Обзор представляет собой описание исследований, связанных с проблемой цифровой зависимости, которые были проведены за последние пять лет и опубликованы в зарубежных журналах. Рассматриваются основные (традиционные — интернет, гаджет) зависимости, а также новые (современные — стрим) зависимости. Описывается влияние пандемии COVID-19 на процесс возникновения и развития цифровой зависимости, а также роль пандемии в ее последующем распространении. Описаны наиболее известные методы диагностики зависимости и их отличие друг от друга. Приводятся результаты исследований, в которых изучались социально-демографические характеристики, связанные с цифровой зависимостью, и обозначаются противоречия в этих исследованиях. Дается описание исследований, в ходе которых были установлены взаимосвязи цифровой зависимости и личностных (модель «Большая пятерка», мотивация, самоконтроль и другие), а также социально-психологических (межличностные отношения) характеристик. В выводах фиксируются основные противоречия и дальнейшие перспективы исследований, связанных с проблематикой цифровой зависимости.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/epps.2025020105
Вопрос об особенностях социально-экономического статуса детей, которые испытывают проблемы с цифровой зависимостью, интересовал и исследователей из Ирландии и Норвегии (Тияна Милошевич и ее соавторы). Они отмечают, что время, которое проводит ребенок в Интернете, может быть связано с его самооценкой и оценкой удовлетворенности.
Список литературы
- A comprehensive review on emerging trends in the dynamic evolution of digital addiction and depression / T. Karakose, B. Yıldırım, T. Tülübaş, A. Kardas // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1126815
- Karakose T., Yıldırım B., Tülübaş T., Kardas A. A comprehensive review on emerging trends in the dynamic evolution of digital addiction and depression. Frontiers in Psychology, 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1126815
- Ağirkan, M., Haspolat, N.K., Çelik, O. Exploring different technology addiction types in young adults: A latent profile analysis // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 27225—27238. https://doi.org/10.1007/s12144-024-06372-z
- Ağirkan, M., Haspolat, N.K., Çelik, O. Exploring different technology addiction types in young adults: A latent profile analysis. Current Psychology, 2024. Vol. 43, pp. 27225—27238. https://doi.org/10.1007/s12144-024-06372-z
- App-Based addiction prevention at German vocational schools: implementation and reach for a cluster-randomized controlled trial / D. Guertler, D. Bläsing, A. Moehring, C. Meyer, D. Brandt, H. Schmidt, F. Rehbein, M. Neumann, A. Dreißigacker, A. Bischof, et al. // Prevention Science. 2024. Vol. 25(5). P. 849—860. https://doi.org/10.1007/s11121-024-01702-w
- Guertler D., Bläsing D., Moehring A., Meyer C., Brandt D., Schmidt H., Rehbein F., Neumann M., Dreißigacker A., Bischof A., et al. App-Based addiction prevention at German vocational schools: implementation and reach for a cluster-randomized controlled trial. Prevention Science, 2024. Vol. 25(5), pp. 849—860. https://doi.org/10.1007/s11121-024-01702-w
- Bağatarhan, T., Siyez, D.M. The digital addiction scale for children: psychometric properties of the Turkish version // Current Psychology. 2023. Vol. 42. P. 19455—19465. https://doi.org/10.1007/s12144-023-04675-1
- Bağatarhan, T., Siyez, D.M. The digital addiction scale for children: psychometric properties of the Turkish version. Current Psychology, 2023. Vol. 42, pp. 19455—19465. https://doi.org/10.1007/s12144-023-04675-1
- Camerini, A., Morlino, S., Marciano, L. Boredom and digital media use: A systematic review and meta-analysis // Computers in Human Behavior Reports. 2023. Vol. 11. P. 100313. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2023.100313
- Camerini, A., Morlino, S., Marciano, L. Boredom and digital media use: A systematic review and meta-analysis. Computers in Human Behavior Reports, 2023. Vol. 11, pp. 100313. https://doi.org/10.1016/j.chbr.2023.100313
- Career as a professional gamer: gaming motives as predictors of career plans to become a professional esport player / F. Bányai, Á. Zsila, M.D. Griffiths, Z. Demetrovics, O. Király // Frontiers in Psychology. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01866
- Bányai F., Zsila Á., Griffiths M.D., Demetrovics Z., Király O. Career as a professional gamer: gaming motives as predictors of career plans to become a professional esport player. Frontiers in Psychology. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01866
- Cheng, C., Li, A.Y. Internet Addiction Prevalence and Quality of (Real) Life: A meta-analysis of 31 nations across seven world regions // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2014. Vol. 17(12). P. 755—760. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0317
- Children’s internet use, self-reported life satisfaction, and parental mediation in Europe: an analysis of the EU kids online dataset / T. Milosevic, S. Kuldas, A. Sargioti, D.A. Laffan, J.O. Norman // Frontiers in Psychology. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.698176
- Milosevic T., Kuldas S., Sargioti A., Laffan D.A., Norman J.O. Children’s internet use, self-reported life satisfaction, and parental mediation in Europe: an analysis of the EU kids online dataset. Frontiers in Psychology. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.698176
- Sairitupa-Sanchez L.Z., Collantes-Vargas A., Rivera-Lozada O., Morales-García W.C. Development and validation of a scale for streaming dependence (SDS) of online games in a Peruvian population. Frontiers in Psychology, 2023. Vol. 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1184647
- Development and validation of the digital addiction scale for teenagers (DAST) / R. Seema, M. Heidmets, K. Konstabel, E. Varik-Maasik // Journal of Psychoeducational Assessment. 2021. Vol. 40(2). P. 293—304. https://doi.org/10.1177/07342829211056394
- Seema R., Heidmets M., Konstabel K., Varik-Maasik E. Development and validation of the digital addiction scale for teenagers (DAST). Journal of Psychoeducational Assessment, 2021. Vol. 40(2), pp. 293—304. https://doi.org/10.1177/07342829211056394
- Effects of digital environments on children’s cognitive function and mental health: a bibliometric study / N. Xiao, X. Huang, B. Li, L. Sun, S. Kiselev // Current Psychology. 2024. Vol. 43. P. 28038—28052. https://doi.org/10.1007/s12144-024-06476-6
- Xiao N., Huang X., Li B., Sun L., Kiselev S. Effects of digital environments on children’s cognitive function and mental health: a bibliometric study. Current Psychology, 2024. Vol. 43, pp. 28038—28052. https://doi.org/10.1007/s12144-024-06476-6
- Family socioeconomic status and young children digital addiction: A moderated mediation model / H. Li, M. Luo, B. Duan, A. Kawulia, M. Su, H. Di // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1435575
- Li H., Luo M., Duan B., Kawulia A., Su M., Di H. Family socioeconomic status and young children digital addiction: A moderated mediation model. Frontiers in Psychology, 2024. Vol. 15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1435575
- Global prevalence of digital addiction in general population: A systematic review and meta-analysis / S.-Q Meng, J.-L. Cheng, Y.-Y. Li, X.-Q. Yang, J.-W. Zheng, X.-W. Chang, Y. Shi, Y. Chen, L. Lu, Y. Sun, et al. // Clinical Psychology Review. 2022. Vol. 92. P. 102128. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2022.102128
- Meng S.-Q, Cheng J.-L., Li Y.-Y., Yang X.-Q, Zheng J.-W., Chang X.-W., Shi Y., Chen Y., Lu L., Sun Y., et al. Global prevalence of digital addiction in general population: A systematic review and meta-analysis. Clinical Psychology Review, 2022. Vol. 92, pp. 102128. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2022.102128
- Hawi, N.S., Samaha, M., Griffiths, M.D. The digital addiction scale for children: development and validation // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2019. Vol. 22, no. 12. https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0132
- One social media company to rule them all: Assciations between use of facebook-owned social media platforms, sociodemographic characteristics, and the big five personality traits / D. Marengo, C. Sindermann, J.D. Elhai, C. Montag // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00936
- Marengo D., Sindermann C., Elhai J.D., Montag C. One social media company to rule them all: Associations between use of facebook-owned social media platforms, sociodemographic characteristics, and the big five personality traits. Frontiers in Psychology, 2020. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00936
- Path analysis reveals cross-country differences between Czech and Chinese university students in effect of internet and smartphone addiction, mental health, and personality traits on academic achievement in the post-pandemic era / J. Kvintova, J.S. Novotny, H. Liu, L. Vachova, J. Kantor // BMC Psychology. 2024. Vol. 12, no. 1. https://doi.org/10.1186/s40359-024-02069-x
- Kvintova J., Novotny J.S., Liu H., Vachova L., Kantor J. Path analysis reveals cross-country differences between Czech and Chinese university students in effect of internet and smartphone addiction, mental health, and personality traits on academic achievement in the post-pandemic era. BMC Psycholog, 2024. Vol. 12, no. 1. https://doi.org/10.1186/s40359-024-02069-x
- Saritepeci, M., Durak, H.Y., Uslu N.A. A latent profile analysis for the study of multiple screen addiction, mobile social gaming addiction, general mattering, and family sense of belonging in university students // International Journal of Mental Health and Addiction. 2022. Vol. 21(6). P. 3699—3720. https://doi.org/10.1007/s11469-022-00816-y
- Self-Control and Digital Media Addiction: The mediating role of media multitasking and time style / A. Błachnio, A. Przepiorka, A. Cudo, A. Angeluci, M. Ben-Ezra, M. Durak, K. Kaniasty, E. Mazzoni, E. Senol-Durak, W. K. Hou, et al. // Psychology Research and Behavior Management. 2023. Vol. 16. P. 2283—2296. https://doi.org/10.2147/PRBM.S408993
- Błachnio A., Przepiorka A., Cudo A., Angeluci A., Ben-Ezra M., Durak M., Kaniasty K., Mazzoni E., Senol-Durak E., Hou W. K., et al. Self-Control and Digital Media Addiction: The mediating role of media multitasking and time style. Psychology Research and Behavior Management, 2023. Vol. 16, pp. 2283—2296. https://doi.org/10.2147/PRBM.S408993
- Smartphone addiction risk, technology-related behaviors and attitudes, and psychological well-being during the COVID-19 pandemic / A.-M. Popescu, R.-Ș. Balica, E. Lazăr, V. O. Bușu, J.-E. Vașcu // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.997253
- Popescu A.-M., Balica R.-Ș., Lazăr E., Bușu V. O., Vașcu J.-E. Smartphone addiction risk, technology-related behaviors and attitudes, and psychological well-being during the COVID-19 pandemic. Frontiers in Psychology, 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.997253
- Stress and internet addiction: mediated by anxiety and moderated by Self-Control / X. Shen, C. Wang, C. Chen, Y. Wang, Z. Wang, Y. Zheng, H. Liu // Psychology Research and Behavior Management. 2023. Vol. 16. P. 1975—1986. https://doi.org/10.2147/PRBM.S411412
- Shen X., Wang C., Chen C., Wang Y., Wang Z., Zheng Y., Liu H. Stress and internet addiction: mediated by anxiety and moderated by Self-Control. Psychology Research and Behavior Management, 2023. Vol. 16, pp. 1975—1986. https://doi.org/10.2147/PRBM.S411412
- The association between digital addiction and interpersonal relationships: A systematic review and meta-analysis / X. Yang, T. Liao, Y. Wang, L. Ren, J. Zeng // Clinical Psychology Review. 2024. Vol. 114. P. 102501. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2024.102501
- Yang X., Liao T., Wang Y., Ren L., Zeng J. The association between digital addiction and interpersonal relationships: A systematic review and meta-analysis. Clinical Psychology Review, 2024. Vol. 114, pp. 102501. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2024.102501
- The association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a meta-analysis / R. C. Ho, M. W. Zhang, T. Y. Tsang, A. H. Toh, F. Pan, Y. Lu, C. Cheng, P. S. Yip, L. T. Lam, C. Lai, et al. // BMC Psychiatry. 2014. Vol. 14. https://doi.org/10.1186/1471-244X-14-183
- Ho R. C., Zhang M. W., Tsang T. Y., Toh A. H., Pan F., Lu Y., Cheng C., Yip P. S., Lam, C. Lai L. T., et al. The association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a meta-analysis. BMC Psychiatry, 2014. Vol. 14. https://doi.org/10.1186/1471-244X-14-183
- The correlation between internet addiction and interpersonal relationship among teenagers and college Students Based on Pearson’s Correlation Coefficient: A Systematic Review and Meta-Analysis / Q. Hao, W. Peng, J. Wang, Y. Tu, H. Li, T. Zhu // Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.818494
- Hao Q., Peng W., Wang J., Tu Y., Li H., Zhu T. The correlation between internet addiction and interpersonal relationship among teenagers and college Students Based on Pearson’s Correlation Coefficient: A Systematic Review and Meta-Analysis. Frontiers in Psychiatry. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.818494
- Van Endert, T.S. Addictive use of digital devices in young children: Associations with delay discounting, self-control and academic performance // PLoS ONE. 2021. Vol. 16(6). P. e0253058. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0253058
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрывается история развития представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) у военнослужащих: с древнейших времен, когда первые случаи психогенных потерь были описаны в «Истории» Геродота, до Специальной военной операции (СВО) на территории Украины, в ходе которой классический «снарядный шок», известный еще со времен Первой мировой войны, дополнился дронобоязнью и ее психологическими последствиями.
Цель данной статьи — выявить возможности совершенствования организации профилактики ПТСР и психореабилитационных мероприятий в работе психолога с участниками СВО. Дизайн исследования. На основе анализа реальных случаев ПТСР у военнослужащих, описанных в средствах массовой информации в открытом доступе, осуществить выявление психологических сложностей в решении боевых задач, а также проблем подготовки военнослужащих к условиям СВО и оказания им психореабилитационной помощи в соответствующих учреждениях.
Результаты. В ходе исследования мы пришли к следующим результатам: 1. При подготовке командного состава ВС РФ необходимо максимально насытить программы обучения знаниями, умениями и навыками психологического характера. 2. В рамках психологической подготовки воинов необходимо учитывать особенности возникновения «снарядного шока» и дронобоязни. 3. При реализации психореабилитационных мероприятий необходимо учитывать специфику психотравмирующего опыта бойцов СВО. Вывод: использование разработанных авторами предложений в организации учебных мероприятий и оказании помощи участникам СВО будет способствовать снижению психогенных потерь в боевой деятельности и повышению боеспособности ВС РФ.
В научной работе предпринята попытка осмысления феномена «квадробинга» психолого-педагогическими средствами. Авторы анализируют представленное явление в системе координат угроз психологической безопасности личности несовершеннолетнего. На основе контент-анализа осуществляется изучение отечественных и зарубежных подходов и раскрывается феноменология «психологической безопасности личности-квадробера». Выдвигается идея социального разрушения личности несовершеннолетнего, занимающегося квадробингом. Соотносятся понятие и содержание психического здоровья и психологических последствий «хождения на четвереньках», сравниваются модели биологического поведения животных и человека.
В статье раскрывается актуальность модификации личностного опросника для определения типа акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека. Проблема состоит в том, что методика широко используется в современных исследованиях, между тем в научной литературе не представлены данные стандартизации методики, в стимульном материале имеются устаревшие и неточные вопросы, что может приводить к неточным и ложным данным в исследованиях. Приводится модифицированный вариант методики К. Леонгарда, Г. Шмишека. Суть модификации состоит в замене устаревших и повторяющихся вопросов и введении трехбалльной шкалы оценки. Представлены результаты валидизации модифицированной методики на основе корреляционного анализа с результатами стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) в адаптации Л. Н. Собчик в выборке из 576 человек в возрасте 18—36 лет. Также определена надежность модифицированного опросника, представлены индексы согласованности пунктов опросника и взаимосвязи пунктов опросника с общим баллом шкал. Также определены нормы в распределении баллов для интерпретации. Модифицированный вариант опросника позволит повысить его результативность.
Проведена стандартизация авторской анкеты для выявления угроз психологической безопасности. Анкета включает 36 вопросов, сгруппированных в 8 шкал, которые отражают различные виды угроз: военные, экономические, природные, социальные, информационные, угрозы здоровью, а для оценки общей угрозы используется интегральная шкала. Для стандартизации были применены следующие методы: оценка внутренней согласованности и структурной валидности (альфа Кронбаха); критериальная валидность для шкалы «Военные угрозы» (непараметрический U-критерий Манна-Уитни); определение перекрестной валидности (коэффициент корреляции Спирмана); вычисление средней нормы по каждой шкале (среднее арифметическое и стандартное отклонение). Испытуемые: 123 студента 1—3 курсов — 73 человека из Москвы в возрасте от 16 до 20 лет, 50 человек из Белгородской области в возрасте от 15 до 20 лет. Результат. Доказана структурная надежность основных шкал авторской анкеты (альфа Кронбаха = 0,470—0,689). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалами авторской анкеты и шкалами других методик («Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», «Опросник травматических ситуаций Life Experience Questionnaire (LEQ)» в адаптации Н. В. Тарабриной). Результаты корреляционного анализа подтверждают высокую валидность анкеты. Определены нормативные показатели для каждой шкалы, которые соответствуют низкому уровню выраженности каждой из угроз. Вывод: авторская анкета является надежным и валидным инструментом для диагностики и мониторинга угроз психологической безопасности.
Статья посвящена исследованию проблемы психологических последствий пребывания человека в экстремальных условиях, а именно — оценке влияния личностного выбора участия в добровольчестве на субъективное отношение военнослужащих к семье. Выборка представлена 142 военнослужащимидобровольцами в возрасте 32,18 ± 10,04 года, принимавшими участие в специальной военной операции продолжительностью 13,37 ± 3,79 месяца. Эмпирическое исследование проводилось с помощью: 1) опросника оценки личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В. Е. Петрова; 2) анкеты изучения отношения к семье; 3) анкеты ценностей жизнедеятельности. Основу математико-статистической обработки данных составили: 1) оценка различий в группах; 2) корреляционный анализ. Результаты исследования показали, что осознанность личностного выбора экстремально-соучаствующей деятельности связана с приоритетом у добровольцев таких ценностей, как справедливость, идентичность со значимыми, дружба/товарищество, национальная идея, что во многом поддерживает комфорт и стабильность межличностных отношений в семье, формирует перспективы брачного союза. Подтверждена ценность семьи как мотивирующего фактора участия в добровольчестве. Личностный выбор позволяет исключить (сделать маловероятным) перенос проблем экстремальности на семью, снизить конфликтность в отношениях. Участие в вооруженном конфликте повышает значимость дружбы (товарищества) до уровня семейных отношений. Материал ориентирован на совершенствование мер психологической поддержки экстремального добровольчества в России, а также подхода к оказанию социально-психологической помощи семьям участников вооруженных конфликтов.
В статье рассматриваются состояние и место кризисной психологии в ряду других направлений психологии и дается ее определение. Выдвинуто положение о «потере» человека в современной психологии, анализируются причины произошедшей смены диалога монологом и замены души на понятие «психика». Отмечается, что отечественная академическая психология по-прежнему недостаточно вторгается в реальную жизнь, изучая не конкретных людей, а некие схемы, замещая живую действительность абстрактными определениями и условными операциональными «эквивалентами». В качестве возможного теоретического основания кризисной психологии предложена психология повседневности. Выделены следующие положения, которые могут служить теоретическим основанием для кризисной психологии: 1) в основу методического инструментария следует положить диалог, как так он позволяет человеку оставаться субъектом при его изучении; 2) психобиографический подход необходимо рассматривать как основной для изучения личности в кризисной ситуации (как это сделано в психологии повседневности); 3) во главу исследования следует ставить реальность, имеющую субъективную значимость, и субъективную интерпретацию этой реальности; 4) необходим контроль исследования с позиций того, сохранится ли человек в процессе исследования за столбиками цифр и формул, не произошла ли замена жизненного мира человека субъективной репрезентацией исследователя. Обосновывается положение, что вместе с психологией повседневности в кризисную психологию приходят идеи феноменологии, конструктивизма, этнометодологии, интерпретативной ̆антропологии. Вывод: для кризисной психологии лучше использовать качественные методы исследования: наблюдение (в том числе включенное), изучение биографий, интервью, интерпретация символических форм, фокус-группы и др.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/