою эффективность в процессе проведенного педагогического эксперимента, что доказывается полученными статистически достоверными отличиями между результатами контрольной и экспериментальной групп курсантов военного авиационного вуза - будущих офицеров боевого управления, во всех исследуемых показателях физической и плавательной подготовленности, а также более высокой динамики показателей физической и плавательной подготовленности в экспериментальной группе испытуемых.
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности инструктора по физической культуре в условиях современной образовательной среды дошкольной организации
Целью исследования являлось изучение особенностей динамики скорости бега на 100 км у мужчин и женщин на чемпионате мира 2022 года. Анализировались показатели соревновательной деятельности 147 бегунов и 102 бегуний, закончивших дистанцию, которые были разделены на квартили после ранжирования по результату. Различия относительной скорости преодоления разных участков дистанции бегунами и бегуньями из выделенных квартилей оценивались при помощи многомерного дисперсионного анализа. Было установлено, что более успешные бегуны и бегуньи начинали бег с меньшей относительной скоростью, чем менее успешные, и заканчивали её с более высокой относительной скоростью. В квартилях бегунов и бегуний с более высокими результатами наблюдалось сохранение скорости бега на первой половине дистанции и её снижение на второй, а у спортсменов с более низкими результатами - снижение скорости уже после стартового отрезка дистанции. У женщин зафиксирована достоверно меньшая разница времени преодоления второй и первой половины дистанции, чем у мужчин. Восемь бегуний (включая лидера) преодолели вторую половину дистанции быстрее первой.
В статье раскрывается значение использования цифровой образовательной среды в рамках работы научно-методического семинара в оптимизации профессиональной деятельности преподавателя физической культуры и спорта.
Статья посвящена обзору публикаций по фитнес-аэробике и её эффективности в работе с различными группами занимающихся. Дается характеристика фитнес-аэробики как вида спорта. Раскрывается значение фирнес-аэробики в укреплении здоровья занимающихся.
Авторы рассматривают значение различных сфер жизни студентов в формировании жизненных стратегий. Проведен обзор научных статей по данной теме.
В представленной статье раскрываются нестандартные элементы развития скоростно-силовых качеств у боксеров 15-16 лет, а также дается оценка уровня эффективности развития скоростно-силовых качеств молодых боксеров 15-16 лет. Проведено наблюдение за процессом тренировки с помощью нестандартных функциональных упражнений. В протоколе исследования фиксировалось развитие физической способности боксеров.
В настоящей работе проводится анализ и содержание подготовки профессиональных тренеров в Китайской Народной Республике. Авторами приводится краткая характеристика системы образования тренеров, а также история ее развития. Особое внимание уделяется системе оценки подготовленности тренеров, в которой содержатся основные компетенции и требования к специалистам. В статье также описываются механизмы подготовки тренеров с точки зрения непрерывности образования и поэтапного становления профессионального мастерства.
В статье представлены результаты исследования удовлетворенности студентов качеством образования.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/