Обратной стороной политики Европейского союза по форсированию четвертого энергетического перехода стал энергетический изоляционизм - стремление к достижению количественных показателей, характеризующих энергетический баланс в отдельных странах, без учета влияния этого стремления на энергетический баланс в соседних странах. В статье в качестве примера энергетического изоляционизма рассматривается выдвинутая в 2022 г. Литвой инициатива, призвавшая три страны Балтии отключиться от энергетического кольца БРЭЛЛ, связывавшего их с Россией и Беларусью, ранее 2025 г., когда они должны были сделать это по плану, разработанному ими ранее. Латвия и Эстония не поддержали инициативу Литвы, которая в результате переговоров, длившихся до середины 2023 г., согласилась придерживаться первоначального плана. Методология, созданная в рамках теории игр, позволяет построить представленную в статье модель этих переговоров, которая является частным случаем модели с тремя участниками, вынужденными сообща выбрать один из трех вариантов исхода переговоров. В прикладном плане эта модель позволяет объяснить, почему провал переговоров с последующим односторонним отключением Литвы от БРЭЛЛ изначально был наименее вероятным вариантом исхода переговоров. В теоретическом плане эта модель заставляет обратить внимание на тот факт, что в случае переговоров между тремя странами Балтии никакие две из них, имеющие схожие позиции, пока не готовы согласиться с не самым выгодным для себя вариантом исхода переговоров даже в том случае, если это позволит третьей стране с иными переговорными позициями избежать необходимости согласиться с наименее выгодным для себя вариантом исхода переговоров. В статье демонстрируется, что подобная неготовность большинства к уступкам в отношении меньшинства становится препятствием для выхода минилатерального сотрудничества стран Балтии на новый уровень, сравнимый с тем, какого достигли, например, Северные страны.
Идентификаторы и классификаторы
В 2024 г. Литва ни в одиночку, ни вместе с Эстонией и Латвией не реализовала угрозы премьер-министра И. Шимоните об отключении от БРЭЛЛ раньше, чем это предполагалось утвержденными планами. Тем самым страны Балтии предоставили России как минимум дополнительный год для реализации мер, направленных на укрепление энергетической безопасности Калининградской области, которая окажется под угрозой, когда эти страны отключатся от энергетического кольца с Россией и Беларусью. В свою очередь, Эстония и Латвия получили время на реализацию мер по развитию собственных энергетических систем, которые, как предполагается, сделают отключение этих стран от БРЭЛЛ максимально безопасным для потребителей. Инициированные И. Шимоните переговоры между тремя странами Балтии о возможности досрочного отключения от БРЭЛЛ проходили в условиях политизации вопросов энергетики, характерных в настоящее время для большинства стран Запада, а не только для Литвы, Латвии и Эстонии.
Список литературы
1. Харин, А. Г., Усанов, А. Н. 2015, О проблеме обеспечения энергетической безопасности Калининградской области, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, Серия: Гуманитарные и общественные науки, № 3, с. 91-100. EDN: ULSHUX
2. Атаев, З. А. 2018, Изолированная энергосистема Калининградской области, Известия Российской академии наук, Серия географическая, № 1, с. 101-110. EDN: YOGUHU
3. Сайчик, И. А. 2022, Энергетическая безопасность Калининградской области: проблемы и возможности, Актуальные вопросы современной экономики, № 4, с. 650-656. EDN: GJCSQR
4. Kahler, M. 1992, Multilateralism with Small and Large Numbers, International Organization, vol. 46, № 3, p. 681-708,. DOI: 10.1017/S0020818300027867 EDN: BLMWSZ
5. Ruggie, J. 1992, Multilateralism: the Anatomy of an Institution, International Organization, vol. 46, № 3, p. 561-598,. DOI: 10.1017/S0020818300027831 EDN: BLMWRV
6. Pérez-Castrillo, D., Wettstein, D. 2001, Bidding for the Surplus: A Non-cooperative Approach to the Shapley Value, Journal of Economic Theory, vol. 100, № 2, p. 274-294,. DOI: 10.1006/jeth.2000.2704 EDN: DYPWLR
7. Лебедева, М. М., Зиновьева, Е. С. 2023, Специфика международных переговоров в эпоху цифровизации, Вестник РУДН, Серия: международные отношения, т. 23, № 1, с. 144- 156,. DOI: 10.22363/2313-0660-2023-23-1-144-156
8. Ju, Y., Vidal-Puga, J. 2023, Decentralized Multilateral Bargaining, Spanish Conference on Statistics and Operations Research, URL: https://vidalpuga.webs.uvigo.es/papers/noplanner.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
9. Зотова, Д. А., Ланко, Д. А., Парфенёнок, Н. Л. 2024, Европейская солидарность и разноскоростная интеграция: результаты лабораторного эксперимента, Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, т. 40, № 2, с. 212-232,. DOI: 10.21638/spbu05.2024.204 EDN: DASHCL
10. Faure, G. O., Zartman, I. W. 2012, Introduction, in: Faure, G. O. (ed.), Unfinished Business: Why International Negotiations Fail, Athens, Georgia University Press, p. 3-16.
11. Clemens, W. C. 1999. The Baltic Republics, Russia, and Energy: From Dependency to Interdependence, SAIS Review, vol. 19. № 1, p. 190-208,. DOI: 10.1353/sais.1999.a30418 EDN: HADHST
12. Rüdiger, M. 2019, From Import Dependence to Self-Sufficiency in Denmark, 1945-2000, Energy Policy, vol. 125, p. 82-89,. DOI: 10.1016/j.enpol.2018.10.050
13. Bompard, E., Carpaneto, E., Huang, T., Pi, R. J., Fulli, G., Purvins, A., Mutule, A. 2017, Electricity Independence of the Baltic States: Present and Future Perspectives, Sustainable Energy, Grids and Networks, vol. 10, p. 55-64,. DOI: 10.1016/j.segan.2017.03.003
14. Szulecki, K., Overland, I. 2020, Energy Democracy as a Process, an Outcome and a Goal: A Conceptual Review, Energy Research & Social Science, vol. 69, 101768,. DOI: 10.1016/j.erss.2020.101768
15. Meckling, J., Hughes, L. 2018, Global Interdependence in Clean Energy Transitions, Business and Politics, vol. 20, № 4, p. 467-491,. DOI: 10.1017/bap.2018.25
16. Romanova, T. 2021, Russia’s Political Discourse on the EU’s Energy Transition (2014-2019) and Its Effect on EU-Russia energy relations, Energy Policy, vol. 154, 112309,. DOI: 10.1016/j.enpol.2021.112309
17. Crowley-Vigneau, A., Kalyuzhnova, Y., Ketenci, N. 2023, What Motivates the ‘Green’ Transition: Russian and European Perspectives, Resources Policy, vol. 81, 103128,. DOI: 10.1016/j.resourpol.2022.103128
18. Högselius, P. 2018, Energy and Geopolitics, London, Routledge,. DOI: 10.4324/9781315177403
19. Bridge, G., Bouzarovski, S., Bradshaw, M., Eyre, N. 2013, Geographies of Energy Transition: Space, Place and the Low-Carbon Economy, Energy Policy, vol. 53, p. 331-340,. DOI: 10.1016/j.enpol.2012.10.066
20. Stephens, J.C. 2022, Beyond Climate Isolationism: a Necessary Shift for Climate Justice, Current Climate Change Reports, vol. 8, p. 83-90,. DOI: 10.1007/s40641-022-00186-6
21. Malhotra, M. 2023, The European Energy Union: How Can It Be Achieved? What Are the Pros and Cons of Such a Union, in: Leal-Arcas, R. (ed.), Climate and Energy Governance for a Sustainable Future, Singapore: Springer Nature, p. 187-200,. DOI: 10.1007/978-981-19-8346-7_14
22. Böhringer, C., Rutherford, T. F., Tol, R. S. J. 2009, THE EU 20/20/2020 targets: An over-view of the EMF22 assessment, Energy Economics, vol. 31, suppl. 2, p. S268-S273,. DOI: 10.1016/j.eneco.2009.10.010
23. Кавешников, Н. Ю. 2015, Проект энергетического союза ЕС в контексте отношений между Россией и Европейским союзом, Вестник Московского университета, Серия 25: Международные отношения и мировая политики, № 2, с. 73-95. EDN: UQFKSP
24. Леонард, М., Пизани-Ферри, Ж., Шапиро, Д., Тальяпиетра, С., Вульф, Г. 2021, Геополитика “Зеленой сделки” Европейского союза, Вестник международных организаций, т. 16, № 2, с. 204-235,. DOI: 10.17323/1996-7845-2021-02-10
25. Radziukynas, V., Klementavicius, A., Kadisa, S., Radziukyniene, N. 2016, Challenges for the Baltic Power System Connecting Synchronously to Continental European Network, Electric Power Systems Research, vol. 140, p. 54-64,. DOI: 10.1016/j.epsr.2016.06.043
26. Посаженникова, А. А., Лебедева, М. М. 2023, Малые государства Европы на международных переговорах (на примере стран Бенилюкс), Управление и политика, т. 2, № 4, с. 37-52,. DOI: 10.24833/2782-7062-2023-2-4-37-52 EDN: LSDMNQ
27. Guy, J., Shears, E., Meckling, J. 2023, National Models of Climate Governance among Major Emitters, Nature: Climate Change, vol. 13, p. 189-195,. DOI: 10.1038/s41558-022-01589-x
28. Weidner, H., Mez, L. 2008, German Climate Change Policy: A Success Story With Some Flaws, Journal of Environment and Development, vol. 17, № 4, p. 356-378,. DOI: 10.1177/1070496508325910
29. Vilson, M. 2020, Framing the EU and the Green Deal in Estonia: A Reluctant Balancing Act, Australian and New Zealand Journal of European Studies, vol. 12, № 3, p. 35-46,. DOI: 10.30722/anzjes.vol12.iss3.15356 EDN: BQISLP
30. Skoczkowski, T., Bielecki, S., Węglarz, A., Włodarczak, M., Gutowski, P. 2018, Impact Assessment of Climate Policy on Poland’s Power Sector, Mitigation and Adaptation Strategies for Global Change, vol. 23, № 8, p. 1303-1349,. DOI: 10.1007/s11027-018-9786-z EDN: UDIDSC
31. Metla-Rozentale, L., Kleinberga, V., Žaunercika, K., Spruds, A. 2022, Reflection of the EU Climate Policy Strategic Narrative in the Programmes of Latvian Political Parties - External Convergence and Influence on Shaping Public Opinion, Energies, vol. 15, № 9, 3049,. DOI: 10.3390/en15093049 EDN: NZUBYE
32. Snyder, G. H. 1971, ‘“Prisoner’s Dilemma” and “Chicken” Models in International Politics’, International Studies Quarterly, vol. 15, № 1, p. 66-103,. DOI: 10.2307/3013593
33. Дегтерев, Д. А., Дегтерев, А. Х. 2011, Теория игр и международные отношения, Мировая экономика и международные отношения, № 2, c. 79-89,. DOI: 10.20542/0131-2227-2011-2-79-89 EDN: NTGYLB
34. Lanko, D. 2022, Modelling Negotiations on the Nordic Economic Area: Uncertainty and Absolute Gains as Factors of International Solidarity, Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, vol. 15, № 3, p. 243-261,. DOI: 10.21638/spbu06.2022.302
35. Хрусталев, М. А. 2004, Методология анализа международных переговоров, Международные процессы, т. 2, № 3 (6), с. 64-78. EDN: OIPFVL
36. Ланко, Д. А. 2023, Возможности экономического взаимодействия России с государствами Балтийского региона: рабочая тетрадь № 78, Российский совет по международным делам (РСМД), Москва, НП РСМД, 32 с.
37. Hemstad, R. 2023, Promoting Norden and Nordic Cooperation in the 1930s: Social Democratic Visions and Transmedial Manifestations, in: Norén, F., Stjernholm, E., Thomson, C. C. (eds.), Nordic Media Histories of Propaganda and Persuasion. Palgrave Macmillan, Cham.,. DOI: 10.1007/978-3-031-05171-5_2
38. Jurkynas, M. 2021, Change in a Time of Pandemic: the 2020 Parliamentary Elections in Lithuania, Journal of Baltic Studies, vol. 52, № 2, p. 269-278,. DOI: 10.1080/01629778.2021.1901754 EDN: MOCQZL
39. Van Reibrouck, D. 2016, Against Elections: The Case for Democracy, London, Random House.
40. Jastramskis, M., Ramonaite, A. 2021, Lithuania: Political Developments and Data in 2020, European Journal of Political Research Political Data Yearbook, vol. 60, p. 241-255,. DOI: 10.1111/2047-8852.12345
41. Agarin, T., Nakai, R. 2021, Political Dejection in a Divided Society: A Challenge for Latvia’s Democracy?, Journal of Baltic Studies, vol. 52, № 4, p. 521-546,. DOI: 10.1080/01629778.2021.1968917 EDN: ZALOZY
42. Mölder, M. 2022, Estonia: Political Developments and Data in 2021, European Journal of Political Research Political Data Yearbook, vol. 61, p. 137-146,. DOI: 10.1111/2047-8852.12370
43. Stankovski, A., Gjorviev, B., Lochter, L., Sansavini, G. 2023, Power Blackouts in Europe: Analyses, Key Insights, and Recommendations from Empirical Evidence, Joule, vol. 7, № 11, p. 2468-2484,. DOI: 10.1016/j.joule.2023.09.005 EDN: XWDTUC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Мировой энергетический кризис 2021-2022 гг. оказал влияние на финансовые рынки различных стран. Шок волатильности цен на нефтегазовом рынке стал толчком к трансмиссии кризисных процессов в различных европейских странах, включая страны Балтийского региона. В данной статье для этих стран особенности энергетического кризиса рассмотрены с использованием методологии финансового заражения. Цель исследования заключалась в получении оценок финансового заражения, распространившегося в странах Балтийского региона по каналам фондового рынка в 2021-2022 гг., а также в систематизации мер, направленных на устранение последствий энергетического кризиса и противодействие финансовому заражению. С использованием методов статистического анализа показано современное состояние энергетического рынка стран Балтийского региона и его реакция на конфликт между Россией и Украиной. На базе обобщения ряда публикаций в отношении стран Балтии приведены свидетельства финансового заражения, распространявшегося в разные годы под влиянием различных шоков. Методология финансового заражения была реализована путем построения моделей DCC-GARCH и получения оценок заражения с помощью специальных тестовых статистик. Проведенные расчеты позволили сделать вывод о том, что энергетический кризис привел к финансовому заражению на рынках большинства стран Балтийского региона. В работе были определены причины уязвимости этих стран к финансовому заражению, а также получены дополнительные оценки заражения в отраслевом аспекте. Это позволило сделать выводы о степени устойчивости отдельных секторов экономики к кризису. Различная подверженность финансовому заражению была объяснена степенью зависимости от внешних поставок энергоресурсов и характером антикризисной политики. Для стран Балтийского региона систематизирован набор конкретных антикризисных мер в разрезе домохозяйств и бизнеса, а также показаны направления противодействия финансовому заражению.
В современных информационных обществах явление цифрового неравенства среди населения стало серьезной проблемой, влияющей как на социальный, так и на экономический прогресс. Цель данного исследования - изучение динамики цифрового неравенства в 79 регионах России в период с 2014 по 2021 г. с акцентом на доступ населения к информационно-коммуникационным технологиям. Анализ дисперсий и соответствующих индексов позволяет сделать вывод о сходимости и единообразии в достижении показателей цифрового неравенства населением российских регионов за исследуемый период. Примечательно, что в течение 2014-2021 гг. показатели цифрового неравенства в разных регионах были относительно однородными. Общая тенденция к уменьшению разброса предполагает более стабильную и единообразную динамику показателей по регионам, что свидетельствует о большей стабильности и сходстве траекторий регионального развития. Дисперсионные диаграммы Морана, рассчитанные как для 2014, так и для 2021 г., помогли определить региональные переходы между квадрантами, выявив сдвиги в тенденции к снижению цифрового неравенства среди российских регионов. Регионы, изначально отличавшиеся более низким уровнем развития Интернета, в последующие годы постепенно продвигались в более высокие квадранты диаграммы Морана, что свидетельствует о процессе конвергенции, при котором данные регионы начинают сокращать разрыв с регионами, имеющими более высокий уровень развития Интернета, или даже превосходить их. Это повышение свидетельствует об эффективности правительственных мер и политики, способствующих развитию инфраструктуры Интернета и технологической интеграции в регионах.
Несмотря на то что объединение Германии состоялось более 30 лет назад, взгляд населения восточных и западных земель на внешнюю политику все еще различается. В данной статье рассматриваются причины и предпосылки большей симпатии к России в восточной части ФРГ. В работе рассматривается вопрос влияния политической культуры восточных немцев и торговых связей РФ и новых федеральных земель на отношение к Москве. На основе архивных материалов, периодических изданий ГДР, социальных опросов и интервью автор проверяет гипотезу, что причины большей симпатии восточных немцев к России были заложены в совместном прошлом СССР и Восточной Германии. Распространение в ГДР русского языка и культуры, а также ограниченные контакты граждан двух стран сделали Советский Союз, а позднее и Россию менее чужой и более понятной страной. При этом Москва и Восточный Берлин предпочитали избегать болезненных вопросов, которые могли подорвать двусторонние отношения стран. Автор также сравнивает особенности формирования политики памяти объединенной Германии и ряда других стран Варшавского договора. В связи с тем что ГДР, став частью единой страны, автоматически вступила и в западные структуры, объединенная Германия не обращалась к критике СССР и России для утверждения своей европейской идентичности.
Анализируется роль религии в контексте современной миграционной ситуации в Финляндии. Миграционные европейские кризисы стали вызовом национального масштаба для финского общества и способствовали появлению целого спектра проблем, связанных с интеграцией (им)мигрантов, этническая и/или религиозная принадлежность которых зачастую противопоставляется ценностно-идеологическим основам финской гражданской идентичности. Данное обстоятельство во многом способствует эскалации проявлений расизма и дискриминации в отношении мигрантов со стороны финских граждан и социальных структур. Миграционная служба Финляндии столкнулась с проблемой беспрецедентно высокого числа религиозных обращений из ислама в христианство мигрантами-мусульманами, использующими религиозную конверсию для получения убежища или отмены депортации на родину на основании риска религиозных преследований. Неоднозначность методов оценивания подлинности религиозных убеждений новообращенных христиан вызвала критику со стороны Экуменического совета Финляндии, а возрастание числа решений о депортации иностранных граждан в небезопасные районы разделило финскую общественность на сторонников принятия просителей убежища из мусульманских стран и участников антииммиграционных движений. Основываясь на анализе статистических данных и эмпирического материала, представленного в работах финских исследователей, авторы приходят к выводу, что, несмотря на проявление исламофобии в финском обществе по отношению к мигрантам с «мусульманским происхождением» и возможным негативным последствиям перехода из ислама в христианство, религиозное обращение является популярной, но далеко не всегда эффективной миграционной стратегией. В рамках проведенного исследования выявлено, что религия представляет собой важный аспект социальной консолидации и интеграции инокультурных мигрантов, однако существующая система формирования религиозной идентичности в школьном образовании во многом способствует закреплению в финском обществе противопоставления «своих» и «других» на основе этнорелигиозной принадлежности.
Дания является одной из наиболее привлекательных стран Европы для переселенцев из-за высоких показателей социально-экономического и политического развития датского общества. Увеличение миграционной нагрузки приводит к ужесточению миграционного законодательства страны, направленного в первую очередь на ограничение потока переселенцев из незападных стран, а также на предотвращение их сегрегации и содействие успешной интеграции в принимающее общество. Цель исследования состоит в установлении особенностей размещения иммигрантов и их потомков в Дании на примере переселенцев из африканских государств (Сомали, Марокко, Египта, Ганы, Демократической Республики Конго и Эритреи) в период 2010-2023 гг. Авторами проведен анализ датского законодательства в области миграции. Материалами исследования послужили данные Статистического управления Дании о структуре и направленности миграции в страну, а также материалы о размещении коренного населения и лиц иностранного происхождения по административно-территориальным единицам второго уровня (коммунам). Методика исследования базируется на индексе Херфиндаля - Хиршмана, позволяющем оценить степень территориальной концентрации лиц африканского происхождения, а также индексе Рябцева, демонстрирующем уровень близости структур расселения мигрантов из Африки и их потомков с коренным населением Дании. Полученные данные свидетельствуют о снижении территориальной концентрации африканского населения страны, а также сближении структуры их расселения с таковой у лиц датского происхождения. Интенсивность этих процессов значительно различается в зависимости от статуса переселенцев, длительности их пребывания в Дании, общей численности конкретной африканской диаспоры. Несмотря на деконцентрацию африканского населения и сближение структуры его расселения с датчанами, значения индекса Рябцева остаются высокими - особенно для выходцев из Сомали и Марокко, в отношении которых сохраняется проблема территориальной эксклюзии и сегрегации в «уязвимых жилых районах».
Современное понимание представительной демократии включает в себя не только власть большинства, но и защиту прав меньшинств. Одним из таких меньшинств являются коренные народы, в том числе саамское население, проживающее на территории четырех европейских стран, а именно на северных территориях Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В данных странах саамам как меньшинству сложно добиться адекватного уровня представительства в традиционных политических структурах, отвечающих за артикуляцию интересов (партиях, парламентах), поэтому были найдены специальные механизмы, которые позволили коренному народу более активно участвовать в процессах принятия политических решений. Цель статьи - изучить эволюцию и особенности политического представительства саамов в Норвегии, Швеции и Финляндии. Выбор стран продиктован трансграничным характером расселения саамов и практикой диффузии институтов политического представительства. Сделан вывод о том, что после Второй мировой войны в развитых странах произошли глобальные трансформации институциональной среды, выразившиеся в отказе от расовой парадигмы, утверждении верховенства демократии и прав человека. В странах Северной Европы в конце XX - начале XXI в. взамен идентичности через конструкт «нордической расы», характерный для первой половины ХХ в., сформировался концепт «арктической идентичности», в центре которого находится понятие индигенности. Саамы, подвергавшиеся насильственной ассимиляции во всех трех странах (дискриминационные политики «шведизации», «норвегизации» и «финизации»), вынужденные с начала ХХ в. бороться за свои права с минимальными шансами на победу над доминирующим дискурсом о расовой неполноценности, в современных условиях оказались бенефициарами изменений, получили особый статус, коллективные права и возможности политического представительства. Однако ряд проблем и дискриминационных практик в отношении саамов остается актуальными и требует решения на уровне государственной политики.
Представлен анализ современной британской военно-политической стратегии в Балтийском регионе. С 2014 г. мы наблюдаем здесь увеличение британского присутствия. Это ведет к возникновению множественных рисков безопасности для России, особенно с 2022 г., поскольку в Великобритании угрозы национальной безопасности поставили в зависимость от политики России на Украине, в Черноморском и Балтийском регионах. Обращая внимание на позиции России на Балтике и в Черноморском регионе, британцы определяли свои приоритеты безопасности, прямо связывая их с ответом на «угрозы со стороны России и стремлением не допустить получения Россией стратегических преимуществ в результате ситуации на Украине», что четко обосновано в Обзоре безопасности от 2023 г. Неслучайно британские военные стратеги стали указывать на связность Балтийского и Черноморского регионов, а также Балтийского и Арктического регионов и необходимость поддерживать безопасность в одной их части за счет решения проблем безопасности в других через вытеснение из них России. Благодаря анализу ключевых британских документов в сфере безопасности в рамках концепции региональных комплексов безопасности автор показывает, как Балтийский регион становится для британских военных стратегов необходимым связующим звеном между Крайним Севером и Восточной Европой. Цель статьи - определить, как интересы Великобритании в сфере безопасности связаны и решаются через взаимодействие со странами Балтийского региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать концептуальные и стратегические задачи Великобритании в сфере безопасности и реализации национальных интересов; 2) обозначить роль и место Балтийского региона в общей стратегии Великобритании на международной арене в сфере безопасности; 3) выявить конкретные тактические приемы Великобритании для реализации национальных интересов посредством ее взаимодействия со странами НАТО в регионе.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru