Историческое образование в системе высшего образования призвано решать не только обучающие, но и воспитательные задачи. В связи с этим, необходимо быстро и эффективно отвечать на те вызовы, которые ставит перед ним конкретная политическая ситуация и общественная потребность. Современная ситуация отличается в этом отношении особой остротой. Об этом свидетельствует и принятая в 2023 году Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. Обновление содержания исторического образования в стране требует внедрения инноваций и в области методики преподавания. Методическая база обучения истории в России имеет давние традиции, сформировавшиеся в рамках нескольких направлений. Современные исследователи проблемы отмечают особую значимость технологического подхода, получившего широкое распространение в образовательных учреждениях страны. Однако сегодня этого недостаточно. Методика обучения истории должна отразить изменения именно в содержании дисциплины. При этом набор методических приемов в арсенале преподавателя может существенно не меняться. Возможно даже обращение к опыту дореволюционной и советской методики. Но вопрос содержания методической базы и ее целевой направленности становится центральным.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 372.893. истории
Современный вызов отнюдь не является проблемой сугубо отечественного исторического образования. В его рамках необходимо не только активизировать изучение истории России и ее регионов, но и уделить особое внимание процессам развития стран так называемого «третьего мира». В своем новом качестве Россия выступает лидером этой категории государств, вместе с которыми и будет выстраивать новое справедливое будущее. Поэтому в методике преподавания исторических дисциплин, в частности, и общественных наук, в целом, следует найти место для соответствующих тем и заданий.
Список литературы
1. Адалова, З.Д. Некоторые аспекты инновационных подходов к преподаванию истории в вузе / З.Д. Адалова, М.М. Абдулвагабов // Актуальные исследования. 2021. №48 (75). Ч. 2. С. 42-45. EDN: PYJJJA
Adalova, Z. D., & Abdulvagabov, M. M. (2021). Certain Aspects of Innovative Approaches to Teaching History at Higher Education Institutions. Relevant studies, 48 (75), 42-45.
2. Быстренко, В. И. Преподавание истории в негуманитарных вузах России: к вопросу о новой концепции / В. И. Быстренко, В. Г. Ярославцев // Вестник педагогических инноваций. - 2023. - № 1(69). - С. 31-41. DOI: 10.15293/1812-9463.2301.04 EDN: ANLXKL
3. Минобрнауки России. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки // Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748.
Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The Concept of Teaching Russian History for Non-History Specialities and Training Areas. Ministry of Education and Science of the Russian Federation Website. Retrieved from https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748.
4. Зубрилина, А.Ю. Преподавание исторических дисциплин в высшей школе / А.Ю. Зубрилина // Концепт. 2017. № S8. С. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2017/470099.htm. EDN: YIZPYX
Zubrilina, A. Iu. (2017). Teaching History in Higher Educational Institutions. Koncept, S8, 6-10. Retrieved from http://e-koncept.ru/2017/470099.htm.
5. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. Утверждена протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15 февраля 2023 г. № ВФ/15-пр. // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023-n-mn-5168376-o-napravlenii.
The Concept of Teaching Russian history for Non-Historical Specialities and Areas of Training Implemented in Educational Organisations of Higher Education. Approved by the Protocol of the Expert Council for the Development of History Education of 02/15/2023 No. VF/15-pr. Laws, codes and regulations of the Russian Federation. Retrieved from https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023-n-mn-5168376-o-napravlenii.
6. Короткова, М.В. Современные дискуссии о развитии методики обучения истории в условиях информатизации учебного процесса / М.В. Короткова // Наука и школа. 2022. №3. С. 71-78. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-71-78 EDN: LLNSAS
Korotkova, M. V. (2022). Modern Discussions of History Teaching Methods Development in Conditions of the School Studying Process Digitalization. Science and School, 3, 71-78. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-71-78 EDN: LLNSAS
7. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. М.: Владос, 1999. 192 с.
Korotkova, M. V., & Studenikin, M. T. (1999). Methodology of Teaching History in Schemes, Tables, Descriptions., 192. Moscow: Vlados.
8. Методика обучения истории / под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. - М.: Академия, 2014. - 428 с.
Barabanov, V. V., & Lazukova, N. N. (2014). Methodology of Teaching History., 428. Moscow: Akademiia.
9. Росина, Н.Л. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации / Н.Л. Росина, М.А. Росина // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №5. С. 138-148. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148 EDN: GFTUIP
Rosina, N. L., & Rosina, M. A. (2023). The Concept of Teaching Russian History at University: from Project to Implementation. Higher Education in Russia, 32(5), 138-148. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148 EDN: GFTUIP
10. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. М.: Владос, 2000. 240 с.
Studenikin, M. T. (2000). Methodology of Teaching History at School., 240. Moscow: Vlados.
11. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. М.: Владос, 2007. 79 с. EDN: QVMNFR
Studenikin, M. T. (2007). Modern Technologies for Teaching History at School., 79. Moscow: Vlados. EDN: QVMNFR
12. Суслов, А.Ю. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе / А.Ю. Суслов, М.В. Салимгареев, Ш.С. Хамматов // Образование и наука. 2017. Т. 19. №9. С. 70-85. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-70-85 EDN: ZULSVJ
Suslov, A. Iu., Salimgareev, M. V., & Khammatov, Sh. S. (2017). nnovative Methods of Teaching History at Modern Universities. Education and Science, 19(9), 70-85. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-70-85 EDN: ZULSVJ
13. Чубарьян, А.О. Не Европой единой / А.О. Чубарьян // Известия. 2022. URL: https://iz.ru/1281644/aleksandr-chubarian/ne-evropoi-edinoi.
Chubarian, A. O. (2022). Europe is not the one and only linguistic concern. Izvestiya. Retrieved from https://iz.ru/1281644/aleksandr-chubarian/ne-evropoi-edinoi.
14. Шагбанова, Ю.Б. Преподавание учебной дисциплины “История России” в высшем учебном заведении для студентов неисторических специальностей и направлений подготовки: основные тенденции и мотивации / Ю.Б. Шагбанова // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. №4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN423.pdf. EDN: UTIDMN
Shagbanova, Iu. B. (2023). eaching the Academic Discipline “History of Russia” in a Higher Educational Institution for Students of Non-Historical Specialties and Areas of Training: Main Trends and Motivations. World of Science. Pedagogy and Psychology, 11(4). Retrieved from https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN423.pdf. EDN: UTIDMN
15. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования / В.В. Шоган. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 475 с. EDN: QVURHX
Shogan, V. V. (2007). Methodology of Teaching History at School: a New Technology of Person-Centred History Education., 475. Rostov-on-Don: Phoenix. EDN: QVURHX
16. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 433 с.
Shogan, V. V., & Storozhakova, E. V. (2024). Methodology of Teaching History at School., 433. Moscow: Yurayt.
17. Шоган, В.В. Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. М.: Юрайт, 2024. 301 с.
Shogan, V. V., & Storozhakova, E. V. (2024). Methodology of Teaching History. Visual Images on History Lessons., 301. Moscow: Yurayt.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современное развитие образования, науки и техники обусловило значительные изменения в структуре коммуникации в сфере науки. Глобализация, с одной стороны, и закрытость границ, с другой, подталкивают участников процесса коммуникации, и особенно научных сотрудников, молодых ученых, к изучению иностранных языков, которое в настоящее время зачастую сводится к работе с иноязычными текстами профессиональной направленности. Традиционные методы обучения иностранному языку, основанные на грамматических подходах, неэффективны в решении проблемы развития языковой компетенции при работе с большими объемами информации. Целью данной работы является экспериментальная оценка эффективности методики смыслового анализа юридических текстов с опорой на метакогнитивные стратегии текстовой деятельности. В эксперименте приняли участие студенты-юристы Юго-Западного государственного университета (Курск, Россия), которые выполняли как обычные (просмотровое чтение, поиск ключевых слов), так и специально разработанные задания (построение модели композиционной структуры текста, графическое представление текста и т. д.). Для оценки выполнения использовались специально разработанные критерии. Эксперимент показал стойкую достоверную разницу в показателях обучения и поведении студентов контрольной и экспериментальной групп. Методика способствовала совершенствованию умений текстовой деятельности студентов, ориентируя их на успех; росту удовлетворенности процессом обучения, повышению творческого и профессионального потенциала, развитию устойчивой внутренней мотивации. В результате повысился уровень владения иностранным языком.
Статья посвящена исследованию вопроса прогностического подхода в процессе совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов с учетом развития региональной образовательной системы. Одной из особенностей социально-политического развития российской системы образования на сегодня является качественное обновление федеративного устройства нашего государства. Модернизация и реформирование системы образования в субъектах Российской Федерации обосновывается усилением ответственности регионов за качество образования и необходимостью интеграции в образовательное пространство государства. Региональная система образования различных субъектов Российской Федерации, обладая некими общими инвариантными характеристиками, всегда остается обусловленной географической, экономической, социокультурной, национально-этнической, конфессиональной спецификой. Актуальным является формирование региональных рынков труда, а важнейшей задачей процесса совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов является учет специфики региональной образовательной системы профессионального образования, обеспечение социальной защищенности педагогов за счет привнесения региональной производственной специфики в содержание и организационные формы данного вида деятельности. Данный подход способствует умению адаптироваться к изменениям современного общества и содействует жизненному и профессиональному самоопределению, профессионально-личностному развитию педагога. Процесс совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов с учетом развития региональной образовательной системы в современных условиях позволяет образовательным организациям обеспечить свою жизнеспособность и устойчивость, маневрировать ресурсами.
В статье рассматривается влияние внешних факторов на образование, обусловленных особенностями сложившейся реальности BANI-мира. Признаки данного мира осмысливаются в контексте изменений в образовании как ответы на вызовы новой реальности. Раскрыта взаимосвязь изменений современной эпохи в виде вызовов для образования, педагогической практики обучения и воспитания, необходимости личностного развития обучающихся. Отмечена специфика современной практики, отвечающей требованиям новой реальности. Обозначены смыслы изменений в образовании новой реальности: модель «четырехмерного образования» в 21 веке, развитие личностного потенциала обучающегося как субъекта образовательного процесса, использование педагогического инструментария для развития личностного потенциала и создания личностно-развивающей образовательной среды. Также к этим смыслам относятся: воплощение идей персонализированного обучения, новая модель профессионализма педагога в изменяющихся условиях, развивающее управление в образовательных организациях и его инструментарий. Обозначен вклад ученых в разработку научно-теоретических ответов на новые вызовы современности к системе образования, педагогическому процессу воспитания и обучения, процессу личностного развития человека. Представлены результаты аналитической работы в виде положений и ключевых вопросов, интерпретирующих новые смыслы изменений в образовании.
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия формирования общепрофессиональных компетенций будущего педагога в процессе освоения дополнительных образовательных программ. Автор раскрывает суть и содержание условий через формирование мотивационного интереса у студентов, обеспечение интеграции основных и дополнительных образовательных программ, раннее вовлечение студентов в педагогическую деятельность. Решение проблемы формирования общепрофессиональных компетенций будущего педагога считается возможным в рамках реализации квазипрофессионального подхода в обучении, который интегрируется в образовательной среде вуза как набор методов и методик обучения, форм, средств, направленных на формирование предпрофессиональной мобильности у студентов. Данный подход возможен через интеграцию дополнительных курсов (факультативов, студий, творческих мастерских, кружков и др.), внедрение интерактивных приемов, групповых тренингов и научно-исследовательской деятельности, практик с разными целевыми назначениями как фундамента для закладки основных общепрофессиональных компетенций будущих педагогов. Педагогические условия являются необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов. Они должны обязательно учитываться при организации педагогического процесса, что позволит в дальнейшем обеспечить высокий уровень адаптации к профессиональной деятельности.
В соответствии с ФГОС ВО в образовательном процессе вуза реализуются требования к формированию универсальных компетенций обучающегося, выражением которых являются его способности к проектированию и разработке программ, умение работать в команде и проявлять лидерские качества. Развитие компетенции командной работы у студентов в проектной деятельности соответствует целевым установкам развития современного образования в вузе. Актуальность проблемы обосновывается внедрением новых учебных дисциплин о проектной деятельности и командной работе, поиском эффективных способов их формирования в реальной педагогической практике. Цель исследования - определение уровней сформированности компетенции командной работы, необходимых для студентов в их профессиональной и личной жизни, рекомендаций (путей) по формированию исследуемой компетенции. Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научной литературы), практические (анкетирование, интервьюирование 214 студентов 2-5 курсов Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина с использованием авторских вопросов по выявлению уровней сформированности когнитивных, деятельностных, мотивационно-ценностных компонентов компетенции командной работы, направленных на формирование универсальных компетенций будущего специалиста, способного работать в профессиональных коллективах и решать поставленные задачи. В статье представлены результаты исследования по выявлению уровней сформированности компетенции командной работы студентов в условиях образовательного процесса вуза на основе ценностных ориентиров. Исследование показало, что стремление в реальной практике осуществлять работу в команде по четко определенным ценностным ориентирам недостаточно сформировано. Результаты исследования говорят о необходимости совершенствования образовательного процесса, технологии обучения, обновления содержания учебных дисциплин в исследуемом аспекте.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 265-57-31