В статье представлен психологический анализ игровых практик и игрушек как действенных инструментов когнитивного, метакогнитивного и личностного развития современных детей и подростков. Также анализируется роль игрушки как инструмента «мягкой силы»: средства формирования культурных ценностей и установок. Представлен анализ индоктринирующего воздействия ряда образцов игровой продукции на психику ребенка на примере «советской игрушки». Выявлены основные тенденции в изменении и развитии современной игры: увеличение вариативности игровых практик и дальнейшее повышение их технологичности, вытеснение традиционной игры цифровой, исчезновение феномена дворовой игры, выход игры как значимого вида деятельности за пределы дошкольного возраста. Отмечаются явления дизонтогенеза детской игры - ее упрощение, стереотипность, кратковременность и др. Вследствие процессов глобализации и перехода современного общества в эпоху постмодерна, радикального плюрализма на потребительском рынке присутствуют игры и игрушки производителей разных стран, оказывающих разнонаправленное влияние на детскую аудиторию. Это требует от педагогов и детских практических психологов компетенции в оценке ценностных (а главное - нравственных) аспектов и контекстов игр и игрушек. Также специалисты должны уметь выявлять и нейтрализовывать негативное индоктринирующее воздействие, репрезентированное в игровой продукции, развивать ценностно-смысловую сферу воспитанников, управлять игровыми практиками в интересах гармоничного развития личности ребенка.
Идентификаторы и классификаторы
Игра в различных своих формах не утрачивает значимости и связи с важнейшими показателями умственного развития в младшем школьном и подростковом возрасте, выступая условием становления когнитивных и метакогнитивных психических функций. Например, в раннем детстве – сензитивном периоде для развития перцептивных действий, восприятие развивается в игровых действиях с предметами-заместителями. В младшем школьном и подростковом возрасте игра и продуктивная деятельность способствуют развитию логического и творческого мышления, развивают способности к рефлексии, улучшают устную речь (Богоявленская, 1997; Савенков, 2010 и др.). Ключевой характеристикой сюжетно-ролевой игры является создание мнимой ситуации и игровых замещений, а также наличие игрового мотива, которые определяют ее специфику и отличают от простого набора игровых действий (Кравцов и Кравцова, 2017).
Список литературы
1. Агеев, Н.Я., Токарчук, Ю.А., Токарчук, А.М., Гаврилова, Е.В. (2023) Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: Обзор эмпирических исследований. Психолого-педагогические исследования, 15(1), 37-55. EDN: DYSELX
2. Акимова, Ю.А., Савенков, А.И, Ключко, О.И., Вачкова, С.Н., Цаплина, О.В., Смирнова, П.В. (2020) Психолого-педагогическая экспертиза игрушки. М.: Издательство Юрайт. EDN: XJSTXX
3. Алехин, А.Н., Пульцина, К.И. (2020) Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: Обзор современных исследований. Психология человека в образовании, 2(4), 366-371. EDN: XUNTTR
4. Богачева, Н.В. (2014) Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 4, 120-130. EDN: SXDRIZ
5. Богоявленская, Д.Б. (1997) Проблемы творчества и одаренности: Логика и история. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия.
6. Белобрыкина, О.А. (2021) Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве. Современное дошкольное образование, 3 (105), 24-32. EDN: DVGHIY
7. Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А. (2017) Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников. Российский психологический журнал, 14(3), 106-132. EDN: ZVHWKJ
8. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Вересов, Н.Н., Сухих, В.Л. (2020) Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст. Культурно-историческая психология, 16(3), 60-70. EDN: GZITAJ
9. Вычеров, Д.А. (2018) Советские игрушки как инструмент воспитания “нового” человека (1930 е-вторая половина 1940 х гг.). Частное и обществен ное в повседневной жизни населения России: история и современность, 2, 206-210.
10. Двойнин, А.М. (2018) Индоктринация в педагогическом контексте. Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. М.: Известия ИППО, 42-47. EDN: XVCJZR
11. Двойнин, А.М., Буланова, И.С. (2020) Психология индоктринации: подходы и современные направления исследований. Вопросы психологии, 66(4), 1. EDN: RWXZGQ
12. Двойнин, А.М., Буланова, И.С. (2021) Феномен индоктринации: психологические подходы и современные направления исследований. Психологическое знание: виды, источники, пути построения: Сборник статей. Отв. редакторы: А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Институт психологии РАН. EDN: IYFXJT
13. Двойнин, А.М., Романцова, В.К. (2021) О содержании категории “индоктринация” в психологической науке. Известия института педагогики и психологии образования, 3, 75-81. EDN: XQMMCG
14. Двойнин, А.М., Савенков, А.И., Поставнев, В.М., Троцкая, Е.С. (2020) Когнитивные предикторы академической успешности у дошкольников и младших школьников. Вопросы психологии, 6, 106-116. EDN: VEDXRE
15. Каменская, В.Г., Томанов, Л.В. (2022) Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков. Экспериментальная психология, 15(1), 139-159. EDN: WNLUVZ
16. Коротких О.В. (2013) Игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка. Наука и школа, 4, 127-133. EDN: RCWEVN
17. Клопотова, Е. Е., Кузнецова, Т. Ю. (2018) Влияние компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников. Дошкольное воспитание, 10, 76-82. EDN: YQOVMT
18. Клопотова, Е.Е., Романова, Ю.А. (2020) Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников. Вестник практической психологии образования, 17(1), 32-40. EDN: XZHVFK
19. Ключко, О.И. (2017) Современные игры и игрушки: новые возможности и новые риски. Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. М., 22-28. EDN: ZMSUYZ
20. Кравцов, Г. Г., Кравцова, Е. Е. (2017) Психология игры: культурно-исторический подход. М.: “Левъ”. EDN: XZQKDZ
21. Мандель, Б.Р. (2017) Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся. Directmedia. EDN: YNSDGZ
22. Маркович, М. (1925) Драматизация в дошкольном возрасте (из записной книжки). Дети и театр: Сборник статей. Л.: Мысль, 5-30.
23. Миллер, С. (1999) Психология игры. М.: “Университетская книга”.
24. Моторин, В.В. (2023) Использование игровых технологий в начальном обучении программированию: преимущества и перспективы. Актуальные вопросы общества, науки и образования,131-134. EDN: ZIZZCU
25. Николаева, Е.И., Вергунов, Е.Г. (2017) Что такое“ executive functions“ и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, 10(2), 62-81. EDN: ZKBEJF
26. Плотникова, В.А., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2023) Взаимосвязь предпочитаемых типов цифровых игр и регуляторных функций у детей 6-7 лет. Психологическая наука и образование, 28(4), 32-51. EDN: IBULZU
27. Поливанова, К.Н., Вопилова, И.Е., Козьмина, Я.Я., Нисская, А.К., Сивак, Е.В. (2015) Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей. Вопросы образования, 4, 184-200.
28. Поставнев, В.М., Поставнева, И.В., Двойнин, А.М., Романова, М.А. (2020) Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, 4 (54), 64-73.
29. Рубцова, О.В., Токарчук, Ю.А., Саломатова, О.В., Гаврилова, Е.В. (2024) Связь показателей памяти и внимания с использованием настольных и цифровых игр дошкольниками (на примере игры “Dobble”). Психологическая наука и образование, 29(3), 5-19. EDN: HHTTDG
30. Савенков, А.И. (2006) Индоктринация личности. Развитие личности, 1, 53-61. EDN: HVCKRR
31. Савенков, А. И. (2006) Некритическое принятие чужих идей и механизм контроля сознания. Директор школы, 2, 71-79. EDN: QFYFHP
32. Савенков, А.И. (2010) Психология детской одаренности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 - педагогика и психология. М.: Генезис. EDN: QYACSJ
33. Савенков, А.И. (2016) Методика исследовательского и проектного обучения школьников. М.: Дом Федорова. EDN: ZMLRIL
34. Савенков, А.И. (2022) Психология противодействия лжи и манипулированию. М.: “Издательство ЮРАЙТ”. EDN: MUOJHV
35. Савенков, А.И. (2025) Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт.
36. Савенков, А.И., Буланова, И.В., Двойнин, А.М., Карпова, С.И., Поставнев, В.М., Романова, М.А.,.. Фролова, Е.В. (2024) Когнитивное и метакогнитивное развитие личности в современной образовательной среде. Коллективная монография. М.: Перо. EDN: BBKOAK
37. Савенков, А.И., Карпова, С.И., Поставнев, В.М. и др. (2024) Когнитивное и метакогнитивное развитие личности в современной образовательной среде. М.: Издательство “Перо”, 2024. EDN: BBKOAK
38. Савенков, А.И., Поставнев, В.М., Воропаев, М.В. (2018) Игра и игрушка как факторы развития исследовательского поведения ребенка. Игровая культура современного детства: Сборник статей II Международной научно-практической конференции (29 мая - 03 июня 2018 года, г. Москва). М.: НАИР, 35-39. EDN: PPBTOJ
39. Савенков, А.И., Цаплина, О.В., Иванова, Е.В., Муродходжаева, Н.С., Кривова, В.А., Савенкова, Т.Д. (2016) Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса. М.: Перо. EDN: VZMFQZ
40. Савенков, А.И., Цицулина, А.В. (2022) Игра, игрушка и особенности игровых практик современных детей. Педагогика, 86(6), 35-47. EDN: HLSTIZ
41. Саркисян, В.Ж., Манукян, С.А., Испирян, М.М., Геворкян, Л.Л., Хачатрян, Э.А. (2022) Методология исследования влияния психологических характеристик учеников при обучении шахматам. Консультативная психология и психотерапия, 30(4), 97-123. EDN: DULSBN
42. Смирнова, Е.О. (2013) Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование, 5(3), 92-98.
43. Смирнова, Е.О., Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Рябкова, И.А. (2018) Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития. Культурно-историческая психология, 14(1), 4-14. EDN: YUIWLS
44. Смирнова, Е.О., Соколова, М.В. (2019) Тенденции развития современных игрушек. Культурно-историческая психология, 15(2), 99-104. EDN: LTXEHM
45. Смирнова, П.В. (2012) Особенности восприятия жилой среды старшими дошкольниками. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, 4 (22), 54-62.
46. Смирнова, П.В. (2017) Формы проявления исследовательского поведения в раннем возрасте. Научно-педагогическое обозрение. 3 (17), 84-92. EDN: ZBLZDJ
47. Смирнова, П.В. (2017) Игра и исследовательское поведение современного ребенка раннего возраста (на материале лонгитюда). Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции, 28-30 сентября 2016 г. (Москва, МГПУ) М.: НАИР, 93-98. EDN: ZBVLMT
48. Смирнова, П.В. (2018) Исследовательские игры современных детей младшего возраста и их родителей. Игровая культура современного детства: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. М.: НАИР, 46-49. EDN: BZJMOX
49. Таланцева, М.Л. (2017) Шахматы как средство развития интеллектуальной одаренности детей. Вестник ТОГИРРО, 3, 19-19. EDN: YSPMXW
50. Ткаченко, С.Б. (2010) Особенности перцептивных действий у детей 5-7 лет в условиях дидактических и компьютерных игр. Автореф. дис. … канд. психол. наук, М., 25 с. EDN: QETZTL
51. Токарчук, Ю.А., Саломатова, О.В., Гаврилова, Е.В. (2024) Использование настольных и цифровых игр дошкольниками: результаты опроса российских родителей. Психолого-педагогические исследования, 16(1), 76-95. EDN: YCMNAI
52. Цаплина, О.В. (2020) Интеллектуальные игры как фактор когнитивного развития личности. Творчество в современном мире: человек, общество, технологии: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. М., 173-175. EDN: EDFOSJ
53. Черемошкина, Л.В., Дюпина С.А. (2022) Мнемические способности студентов с разной степенью погружения в виртуальную реальность. Психологический журнал, 43(3), 102-113. EDN: OTCLSU
54. Щербаков, Д.Н., Семенцова, К.Р. (2020) Современные настольные игры - как развивающий фактор в формировании мышления детей. Всероссийская научно-практическая конференция “ДИСК-2020”: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей “Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века” (24-26 ноября 2020 г., г. Москва). М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 260-266. EDN: RSGUZE
55. Anderberg, E., Axelsson, A., Bengtsson, S., Håkansson, M., Lindberg, L. (2013) Exploring the use of a teachable agent in a mathematical computer game for preschoolers.Intelligent, socially oriented technology, 154, 161-171.
56. Berg, L. E. (2003) Defining the good toy-an interactionistic approach. Toys in educational and socio-cultural contexts. Part, 1, 139-155.
57. Berg, L. E. (2003) Toys and play in identity construction for preschool children. Toys as communication. Part 2. Selection of papers presented at the International Toy, 193-208.
58. Chu, C., Paatsch, L., Kervin, L., Edwards, S. (2024) Digital play in the early years: A systematic review.International Journal of Child-Computer Interaction, 40, 1-14. EDN: LPZWVL
59. Eibl-Eibesfeldt, I. (1998) Us and the others: The familial roots of ethno-nationalism. Indoctrinability, ideology, and warfare: Evolutionary perspectives. Berghahn, 21-53.
60. Gasteiger, H., Moeller, K. (2021) Fostering early numerical competencies by playing conventional board games. Journal of Experimental Child Psychology, 204, 105060. EDN: EPTGBF
61. Hand, M. (2001) Is religious education possible? An examination of the logical possibility of teaching religious understanding without religious belief: Thesis. Oxford Univ.
62. Hanks, C. (2008) Indoctrination and the space of reasons. Educational Theory, 58(2), 193-212.
63. Hábl, J. (2017) The problem of indoctrination, with a focus on moral education. Ethics Bioethics, 7(3-4), 187-198.
64. Hassan, S. (2015) Combating cult mind control: The# 1 best-selling guide to protection, rescue, and recovery from destructive cults. Freedom of Mind Press.
65. Hendrix, N.M., Hojnoski, R.L., Missall, K.N. (2020) Promoting numeracy skills through board game play. Young Exceptional Children, 23(2), 100-111.
66. Kearney, P. (2007) Cognitive assessment of game-based learning. British Journal of Educational Technology, 38(3), 529-531.
67. Macmillan, C.J.B. (1983) “ On Certainty“ and indoctrination. Synthese, 56(3), 363-372. EDN: JLBLCQ
68. Momanu, M. (2012) The pedagogical dimension of indoctrination: Criticism of indoctrination and the constructivism in education. Meta: research in hermeneutics, phenomenology, and practical philosophy, 4(1), 88-105.
69. Mottweiler, C. M., Taylor, M. (2014) Elaborated role play and creativity in preschool age children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the arts, 8(3), 277.
70. Nikolaeva, E.I., Kalabina, I.A. (2023) Ground Rules for Preschooler Exposure to the Digital Environment: A Review of Studies. Psychology in Russia: State of the art, 16(4), 37-54. EDN: BGVPJW
71. Nin, V., Delgado, H., Goldin, A.P., Fernández-Slezak, D., Belloli, L., Carboni, A. (2023) A Classroom-Embedded Video Game Intervention Improves Executive Functions in Kindergarteners. Journal of Cognitive Enhancement, 7(1), 19-38. EDN: ZUTTGN
72. O’Neill, D.K., Holmes, P.E. (2022) The Power of Board Games for Multidomain Learning in Young Children. American Journal of Play, 14(1), 58-98.
73. Retter, H. (2003) Postmodernity-what about toys? Toys as communication, 2.
74. Schein E.H., Schneier I., Barker C.H. (1961) Coercive persuasion: A socio-psychological analysis of the “brainwashing” of American civilian prisoners by the Chinese communists. N.Y.: W.W. Norton Co.
75. Skillen, J., Berner, V.D., Seitz-Stein, K. (2018) The rule counts! Acquisition of mathematical competencies with a number board game. The Journal of Educational Research, 111(5), 554-563.
76. Smith, P.K. (2010) Children and Play. London: Wiley-Blackwell.
77. Cheung, S. K., McBride, C. (2017) Effectiveness of parent-child number board game playing in promoting Chinese kindergarteners’ numeracy skills and mathematics interest. Early Education and Development, 28(5), 572-589.
78. Veraksa, A., Sukhikh, V., Veresov, N., Almazova, O. (2022) Which play is better? Different play types and development of executive functions in early childhood.International Journal of Early Years Education, 30(3), 560-576. EDN: ECVVBW
79. Veraksa, A.N., Veresov, N.N., Sukhikh, V.L., Gavrilova, M. N., Plotnikova, V.A. (2024) Play to foster children’s executive function skills: exploring short-and long-term effects of digital and traditional types of play.International Journal of Early Childhood, 56(3), 687-709.
80. Yuji, H. (1996) Computer games and information-processing skills. Perceptual and motor skills, 83(2), 643-647.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная образовательная система в рамках ФГОС нового поколения ставит перед учителями цель не только транслировать знания, но и развивать у обучающихся навыки критического мышления, анализа и аргументации. Одним из важнейших аспектов этого процесса является обучение старшеклассников написанию сочинений-рассуждений на основе топоса «определение». Это задание требует от учеников умения структурировать свои мысли, логично излагать аргументы и делать обоснованные выводы, что напрямую влияет на развитие их умения анализировать и оценивать происходящее как в обществе, так и в собственной жизни. Обучение старших школьников сочинению-рассуждению является сложным, но очень важным процессом, который требует применения различных методик. Моделирование, проблемное обучение, критический анализ, дебаты и прием с использованием шаблонов - все эти методические приемы могут быть эффективно использованы для развития навыков письменной речи и критического мышления.
Статья посвящена описанию одного из диагносцирующих пятен в речевом портрете цифрового поколения - знанию культурно значимых фразеологизмов русского языка, как современных, появившихся в последние годы, так и давно существующих, а также устаревших (или устаревающих), но часто встречающихся в русской классической и современной литературе, а также связанных по происхождению с античной мифологией и библией.
Статья посвящена проблеме подготовки студентов педагогических вузов к организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. В последние годы система дошкольного образования претерпела значительные изменения, вызванные утвержденными новыми и дополненными нормативно-правовыми документами, которые легли в основу разработки и внедрения основной образовательной программы дошкольной организации, в т. ч. включающую организацию воспитательной работы. В данной статье рассматриваются, с точки зрения истории и современности, взгляды исследователей на важность воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, для формирования их активной социально-личностной позиции. Авторы статьи считают, что принципиально важно понимать, какие задачи необходимо решать в образовательном процессе со студентами вуза для их подготовки к организации воспитательной работы в дошкольном учреждении.
В статье изучается недостаточно изученная историко-научная проблема воздействия классического когнитивизма на развитие отечественной психологии одаренности и творчества второй половины ХХ в. как фундаментальной базы современного метакогнитивизма начала ХХI в. Показано конструктивное влияние когнитивизма на изучение в ряде научных школ психологии способностей и одаренности, продуктивного мышления и креативной личности в контексте образования и научного творчества.
В данной статье представлен теоретический анализ проблемы формирования информационной грамотности младших школьников в процессе работы над публицистическими жанрами. В условиях информационного общества развитие информационной грамотности у детей является приоритетом образования. Публицистические жанры играют ключевую роль в этом процессе, обучая школьников навыкам поиска, анализа и критического восприятия информации. Основные компоненты информационной грамотности включают оценку и интерпретацию данных, а критическое мышление помогает отличать факты от мнений. Работа с жанрами публицистики, таким как статьи и интервью, способствует развитию аналитических способностей, умению выделять ключевые идеи и понимать контекст. В начальной школе важно выбирать тексты по сложности и тематике, чтобы они были интересными и доступными для учащихся. Это создает возможность для осознанного восприятия информации и развития коммуникативных навыков.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с воспитанием у детей дошкольного возраста патриотических чувств и гражданственности в условиях реализации долгосрочного проекта «Наша Родина большая, необъятная страна…» и вовлечения родителей в образовательный процесс.
В статье рассматриваются привычки, характер и стереотипы, связанные с англичанами, а также их истинная природа. Приводятся актуальные и популярные представления о повседневной жизни англичан и особенностях их характера. Многие стереотипы позволяют лучше понять стиль жизни британца, что помогает в изучении иностранного языка. Распространенные представления о нации, культуре страны, традициях, обычаях необходимы для качественной коммуникации на английском языке. Они должны изучаться, чтобы школьник лучше понимал осваиваемый язык. Статья помогает познакомиться со многими представлениями о жизни англичан, которые будут полезны изучающему английский язык.
Данная теоретическая статья посвящена обзору основных направлений и способов развития пространственных представлений как части познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Главная ее цель заключалась в изучении способов развития пространственных представлений как части познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, анализ, синтез, обобщение и систематизация полученных на основе теоретического анализа данных. В основной части статьи был проведен анализ психолого-педагогических исследований, позволивший выявить 3 основных подхода к развитию пространственных представлений как части познавательного развития. К данным направлениям отечественными учеными были отнесены: развитие на материале сказок; развитие посредством применения языковых средств выражения; развитие на основе ориентирования на собственном теле. Все три направления взаимодополняют друг друга и могут быть использованы одновременно. Также ими было отмечено, что в процессе развития как части познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста особую роль играет уровень развития мышления, в целом, и основных мыслительных функций, в частности.
Данная статья посвящена описанию экспериментального исследования, направленного на развитие пространственных представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством робототехники. В теоретической части исследования на основе анализа отечественной и зарубежной литературы обосновывается возможность развития пространственных представлений на основе робототехники в дошкольном и младшем школьном возрасте. Было выявлено, что применение элементов робототехники и роботоконструирования на занятиях в ДОУ и НОО способствует трансформации абстрактного понятия «пространство» в наглядную форму. В зарубежных исследованиях подчеркивается, что интерактивность и обратная связь от роботов помогают ускорять процесс усвоения понятий последовательности, ритмичности у дошкольников и младших школьников.
В основе экспериментальной части исследования лежит авторская программы по образовательной робототехнике «Путешествие на машине времени», которая направлена на развитие пространственных представлений на базе инженерно-технических навыков у детей 5-8 лет. Результаты экспериментального исследования показали, что у большинства детей (45%) из дошкольной группы и (53%) из группы начальной школы повысился уровень развития представлений о пространстве и уровень развития навыка поискового планирования.
Изучению формирования познавательной потребности школьников, как фундамента возникновения и развития учебной мотивации, посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований, и, тем не менее, актуальность решения различных аспектов ключевой проблемы практики школьного образования остается актуальной. Цель нашего исследования заключается в выявлении и изучении связи между удовлетворенностью жизнью и уровнем интенсивности сформированности познавательной потребности обучающихся подросткового возраста, а также возможного взаимовлияния изучаемых феноменов. Исследование проведено на базе общеобразовательной школы г. Москвы, в котором приняли участие 678 подростков возрастной категории 14-15 лет (7-8 классы). Использованы методика В. С. Юркевич по выявлению интенсивности познавательных потребностей и Шкала удовлетворенности Э. Динера. Получены статистически значимые связи, между удовлетворенностью жизнью и - частым занятием умственной деятельностью (,753**); - предпочтением трудного вопроса на «сообразительность» (,683**); - чтением дополнительной литературы (,766**); - эмоционально-позитивным отношением к интересному заданию (,782**); - активностью на уроке в виде вопросов к учителю (,649**) при ** - уровень значимости р ≤ 0,01. По результатам регрессионного анализа выявлено, что удовлетворенность жизнью подростков можно рассматривать как предиктор частоты занятий умственной деятельностью школьника (B=0,096 при уровне значимости 0,012 и показатель R2 = 0,009) и такой формы активности на уроке, как вопросы учителю (B=0,127, уровень значимости 0,001, показатель R2 = 0,016.). Гипотезы исследования подтверждены, в частности, установлены значимые связи между удовлетворенностью жизнью школьников подросткового возраста и познавательной потребностью; доказано, что удовлетворенность жизнью обучающихся подросткового возраста может рассматриваться как предиктор, определяющий развитие познавательной потребности.
Актуальность предпринятого в данной статье исследования обусловлена тем, что в богатейшей системе методических приёмов, направленных на развитие грамматического строя речи как одного из важнейших условий совершенствования языковой личности, часто игнорируются познавательные задачи. Однако такой прием наиболее эффективен при изучении русского языка, поскольку способствует развитию лингвистического мышления и совершенствованию владения языком. Обращение к познавательным задачам в процессе организации работы, направленной на развитие грамматического строя речи, даёт возможность не только обратить внимание школьников на имеющуюся взаимосвязь, к примеру, между синонимическими синтаксическими конструкциями, но и способствует повышению их мотивации. Это обусловлено тем, что учащиеся всё более искусно начинают владеть языком как важнейшим инструментом выражения и порождения мысли и становления языковой личности носителя языка.
Посредством познавательных задач можно сфокусировать внимание обучающихся на том или ином языковом явлении, которое является особенно значимым. Познавательную задачу можно с успехом использовать как средство активизации умственной деятельности в процессе работы, направленной на развитие грамматического строя речи и совершенствования языковой личности обучающихся.
Актуальность предпринятого в данной статье исследования обусловлена тем, что в системе практико-ориентированных заданий, разработанных в целях обеспечения коммуникативного взаимодействия школьников, не всегда уделяется внимание возможностям приема межъязыковых сопоставлений. Между тем такой прием наиболее эффективен при изучении родного и первого иностранного языков. Он также способствует актуализации межпредметных связей. Межъязыковые сопоставления обеспечивают такое коммуникативное взаимодействие, которое позволяет школьникам видеть взаимосвязь между изучаемыми языками, что способствует повышению их мотивации, формирует у детей навыки критического мышления, поскольку они учатся рассуждать о различиях и сходствах, выстраивать логические связи и делать обоснованные выводы. С помощью игры можно снять психологическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у детей организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Актуальность предпринятого в данной статье исследования обусловлена тем, что в системе практико-ориентированных заданий, разработанных в целях обеспечения коммуникативного взаимодействия школьников, не всегда уделяется внимание возможностям приема межъязыковых сопоставлений. Между тем такой прием наиболее эффективен при изучении родного и первого иностранного языков. Он также способствует актуализации межпредметных связей. Межъязыковые сопоставления обеспечивают такое коммуникативное взаимодействие, которое позволяет школьникам видеть взаимосвязь между изучаемыми языками, что способствует повышению их мотивации, формирует у детей навыки критического мышления, поскольку они учатся рассуждать о различиях и сходствах, выстраивать логические связи и делать обоснованные выводы.
С помощью игры можно снять психологическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у детей организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
В статье рассматриваются художественные особенности жанровой книги стихов в современной отечественной поэзии. На примере анализа поэтического сборника С. Завьялова «Оды и эподы» (1994) обозначаются основные тенденции развития жанровой книги как крупной поэтической формы. В ходе исследования обращается внимание на особенности авторских стратегий при создании жанровой книги, демонстрирующей авторское мировидение как целостную художественную систему. Авторы статьи приходят к выводу о том, что современная жанровая система тяготеет к размыванию канона, гибкости и неоднородности ее форм. Синтезируя жанровые черты оды, трагедии, драмы, С. Завьялов усиливает трагическое звучание основной поэтической идеи книги - боль за судьбу малых финно-угорских народностей, потерю национальной идентичности. В статье доказывается, что сюжетообразующими мотивами книги стихов «Оды и эподы» выступают мотивы смерти и разрушения, что подчеркивается ее сложной архитектоникой и жанровой реинкарнацией. Через визуальный распад текста («текст-руина»), смысловые пустоты, грамматические и синтаксические нарушения, древнюю архаику (античные, библейские, финно-угорские сюжеты и образы) поэт подчеркивает масштабы «национальной катастрофы».
В предлагаемой статье рассмотрены результаты исследования особенностей подготовки будущих учителей в условиях внедрения нейросетей в процесс педагогического образования: корректировка соответствующих методических систем, обучение студентов корректному использованию нейросети, формирование способностей применения функциональных возможностей русского языка при составлении запросов к искусственному интеллекту. Приведены примеры промптов, приводящие к не вполне корректному решению искусственным интеллектом поставленных задач. Содержатся ответы на вопросы, выявленные в результате исследования внедрения нейросетей в процесс педагогического образования: об использовании пользователями нейросетей языковых функциональных возможностей; о необходимости обучения студентов применению искусственного интеллекта, в частности о корректности промптов и ссылок на нейросети. Особое внимание уделено анализу возможных рисков, связанных с цифровизацией образовательных процессов при подготовке учителей.
Исследование направлено на изучение роли культуры в формировании пространственного мышления у детей дошкольного возраста. В условиях глобализации и миграции понимание кросс-культурных различий приобретает особую значимость. Анализируется влияние культурных факторов на когнитивное развитие, что важно для разработки эффективных образовательных программ, учитывающих индивидуальные потребности детей из разных этнических и социальных групп. Пространственное мышление рассматривается как ключевая составляющая когнитивного развития, включающая восприятие, интерпретацию и манипуляцию пространственными отношениями. Отечественная наука выделяет несколько направлений развития пространственного мышления через музыкальные, художественно-эстетические занятия и работу с текстами художественной литературы. Концепция культурной конгруэнтности подчеркивает связь пространственного мышления с культурными нормами и практиками. Примеры исследований показывают различия в восприятии и использовании пространства детьми из разных культур, отражающие акцент на индивидуализме или коллективизме.
Кроме того, исследование рассматривает вопрос о том, как культурная среда влияет на восприятие базовых геометрических фигур и пространственной симметрии. Обнаружены различия в предпочтениях детей из стран с разными культурными традициями - например, восточноазиатские дети чаще акцентируют внимание на гармонии и симметрии, тогда как западные склонны фокусироваться на отдельных элементах. Это свидетельствует о глубоком влиянии культурных ценностей на когнитивные процессы. Результаты работы помогут адаптировать образовательные методики под конкретные социокультурные условия, способствуя развитию у детей необходимых пространственных навыков.
Статья посвящена особенностям работы с медиатекстами профессиональной коммуникации в вузе пожарно-технического профиля на занятиях по русскому языку и культуре речи. В работе рассматривается дидактический потенциал медиатекстов и их роль в дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся, описывается принцип отбора текстов и приёмы работы с ними на учебных занятиях, расширении знаний о жанрах речи профессиональной коммуникации, их функциях на примере медиатекстов, способы интерпретации текстов некоторых профессионально значимых речевых жанров с целью дальнейшего совершенствования коммуникативной и профессиональной компетенции обучающихся.
Актуальность исследования обусловлена тем, что психологическое благополучие личности педагога недостаточно исследовалось как отдельная категория. В статье рассматривается психологическое благополучие как условие реализации психологических потребностей педагога в виде автономии, компетенции и связанности в процессе участия в работе профессиональных обучающихся сообществ с позиции позитивной психологии, концепций самодетерминации и событийного сообщества. В связи с этим, данная статья направлена на выявление взаимосвязи между уровнем удовлетворения базовых психологических потребностей (автономии, компетентности, связанности) и уровнем психологического благополучия педагогов в профессиональном обучающемся сообществе. Методы исследования включали методику К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» в адаптации П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленковой, опросник «Спектр психологического здоровья» К. Киза, русский перевод «Шкалы удовлетворенности базовых потребностей на работе» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина. Выборка исследования включала 50 педагогов двух школ городов Минусинска и Абана Красноярского края. В экспериментальную группу были включены 25 педагогов-участников профессионального обучающегося сообщества, в контрольную группу вошли 25 педагогов, не проходившие обучение в профессиональном обучающем сообществе.
Результаты исследования выявили уровень удовлетворения базовых психологических потребностей педагогов в экспериментальной группе, участвующих в работе профессионального обучающегося сообщества, выше, чем у педагогов, не включенных в сообщество. Члены профессиональных обучающихся сообществ имеют показатели реализации потребностей в связанности, автономии и компетентности выше, чем педагогические работники, не участвующие в деятельности профессионального обучающегося сообщества.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/