В научной работе предпринята попытка осмысления феномена «квадробинга» психолого-педагогическими средствами. Авторы анализируют представленное явление в системе координат угроз психологической безопасности личности несовершеннолетнего. На основе контент-анализа осуществляется изучение отечественных и зарубежных подходов и раскрывается феноменология «психологической безопасности личности-квадробера». Выдвигается идея социального разрушения личности несовершеннолетнего, занимающегося квадробингом. Соотносятся понятие и содержание психического здоровья и психологических последствий «хождения на четвереньках», сравниваются модели биологического поведения животных и человека.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/epps.2025020102
Таким образом, проведенный социологический опрос показал, что большинство граждан России испытывают опасения в связи с распространением квадробинга и значительная часть граждан предлагает принять меры, направленные на контроль или запрет этого явления. Биологизация поведения несовершеннолетнего, выхолащивание социального содержания могут обуславливать угрозу психологической безопасности личности несовершеннолетнего.
Список литературы
- Агузумцян, Р.В., Мурадян, Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №2 (19). С. 40—44.
Aguzumtsyan, R.V., Muradyan, E.B. Psychological aspects of personal security. Bulletin of practical psychology of education. 2009, no. 2 (19), pp. 40—44. (In Russ.). - Баева, И.А., Гаязова, Л.А., Кондакова, И.В., Лактионова, Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 5—18. https://doi.org/10.17759/pse.2020250601
Baeva, I.A., Gayazova, L.A., Kondakova, I.V., Laktionova, E.B. Psychological security of the individual and values of adolescents and youth. Psychological science and education. 2020. Vol. 25, no. 6, pp. 5—18. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2020250601 - Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 17. № 4. С. 11—17.
Baeva, I.A. Psychological safety of the educational environment as a resource for the mental health of subjects of education. Psychological Science and Education. 2012. Vol. 17, no. 4, pp. 11—17. (In Russ.). - ВЦИОМ Новости. Информационный ресурс [Электронный ресурс]. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kvadrobery-kto-ehto-takie-i-nuzhno-li-s-nimi-borotsjaicheskii-obzor/kvadrobery-kto-ehto-takie-i-nuzhno-li-s-nimi-borotsja (дата обращения: 24.02.2025)
VTsIOM News. Information resource [Electronic resource]. Quadrobers: Who are they and do we need to fight them? (In Russ.). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kvadrobery-kto-ehto-takie-i-nuzhno-li-s-nimi-borotsja (viewed: 24.02.2025) - Горбачев, А.Н., Жолнерова, Л.К. Некоторые правовые аспекты обеспечения психологической безопасности детей, нуждающихся в помощи государства [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Т. 4. № 3. С. 47—58. https://doi.org/10.17759/ssc.2023040303
Gorbachev, A.N., Zholnerova, L.K. Some legal aspects of ensuring psychological safety of children in need of state assistance [Electronic resource]. Social Sciences and Childhood. 2023. Vol. 4, no. 3, pp. 47—58. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/ssc.2023040303 - Гуц, Д.С., Лубочников, П.Г., Нургалеев, В.С. Экстремальная деятельность как предмет психологического анализа // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 259—266.
Guts, D.S., Lubochnikov, P.G., Nurgaleev, V.S. Extreme activity as a subject of psychological analysis. Siberian pedagogical journal. 2010, no. 10, pp. 259—266. (In Russ.). - Ермакова, П.Н. Социализация детей с синдромом Маугли // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2024. № 1/ С. 24—27. DOI:10.17805/trudy.2024.1.5
Ermakova, P.N. Socialization of children with Mowgli syndrome. Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 2024, no. 1, pp. 24—27. (In Russ.). DOI:10.17805/trudy.2024.1.5 - Кисляков, П.А., Шмелева, Е.А. Концептуальные подходы и методы диагностики психологической безопасности за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 8—18. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120301
Kislyakov, P.A., Shmeleva, E.A. Conceptual approaches and methods for diagnosing psychological safety abroad [Electronic resource]. Modern foreign psychology. 2023. Vol. 12, no. 3. P. 8—18. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120301 - Клейберг, Ю.А. Квадроберы: ювенально-девиантологический дискурс // Вопросы девиантологии. 2024. № 4 (28). С. 27—34.
Kleyberg, Yu.A. Quadrobers: juvenile-deviantological discourse. Issues of deviantology. 2024, no. 4 (28). P. 27—34. (In Russ.). - Ладыгина-Котс, Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях [Текст] : со 145 таблицами : в 2 т. / Н.Н. Ладыгина-Котс ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. 2-е изд., испр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2011. Т. 2. 245 с.
Ladygina-Kots, N.N. The chimpanzee child and the human child in their instincts, emotions, games, habits and expressive movements [Text]: with 145 tables: in 2 volumes / N.N. Ladygina-Kots; Russian academician Education, Moscow Psychological and Social Institute. 2nd ed., rev. Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2011. Vol. 2. 245 p. (In Russ.). - Мороз, М.В. Проблемы исследования девиантного поведения несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2024. № 2 (67). С. 121—128.
Moroz, M.V. Problems of studying deviant behavior of minors. Applied legal psychology. 2024, no 2 (67), pp. 121—128 (In Russ.). - Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю.А. Клейберг. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 290 с.
Psychology of deviant behavior: a textbook and practical training for universities / Yu.A. Kleiberg. 5th ed., revised and enlarged. Moscow: Yurait Publishing House, 2016. 290 p. (In Russ.). - Buxton, J.D., Daugherty, M., Grubbs, R., Isles, M. Comparison of Muscle Activation During Quadrupedal Movement Training and Traditional Bodyweight Exercises. Journal of Bodywork and Movement Therapies. 2024. Vol. 40, pp. 2173—2178. https://doi.org/10.1016/j.jbmt.2024.11.002
- Buxton, J.D., Sherman, S.A., Sterrett, M.T., et al. A comparison of the energy demands of quadrupedal movement training to walking. Frontiers in Sports and Active Living. 2022. Vol. 4. https://doi.org/10.3389/fspor.2022.992687
- Eckart, A.C. Quadrupedal Movement Training: A Brief Review and Practical Guide. ACSM’s Health & Fitness Journal. 2023. Vol. 27 (4), pp. 19—33. https://doi.org/10.1249/FIT.0000000000000880
- Kinugasa, R., Usami, Y. How Fast Can a Human Run? — Bipedal vs. Quadrupedal Running. Frontiers in Bioengineering and Biotechnology. 2016, no. 4. https://doi.org/10.3389/fbioe.2016.00056
- Lenková, R., Pajonková, F., Vasilišinová, V. Effect of postural training on the correction of spinal vertebrogenic disorders in women. Journal of Physical Education and Sport. 2023. Vol. 23 (10), pp. 2642—2651. https://doi.org/10.7752/jpes.2023.10302
- Matthews, M.J., Yusuf, M., Doyle, C., Thompson, C. Quadrupedal movement training improves markers of cognition and joint repositioning. Human Movement Science. 2016. Vol. 47, pp. 70—80. https://doi.org/10.1016/j.humov.2016.02.002
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается история развития представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) у военнослужащих: с древнейших времен, когда первые случаи психогенных потерь были описаны в «Истории» Геродота, до Специальной военной операции (СВО) на территории Украины, в ходе которой классический «снарядный шок», известный еще со времен Первой мировой войны, дополнился дронобоязнью и ее психологическими последствиями.
Цель данной статьи — выявить возможности совершенствования организации профилактики ПТСР и психореабилитационных мероприятий в работе психолога с участниками СВО. Дизайн исследования. На основе анализа реальных случаев ПТСР у военнослужащих, описанных в средствах массовой информации в открытом доступе, осуществить выявление психологических сложностей в решении боевых задач, а также проблем подготовки военнослужащих к условиям СВО и оказания им психореабилитационной помощи в соответствующих учреждениях.
Результаты. В ходе исследования мы пришли к следующим результатам: 1. При подготовке командного состава ВС РФ необходимо максимально насытить программы обучения знаниями, умениями и навыками психологического характера. 2. В рамках психологической подготовки воинов необходимо учитывать особенности возникновения «снарядного шока» и дронобоязни. 3. При реализации психореабилитационных мероприятий необходимо учитывать специфику психотравмирующего опыта бойцов СВО. Вывод: использование разработанных авторами предложений в организации учебных мероприятий и оказании помощи участникам СВО будет способствовать снижению психогенных потерь в боевой деятельности и повышению боеспособности ВС РФ.
В статье раскрывается актуальность модификации личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека. Проблема состоит в том, что методика широко используется в современных исследованиях, между тем в научной литературе не представлены данные стандартизации методики, в стимульном материале имеются устаревшие и неточные вопросы, что может приводить к неточным и ложным данным в исследованиях. Приводится модифицированный вариант методики К. Леонгарда, Г. Шмишека. Суть модификации состоит в замене устаревших и повторяющихся вопросов и введении трехбалльной шкалы оценки. Представлены результаты валидизации модифицированной методики на основе корреляционного анализа с результатами стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л. Н. Собчик в выборке из 576 человек в возрасте 18—36 лет. Также определена надежность модифицированного опросника, представлены индексы согласованности пунктов опросника и взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом шкал. Также определены нормы в распределении баллов для интерпретации. Модифицированный вариант опросника позволит повысить его результативность.
Проведена стандартизация авторской анкеты для выявления угроз психологической безопасности. Анкета включает 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкал, которые отражают различные виды угроз: военные, экономические, природные, социальные, информационные, угрозы здоровью, а для оценки общей угрозы используется интегральная шкала. Для стандартизации были применены следующие методы: оценка внутренней согласованности и структурной валидности (альфа Кронбаха); критериальная валидность для шкалы «Военные угрозы» (непараметрический U-критерий Манна-Уитни); определение перекрестной валидности (коэффициент корреляции Спирмана); вычисление средней нормы по каждой шкале (среднее арифметическое и стандартное отклонение). Испытуемые: 123 студента 1—3 курсов — 73 человека из Москвы в возрасте от 16 до 20 лет, 50 человек из Белгородской области в возрасте от 15 до 20 лет. Результат. Доказана структурная надежность основных шкал авторской анкеты (альфа Кронбаха = 0,470—0,689). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалами авторской анкеты и шкалами других методик («Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н. В. Тарабриной). Результаты корреляционного анализа подтверждают высокую валидность анкеты. Определены нормативные показатели для каждой шкалы, которые соответствуют низкому уровню выраженности каждой из угроз. Вывод: авторская анкета является надежным и валидным инструментом для диагностики и мониторинга угроз психологической безопасности.
Статья посвящена исследованию проблемы психологических последствий пребывания человека в экстремальных условиях, а именно — оценке влияния личностного выбора участия в добровольчестве на субъективное отношение военнослужащих к семье. Выборка представлена 142 военнослужащимидобровольцами в возрасте 32,18 ± 10,04 года, принимавшими участие в специальной военной операции продолжительностью 13,37 ± 3,79 месяца. Эмпирическое исследование проводилось с помощью: 1) опросника оценки личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В. Е. Петрова; 2) анкеты изучения отношения к семье; 3) анкеты ценностей жизнедеятельности. Основу математико-статистической обработки данных составили: 1) оценка различий в группах; 2) корреляционный анализ. Результаты исследования показали, что осознанность личностного выбора экстремально-соучаствующей деятельности связана с приоритетом у добровольцев таких ценностей, как справедливость, идентичность со значимыми, дружба/товарищество, национальная идея, что во многом поддерживает комфорт и стабильность межличностных отношений в семье, формирует перспективы брачного союза. Подтверждена ценность семьи как мотивирующего фактора участия в добровольчестве. Личностный выбор позволяет исключить (сделать маловероятным) перенос проблем экстремальности на семью, снизить конфликтность в отношениях. Участие в вооруженном конфликте повышает значимость дружбы (товарищества) до уровня семейных отношений. Материал ориентирован на совершенствование мер психологической поддержки экстремального добровольчества в России, а также подхода к оказанию социально-психологической помощи семьям участников вооруженных конфликтов.
Обзор представляет собой описание исследований, связанных с проблемой цифровой зависимости, которые были проведены за последние пять лет и опубликованы в зарубежных журналах. Рассматриваются основные (традиционные — интернет, гаджет) зависимости, а также новые (современные — стрим) зависимости. Описывается влияние пандемии COVID-19 на процесс возникновения и развития цифровой зависимости, а также роль пандемии в ее последующем распространении. Описаны наиболее известные методы диагностики зависимости и их отличие друг от друга. Приводятся результаты исследований, в которых изучались социально-демографические характеристики, связанные с цифровой зависимостью, и обозначаются противоречия в этих исследованиях. Дается описание исследований, в ходе которых были установлены взаимосвязи цифровой зависимости и личностных (модель «Большая пятерка», мотивация, самоконтроль и другие), а также социально-психологических (межличностные отношения) характеристик. В выводах фиксируются основные противоречия и дальнейшие перспективы исследований, связанных с проблематикой цифровой зависимости.
В статье рассматриваются состояние и место кризисной психологии в ряду других направлений психологии и дается ее определение. Выдвинуто положение о «потере» человека в современной психологии, анализируются причины произошедшей смены диалога монологом и замены души на понятие «психика». Отмечается, что отечественная академическая психология по-прежнему недостаточно вторгается в реальную жизнь, изучая не конкретных людей, а некие схемы, замещая живую действительность абстрактными определениями и условными операциональными «эквивалентами». В качестве возможного теоретического основания кризисной психологии предложена психология повседневности. Выделены следующие положения, которые могут служить теоретическим основанием для кризисной психологии: 1) в основу методического инструментария следует положить диалог, как так он позволяет человеку оставаться субъектом при его изучении; 2) психобиографический подход необходимо рассматривать как основной для изучения личности в кризисной ситуации (как это сделано в психологии повседневности); 3) во главу исследования следует ставить реальность, имеющую субъективную значимость, и субъективную интерпретацию этой реальности; 4) необходим контроль исследования с позиций того, сохранится ли человек в процессе исследования за столбиками цифр и формул, не произошла ли замена жизненного мира человека субъективной репрезентацией исследователя. Обосновывается положение, что вместе с психологией повседневности в кризисную психологию приходят идеи феноменологии, конструктивизма, этнометодологии, интерпретативной ̆антропологии. Вывод: для кризисной психологии лучше использовать качественные методы исследования: наблюдение (в том числе включенное), изучение биографий, интервью, интерпретация символических форм, фокус-группы и др.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/