Статья посвящена исследованию вопроса прогностического подхода в процессе совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов с учетом развития региональной образовательной системы. Одной из особенностей социально-политического развития российской системы образования на сегодня является качественное обновление федеративного устройства нашего государства. Модернизация и реформирование системы образования в субъектах Российской Федерации обосновывается усилением ответственности регионов за качество образования и необходимостью интеграции в образовательное пространство государства. Региональная система образования различных субъектов Российской Федерации, обладая некими общими инвариантными характеристиками, всегда остается обусловленной географической, экономической, социокультурной, национально-этнической, конфессиональной спецификой. Актуальным является формирование региональных рынков труда, а важнейшей задачей процесса совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов является учет специфики региональной образовательной системы профессионального образования, обеспечение социальной защищенности педагогов за счет привнесения региональной производственной специфики в содержание и организационные формы данного вида деятельности. Данный подход способствует умению адаптироваться к изменениям современного общества и содействует жизненному и профессиональному самоопределению, профессионально-личностному развитию педагога. Процесс совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов с учетом развития региональной образовательной системы в современных условиях позволяет образовательным организациям обеспечить свою жизнеспособность и устойчивость, маневрировать ресурсами.
Идентификаторы и классификаторы
Прогностический подход процесса совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов с учетом развития региональной образовательной системы в современных условиях – это интегральная характеристика деловых и личностных качеств педагога, которая отражает уровень профессиональных знаний, умений и навыков, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности в специфических условиях регионов, позитивность использования имеющегося опыта в профессиональной деятельности. В понятие «профессиональная компетентность» процесса совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов с учетом развития региональной образовательной системы в современных условиях включены аспекты адекватности распознавания и понимания конкретной педагогической ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение профессиональных задач и норм в данной ситуации. Также данное понятие дополняется процессом адекватного осмысления ситуации в профессиональном и правовом контекстах и способностью к правильной оценке ее сути, целей, задач и норм с точки зрения правовых, традиционных и профессиональных ценностей.
Список литературы
1. Александрова, Н.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования / Н.М. Александрова, С.М. Маркова // Вестник Мининского университета. 2015. №3 (11). С. 1-7. EDN: UCKVEH
Aleksandrova, N. M., & Markova, S. M. (2015). Methodology of Prognostic Studies of Professional and Pedagogical Education. Minsk University Bulletin, 3 (11), 1-7.
2. Антонов, Н.А. Подходы к прогнозированию стратегических направлений профессионального развития педагога в современных условиях / Н.А. Антонов // Мир науки, культуры, образования. 2022. №2 (93). С. 264-266. EDN: NZFBYI
Antonov, N. A. (2022). Approaches to Forecasting Strategic Directions of Professional Development of a Teacher in Modern Conditions. World of Science, Culture, Education, 2 (93), 264-266. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-293-264-266 EDN: NZFBYI
3. Аухадеева, Л.А. Прогностическая модель формирования коммуникативной культуры современного педагога / Л.А. Аухадеева // Преподаватель ХХI век. 2016. Т. 1. №1. С. 41-51. EDN: VRBUSR
Aukhadeeva, L. A. (2016). Predictive Model of Formation of Communicative Culture of The Modern Teacher.. Prepodavatel XXI vek, 1(1), 41-51. EDN: VRBUSR
4. Бежина, В.В. Форсайт-технология в модернизации образовательной программы с акцентом на цифровую культуру будущего педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект / В.В. Бежина, Н.В. Уварина. 2021. Т. 13. №3 (53). С. 82-89.
Bezhina, V. V., & Uvarina, N. V. (2021). Foresight Technology in the Modernization of the Educational Program with the Focus on the Digital Culture of the Future Teacher. Modern Higher Education: the Information Aspect, 13(53), 82-89.
5. Бердюгина, О.Н. Актуальные аспекты улучшения подготовки будущих учителей в области педагогического прогнозирования / О.Н. Бердюгина, В.Е. Гусева, Д.В. Шармин // Высшее образование сегодня. 2019. №7. С. 13-19. EDN: AVCDHV
Berdiugina, O. N., Guseva, V. E., & Sharmin, D. V. (2019). Relevant Aspects of Improving the Training of Future Teachers in Pedagogical Forecasting. Higher Education Today, 7, 13-19. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.07.P.13 EDN: AVCDHV
6. Богословский, В.И. Изменения подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию: региональный аспект / В.И. Богословский, Т.А. Жукова, И.И. Климова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. №5 (223). С. 58-66. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-58-66 EDN: TUCHZS
Bogoslovskii, V. I., Zhukova, T. A., & Klimova, I. I. (2022). orecasting Changes in Teachers’ Preparation to Intercultural Interaction in Regions. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 5 (223), 58-66. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-58-66 EDN: TUCHZS
7. Боцоева, А.В. О прогностической траектории современного высшего образования в контексте проблемы деградации человеческого капитала / А.В. Боцоева, О.В. Горбунова, И.В. Подпорин // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. С. 24-27. EDN: LBUCXN
Botsoeva, A. V., Gorbunova, O. V., & Podporin, I. V. (2019). Of the Predictive Trajectory of Modern Higher Education in the Context of the Degradation of Human Capital. Problems of Modern Pedagogical Education, 63-4, 24-27. EDN: LBUCXN
8. Варжавин, А.А. Актуальность формирования рефлексивно прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза / А.А. Варжавин // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Т. 4. №9. С. 19-26. EDN: CCPBOH
Varzhavin, A. A. (2023). The Relevance of Forming Reflective-Prognostic Skills of Future Teachers in the Digital Educational Environment of the University. Actual Problems of Pedagogy and Psychology, 4(9), 19-26.
9. Игнатьева, Г.А.Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. №3 (40). С. 1-26. EDN: VSCFBS
Ignatyeva, G. A., & Sdobniakov, V. V. (2022). Design a Personalized Additional Professional Education of Teachers: Event-Positional Methodology. Minsk University Bulletin, 10(40), 1-26.
10. Китикарь, О.В. Проектирование региональной системы педагогического образования в цифровой образовательной среде / О.В. Китикарь // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №5. Т. 10. URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN522.pdf. EDN: TLNAQR
Kitikar, O. V. (2022). Design of a Regional System of Teacher Education in the Digital Educational Environment. World of Science, 10(5). Retrieved from https://mir-nauki.com/PDF/42PDMN522.pdf. EDN: TLNAQR
11. Лагусева, Н.Н. Трансформация системы высшего образования в России: прогнозы, модели, тенденции / Н.Н. Лагусева // Вестник РМАТ. 2022. №3. С. 17-22. EDN: VHZIQS
Laguseva, N. N. (2022). Transformation of the Higher Education System in Russia: Forecasts, Models, Trends. Bulletin of Russian International Academy of Tourism, 3, 17-22. EDN: VHZIQS
12. Лапшова, А.В. Прогностическая деятельность педагога профессионального обучения / А.В. Лапшова, М.И. Колдина, Н.В. Пескова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. С. 44-47. EDN: XRADCH
Lapshova, A. V., Koldina, M. I., & Peskova, N. V. (2018). The Prognostic Activity of the Teacher of Vocational Training. Problems of Modern Pedagogical Education, 59-4, 44-47. EDN: XRADCH
13. Макарова, Л.Н. Этапы личностного и профессионального роста современного педагога / Л.Н. Макарова, Т.И. Гущина // Гаудеамус. 2016. Т. 15. №3. С. 74-80. EDN: WWTHPJ
Makarova, L. N., & Gushchina, T. I. (2016). Stages of Personal and Professional Growth of the Modern Teacher. Psychological-Pedagogical Journal “Gaudeamus”, 15(3), 74-80. EDN: WWTHPJ
14. Сайфуллина, Н.А. Прогностическая компетентность будущих педагогов: обзор современного состояния проблемы / Н.А. Сайфуллина, Р.А. Валеева // Образование и саморазвитие. 2019. №3. С. 140-149. URL: https://eandsdjournal.kpfu.ru/ru/wp-content/uploads/sites/3/2019/10/ESD60-13.pdf. DOI: 10.26907/esd14.3.13 EDN: NAFSOV
Saifullina, N. A., & Valeeva, R. A. (2019). Predictive Competence of Future Educators: a Review of the Current State of the Problem. Education and Self Development, 3, 140-149. DOI: 10.26907/esd14.3.13 EDN: NAFSOV
15. Семенова, И.Н. Определение методов обучения в системе профессионального образования и проблема их классификации в современной образовательной парадигме / И.Н. Семенова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. №1 (89). С. 139-145. EDN: VSKOZV
Semenova, I. N. (2016). Determining the Methods of Training in the System of Professional Education and the Problem of Their Classification in Modern Educational Paradigm. Chuvash State Pedagogical University, Bulletin, 1 (89), 139-145. EDN: VSKOZV
16. Сериков, В.С. Уникальный тест для отбора кандидатов в педагогическое образование / В.С. Сериков // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. №3 (32). С. 165-167. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0038 EDN: ZYAGTQ
Serikov, V. S. (2020). A Unique Test for Selecting Candidates for Teacher Education. Baltic Humanitarian Journal, 9(32), 165-167. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0038 EDN: ZYAGTQ
17. Султанова, Т.А. Исследование готовности менеджеров образования к реализации прогностической деятельности / Т.А. Султанова // Дискуссия. 2014. №4 (45). С. 133-138. EDN: SBXNMR
Sultanova, T. A. (2014). Research of Educational Managers’ Preparedness for Prognostic Activity’s Realization. Discussion, 4 (45), 133-138. EDN: SBXNMR
18. Султанова, Т.А. Общенаучные подходы к определению сущности педагогического прогнозирования / Т.А. Султанова // Теория и практика общественного развития. 2014. №3. С. 118-121. EDN: RZRVRR
Sultanova, T. A. (2014). General Scientific Approaches to Definition of Educational Forecasting. Theory and Practice of Social Development, 3, 118-121. EDN: RZRVRR
19. Тенитилова, К.С. Мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности педагога / К.С. Тенитилова, В.Г. Беляева, С.М. Абаева // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №6-4 (120). С. 95-97. DOI: 10.23670/IRJ.2022.120.6.153 EDN: LWVNCX
Tenitilova, K. S., Beliaeva, V. G., & Abaeva, S. M. (2022). Monitoring the Level of Professional Competence of a Teacher. International Research Journal, 6-4 (120), 95-97. DOI: 10.23670/IRJ.2022.120.6.153 EDN: LWVNCX
20. Уварина, Н.В. Аспекты креативно-прогностического управления в современном образовании / Н.В. Уварина, Н.Ю. Корнеева // Преподаватель ХХI век. 2020. №2-1. С. 11-19. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-11-19 EDN: VVIFER
Uvarina, N. V., & Korneeva, N. Iu. (2020). Aspects of Creative-Predictive Management in Modern Education. Prepodavatel XXI vek, 2-1, 11-19. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-11-19 EDN: VVIFER
21. Фаткуллин, Н.Ю. Роль прогностической компетенции при современной реализации личностно ориентированного подхода в обучении / Н.Ю. Фаткуллин // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4. №6. С. 1-6. EDN: XXMBUF
Fatkullin, N. Iu. (2016). Role of Predictive Competence at Modern Realization of Personally Focused Approach of Training. World of Science, 4(6), 1-6. EDN: XXMBUF
22. Царапкина, Ю.М. Методология педагогического прогнозирования / Ю.М. Царапкина, С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова// Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-1. С. 332-334. EDN: YYIAEP
Tsarapkina, Iu. M., Tsyplakova, S. A., & Bystrova, N. V. (2019). Methodology of Pedagogical Forecasting. Problems of Modern Pedagogical Education/i>, 62-1, 332-334. EDN: YYIAEP
23. Шатохина, Л.В. Проблема прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе образовательных организаций / Л.В. Шатохина, М.М. Калашникова, Д.В. Сочивко // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26. №4. С. 495-499. EDN: YTHENN
Shatokhina, L. V., Kalashnikova, M. M., & Sochivko, D. V. (2018). The Problem of Prognostic Development of Pedagogical Culture of Teachers in the System of Educational Organizations. Man: Crime and Punishment, 26(4), 495-499. EDN: YTHENN
24. Югфельд, Е.А. Профессиональное развитие педагогов: баланс индивидуального запроса и возможностей региона / Е.А. Югфельд, Е.Г. Ипатова // Педагогический журнал. 2022. №4А. С. 40-50. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2022-4/a3-yugfeld-ipatova.pdf. DOI: 10.34670/AR.2022.14.28.004 EDN: NTUHPO
Yugfeld, E. A., & Ipatova, E. G. (2022). rofessional Development of Educators: the Balance of Individual Request and the Possibilities of the Region. Analitika Rodis, 4A, 40-50. DOI: 10.34670/AR.2022.14.28.004 EDN: NTUHPO
25. Ярмакеев, И.Э. Применение современных технологий прогнозирования в подготовке будущего педагога / И.Э. Ярмакеев, Р.М. Ахмадуллина, Н.Р. Валиахметова // Филология и культура. 2022. №4 (70). С. 216-221. DOI: 10.26907/2782-4756-2022-70-4-216-221 EDN: EZBFXD
Yarmakeev, I. E., Akhmadullina, R. M., & Valiakhmetova, N. R. (2022). Application of Modern Forecasting Technologies in Future Teacher Training. Philology and Culture, 4, (70) 216-221. DOI: 10.26907/2782-4756-2022-70-4-216-221 EDN: EZBFXD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современное развитие образования, науки и техники обусловило значительные изменения в структуре коммуникации в сфере науки. Глобализация, с одной стороны, и закрытость границ, с другой, подталкивают участников процесса коммуникации, и особенно научных сотрудников, молодых ученых, к изучению иностранных языков, которое в настоящее время зачастую сводится к работе с иноязычными текстами профессиональной направленности. Традиционные методы обучения иностранному языку, основанные на грамматических подходах, неэффективны в решении проблемы развития языковой компетенции при работе с большими объемами информации. Целью данной работы является экспериментальная оценка эффективности методики смыслового анализа юридических текстов с опорой на метакогнитивные стратегии текстовой деятельности. В эксперименте приняли участие студенты-юристы Юго-Западного государственного университета (Курск, Россия), которые выполняли как обычные (просмотровое чтение, поиск ключевых слов), так и специально разработанные задания (построение модели композиционной структуры текста, графическое представление текста и т. д.). Для оценки выполнения использовались специально разработанные критерии. Эксперимент показал стойкую достоверную разницу в показателях обучения и поведении студентов контрольной и экспериментальной групп. Методика способствовала совершенствованию умений текстовой деятельности студентов, ориентируя их на успех; росту удовлетворенности процессом обучения, повышению творческого и профессионального потенциала, развитию устойчивой внутренней мотивации. В результате повысился уровень владения иностранным языком.
В статье рассматривается влияние внешних факторов на образование, обусловленных особенностями сложившейся реальности BANI-мира. Признаки данного мира осмысливаются в контексте изменений в образовании как ответы на вызовы новой реальности. Раскрыта взаимосвязь изменений современной эпохи в виде вызовов для образования, педагогической практики обучения и воспитания, необходимости личностного развития обучающихся. Отмечена специфика современной практики, отвечающей требованиям новой реальности. Обозначены смыслы изменений в образовании новой реальности: модель «четырехмерного образования» в 21 веке, развитие личностного потенциала обучающегося как субъекта образовательного процесса, использование педагогического инструментария для развития личностного потенциала и создания личностно-развивающей образовательной среды. Также к этим смыслам относятся: воплощение идей персонализированного обучения, новая модель профессионализма педагога в изменяющихся условиях, развивающее управление в образовательных организациях и его инструментарий. Обозначен вклад ученых в разработку научно-теоретических ответов на новые вызовы современности к системе образования, педагогическому процессу воспитания и обучения, процессу личностного развития человека. Представлены результаты аналитической работы в виде положений и ключевых вопросов, интерпретирующих новые смыслы изменений в образовании.
Историческое образование в системе высшего образования призвано решать не только обучающие, но и воспитательные задачи. В связи с этим, необходимо быстро и эффективно отвечать на те вызовы, которые ставит перед ним конкретная политическая ситуация и общественная потребность. Современная ситуация отличается в этом отношении особой остротой. Об этом свидетельствует и принятая в 2023 году Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. Обновление содержания исторического образования в стране требует внедрения инноваций и в области методики преподавания. Методическая база обучения истории в России имеет давние традиции, сформировавшиеся в рамках нескольких направлений. Современные исследователи проблемы отмечают особую значимость технологического подхода, получившего широкое распространение в образовательных учреждениях страны. Однако сегодня этого недостаточно. Методика обучения истории должна отразить изменения именно в содержании дисциплины. При этом набор методических приемов в арсенале преподавателя может существенно не меняться. Возможно даже обращение к опыту дореволюционной и советской методики. Но вопрос содержания методической базы и ее целевой направленности становится центральным.
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия формирования общепрофессиональных компетенций будущего педагога в процессе освоения дополнительных образовательных программ. Автор раскрывает суть и содержание условий через формирование мотивационного интереса у студентов, обеспечение интеграции основных и дополнительных образовательных программ, раннее вовлечение студентов в педагогическую деятельность. Решение проблемы формирования общепрофессиональных компетенций будущего педагога считается возможным в рамках реализации квазипрофессионального подхода в обучении, который интегрируется в образовательной среде вуза как набор методов и методик обучения, форм, средств, направленных на формирование предпрофессиональной мобильности у студентов. Данный подход возможен через интеграцию дополнительных курсов (факультативов, студий, творческих мастерских, кружков и др.), внедрение интерактивных приемов, групповых тренингов и научно-исследовательской деятельности, практик с разными целевыми назначениями как фундамента для закладки основных общепрофессиональных компетенций будущих педагогов. Педагогические условия являются необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов. Они должны обязательно учитываться при организации педагогического процесса, что позволит в дальнейшем обеспечить высокий уровень адаптации к профессиональной деятельности.
В соответствии с ФГОС ВО в образовательном процессе вуза реализуются требования к формированию универсальных компетенций обучающегося, выражением которых являются его способности к проектированию и разработке программ, умение работать в команде и проявлять лидерские качества. Развитие компетенции командной работы у студентов в проектной деятельности соответствует целевым установкам развития современного образования в вузе. Актуальность проблемы обосновывается внедрением новых учебных дисциплин о проектной деятельности и командной работе, поиском эффективных способов их формирования в реальной педагогической практике. Цель исследования - определение уровней сформированности компетенции командной работы, необходимых для студентов в их профессиональной и личной жизни, рекомендаций (путей) по формированию исследуемой компетенции. Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научной литературы), практические (анкетирование, интервьюирование 214 студентов 2-5 курсов Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина с использованием авторских вопросов по выявлению уровней сформированности когнитивных, деятельностных, мотивационно-ценностных компонентов компетенции командной работы, направленных на формирование универсальных компетенций будущего специалиста, способного работать в профессиональных коллективах и решать поставленные задачи. В статье представлены результаты исследования по выявлению уровней сформированности компетенции командной работы студентов в условиях образовательного процесса вуза на основе ценностных ориентиров. Исследование показало, что стремление в реальной практике осуществлять работу в команде по четко определенным ценностным ориентирам недостаточно сформировано. Результаты исследования говорят о необходимости совершенствования образовательного процесса, технологии обучения, обновления содержания учебных дисциплин в исследуемом аспекте.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 265-57-31