В статье проанализирован опыт психологического сопровождения социокультурной адаптации иностранных обучающихся в университетах Российской Федерации. Актуальность работы обусловлена значительными социокультурными, психологическими, академическими трудностями, с которыми сталкиваются иностранные студенты при обучении в российских вузах и, в связи с этим, необходимостью тиражирования успешного опыта организации мероприятий по адаптации данной целевой группы обучающихся в системе высшего образования. Приведены результаты мониторингового опроса специалистов психологических служб, проведенного на площадках 13 вузов, принимающих участие в пилотной апробации модели психологической службы в системе высшего образования в части психологического сопровождения иностранных обучающихся. Представлены итоги проектно-аналитической сессии, организованной Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования с целью дальнейшего тиражирования успешных практик психологического сопровождения иностранных обучающихся в университете. Предложена комплексная программа мероприятий психологического сопровождения иностранных студентов в вузе. Сделаны выводы о целесообразности интеграции отдельных мероприятий по сопровождению и поддержке иностранных студентов в общую структуру психологической службы вуза, а также обозначен круг задач и мероприятий, находящихся в компетенции сотрудников психологической службы.
Идентификаторы и классификаторы
Диагностика психологической адаптации иностранных студентов как отдельной целевой группы проводится в формате мониторинга психологической службой Кемеровского государственного университета, но дальнейшие мероприятия именно для этой группы не реализуются. Московским государственным психологопедагогическим университетом представлена программа кураторского сопровождения иностранных студентов (волонтерский тренерский проект), направленная на работу с социальной, психологической и межкультурной адаптацией. Студенты-волонтеры (2-й и более старшие курсы психологического направления), прошедшие предварительное обучение, осуществляют помощь сотрудникам сектора психологического сопровождения в проведении адаптационных мероприятий (фестиваль культур, групповые тренинги и т. п.), поддерживают иностранных обучающихся в организационных и бытовых вопросах (встреча в аэропорту, знакомство с городом и университетом, помощь в решении бюрократических трудностей).
Список литературы
1. Апасова М. В., Кулагина И. Ю., Апасова E. В. Условия адаптации иностранных студентов в вузах // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. №4. C. 129-137. DOI: 10.17759/jmfp.2020090412 EDN: OWDEBI
Apasova, M. V., Kulagina, I. Yu., Apasova, E. V. (2020). Conditions for the adaptation of foreign students to universities. Journal of Modern Foreign Psychology, 9(4), 129-137. DOI: 10.17759/jmfp.2020090412 EDN: OWDEBI
2. Баева И. А., Микляева А. В., Пежемская Ю. С., Хороших В. В. Социально-психологические предикторы адаптации студентов колледжей - представителей коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. №3. C. 5-18. DOI: 10.17759/pse.2023280301 EDN: DBGSGH
Baeva, I. A., Miklyaeva, A.V., Pezhemskaya, Y. S., Good, V. V. (2023). Socio-Psychological Predictors of Indigenous and Minorities of the North, Siberia and the Far East Students’ Adaptation to College (on the Example of Organizations of Secondary Vocational Education). Psychological Science and Education, 28(3), 5-18. DOI: 10.17759/pse.2023280301 EDN: DBGSGH
3. Виничук Н. В., Калита В. В., Аристова И. Л., Долгова М. В., Жилина Е. В. Психологическое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов в полиэтническом образовательном пространстве ДВФУ: групповые формы работы: монография / под общей редакцией Н. В. Виничук. Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2013. 112 с.
Vinichuk, N. V., Kalita, V. V., Aristova, I. L., Dolgova, M. V., Zhilina, E. V., edited by Vinichuk, N. V. (2013). Psychological support of intercultural adaptation of foreign students in the polyethnic educational space of FEFU: group forms of work: monograph., 112. Vladivostok: Far Eastern Federal University.
4. Гладуш А. Д., Трофимова Г. Н., Филиппов В. М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: учебное пособие. Москва: РУДН, 2008. 146 с. EDN: AOUYVA
Gladush, A. D., Trofimova, G. N., Filippov, V. M. (2008). Socio-cultural adaptation of foreign citizens to the conditions of study and residence in Russia: a textbook., 146. Moscow: RUDN. EDN: AOUYVA
5. Гриценко В. В., Кузнецова И. В. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Волгоград: Перемена, 2011. С. 389-391. EDN: UHDJAZ
Gritsenko, V. V., Kuznetsova, I. V. (2011). The multicultural environment of the university as a condition for the formation of a positive attitude towards representatives of other ethnocultures. Psychology of education in the XXI century: theory and practice: materials of the international scientific and practical conference: to the 80th anniversary of the Volgograd State Socio-Pedagogical University. Volgograd: Change, 389-391. EDN: UHDJAZ
6. Гриценко В. В., Хухлаев О. Е., Зинурова Р. И., Константинов В. В., Кулеш Е. В., Малышев И. В., Новикова И. А., Черная А. В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17. №1. C. 102-112. DOI: 10.17759/chp.2021170114 EDN: SDCAUX
Gritsenko, V. V., Khukhlaev, O. E., Zinurova, R. I., Konstantinov, V. V., Kulesh, E. V., Malyshev, I. V., Novikova, I. A., Chernaya A. V. (2021). Intercultural competence as a predictor of adaptation of foreign students. Cultural-Historical Psychology, 17(1), 102-112. DOI: 10.17759/chp.2021170114 EDN: SDCAUX
7. Киящук Т. В. Психологическое сопровождение иностранных студентов в период обучения в российском вузе: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2009. 240 с. EDN: QENFLP
Kiyashchuk, T. V. (2009). Psychological support of foreign students during their studies at a Russian university., 240. Moscow. EDN: QENFLP
8. Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. №8 (2). С. 284-288. EDN: NWCURZ
Krivtsova, I. O. (2011). Socio-cultural adaptation of foreign students to the educational environment of a Russian university (on the example of the Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko). Fundamental research, 8(2), 284-288. EDN: NWCURZ
9. Романовская О. Е., Ильина Д. М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск. 2019. №2 (28). С. 62-68. DOI: 10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68 EDN: WOOSFG
Romanovskaya, O. E., Ilyina, D. M. (2019). Social and cultural adaptation of foreign students in a Russian university in the context of academic mobility. Volga Region Pedagogical Search, 2(28), 62-68. DOI: 10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68 EDN: WOOSFG
10. Соколова Е. В. Языковая коммуникация и адаптация иностранных студентов в условиях российского вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №8. С. 277-282. DOI: 10.24158/spp.2022.8.43 EDN: METTTD
Sokolova, E. V. (2022). Linguistic communication and adaptation of foreign students in Russian universities. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 8, 277-282. DOI: 10.24158/spp.2022.8.43 EDN: METTTD
11. Сухова А. Н. Социальная, академическая и культурная адаптация иностранных студентов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2013. 24 с. EDN: ZOTJLB
Sukhova, A. N. (2013). Social, academic and cultural adaptation of foreign students., 24. Nizhniy Novgorod. EDN: ZOTJLB
12. Brisset C., Safdar S., Lewis J. R., & Sabatier C. Psychological and sociocultural adaptation of university students in France: The case of Vietnamese international students. International Journal of Intercultural Relations. 2010. No. 34 (4). Pp. 413-426. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2010.02.009
Brisset, C., Safdar, S., Lewis, J. R., & Sabatier, C. (2010). Psychological and sociocultural adaptation of university students in France: The case of Vietnamese international students. International Journal of Intercultural Relations, 34(4), 413-426. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2010.02.009
13. Deuchar A. The problem with international students’ ‘experiences’ and the promise of their practices: Reanimating research about international students in higher education. British Educational Research Journal. 2022. No. 48 (3). Pp. 504-518. DOI: 10.1002/berj.3779 EDN: CAVXUN
Deuchar, A. (2022). The problem with international students’ ‘experiences’ and the promise of their practices: Reanimating research about international students in higher education. British Educational Research Journal, 48(3), 504-518. DOI: 10.1002/berj.3779 EDN: CAVXUN
14. Glass C. R., Gómez E., and Urzua A. Recreation, intercultural friendship, and international students’ adaptation to college by region of origin. International Journal of Intercultural Relations. 2014. No. 42. Pp. 104-117.
Glass, C. R., Gómez, E., & Urzua A. (2014). Recreation, intercultural friendship, and international students’ adaptation to college by region of origin. International Journal of Intercultural Relations, 42, 104-117.
15. Hirai R., Frazier P., & Syed M. Psychological and sociocultural adjustment of first-year international students: Trajectories and predictors. Journal of Counseling Psychology. 2015. No. 62 (3). Pp. 438-452. DOI: 10.1037/cou0000085
Hirai R., Frazier P., & Syed M. (2015). Psychological and sociocultural adjustment of first-year international students: Trajectories and predictors. Journal of Counseling Psychology, 62(3), 438-452. DOI: 10.1037/cou0000085
16. Razgulin J., Argustaitė-Zailskienė G., Šmigelskas K. The role of social support and sociocultural adjustment for international students’ mental health. Scientific Reports. 2023. No. 13 (893). DOI: 10.1038/s41598-022-27123-9 EDN: ZLOCSB
Razgulin J., Argustaitė-Zailskienė G., Šmigelskas K. (2023). The role of social support and sociocultural adjustment for international students’ mental health. Scientific Reports, 13(893). DOI: 10.1038/s41598-022-27123-9 EDN: ZLOCSB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме выявления взаимосвязи субъективного чувства одиночества и склонности к компьютерно-игровой зависимости в юношеском возрасте. Одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны. В связи с развитием компьютерно-игровых технологий компьютерно-игровая зависимость имеет высокую распространенность. Изучение взаимосвязи субъективного чувства одиночества со склонностью к компьютерно-игровой зависимости в юношеском возрасте является значимой задачей в понимании причин формирования компьютерно-игровой зависимости и связано с возможностью своевременной коррекции такого отклонения в развитии и поведении юношей и девушек. Предполагается, что субъективное чувство одиночества детерминирует выработку компьютерно-игровой зависимости в возрасте юношества. Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между субъективным чувством одиночества и склонностью к компьютерно-игровой зависимости в юношеском возрасте. В статье приводятся результаты корреляционного анализа между параметрами чувства одиночества и компьютерно-игровой зависимости: «тяжесть компьютерно-игровой зависимости» и «общее одиночество», «позитивное одиночество», «зависимость одиночества от общения». Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что тяжесть компьютерно-игровой зависимости может способствовать усилению одиночества.
Представленная статья посвящена проблеме жизненного предназначения человека как психологической категории. Значимость обращения к изучению данного вопроса сопряжена с происходящими в обществе трансформациями, приводящими к резкому возрастанию случаев проявления эскапизма и стремления к гедонизму, как основополагающих жизненных ориентиров современной личности, препятствующими поиску человеком своего истинного предназначения в жизни, ее смысла. Однако несмотря на то, что интерес к данной проблематике в последнее время возрастает, ее трудно признать окончательно решенной. Задачей данного исследования является определение содержания некоторых аспектов вопроса о жизненном предназначении человека как психологической категории. Методом настоящего исследования является теоретический анализ и обобщение имеющихся в науке исследований, раскрывающих основное содержание категории «жизненное предназначение человека», а также сопряженных с ней понятий. Установлено, что жизненное предназначение человека представляет собой характеристику базового уровня личности (ядра личности) и является изначально заданной природной ориентацией человека, его общей жизненной направленностью, выражающей предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и миру в целом. Предназначение человека заключается в том, чтобы стать самим собой, самоопределиться в бытии, свободно реализуя замысел о себе. Все индивидуальные призвания личности являются частными способами реализации общечеловеческого призвания. Предназначение жизни человека сопряжено с приданием векторной определенности и программности жизненным намерениям человека, его идеалам, мечтам, цели жизни, жизненным итогам. Ценности выступают в качестве универсалий смысла жизни, которые кристаллизируются в типичных для общества, человечества в целом, ситуациях. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни является потребностью человека и характеризует его как субъекта жизнедеятельности. Смысл человеческой жизни представляет собой сложно организованную систему смыслов, включающую в себя разноуровневые смысловые структуры и функционирующую как единое целое.
Высшая педагогическая школа ориентирована на формирование у студентов способности и готовности к непрерывному образованию, профессионально-личностному саморазвитию и самообразованию, необходимых в эпоху интенсивной социальной, экономической, политической и технологической динамики изменений. Целью данной статьи является определение актуальных направлений развития российской системы высшего педагогического образования в новых социально-экономических и общественно-политических условиях. Автором рассматриваются следующие направления развития высшей педагогической школы: переход к уникальной национальной системе высшего образования, создание новых моделей оценки результатов высшего педагогического образования, внедрение «Ядра высшего педагогического образования» с учетом междисциплинарного подхода, создание системы межрегиональных педагогических округов на базе педагогических вузов. Отмечается, что создание новой национальной системы высшего образования придает российскому педагогическому образованию более современный, конкурентоспособный и качественный характер, содействуя тем самым улучшению профессиональной подготовки будущих педагогов и созданию условий для реализации траекторий непрерывного педагогического образования. В статье используется теоретический метод в виде анализа источников, а также синтеза на их основе. Сделан вывод, что ключевым фактором развития системы высшего образования и обеспечения его высокого качества должно стать гармоничное сочетание базовых знаний и практической подготовки студентов.
Обучение - это работа со множеством учебных текстов, основанная на чтении, понимании, оценивании и интерпретации информации. Для выявления результата чтения учебного математического текста и качества понимания смысла текстового пространства, созданного учебными материалами, необходимо проводить диагностику чтения, а именно уровня смыслового чтения. В современных исследованиях, международном мониторинге PISA определено понятие читательской грамотности, описаны ее компоненты и уровни. От уровня читательской грамотности будет зависеть успешность понимания более сложных учебных математических текстов. Если уровни читательской грамотности имеют критерии оценивания и диагностический аппарат, то как оценить уровень смыслового чтения? В статье исследуются взаимосвязь уровней читательской грамотности и понимания текста, модели оценивания семантической сложности текста и навыков смыслового чтения, различные уровневые структуры диагностики понимания математического учебного текста. На основе исследованного научного материала проведена оценка сложности учебного математического текста «Треугольник» по таким критериям, как количество слов, простых слов, научных терминов, количество упоминаний научных терминов в каждом абзаце. Также создан диагностический материал для проверки понимания данного текста, каждое задание которого направлено на определение понимания каждого информационного блока и оценивание степени развития смыслового чтения.
Работа посвящена исследованию процесса формирования мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов морского вуза в условиях смешанного обучения. В условиях процесса цифровизации высшего образования, с учетом специфики работы в морской отрасли необходимо предлагать решение запросов общества. Одним из них является запрос судовладельцев на мотивированных специалистов, выпускников морского вуза. Работодатели хотят, чтобы молодые специалисты были не только компетентными в своей области, но и обладали мотивацией к дальнейшему профессиональному развитию и обучению. Процесс профессиональной подготовки направлен на формирование определенного ряда компетенций. При этом практически не затрагивается мотивационная составляющая. Однако сегодня данное обстоятельство нельзя не учитывать. Необходимо разрабатывать технологии, инструменты, позволяющие формировать мотивационный компонент, производить его оценку и отслеживание динамики. Профессиографический мониторинг является малоизученной технологией. Целью исследования является разработка и обоснование возможности его использования в морском вузе. Была разработана и апробирована модель формирования мотивационного компонента профессиональной компетентности. В ней были определены место и состав профессиографического мониторинга, предложены его функции, определены критерии оценки уровня мотивационного компонента профессиональной компетентности. Результаты эксперимента показали положительную динамику формирования мотивационного компонента профессиональной компетентности у курсантов.
Настоящая статья посвящена исследованию, проведенному преподавателями кафедры английского языка гуманитарных факультетов Южного федерального университета (ЮФУ), целью которого явилось изучение эффективности усвоения терминологии языка для специальных целей студентами неязыковых специальностей при помощи современных IT-технологий. В качестве образовательного IT-продукта был использован онлайн-курс «Legal Communication: Legal Writing and Oral Communication in the Practice of Law/ Правовая коммуникация: письменная и устная коммуникация в юридической практике», разработанный междисциплинарным коллективом преподавателей юридического факультета ЮФУ и кафедры английского языка гуманитарных факультетов ЮФУ для студентов юридического факультета на платформе Moodle LMS. Междисциплинарный подход, который был использован в ходе исследования, позволил рассмотреть поставленную проблему с точки зрения двух научных дисциплин - методики преподавания иностранных языков и терминоведения. В результате исследования были сделаны следующие выводы: образовательные IT-технологии и образовательные продукты, созданные на их основе, способствуют повышению мотивации у студентов неязыковых специальностей к изучению профессиональной терминологии языка их будущей профессии при условии, что содержательная составляющая этих продуктов будет тщательно разработана на основе содержания ключевых разделов теоретического и практического терминоведения, которые включают в себя описание истории формирования и развития отдельно взятого профессионального языка, лингвистические и экстралингвистические факторы его становления, его лексико-грамматические и стилистические особенности, способы корректного применения терминов в специальном контексте.
В статье рассмотрены некоторые аспекты развития функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики. Автор раскрывает суть и содержание функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, признаки функционально грамотного человека. Решение проблемы развития функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации обновленного ФГОС предлагается через применение методов и методик обучения, форм, средств, приемов и заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся. Данный подход возможен при обучении информатике, так как информатика - это один из предметов, на котором наиболее эффективно может развиваться функциональная грамотность. На уроках информатики есть возможность использования элементов большого количества образовательных технологий, позволяющих успешно развивать функциональную грамотность будущего выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям современной жизни. Цель исследования - выявление возможностей развития функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики. Методологическую основу статьи составляет комплекс общенаучных, парадигмальных и инструментальных подходов. Полученные результаты могут быть использованы как ресурс расширения фактологической базы в применении различных методов обучения для развития функциональной грамотности обучающихся.
Формирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) является важной и актуальной темой в современной педагогической науке. Этот процесс находится на стадии активного совершенствования и требует глубокого осмысления, поскольку современные образовательные программы подготовки специалистов требуют внедрения инновационных цифровых технологий. Основной целью исследования является теоретический анализ и практическое изучение данного вопроса через кейс-стади, направленные на систематизацию понятия ЭИОС. В направлении реализации образовательных программ для подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях цифровой экономики ЭИОС играет ключевую роль. В статье представлен обобщенный анализ существующих теоретических подходов к понятию «экосистема» и рассматриваются различные взгляды на формирование ЭИОС. Особое внимание уделяется авторскому подходу, который основан на сотрудничестве с индустриальными партнерами. В этом контексте предлагается создавать ЭИОС через разработку технических заданий, интеграцию кроссплатформенных решений и совместное использование ресурсов. В процессе исследования авторы приходят к выводу, что формирование ЭИОС становится важным шагом на пути к разработке образовательных программ, которые соответствуют требованиям современной цифровой экономики и способствуют подготовке специалистов нового поколения, готовых к вызовам будущего.
В статье представлен ретроспективный анализ различных подходов к проблеме адаптации обучающихся в интерактивной образовательной среде. В каждом из проанализированных подходов выделена специфика адаптации обучающихся к условиям интерактивной образовательной среды. Целью статьи является анализ теории и практики адаптации обучающихся к интерактивной образовательной среде. Сравнительный анализ различных научных подходов к проблеме адаптации обучающихся в образовании позволил определить педагогические процессы как синергетические системы, в которых постоянно создаются неустойчивые, неожиданные и непредсказуемые ситуации, требующие адекватной и оперативной реакции обучающихся. Рассмотрение педагогических процессов как синергетических систем выводит на необходимость использования в учебном процессе интерактивных образовательных технологий. В условиях интерактивной образовательной среды адаптация проявляется не в традиционной академической форме, а приобретает форму преадаптации, которая требует от обучающихся оперативно искать, строить и регулировать свое отношение и поведение в изменяющихся условиях образовательной среды. На основе проведенного анализа динамики развития интерактивных технологий обучения экспериментальным путем разработаны и обоснованы смыслосозидающие учебные технологии, позволяющие создавать в образовательном процессе необходимые условия. Предлагаемые в статье смыслосозидающие образовательные технологии являются новым направлением развития интерактивной образовательной среды, а их использование в образовательной практике может значительно повышать адаптируемость обучающихся.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 265-57-31