В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением особенностей влияния когнитивного стиля на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность специалиста. Показано, что при профессиональном отборе необходимо учитывать когнитивные особенности специалистов и определять следующие типы будущих авиадиспетчеров. Более успешными в решении профессиональных задач на тренажере являются полевые независимые-рефлексивно-гибкие будущие авиадиспетчеры, а полевые-импульсивно-жесткие демонстрируют худшие результаты выполнения своих профессиональных задач на симуляторе. Эта разница особенно заметна при управлении самолетами с максимальной интенсивностью воздушного движения и при принятии решений в аварийных ситуациях. Поэтому при подготовке будущих авиадиспетчеров также необходимо учитывать психологические особенности восприятия, скорости обработки информации и принятия решений с использованием методик определения стилевых характеристик.
the article deals with the issues related to the determination of the features of the influence of the cognitive style on the professional training and professional activity of a specialist. It is shown that in professional selection it is necessary to take into account the cognitive characteristics of specialists and determine the following types of future air traffic controllers. Field independent-reflexive-flexible future air traffic controllers are more successful in solving professional tasks on the simulator, and field-impulsive-hard ones demonstrate the worst results in performing their professional tasks on the simulator. This difference is especially noticeable when flying aircraft with maximum air traffic intensity and when making decisions in emergency situations. Therefore, when preparing future air traffic controllers, it is also necessary to take into account the psychological characteristics of perception, the speed of information processing and decision-making using methods for determining style characteristics.
Идентификаторы и классификаторы
Список литературы
1. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – 2-ое изд, перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
2. Эрман, М. Е. Краткий обзор индивидуальных различий. Изучение языка. Система / М. Е. Эрман, Б. Л. Ливер. – 2003. – № 31 (3). – С. 313 – 330.
3. Шошина, И. И. Эффективность различения размера отрезков линий лицами с разными показателями когнитивного стиля / И. И. Шошина, Ю. Е. Шелепин // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. – 2013. – Т. 63. – № 3. – С. 349 – 357.
4. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. – 2-ое изд, перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
5. Гордыня, Н. Д. Влияние полезависимости-поленезависимости, импульсивности-рефлективности и ригидности-гибкости познавательного контроля на успешность тренажерной подготовки будущих специалистов управления воздушным движением / Н. Д. Гордыня // Вестник Удмуртского университета. Серия философия. Психология. Педагогика. – 2013. – № 3. – С. 42 – 49.
6. Райдинг, Р. Дж. Когнитивный стиль: стратегический подход к продвижению / Р. Дж. Райдинг. – Стемфорд, 1994. – 377 с.
7. Лобанов, А. П. Когнитивная психология: От ощущений до интеллекта: учебное пособие / А. П. Лобанов. – Минск.: Новое знание, 2008. – 376 с.
8. Ушакова, В. Р. Особенности личностной самоэффективности авиадиспетчеров / В. Р. Ушакова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2019. – Т. 2, № 5. – С. 71 – 82.
9. Либин, А. В. Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. – М.: Смысл, 1998. – 310 с.
1. Kholodnaya M. A. Cognitive styles. About the nature of the individual mind. St. Petersburg: Peter, 2004. – 384 р.
2. Ehrman M. E., Leaver B. L. A brief overview of individual differences. Language learning // Sistym 31 (3), 2003, P. 313 – 330.
3. Shoshina I. I., Shelepin Yu. E. Efficiency of distinguishing the size of line segments by persons with different indicators of cognitive style // Journal of higher nervous activity named after I. P. Pavlov. – 2013, Vol. 63, No. 3, P. 349 – 357.
4. Kholodnaya M. A. Psychology of intelligence: the paradoxes of research. St. Petersburg: Peter, 2002. – 272 р.
5. Gorgynya N. D. Influence of field dependence-field independence, impulsiveness-reflexivity and rigidity-flexibility of cognitive control on the success of simulator training of future air traffic control specialists // Bulletin of the Udmurt University. Philosophy series. Psychology. Pedagogy. – 2013, No. 3, P. 42 – 49.
6. Riding R. J. Cognitive style: a strategic approach for advancement. Stamford, CT: Ablex. – 1994, 377 р.
7. Lobanov, A. P. Cognitive Psychology: From Sensations to Intelligence. New knowledge. – 2008, 376 p.
8. Ushakova V. R. Features of personal self-efficacy of air traffic controllers // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. – 2019, T. 2, No. 5, P. 71 – 82.
9. Libin A. V. Human Style: Psychological Analysis. Moscow: Sense. – 1998, 310 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
в статье рассмотрены этапы развития флота воздушных судов ОАО «Авиакомпания «Белавиа» с 1996 года по март 2021 года. Изучен количественный и качественный состав флота, эксплуатируемые типы воздушных судов, тенденции в развитии флота.
В работе обсуждаются результаты эмпирического исследования, выполненного в конструктивистской парадигме психологии и направленного на реконструкцию имплицитной модели идеального офицера в сознании курсантов первого года обучения. Проведен сравнительный анализ содержания представлений курсантов с теоретической моделью репрезентативности личностных черт в сознании носителя русского языка. Полученные результаты исследования позволили определить перспективные направления развития профессионального самосознания первокурсников. Обосновываются возможности конструктивистской парадигмы психологии как основы для разработки практических рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки военных специалистов.
Во введении показано, что дисциплина «Вероятностно-статистические модели эксплуатации воздушных судов» обеспечивает связь между знаниями, полученными при изучении физики, высшей математики и других дисциплин. Установлено, что первоочередной задачей при этом является формирование понятийного аппарата изучаемой области. В разделе «Исходные данные для классификации понятий» сформулированы основные понятия теории надежности. В части «Обоснование классификации понятий» построен понятийный аппарат надежности, произведено обобщение разделов понятий. Раздел «Использование законов теории вероятностей и математической статистики» содержит основные типы распределений, основные плотности функций распределений, в нем указаны основные модели. Заключительная часть «Использование моделей статистики в задачах надежности» содержит пример построения понятийного аппарата при анализе противообледенительной системы.
В настоящей работе предлагается новый принцип модуляции, называемый биортогональная позиционно-импульсная модуляция для систем связи со сверхширокой полосой пропускания. Множество сигналов N=2k+1 с биортогональной позиционно-импульсной модуляцией формируется на основе множества 2k ортогональных сигналов с позиционно-импульсной модуляцией с помощью использования прямо противоположной версии ортогональных сигналов с позиционно-импульсной модуляцией. Пропускная способность канала связи при передаче биортогональных сигналов с позиционно-импульсной модуляцией определяется для систем связи со сверхширокой полосой пропускания при псевдослучайном переключении временных интервалов в случае наличия многостанционного доступа и обнаружения несущей частоты. Определены верхние граничные значения вероятности ошибки для сценария с многостанционным доступом и обнаружением несущей частоты при наличии множества пользователей. Показывается, что при использовании многомерной биортогональной позиционно-импульсной модуляции сверхширокополосная система связи обладает лучшими вероятностными характеристиками по сравнению с использованием многомерной позиционно-импульсной модуляции при одном и том же значении пропускной способности. Компьютерные затраты при этом снижаются приблизительно в два раза.
В работе рассматривается эффективность системы регулирования напряжения авиационного генератора, построенной по правилам нечеткой логики. Приводится компаративная оценка показателей качества регулирования PID-регулятора и адаптивного нечеткого регулятора при действии возмущений по цепям управления и нагрузки. Показано, что при использовании адаптивного нечеткого регулятора напряжения требуется меньше энергетических затрат на регулирование (на 77 %), чем в системах с PID-регуляторами. При этом величина перерегулирования может быть уменьшена в 2–4 раза, колебательность – в 4 раза, а точность повышена в 1,5–3 раза.
Действенность решений при управлении воздушным движением целесообразно рассматривать в составляющих времени (как самого момента выдачи команд, так и длительности их формирования) и правильности (как благоприятного исхода, так и рациональности), которыми оперирует лицо, принимающее решение – ЛПР; при том, каждому ЛПР присущи ограничения по каждой из этих составляющих. Системы поддержки принятия решения направлены на снижение влияния тех или иных ограничений на деятельность ЛПР. В настоящий момент при управлении воздушным движением действие систем поддержки принятия решений рассматривается в рамках предоставления авиадиспетчеру минимального и наиболее рационального набора возможных траекторных управлений, либо в сокращении количества потребной для принятия решения информации. Среди прочих вопросов, актуальным представляется своевременность их действия – к чему и обращена данная статья.
Во введении сформулирована цель и задачи, которые необходимо решить, чтобы для колеса с упругой шиной 400×150 модели 5 на основе экспериментальных данных разработать аналитический метод анализа процесса качения при движении по взлетной полосе. В широком диапазоне путевой частоты от 0 до 25 рад/м выполнено сравнение значений кинематических коэффициентов, полученных в результате проведения двух экспериментов при движении упругой шины по твердому покрытию. Разработан метод параметрической идентификации процесса качения авиационного колеса с упругой шиной 400×150 и колеса с шиной 400×150 модели 5 на экспериментальной установке. Установлено, что при уменьшении диапазона путевой частоты значения кинематических коэффициентов колеса 400×150 модели 5 существенно падали, а в диапазоне путевой 0 до 0,5 рад/м разница в значениях кинематических коэффициентов достигла 10–15 %. Дано объяснение такому расхождению результатов. Определены области применимости теорий стационарного и нестационарного качения колеса с упругой шиной в зависимости от путевой частоты.
В работе установлено, что поверхность и внутренняя область твердого тела обладают разной физической структурой и разными видами энергий связи между частицами, которые формируют эти области.
Поверхность формируют в основном поверхностные кластеры, а внутреннюю полость – коллективное взаимодействие атомов. Внутри твердого тела разрыв связи с третьим координационным слоем приводит к разрушению монолита и пропадает сверхпроводимость для металлов. Полное разрушение взаимодействия атома со вторым координационным слоем определяет плавление, а с первым координационным слоем – кипение. Уточнена теория испарения с поверхности жидкого состояния кластеров, молекул и атомов. Кластеры напыляемого материала взаимодействуют с поверхностью твердого тела только диполь-дипольной связью с определенной конфигурацией двухатомных или трехатомных молекул. При напылении кластеров из двухатомных молекул на поверхность, состоящую из трехатомных молекул, формируется сеточная структура из поверхностных кластеров с энергией связи, которая превосходит энергию частиц основы при температуре кипения.
В статье предлагается подход к эффективному решению задачи диагностирования систем электро- снабжения воздушных судов на основе нечеткой логики. Представлены разработанные диагностические модели блока регулирования защиты и управления, основанные на нечеткой логике (FIS).
В статье описывается ОАО «Авиакомпания «Белавиа» которая отметила свое 25-летие. Четверть века вместе.
Издательство
- Издательство
- БГАА
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- 220096 г.Минск, ул.Уборевича, 77
- Юр. адрес
- 220096 г.Минск, ул.Уборевича, 77
- ФИО
- Шегидевич Артём Артурович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- academy@bsaa.by
- Контактный телефон
- +375 (17) 3784644
- Сайт
- https://bgaa.by/