Статья посвящена описанию опыта применения методов измерения аффективных реакций во время выполнения высокоинтенсивных интервальных тренировок (ВИИТ). Представлен один из самых популярных и простых методов измерения аффективных реакций посредством шкалы ощущений и изложены рекомендации по его применению. Программирование и назначение ВИИТ для целей сохранения и укрепления здоровья населения на основе аффективно-ориентированного подхода позволят с большей вероятностью содействовать формированию приверженности физическим тренировкам этого типа, что особенно актуально в условиях недостатка свободного времени, вызванного быстрыми социальными ритмами и негативными тенденциями в общественном здоровье.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Концепция высокоинтенсивных интервальных тренировок (ВИИТ) заключается в повторении чередующихся коротких высокоинтенсивных стимулов, создаваемых посредством различных упражнений, перемежающихся строго регламентированными периодами активного или пассивного отдыха [1]. ВИИТ являются мировым трендом индустрии фитнеса [2], из конкурентных преимуществ этого вида тренировок можно выделить: отсутствие строгой необходимости в наличии спортивного оборудования (дорогостоящее оборудование); короткая продолжительность тренировки; достаточно быстрое становление значимых для здоровья физиологических адаптаций.
Список литературы
1. Acute physiological outcomes of high-intensity functional training: a scoping review. /j. McDougle, G. Mangine, J. Townsend, A. Jajtner, Y. Feito // Peer J. - 2023. - URL:. DOI: 10.7717/peerj.14493
2. 023 fitness trends from around the Globe / V.M. Kercher, K. Kercher, P. Levy, T. Bennion [et al.] // ACSM’S Health & Fitness Journal. - 2022. - no. 27 (1). Pp. 19-30.
3. Brand, R. Affective-reflective theory of physical inactivity and exercise / R. Brand, P. Ekkekakis // German Journal of Exercise and Sport Research. - 2017. - no. 48 (1). Pp. 48-58.
4. Limmeroth, J. Automatic affective processes toward different types of exercise and physical activity in adults and children. - 2022. - 146 p. - URL:. DOI: 10.17170/kobra-202209146854
5. Schinkoeth, M. Automatic associations and the affective valuation of exercise: disentangling the type-1 process of the affective-reflective theory of physical inactivity and exercise. / M. Schinkoeth, R. Brand //German Journal of Exercise and Sport Research. - 2020. - no. 50 (3).
6. Biddle, S. High-intensity interval exercise training for public health: A big HIT or shall we HIT it on the head? / S. Biddle, A. Batterham // The international journal of behavioral nutrition and physical activity. - 2015. - no. 12 (1).
7. Buchheit, M. High-Intensity Interval Training, Solutions to the Programming Puzzle / M. Buchheit, P. Laursen // Sports Medicine. - 2013. - no. 43 (5). - Pp. 313-338. EDN: NKEFMF
8. Affecting Effects on Affect: The Impact of Protocol Permutations on Affective Responses to Sprint Interval Exercise; A Systematic Review and Meta-Analysis of Pooled Individual Participant Data / R. Metcalfe, S. Williams, G. Fernandes, T. Astorino, [et al.] // Frontiers in Sports and Active Living. - 2022. - no. 4. - URL:. DOI: 10.3389/fspor.2022.815555 EDN: FGOOGB
9. Limmeroth, J. “Some hate it, others love it”: Formation of automatic and reflective affective processes toward exercising in fitness centers and mountain biking. /j. Limmeroth, C. Braun // German Journal of Exercise and Sport Research. - 2022. - no. 52 (3). - pp. 321-330.
10. High Intensity Interval Training: Relationship with psychological and physiological indexes and differences from moderate intensity continuous training (Kinesiology: Humanistic Direction). / C. Reppa, G. Bogdanis, N. Stavrou, M. Psychountaki. - 2020. - Pp. 33-55.
11. Worldwide trends in insufficient physical activity from 2001 to 2016: a pooled analysis of 358 populationbased surveys with 1-9 million participants / G. Regina, Stevens, L. Riley, F. Bull // The Lancet Global Health. - 2018. - no. 6 (10). - URL: http://dx.doi.org/1016/S2214-109X(18)30357-7.
12. Ladwig, M. Affect-based exercise prescription: An idea whose time has come? / M. Ladwig, M. Hartman, P. Ekkekakis // ACSM s Health & Fitness Journal. - 2017. - no. 21 (5). - pp. 10-15. - URL:. DOI: 10.1249/FIT.0000000000000332
13. Russell, J. Emotion, core affect, and psychological construction / Cognition & Emotion // - 2009. - no. 23(7). - pp. 1259-1283. - URL:. DOI: 10.1080/02699930902809375
14. Люсин, Д. В. Эмос-15: самоотчётная методика для измерения ядерного аффекта / Д. В. Люсин // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 5. - С. 97-106. EDN: YJVWQQ
15. Affective Valence and Enjoyment in High-and Moderate-High Intensity Interval Exercise. The Troms0 Exercise Enjoyment Study / T. Hammer, S. Pedersen, S. Pettersen, K. Rognmo, E. Sagelv // Frontiers in Psychology. - 2022. - no. 13. - URL:. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.825738 EDN: UIPIHJ
16. Affective Responses During High-Intensity Functional Training Compared to High-Intensity Interval Training and Moderate Continuous Training. / K. Heinrich, D. Crawford, B. Johns, J. Frye, K. Gilmore // Sport, Exercise, and Performance Psychology. - 2020. - no. 9 (1). - pp. 115-127.
17. Hardy, C. Not What, but How One Feels: The Measurement of Affect during Exercise / C. Hardy, W. Rejeski // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 1989. - no. 11 (3). - pp. 304-317.
18. Zenko, Z. Affective responses to exercise: Measurement considerations for practicing professionals / Z. Zenko, M. Ladwig // Essentials of exercise and sport psychology: An open access textbook. - 2021. - 271-293.
19. Box, A. High-Intensity Interval Exercise: Methodological Considerations for Behavior Promotion From an Affective Perspective. / A. Box, S. Petruzzello // Frontiers in Psychology. - 2020. - no. 12.
20. Ekkekakis, P. A methodological checklist for studies of pleasure and enjoyment responses to high-intensity interval training: Part I. participants and measures / P. Ekkekakis, M.E. Hartman, M.A. Ladwig // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 2023. - no. 45 (2), - Pp. 77-91. EDN: YYQVXA
21. Craig, A.D. How do you feel? Interoception: The sense of the physiological condition of the body / A. D. Craig // Nature Reviews Neuroscience. - 2002. - Vol. 3 (8), pp. 655-666.
22. The affective interval: An investigation of the peaks and valleys during high- and moderate-intensity interval exercise in regular exercisers. / A. G. Box, Y. Feito, Z. Zenko, S. J. Petruzzello // Psychology of Sport and Exercise. - 2020. - no. 49. EDN: JDXSLA
23. A systematic review and meta-analysis of affective responses to acute high intensity interval exercise compared with continuous moderate and high-intensity exercise. / A. Niven, Y. Laird, D.H. Saunders, S.M. Phillips // Health Psychology Review. - 2020. - no. 15 (4). - pp. 540-573.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приведены основные пути спортивной карьеры выдающегося советского спортсмена, футболиста, хоккеиста, олимпийского чемпиона, заслуженного мастера спорта Всеволода Михайловича Боброва.
В статье рассматривается влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование социально значимых качеств у студентов. Путем анкетирования установлено, что наиболее значимыми, с точки зрения студенческой молодежи, для формирования положительных социальных качеств, являются участие в спортивных соревнованиях, встречи с выдающимися спортсменами. На основании анализа литературы и обработки полученных результатов анкетирования сделан вывод о том, что правильная организация физкультурно-спортивной деятельности способствует развитию положительных социальных качеств и уменьшает воздействие отрицательных.
Автор проводит обзор направлений и подходов освоения сложных двигательных действий студентами в практике учебного процесса в вузе. Учебный процесс, направленный на формирование практических навыков, предполагает сознательное внесение корректировок в общую систему обеспечения двигательной деятельности с целью наиболее полной самореализации, что включает в себя изменения в структуре внешних форм и внутренние преобразования в работе собственного организма. Причём последнее касается не только неких модернизаций опорно-двигательного аппарата, но и механизмов контроля, управления, обработки входящей информации и формирования исполнительных команд. Всё ниже описанное касается широкого круга вопросов, возникающих в ходе освоения двигательных навыков самой различной направленности, особенностей выбранного пути, интерпретаций и уточнений.
В настоящей статье рассматриваются проблемы, связанные с сохранением здоровья студентов в университетах. Авторами приводится краткая характеристика концепта «здоровье» как сложного явления, требующего тщательного изучения и определения его составляющих. Особое внимание уделяется проблемам здоровья психического и физического характера, с которыми могут столкнуться обучающиеся образовательных организаций высшего образования. В работе также предложены пути решения данных проблем путем проведения специальных мероприятий в рамках учебного заведения.
В статье приводятся данные о состоянии здоровья современной студенческой молодёжи и поднимается проблема организации максимально эффективных занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья. Проводится сравнительный анализ результатов тестирования студентов специальной медицинской группы здоровья, имеющих различные заболевания.
Статья содержит результаты исследования саморазрушающего поведения студентов-спортсменов и роли спортивной деятельности в работе со студентами-спортсменами. Исследование проведено в 2022 году методом анкетирования и тестирования студентов Института физической культуры, спорта и молодёжной политики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Результаты показали, что студенты-спортсмены демонстрируют признаки саморазрушаю-щего поведения, связанные с личностными особенностями и отсутствием навыков профилактики, которые отчасти заменяются спортивной деятельностью.
Engaging students in physical activity is an important component of developing a healthy lifestyle. Students are the future foundation of society, and the future viability of society as a whole depends on their health and well-being. Therefore, this review examines student wellbeing as portrayed in publications available on elibrary. ru.
В рамках научного исследования проведено психофизиологическое тестирование студентов-атлетов, обучающихся в высших учебных заведениях и занимающихся в группе спортивного совершенствования на отделении борьбы греко-римского стиля. По результатам работы проведен анализ научной проблемы исследования, обзор литературных источников ведущих специалистов. Получены данные типологических параметров борцов, по результатам которых удалось выявить эффективные копинг-стратегии, а также разработать модель влияния различных психологических факторов на ведение противоборства в соревновательном поединке борцов. Модель позволила спортсменам с большей частотой реализовывать успешные технико-тактические действия, которые способствуют более высокому спортивному результату для разных стилей ведения поединка.
В статье представлены возможности плавания, как одного из средств специальной физической подготовки будущих офицеров боевого управления. Представленная экспериментальная программа «Плавание» и выделенные организационно-педагогические условия её реализации подтвердили свою эффективность в процессе проведенного педагогического эксперимента, что доказывается полученными статистически достоверными отличиями между результатами контрольной и экспериментальной групп курсантов военного авиационного вуза - будущих офицеров боевого управления, во всех исследуемых показателях физической и плавательной подготовленности, а также более высокой динамики показателей физической и плавательной подготовленности в экспериментальной группе испытуемых.
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности инструктора по физической культуре в условиях современной образовательной среды дошкольной организации
Целью исследования являлось изучение особенностей динамики скорости бега на 100 км у мужчин и женщин на чемпионате мира 2022 года. Анализировались показатели соревновательной деятельности 147 бегунов и 102 бегуний, закончивших дистанцию, которые были разделены на квартили после ранжирования по результату. Различия относительной скорости преодоления разных участков дистанции бегунами и бегуньями из выделенных квартилей оценивались при помощи многомерного дисперсионного анализа. Было установлено, что более успешные бегуны и бегуньи начинали бег с меньшей относительной скоростью, чем менее успешные, и заканчивали её с более высокой относительной скоростью. В квартилях бегунов и бегуний с более высокими результатами наблюдалось сохранение скорости бега на первой половине дистанции и её снижение на второй, а у спортсменов с более низкими результатами - снижение скорости уже после стартового отрезка дистанции. У женщин зафиксирована достоверно меньшая разница времени преодоления второй и первой половины дистанции, чем у мужчин. Восемь бегуний (включая лидера) преодолели вторую половину дистанции быстрее первой.
В статье раскрывается значение использования цифровой образовательной среды в рамках работы научно-методического семинара в оптимизации профессиональной деятельности преподавателя физической культуры и спорта.
Статья посвящена обзору публикаций по фитнес-аэробике и её эффективности в работе с различными группами занимающихся. Дается характеристика фитнес-аэробики как вида спорта. Раскрывается значение фирнес-аэробики в укреплении здоровья занимающихся.
Авторы рассматривают значение различных сфер жизни студентов в формировании жизненных стратегий. Проведен обзор научных статей по данной теме.
В представленной статье раскрываются нестандартные элементы развития скоростно-силовых качеств у боксеров 15-16 лет, а также дается оценка уровня эффективности развития скоростно-силовых качеств молодых боксеров 15-16 лет. Проведено наблюдение за процессом тренировки с помощью нестандартных функциональных упражнений. В протоколе исследования фиксировалось развитие физической способности боксеров.
В настоящей работе проводится анализ и содержание подготовки профессиональных тренеров в Китайской Народной Республике. Авторами приводится краткая характеристика системы образования тренеров, а также история ее развития. Особое внимание уделяется системе оценки подготовленности тренеров, в которой содержатся основные компетенции и требования к специалистам. В статье также описываются механизмы подготовки тренеров с точки зрения непрерывности образования и поэтапного становления профессионального мастерства.
В статье представлены результаты исследования удовлетворенности студентов качеством образования.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/