Мировой энергетический кризис 2021-2022 гг. оказал влияние на финансовые рынки различных стран. Шок волатильности цен на нефтегазовом рынке стал толчком к трансмиссии кризисных процессов в различных европейских странах, включая страны Балтийского региона. В данной статье для этих стран особенности энергетического кризиса рассмотрены с использованием методологии финансового заражения. Цель исследования заключалась в получении оценок финансового заражения, распространившегося в странах Балтийского региона по каналам фондового рынка в 2021-2022 гг., а также в систематизации мер, направленных на устранение последствий энергетического кризиса и противодействие финансовому заражению. С использованием методов статистического анализа показано современное состояние энергетического рынка стран Балтийского региона и его реакция на конфликт между Россией и Украиной. На базе обобщения ряда публикаций в отношении стран Балтии приведены свидетельства финансового заражения, распространявшегося в разные годы под влиянием различных шоков. Методология финансового заражения была реализована путем построения моделей DCC-GARCH и получения оценок заражения с помощью специальных тестовых статистик. Проведенные расчеты позволили сделать вывод о том, что энергетический кризис привел к финансовому заражению на рынках большинства стран Балтийского региона. В работе были определены причины уязвимости этих стран к финансовому заражению, а также получены дополнительные оценки заражения в отраслевом аспекте. Это позволило сделать выводы о степени устойчивости отдельных секторов экономики к кризису. Различная подверженность финансовому заражению была объяснена степенью зависимости от внешних поставок энергоресурсов и характером антикризисной политики. Для стран Балтийского региона систематизирован набор конкретных антикризисных мер в разрезе домохозяйств и бизнеса, а также показаны направления противодействия финансовому заражению.
Идентификаторы и классификаторы
Методология финансового заражения сложна и разнообразна. Она представляет собой набор статистических и эконометрических методов и моделей, применяемых для выделения кризисных и «спокойных» периодов и для фиксации сдвигов во взаимосвязях. Это позволяет обнаружить наличие, направленность и силу финансового заражения, распространяющегося по различным каналам. Основным каналом считается канал фондового рынка. Например, в [14] на основе корреляционного анализа и модели GARCH было получено подтверждение распространения финансового заражения с фондового рынка США на страны Балтии (Эстонию, Латвию и Литву) в период мирового финансового кризиса. При этом нельзя недооценивать и другие возможные каналы, в частности канал банковских операций. Так, по данным о транзакциях датской платежной системы были получены оценки риска заражения на национальном рынке депозитов [15]. Кроме того, на основе имитационного моделирования сделан вывод о том, что неожиданное банкротство крупного банка лишь с незначительной вероятностью может привести к финансовому заражению всей денежно-кредитной системы Дании.
Список литературы
1. El Khoury, R., Nasrallah, N., Hussainey, K., Assaf, R. 2023, Spillover analysis across FinTech, ESG, and renewable energy indices before and during the Russia-Ukraine war: International evidence, Journal of International Financial Management & Accounting, vol. 34, № 2, p. 279-317,. DOI: 10.1111/jifm.12179 EDN: RAKJPP
2. Kamal, M. R., Ahmed, S., Hasan, M. M. 2023, The impact of the Russia-Ukraine crisis on the stock market: Evidence from Australia, Pacific-Basin Finance Journal, vol. 79, p. 102036,. DOI: 10.1016/j.pacfin.2023.102036
3. Zakeri, B., Paulavets, K., Barreto-Gomez, L., Echeverri, L. G., Pachauri, S., Boza-Kiss, B., Zimm, C., Rogelj, J., Creutzig, F., Ürge-Vorsatz, D., Victor, D. G., Bazilian, M. D., Fritz, S., Gielen, D., McCollum, D. L., Srivastava, L., Hunt, J. D., Pouya, S. 2022, Pandemic, war, and global energy transitions, Energies, vol. 15, p. 6114,. DOI: 10.3390/en15176114
4. Kayani, U. N., Hassan, M. K., Moussa, F., Hossain, G. F. 2023, Oil in crisis: What can we learn, The Journal of Economic Asymmetries, vol. 28, e00339,. DOI: 10.1016/j.jeca.2023.e00339
5. Kola-Bezka, M. 2023, One size fits all? Prospects for developing a common strategy supporting European Union households in times of energy crisis, Energy Reports, vol. 10, p. 319- 332,. DOI: 10.1016/j.egyr.2023.06.039 EDN: FIOBFA
6. Martínez-García, M., Ramos-Carvajal, C., Cámara, Á. 2023, Consequences of the energy measures derived from the war in Ukraine on the level of prices of EU countries, Resources Policy, vol. 86, 104114,. DOI: 10.1016/j.resourpol.2023.104114
7. Gritz, A., Wolff, G. 2024, Gas and energy security in Germany and central and Eastern Europe, Energy Policy, vol. 184, p. 113885,. DOI: 10.1016/j.enpol.2023.113885
8. Mišík, M., Nosko, A. 2023, Each one for themselves: Exploring the energy security paradox of the European Union, Energy Research & Social Science, vol. 99, 103074,. DOI: 10.1016/j.erss.2023.103074
9. Zakeri, B., Staffell, I., Dodds, P. E., Grubb, M., Ekins, P., Jääskeläinen, J., Cross, S., Helin, K., Gissey, G. C. 2023, The role of natural gas in setting electricity prices in Europe, Energy Reports, vol. 10, p. 2778-2792,. DOI: 10.1016/j.egyr.2023.09.069
10. Sattich, T., Morgan, R., Moe, E. 2022, Searching for energy independence, finding renewables? Energy security perceptions and renewable energy policy in Lithuania, Political Geogr., vol. 96, 102656,. DOI: 10.1016/j.polgeo.2022.102656
11. Sivonen, M. H., Kivimaa, P. 2024, Politics in the energy-security nexus: an epistemic governance approach to the zero-carbon energy transition in Finland, Estonia, and Norway, Environmental Sociology, vol. 10, № 1, p. 55-72,. DOI: 10.1080/23251042.2023.2251873 EDN: UBFDSL
12. Liobikienė, G., Liobikas, J., Miceikienė, A. 2024, How the attitudes and perception of war in Ukraine and environmental aspects have influenced selection of green electricity in Lithuania, Journal of Cleaner Production, vol. 434, 140057,. DOI: 10.1016/j.jclepro.2023.140057
13. Lakos, G., Szendrei, T. 2017, Explanations of Asset Price Bubbles, Financial and Economic Review, vol. 16, № 4, p. 122-150,. DOI: 10.25201/FER.16.4.122150
14. Kuusk, A., Paas, T., Viikmaa, K. 2011, Financial contagion of the 2008 crisis: Is there any evidence of financial contagion from the US to the Baltic states, Eastern Journal of European Studies, vol. 2, № 2, p. 61-76.
15. Amundsen, E., Arnt, H. 2005, Contagion risk in the Danish Interbank market, Danmarks Nationalbank Working Papers, vol. 29, p. 1-26, URL: http://hdl.handle.net/10419/82331 (accessed 03.02.2024).
16. Mohti, W., Dionísio, A., Vieira, I. 2019, Ferreira, P. Financial contagion analysis in frontier markets: Evidence from the US subprime and the Eurozone debt crises, Physica A: Statistical Mechanics and its Applications, vol. 525, p. 1388-1398,. DOI: 10.1016/j.physa.2019.03.094
17. Masood, O., Bellalah, M., Chaudhary, S., Mansour, W., Teulon, F. 2010, Cointegration of Baltic stock markets in the financial Tsunami: Empirical evidence, International Journal of Business, vol. 15, № 1, p. 119-132.
18. Soultanaeva, A. 2008, Impact of political news on the Baltic state stock markets, Umea Economic Studies, vol. 735, p. 1-21.
19. Dubinskas, P., Stunguriene, S. 2010, Alterations in the financial markets of the Baltic countries and Russia in the period of economic downturn, Technological and Economic Development of Economy, vol. 16, № 3, p. 502-515,. DOI: 10.3846/tede.2010.31
20. Deltuvaitė, V. 2016, Cross-border contagion risk transmission through stock markets channel: The case of the baltic countries, Financial Environment and Business Development, vol. 4, p. 43-54,. DOI: 10.1007/978-3-319-39919-5_4
21. Alexakis, P. D., Kenourgios, D., Dimitriou, D. 2016, On emerging stock market contagion: The Baltic region, Research in International Business and Finance, vol. 36, p. 312-321,. DOI: 10.1016/j.ribaf.2015.09.035
22. Klemeshev, A. P., Korneevets, V. S., Palmowski, T., Studzieniecki, T., Fedorov, G. M. 2017, Approaches to the definition of the Baltic Sea region, Baltic Region, vol. 9, № 4, p. 7-28,. DOI: 10.5922/2079-8555-2017-4-1 EDN: YLTZAY
23. Engle, R. 2002, Dynamic Conditional Correlation: A simple class of multivariate generalized autoregressive conditional heteroskedasticity models, Journal of Business & Economic Statistics, vol. 20, № 3, p. 339-350,. DOI: 10.1198/073500102288618487 EDN: DVQQUV
24. Асатуров, К. Г., Теплова, Т. В. 2014, Эффекты перетекания волатильности и заражения на фондовых рынках: определение глобальных и локальных лидеров (часть 2), Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика, № 6, с. 3-34, [Asaturov, K., Teplova, T., 2014, Volatility spillover and contagion effects on stock markets: Global and Local Leaders Determination (Part 2), Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika, vol. 6, p. 3-34, ]. DOI: 10.38050/01300105201461
25. Пивницкая, Н. А., Теплова, Т. В. 2021, DCC-GARCH-модель для выявления долгосрочного и краткосрочного эффектов финансового заражения в ответ на обновление кредитного рейтинга, Экономика и математические методы, т. 57, № 1, с. 113-123, [Pivnitckaya, N. A., Teplova, T. 2021, DCC-GARCH-model for identifying long-term and short-term effects of financial contagion in response to the credit rating updates, Economics and Mathematical Methods, vol. 57, № 1, p. 113-123, ]. DOI: 10.31857/S042473880014080-7 EDN: KCKKSI
26. Liobikienė, G., Matiiuk, Y., Krikštolaitis, R. 2023, The concern about main crises such as the COVID-19 pandemic, the war in Ukraine, and climate change’s impact on energy-saving behavior, Energy Policy, vol. 180, 113678,. DOI: 10.1016/j.enpol.2023.113678
27. Johnson, S., Rachel, L., Wolfram, C. 2023, Design and implementation of the price cap on Russian oil exports, Journal of Comparative Economics, vol. 51, № 4, p. 1244-1252,. DOI: 10.1016/j.jce.2023.06.001 EDN: PYZUCE
28. Sgaravatti, G. S., Tagliapietra, Trasi, C., Zachmann, G. 2021, National fiscal policy responses to the energy crisis, Bruegel Datasets, URL: https://www.bruegel.org/dataset/national-policies-shield-consumers-rising-energy-prices (дата обращения: 02.09.2024).
29. Sperber, E., Frey, U., Bertsch, V. 2024, Turn down your thermostats - A contribution to overcoming the European gas crisis? The example of Germany, Heliyon, vol. 10, № 2, e23974,. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e23974 EDN: QBLUVB
30. Prokopowicz, D. 2023, Energy crisis of 2022 in Poland as a result of the war in Ukraine and years of neglect in the development of renewable energy sources, International Journal of New Economics and Social Sciences, vol. 17, № 1,. DOI: 10.13140/RG.2.2.33873.30568
31. Fabra, N. 2023, Reforming European electricity markets: Lessons from the energy crisis, Energy Economics, vol. 126, 106963,. DOI: 10.1016/j.eneco.2023.106963
32. Forbes, K. J. 2012, The “Big C”: Identifying contagion, NBER Working Paper Series, vol. 18465,. DOI: 10.3386/w18465
33. Cebotari, L., Paierele, A. 2023, The energy crisis and the measures taken by the European Union to Overcome It, Geopolitical perspectives and technological challenges for sustainable growth in the 21st century, p. 663-671,. DOI: 10.2478/9788367405546-061
34. Diebold, F. X., Yilmaz, K. 2009, Measuring nancial asset return and volatility spillovers, with application to global equity markets, The Economic Journal, vol. 119, № 534, p. 158-171,. DOI: 10.1111/j.1468-0297.2008.02208.x
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современных информационных обществах явление цифрового неравенства среди населения стало серьезной проблемой, влияющей как на социальный, так и на экономический прогресс. Цель данного исследования - изучение динамики цифрового неравенства в 79 регионах России в период с 2014 по 2021 г. с акцентом на доступ населения к информационно-коммуникационным технологиям. Анализ дисперсий и соответствующих индексов позволяет сделать вывод о сходимости и единообразии в достижении показателей цифрового неравенства населением российских регионов за исследуемый период. Примечательно, что в течение 2014-2021 гг. показатели цифрового неравенства в разных регионах были относительно однородными. Общая тенденция к уменьшению разброса предполагает более стабильную и единообразную динамику показателей по регионам, что свидетельствует о большей стабильности и сходстве траекторий регионального развития. Дисперсионные диаграммы Морана, рассчитанные как для 2014, так и для 2021 г., помогли определить региональные переходы между квадрантами, выявив сдвиги в тенденции к снижению цифрового неравенства среди российских регионов. Регионы, изначально отличавшиеся более низким уровнем развития Интернета, в последующие годы постепенно продвигались в более высокие квадранты диаграммы Морана, что свидетельствует о процессе конвергенции, при котором данные регионы начинают сокращать разрыв с регионами, имеющими более высокий уровень развития Интернета, или даже превосходить их. Это повышение свидетельствует об эффективности правительственных мер и политики, способствующих развитию инфраструктуры Интернета и технологической интеграции в регионах.
Несмотря на то что объединение Германии состоялось более 30 лет назад, взгляд населения восточных и западных земель на внешнюю политику все еще различается. В данной статье рассматриваются причины и предпосылки большей симпатии к России в восточной части ФРГ. В работе рассматривается вопрос влияния политической культуры восточных немцев и торговых связей РФ и новых федеральных земель на отношение к Москве. На основе архивных материалов, периодических изданий ГДР, социальных опросов и интервью автор проверяет гипотезу, что причины большей симпатии восточных немцев к России были заложены в совместном прошлом СССР и Восточной Германии. Распространение в ГДР русского языка и культуры, а также ограниченные контакты граждан двух стран сделали Советский Союз, а позднее и Россию менее чужой и более понятной страной. При этом Москва и Восточный Берлин предпочитали избегать болезненных вопросов, которые могли подорвать двусторонние отношения стран. Автор также сравнивает особенности формирования политики памяти объединенной Германии и ряда других стран Варшавского договора. В связи с тем что ГДР, став частью единой страны, автоматически вступила и в западные структуры, объединенная Германия не обращалась к критике СССР и России для утверждения своей европейской идентичности.
Анализируется роль религии в контексте современной миграционной ситуации в Финляндии. Миграционные европейские кризисы стали вызовом национального масштаба для финского общества и способствовали появлению целого спектра проблем, связанных с интеграцией (им)мигрантов, этническая и/или религиозная принадлежность которых зачастую противопоставляется ценностно-идеологическим основам финской гражданской идентичности. Данное обстоятельство во многом способствует эскалации проявлений расизма и дискриминации в отношении мигрантов со стороны финских граждан и социальных структур. Миграционная служба Финляндии столкнулась с проблемой беспрецедентно высокого числа религиозных обращений из ислама в христианство мигрантами-мусульманами, использующими религиозную конверсию для получения убежища или отмены депортации на родину на основании риска религиозных преследований. Неоднозначность методов оценивания подлинности религиозных убеждений новообращенных христиан вызвала критику со стороны Экуменического совета Финляндии, а возрастание числа решений о депортации иностранных граждан в небезопасные районы разделило финскую общественность на сторонников принятия просителей убежища из мусульманских стран и участников антииммиграционных движений. Основываясь на анализе статистических данных и эмпирического материала, представленного в работах финских исследователей, авторы приходят к выводу, что, несмотря на проявление исламофобии в финском обществе по отношению к мигрантам с «мусульманским происхождением» и возможным негативным последствиям перехода из ислама в христианство, религиозное обращение является популярной, но далеко не всегда эффективной миграционной стратегией. В рамках проведенного исследования выявлено, что религия представляет собой важный аспект социальной консолидации и интеграции инокультурных мигрантов, однако существующая система формирования религиозной идентичности в школьном образовании во многом способствует закреплению в финском обществе противопоставления «своих» и «других» на основе этнорелигиозной принадлежности.
Дания является одной из наиболее привлекательных стран Европы для переселенцев из-за высоких показателей социально-экономического и политического развития датского общества. Увеличение миграционной нагрузки приводит к ужесточению миграционного законодательства страны, направленного в первую очередь на ограничение потока переселенцев из незападных стран, а также на предотвращение их сегрегации и содействие успешной интеграции в принимающее общество. Цель исследования состоит в установлении особенностей размещения иммигрантов и их потомков в Дании на примере переселенцев из африканских государств (Сомали, Марокко, Египта, Ганы, Демократической Республики Конго и Эритреи) в период 2010-2023 гг. Авторами проведен анализ датского законодательства в области миграции. Материалами исследования послужили данные Статистического управления Дании о структуре и направленности миграции в страну, а также материалы о размещении коренного населения и лиц иностранного происхождения по административно-территориальным единицам второго уровня (коммунам). Методика исследования базируется на индексе Херфиндаля - Хиршмана, позволяющем оценить степень территориальной концентрации лиц африканского происхождения, а также индексе Рябцева, демонстрирующем уровень близости структур расселения мигрантов из Африки и их потомков с коренным населением Дании. Полученные данные свидетельствуют о снижении территориальной концентрации африканского населения страны, а также сближении структуры их расселения с таковой у лиц датского происхождения. Интенсивность этих процессов значительно различается в зависимости от статуса переселенцев, длительности их пребывания в Дании, общей численности конкретной африканской диаспоры. Несмотря на деконцентрацию африканского населения и сближение структуры его расселения с датчанами, значения индекса Рябцева остаются высокими - особенно для выходцев из Сомали и Марокко, в отношении которых сохраняется проблема территориальной эксклюзии и сегрегации в «уязвимых жилых районах».
Современное понимание представительной демократии включает в себя не только власть большинства, но и защиту прав меньшинств. Одним из таких меньшинств являются коренные народы, в том числе саамское население, проживающее на территории четырех европейских стран, а именно на северных территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В данных странах саамам как меньшинству сложно добиться адекватного уровня представительства в традиционных политических структурах, отвечающих за артикуляцию интересов (партиях, парламентах), поэтому были найдены специальные механизмы, которые позволили коренному народу более активно участвовать в процессах принятия политических решений. Цель статьи - изучить эволюцию и особенности политического представительства саамов в Норвегии, Швеции и Финляндии. Выбор стран продиктован трансграничным характером расселения саамов и практикой диффузии институтов политического представительства. Сделан вывод о том, что после Второй мировой войны в развитых странах произошли глобальные трансформации институциональной среды, выразившиеся в отказе от расовой парадигмы, утверждении верховенства демократии и прав человека. В странах Северной Европы в конце XX - начале XXI в. взамен идентичности через конструкт «нордической расы», характерный для первой половины ХХ в., сформировался концепт «арктической идентичности», в центре которого находится понятие индигенности. Саамы, подвергавшиеся насильственной ассимиляции во всех трех странах (дискриминационные политики «шведизации», «норвегизации» и «финизации»), вынужденные с начала ХХ в. бороться за свои права с минимальными шансами на победу над доминирующим дискурсом о расовой неполноценности, в современных условиях оказались бенефициарами изменений, получили особый статус, коллективные права и возможности политического представительства. Однако ряд проблем и дискриминационных практик в отношении саамов остается актуальными и требует решения на уровне государственной политики.
Обратной стороной политики Европейского союза по форсированию четвертого энергетического перехода стал энергетический изоляционизм - стремление к достижению количественных показателей, характеризующих энергетический баланс в отдельных странах, без учета влияния этого стремления на энергетический баланс в соседних странах. В статье в качестве примера энергетического изоляционизма рассматривается выдвинутая в 2022 г. Литвой инициатива, призвавшая три страны Балтии отключиться от энергетического кольца БРЭЛЛ, связывавшего их с Россией и Беларусью, ранее 2025 г., когда они должны были сделать это по плану, разработанному ими ранее. Латвия и Эстония не поддержали инициативу Литвы, которая в результате переговоров, длившихся до середины 2023 г., согласилась придерживаться первоначального плана. Методология, созданная в рамках теории игр, позволяет построить представленную в статье модель этих переговоров, которая является частным случаем модели с тремя участниками, вынужденными сообща выбрать один из трех вариантов исхода переговоров. В прикладном плане эта модель позволяет объяснить, почему провал переговоров с последующим односторонним отключением Литвы от БРЭЛЛ изначально был наименее вероятным вариантом исхода переговоров. В теоретическом плане эта модель заставляет обратить внимание на тот факт, что в случае переговоров между тремя странами Балтии никакие две из них, имеющие схожие позиции, пока не готовы согласиться с не самым выгодным для себя вариантом исхода переговоров даже в том случае, если это позволит третьей стране с иными переговорными позициями избежать необходимости согласиться с наименее выгодным для себя вариантом исхода переговоров. В статье демонстрируется, что подобная неготовность большинства к уступкам в отношении меньшинства становится препятствием для выхода минилатерального сотрудничества стран Балтии на новый уровень, сравнимый с тем, какого достигли, например, Северные страны.
Представлен анализ современной британской военно-политической стратегии в Балтийском регионе. С 2014 г. мы наблюдаем здесь увеличение британского присутствия. Это ведет к возникновению множественных рисков безопасности для России, особенно с 2022 г., поскольку в Великобритании угрозы национальной безопасности поставили в зависимость от политики России на Украине, в Черноморском и Балтийском регионах. Обращая внимание на позиции России на Балтике и в Черноморском регионе, британцы определяли свои приоритеты безопасности, прямо связывая их с ответом на «угрозы со стороны России и стремлением не допустить получения Россией стратегических преимуществ в результате ситуации на Украине», что четко обосновано в Обзоре безопасности от 2023 г. Неслучайно британские военные стратеги стали указывать на связность Балтийского и Черноморского регионов, а также Балтийского и Арктического регионов и необходимость поддерживать безопасность в одной их части за счет решения проблем безопасности в других через вытеснение из них России. Благодаря анализу ключевых британских документов в сфере безопасности в рамках концепции региональных комплексов безопасности автор показывает, как Балтийский регион становится для британских военных стратегов необходимым связующим звеном между Крайним Севером и Восточной Европой. Цель статьи - определить, как интересы Великобритании в сфере безопасности связаны и решаются через взаимодействие со странами Балтийского региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать концептуальные и стратегические задачи Великобритании в сфере безопасности и реализации национальных интересов; 2) обозначить роль и место Балтийского региона в общей стратегии Великобритании на международной арене в сфере безопасности; 3) выявить конкретные тактические приемы Великобритании для реализации национальных интересов посредством ее взаимодействия со странами НАТО в регионе.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru