ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДА МАЛЫХ ОТКРЫТЫХ ЭКОНОМИК К РАСШИРЕНИЯМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (2024)
В статье рассматриваются особенности трансформации подхода малых открытых экономик к процессу расширения Европейского Союза. Этот вопрос представляет значительный научный интерес в контексте дискуссий середины 2020-х годов о потенциальном включении новых государств в состав ЕС и внутренних разногласиях в интеграционном объединении по данному поводу. В качестве объекта исследования выбраны Нидерланды как модельное государство, сыгравшее одну из ключевых ролей в развитии интеграционных процессов в Европе. Цель исследования – выявить логику эволюции подхода Нидерландов к разным волнам расширения ЕС. Для достижения этой цели на основе синтеза аналитических категорий малого государства и малой открытой экономики детально рассматриваются факторы, повлиявшие на позицию данных типов игроков в отношении каждого из расширений ЕС. Отдельное внимание уделено особенностям восточного расширения, обострившего хронические дисбалансы объединения и заложившего основу его структурных кризисов. В рамках исследования сделан вывод о когерентности подхода Нидерландов к процессу расширения ЕС. Малые открытые экономики поддерживают включение более развитых государств в состав объединения, что отвечает интересам торговых наций и способствует реализации стратегии коалиционности в европейской политике. При этом они занимают жёсткую позицию в отношении расширения на страны с неустойчивыми экономиками и нестабильными политическими институтами. Для голландского подхода к данному процессу характерны три модели: первая применима к развитым государствам Европы (Нидерланды поддержали расширения до 1995 года), вторая – к странам, добившимся определённой устойчивости экономики (Гаага выразила опасения в отношении включения в ЕС большого количества государств ЦВЕ с переходной экономикой), третья – к потенциальным кандидатам на вступление (Нидерланды отрицают возможность включения ряда Балканских государств и Украины в состав ЕС в ближайшей перспективе). Таким образом, структурные кризисы в Европе, обострившиеся в результате восточного расширения, определили ужесточение позиции малых открытых экономик в отношении включения новых государств в состав ЕС.
Идентификаторы и классификаторы
В начале 2020-х годов Европейский Союз столкнулся с кризисными событиями глобального порядка (энергетический кризис, рецессия в экономике, кризис
солидарности и др.), но, как и в предыдущие циклы, экзогенные кризисы наслоились на внутренние институциональные и межстрановые дисбалансы. Один из таких хронических дисбалансов – разный вес и различный уровень конкурентоспособности государств–членов объединения. Восточное расширение после 2004 г. внесло вклад в углубление этого дисбаланса и поставило вопрос о том, было ли это расширение “too much too soon”1
[Verheugen 2013]. В контексте активизировавшихся разговоров о возможном расширении Европейского Союза на новые государства [Lang, Buras 2022], отразившихся даже в официальных заявлениях чиновников ЕС высшего уровня, научный интерес представляет
изучение эволюции взглядов на необходимость расширения в отдельно взятых государствах–членах объединения. Изучение этой проблематики будет способствовать
лучшему пониманию внешнеполитического процесса этих стран, а также прогнозированию возможной внутриполитической реакции на гипотетические перспективы дальнейшего расширения Союза.
Список литературы
1. Байков А.А. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии. М.: Аспект Пресс, 2012. 256 с.
2. Байков А.А. Экономическая интеграция как мирополитическое явление. Очерк теории и методологии сравнительной оценки // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 10 (4). С. 38-53.
3. Буторина О.В. Экономическая история евро. М.: Весь Мир: ИЕ РАН, 2020. 576 с.
4. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе / Под ред. В.Я. Швейцера. М.: Весь Мир, 2009. 544 с.
5. Кавешников Н.Ю. Малые и вредные? // Международные процессы. 2008. Т. 6. № 3 (18). С. 84-92.
6. Комиссарова Ж.Н., Сергеев Е.А. Финансовая система стран Бенилюкс: общее и особенное // Мировое и национальное хозяйство. 2021. № 1 (54). 13 с.
7. Новикова И.Н. Малые страны в международных отношениях: некоторые теоретические аспекты // Вестник СПбГУ. Международные отношения. 2022. Т. 15. Вып. 3. С. 219-242.
8. Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире: Монография / Е. О. Обичкина; МГИМО(У) МИД России. М.: МГИМО, 2004. 487 с.
9. Осколков П.В., Сергеев Е.А. Нидерландская партийная система: между системой опор и европейской интеграцией // Контуры глобальных трансформаций. 2017. Т 10. №6. С. 155-168.
10. Романова Л.А. Малые страны Европы: особенности конкурентоспособности // Научно-аналитический журнал «Обозреватель». 2014. №7 (294). С. 61-69.
11. Armstrong H. W., Read R. Comparing the economic performance of dependent territories and sovereign microstates. // Economic Development and Cultural Change. 2000. Vol. 48. No. 2. P. 285-306.
12. Bauwens W., Clesse A., Knudsen O. (ed) Small States and the Security Challenge in the New Europe. London: Brassey’s, 1996. 247 p.
13. Bengtsson R., Elgström O. and Tallberg J. ‘Silencer or Amplifier? The European Union Presidency and the Nordic Countries’ // Scandinavian Political Studies. 2004. Vol. 27. No. 3. P. 311-334.
14. Berger M. The Year 2004: Historiographical Issues Concerning Islam in The Netherlands // Journal of Muslims in Europe. 2023. Vol. 12. No. 3. P. 303-324.
15. Bjurulf B. How Did Sweden Manage the European Union? Bonn: Center for European Integration Studies. 2001. 35 p.
16. De Jong J. De euro en de onderlinge handel in Europa. // De Nederlandse economie 2011. Centraal Bureau voor de Statistiek. 2011. P. 268-289.
17. Dekker B. et al. ‘Weinig empathisch, wel effectief’: Percepties van Nederlandse belangenbehartiging in de Europese Unie. Clingendael. 2019. P. 39. URL: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2019-04/Clingendael_Rapport _Percepties_van_Nederlandse_belangenbehartiging_in_de_EU.pdf (accessed: 12.07.2023).
18. Dekker P. et al. Divers Europa. De Europese Unie in de publieke opinie & Verscheidenheid in cultuur, economie en beleid // Europese Verkenning. Bijlage bij de Staat van de Europese Unie. Centraal Planbureau. 2007. URL: https://www.cpb.nl/sites/default/files/publicaties/download/bijz63.pdf (accessed: 12.07.2023).
19. Duke S.W. ‘Small States and European Security’ // Small States and Alliances / ed. by E. Reiter, H. Gärtner. Heidelberg: Physica-Verlag. 2001. P. 39-50.
20. Edwards G., Wiessala G. Conscientious Resolve: the Portuguese Presidency of 2000 // Journal of Common Market Studies. 2001. Vol. 39. No. 1. P. 43-46.
21. Elman M.F. The Foreign Policies of Small States: Challenging Neorealism in Its Own Backyard // British Journal of Political Science. 1995. Vol. 25. No. 2. P. 171-217.
22. Emmert F., Petrovic S. The Past, Present and the Future of EU Enlargement // Fordham International Law Journal. 2014. Vol. 37. No. 5. P. 1349-1419.
23. Fleming M. Domestic financial policies under fixed and floating exchange rates // IMF Staff Papers: journal. 1962. No. 9. P. 369-379.
24. Gegout C. ‘The Quint: Acknowledging the Existence of a Big Four-US Directoire at the Heart of the European Union’s Foreign Policy Decision-Making Process’ // Journal of Common Market Studies. 2002. Vol. 40. No. 2. P. 331-344.
25. Henriksen E., Steen F., Ulltveit-Moe K.H. Economies of Scale in European Manufacturing Revisited. CEPR Discussion paper No. 2896. 2001. 29 p.
26. Hosli M., Machover M. ‘The Nice Treaty and Voting Rules in the Council: a Reply to Moberg (2002)’ // Journal of Common Market Studies. 2004. Vol. 42. No. 3. P. 497-521.
27. König T., Geijtenbeek L., Graham J., Muller L. Uitbreiding van de Europese Unie 2004 en 2007. Cijfers over Nederland // Den Haag/Heerlen: Centraal Bureau voor de Statistiek. 2011. 46 p.
28. Kruizinga S. A Small State? The Size of the Netherlands as a Focal Point in Foreign Policy Debates, 1900-1940. // Diplomacy & Statecraft. 2016. 27(3). Р. 420-436.
29. Lang K.-O., Buras P. Partnership for Enlargement: A New Way to Integrate Ukraine and the EU’s Eastern Neighbourhood // ECFR Policy Briefs, 2022. URL: https://ecfr.eu/wp-content/uploads/2022/06/Partnership-for-Enlargement-A-new-way-to-integrate-Ukraine-and-the-EUs-eastern-neighbourhood. pdf (accessed: 11.09.2023).
30. Liefferink D., Andersen M.S. ‘Strategies of the “Green” Member States in EU Environmental PolicyMaking’// Journal of European Public Policy. 1998. Vol. 5. No. 2. P. 254-270.
31. Maes I., Verdun A. Small States and the Creation of EMU: Belgium and the Netherlands, Pace-Setters and Gate-Keepers // Journal of Common Market Studies. 2005. Vol. 43. No. 2. P. 327-348.
32. Morari C. Western Balkan Countries On The Road Of European Integration: Results And Tendencies // CES Working Papers, Centre for European Studies, Alexandru Ioan Cuza University, 2012. Vol. 4(3a). P. 574-583.
33. Mouritzen H., Wivel A. The Geopolitics of Euro-Atlantic Integration London: Routledge, 2005. 269 p.
34. Mundell R. Capital mobility and stabilization policy under fixed and flexible exchange rates. // Canadian Journal of Economic and Political Science. 1963. Vol. 29. No. 4. P. 475-485.
35. Noutcheva G., Bechev D. “The Successful Laggards: Bulgaria and Romania’s Accession to the EU” // East European Politics and Societies. 2008. Vol. 22. No. 1. P. 114-144.
36. Rrustemi A., Jovetic M. Policy Brief: The role of the Netherlands in EU Enlargement Processes: a Potential Staller to the EU’s External Stability. The Hague Centre for Strategic Studies, 2019. 6 p.
37. Schettkat R. Small economy Macroeconomics. The Economic Success of Ireland, Denmark, Austria and the Netherlands Compared // Intereconomics. 1999. No. 4. P. 159-170.
38. Schout A. Deepening EU integration and the Netherlands’ EU narrative. Clingendael. 2018. URL: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2018-03/Paper_Deepening_EU_integration.pdf (accessed: 12.07.2023).
39. Schout A., Kassim H. From European narrative to managing European expectations. Clingendael. 2018. URL: https://www.clingendael.org/pub/2018/clingendael-state-of-the-union-2018/8-europeannarratives-and-expectations (accessed: 12.07.2023).
40. Signa S., Gunella V., Quaglietti L. Global value chains: measurement, trends and drivers. ECB Occasional Papers. 2022. No. 289. Р. 11. URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpops/ecb.op289~95a0e7d24f.en.pdf (accessed: 12.07.2023).
41. Snorrason S. Asymmetric Economic Integration: Size Characteristics of Economies, Trade Costs and Welfare. Heidelberg: Springer-Verlag, 2012. 36 p.
42. Sørensen C. How the frugal four could grow in number and influence. European Council on Foreign Relations. 07.09.2020. URL: https://ecfr.eu/article/commentary_how_the_frugal_four_could_grow_in_number_and_influence (accessed: 12.07.2023).
43. Steinmetz R., Wivel A. Small states in Europe: challenges and opportunities. London: Routledge, 2016. 248 p.
44. Thorhallsson B. The Role of Small States in the European Union. Aldershot, England: Ashgate, 2000. 264 p.
45. Thorhallsson B., Steinsson S. Small State Foreign Policy // The Oxford Encyclopedia of Foreign Policy Analysis / ed. by C. G. Thies. Oxford University Press. 2017. URL: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190228637.013.484 (accessed: 20.09.2023).
46. Thorhallsson B., Wivel A. Small States in the European Union: What Do We Know and What Would We Like to Know? // Cambridge Review of International Affairs. 2006. Vol. 19. No. 4. P. 651-668.
47. Van der Heiden M. et al. Changing international landscape and the Dutch economy: trends, drivers and consequences. De Nederlandsche Bank, 2021. 87 p.
48. Van Keulen M. Going Europe or Going Dutch. How the Dutch Government shapes European Union Policy. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. 264 p.
49. Vandenbosch A. The Small States in International Politics and Organization // The Journal of Politics. 1964. Vol. 26. № 2. P. 293-312.
50. Verdun A. The Greatest of the Small? The Netherlands, the New Hanseatic League and the Frugal Four // German Politics. 2022. Vol. 31. No. 2. P. 302-322.
51. Verheugen G. ‘Enlargement Since 2000: Too Much Too Soon?’ In: The Crisis of EU Enlargement. IDEAS Special Reports. 2013. URL: https://www.lse.ac.uk/ideas/Assets/Documents/reports/LSE-IDEASCrisis-of-EU-Enlargement.pdf (accessed: 15.12.2023).
52. Vital D. The Survival of Small States. Studies in Small/Great Power Conflict. Oxford, UK: Oxford University Press. 1971. 136 p.
53. Voorhoeve J.J.C. Peace, profits and principles: a study of Dutch foreign policy. The Hague, 1979. 378 p.
54. Waltz K. Theory of International Politics. Mass.: Addison-Wesley, 1979. 251 p.
55. Westlake M., Galloway D. The Council of the European Union. London: John Harper, 2004. 456 p.
56. Zweers W. Dutch Parliament Demands Geopolitical Alignment in EU Enlargement // Clingendael. 2023. Available at: https://www.clingendael.org/publication/dutch-parliament-demands-geopoliticalalignment-eu-enlargement (accessed: 12.07.2023).
57. Zweers W., Van Loon I. The Netherlands as a champion of EU enlargement? The Hague: Netherlands Institute of International Relations Clingendael, 2020. 10 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выдвинутый в 2015 г. проект Большого Евразийского партнёрства стал одной из ключевых российских инициатив по построению широкого, охватывающего значительную часть континента, регионализма. Начало специальной военной операции на Украине и углубление российскозападной конфронтации породили значительные структурные изменения в мировой и региональной системах. Серьёзные коррективы они вносят и во внешнюю политику России, её объективные возможности и субъективное восприятие её инициатив. Цель настоящего исследования – определение перспектив концепции Большой Евразии в свете меняющихся международных реалий 2015–2022 годов. В его рамках был проведён обзор условий, в которых евразийский регионализм развивался в рассматриваемый период; прослежено развитие концепции Большой Евразии в российском официальном и экспертном дискурсе, показано, как происходило идейное наполнение выдвинутой инициативы, то, как кристаллизовалась изначально широко трактуемая концепция; рассмотрены достижения в реализации концепции, среди которых наиболее выделяется дискурсивная экспансия на различных международных площадках (среди них не только продвигаемый Россией ЕАЭС, но и саммиты ШОС, и Россия–АСЕАН); рассмотрены наиболее острые проблемы, с которыми концепция столкнулась в связи с усилением конфронтации с западными странами, а также произошедшую в этих условиях эволюцию концепции Большой Евразии и подхода внешнеполитического руководства Российской Федерации к её продвижению. Для выполнения целей данного исследования авторы опирались на анализ высказываний публичных лиц России и других государств на международных мероприятиях и в публицистике, аналитических статей в научных журналах и прессе, официальных документов международных организаций. Основной вывод исследования состоит в констатации неоднозначности положения, в котором оказалась концепция Большой Евразии в условиях усиливающейся геополитической конфронтации и относительно скромных результатов её реализации в прошедшие годы. Вместе с тем авторы полагают, что к настоящему моменту ключевым достижением концепции Большой Евразии стала её дискурсивная экспансия и её международное признание на разных уровнях. Это может служить хорошей политической основой для её дальнейшего воплощения в условиях наблюдаемых структурных изменений.
Исследование посвящено проблематике артикуляции международных угроз и вмешательства в международные кризисы. Оставляя за скобками традиционные подходы к исследованию конструирования угроз, как-то: секьюритизация, стратегические нарративы или конструирование идентичности по Дэвиду Кемпбеллу, автор обращается к теории дискурсивной гегемонии Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф. В постструктуралистском прочтении концепта «гегемония» Лакло и Муфф анализируют, как политические классы формулируют дискурс, легитимирующий политическую власть. В центре внимания данного исследования - артикуляционные практики западного истеблишмента (политического и дипломатического) с целью сформировать гегемонию и тем самым оправдать военно-политическое вмешательство в сирийский и ливийский конфликты. Развивая имеющиеся подходы к интерпретации дискурсивной гегемонии, автор вводит понятие «разделённый Другой». В интерпретации автора «разделённый Другой» выступает формой дискурсивной гегемонии политического субъекта с целью легитимации военного вмешательства. «Разделённый Другой» представляет собой сцену насилия, в которой Другой-Диктатор осуществляет насилие над Другим-Гражданином. Объект исследования - дискуссии политиков и дипломатов в стенах Совета Безопасности ООН и пресс-центра НАТО на фоне развивающихся конфликтов в Сирии и Ливии. Исследование показывает, что накануне вмешательства НАТО в Ливийскую гражданскую войну (2011) западные дипломаты успешно артикулировали «разделённого Другого», тогда как в ходе обширных дискуссий в стенах Совета Безопасности ООН западным дипломатам не удалось артикулировать гегемонию.
Глобальное управление в сфере ИКТ-безопасности представляет собой режимный комплекс, который включает в себя совокупность институтов и режимов, регулирующих проблематику безопасности цифровых сетей и технологий, противодействия преступному использованию информационных технологий, военно-политическим угрозам в цифровом пространстве и др. Сосуществование и конкуренция различных режимов позволяют отдельным странам и негосударственным игрокам манипулировать выбором удобных институтов и создают угрозу эскалации межгосударственных противоречий. Для того чтобы избежать подобного сценария, Россия выступает за формирование консолидированного режима информационной безопасности на глобальном уровне. При этом важная роль отводится региональным и макрорегиональным площадкам, в том числе БРИКС. Настоящая статья ставит задачей оценить влияние БРИКС на эволюцию режимного комплекса в сфере ИКТ-безопасности и формирование универсального режима в данной области. Была исследована повестка БРИКС в области ИКТ-безопасности и определены заявленные обязательства. Для оценки потенциала имплементации достигнутых соглашений были проанализированы документы стратегического планирования стран БРИКС на предмет выявления в них приоритетов в сфере ИКТ-безопасности, которые затем были соотнесены с зафиксированными в официальных документах БРИКС обязательствами и обозначенными перспективными направлениями сотрудничества. Приоритетным направлением сотрудничества БРИКС в сфере ИКТбезопасности является выработка общей внешнеполитической позиции относительно норм и принципов международного режима ИКТ-безопасности и их продвижение на уровне ООН. Важным преимуществом БРИКС на данном направлении является возможность агрегации интересов и позиций развивающихся стран. Однако в настоящее время в условиях нарастающей международной конфликтности формирование универсального режима представляется практически невероятным. В этом контексте взаимодействие на уровне БРИКС фокусируется на более узких проблемных областях. Наибольшим потенциалом институционализации обладает сотрудничество БРИКС в сфере противодействия терроризму и экстремизму в цифровой среде. Вместе с тем заинтересованность стран БРИКС в развитии и институционализации противодействия ИКТ-угрозам неоднородна. Россия, Китай и Индия выступают в роли локомотивов сотрудничества, в то время как Бразилия и ЮАР проявляют в нём меньшую заинтересованность.
В статье рассматривается ситуация в сфере задолженности нефинансового сектора стран Азии, по основным показателям которого она занимает ведущее место среди развивающихся регионов мира. Автор ставит целью доказать возможность усиления неустойчивости в развитии этого сектора при дальнейшем росте задолженности. В работе определяется место этой части света в структуре глобального долга, степень её внешней и внутренней долговой зависимости; проводится сравнительный анализ по регионам и странам; даётся соотношение различных групп долга и оцениваются перспективы его пролонгации. Среди основных видов риска, вызванных образованием долговых обязательств нефинансового сектора, выделяются корпоративный долг и долг домохозяйств. Подчёркивается, что период снижения экономического роста и, соответственно, падения доходов ослабляет устойчивость азиатских компаний к финансовым потрясениям. Выделяется начавшийся приблизительно с 2022 г. постпандемийный этап как наиболее сложный для экономики стран Азии, поскольку усиливается уязвимость предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, вызванная снижением объёмов поддержки правительственных программ в результате дефицитного финансирования и неспособностью обеспечить гарантии по долгам, значительная часть которых приходится на внешнюю задолженность. Высокие темпы роста задолженности домашних хозяйств как по ипотечным, так и по потребительским кредитам, превышающие темпы роста ВВП, также усиливают неопределённость экономического прогноза. Выход из рецессии, сопровождавшей пандемию коронавируса, значительно затягивается, что создаёт новые, более сложные условия для деятельности государств и компаний. Хотя основные индикаторы указывают на оживление экономической деятельности, оно будет носить неравномерный характер и углублять неравенство по отдельным странам Азии. Рецессия 2019– 2022 годов фрагментировала региональную экономику вследствие торговых, инвестиционных и финансовых ограничений и различных подходов в экономической политике, реализуемых каждой страной, что потребует значительных усилий для восстановления, а затем и выхода на новый этап финансовой интеграции региона.
Статья посвящена сравнительному анализу подходов США, ЕС и КНР к политике содействия международному развитию (СМР) с учётом тенденций, проявившихся в начале 2020-х годов. Выявлены общие и особенные черты в деятельности каждого из субъектов, раскрыты ключевые факторы, определяющие трансформацию подходов в условиях геополитического соперничества. К общим характеристикам относятся стремление к комплексному воздействию, увязке экономических проектов с культурно-гуманитарным влиянием и безопасностью. В действиях западных игроков сохраняется ориентация на переформатирование общественно-политических структур целевых стран. Отчётливо проявляются тенденции секьюритизации, которые в случае Вашингтона демонстрируют признаки «вепонизации» СМР – размывания грани между военной помощью, военно-политическим целеполаганием и традиционным содействием развитию. Политика в сфере СМР испытывает растущее давление краткосрочных приоритетов усиливающегося геополитического соперничества. Китай, в отличие от западных стран, избегает навязывания своей модели развития и секьюритизации СМР. Пекин выдвигает новые глобальные инициативы, стремясь позиционировать их как альтернативу политике Соединённых Штатов в сфере СМР. Место «мягкой силы» в мире междержавного соперничества постепенно занимают более сложные и комбинированные формы внешнеполитического влияния, сочетающие в себе культурно-гуманитарные, дипломатические, геоэкономические и силовые инструменты, важнейшим невоенным ресурсом для которых остаются программы в сфере СМР. Растущее значение приобретают новые пространства соперничества, связанные с индустриально-технологической гонкой, в том числе в области энергетики, климата и цепочек поставок, влияющие на политику СМР. Возрастает роль культурно-гуманитарных инструментов влияния в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий воздействия на человека, расширением числа негосударственных участников международных отношений и ростом активности Китая на арене гуманитарного сотрудничества и борьбы, в рамках которой бросается вызов доминированию Запада в данной сфере.
Кибернетическая модель управления, предложенная Норбертом Винером, хорошо описана для национального уровня. Она предполагает постоянный мониторинг значимых показателей для обеспечения успешной обратной связи в отношении предпринимаемых управленческих действий и постоянную адаптацию поведения с опорой на собираемую информацию. Несмотря на то что изначально она разрабатывалась для решения технических задач, её положения оказались переносимы на социальную реальность. Тем не менее для анализа транснациональных и глобальных процессов модель практически не использовалась, невзирая на сложившиеся для этого условия. Сама практика глобального управления стала напоминать классические кибернетические задачи, как, например, удержание средней температуры по планете в пределах роста до 1,5°C относительно доиндустриального периода. Фактически речь идёт о создании системы климат-контроля в планетарных масштабах. Решение такой задачи требует не только изменения моделей социального поведения и экономического потребления на индивидуальном уровне, но и учёта механизмов климатической и геологической эволюции планеты. В статье прослеживается генеалогия кибернетической модели управления от её первого описания в работах Н. Винера до современных работ в политических науках, выделаются основные концепты и ограничения данной модели. С помощью Копенгагенской школы изучения безопасности, в частности с помощью концепта «макросекьюритизации», обосновывается выбор изменения климата в качестве показательного случая для оценки применимости кибернетической модели глобального управления. Анализ практики реализации глобального управления в сфере изменения климата соответствует основным характеристикам кибернетической модели и может быть представлена как её практическая реализация. При этом распространение этой модели на другие сферы глобального управления проблематично, так как требует высокого уровня макросекьюритизации регулируемого вопроса при выделении одного-двух относительно легкоизмеримых показателей.
Изучение посредничества при урегулировании вооружённых конфликтов остаётся перспективным направлением исследований международных отношений. Тем не менее до сих пор не установлено, действительно ли доминирование в военной силе государства-посредника может влиять на прекращение боевых действий и имплементацию итоговых мирных соглашений. Мы предположили, что превосходство посредника в военной мощи (или отсутствие такового) можно охарактеризовать в терминах асимметрии и паритета. Для оценки соответствующих характеристик военной силы мы предлагаем воспользоваться обобщённым показателем военной асимметрии, созданным посредством проведения простого сравнительного анализа. В рамках представленной в статье методики различные метрики военной мощи сторон конфликта и посредников попарно сравнивались между собой по критерию пороговых значений (квартилей), констатирующих наличие асимметрии военной мощи или её отсутствие (паритет военной мощи). Затем для агрегирования бинарных оценок в единый показатель также использовались различные пороги достаточной асимметрии от 20 до 50%. В результате проведённого исследования, с помощью оценки серии регрессионных моделей, удалось установить, что совокупное превосходство государства посредника в военной силе над враждующими сторонами конфликта статистически значимо способствует как непосредственно прекращению боевых действий, так и успешному установлению мира в долгосрочной перспективе. Контрольные переменные в виде особенностей мирного соглашения также оказывают влияние на положительный исход мирного процесса. Ключевые среди них – повышение транспарентности процедур принятия политических решений и вовлечение различных социальных групп во властные процессы на различных уровнях. Результаты настоящего исследования демонстрируют взаимосвязанность военной силы и успешного посредничества, а также указывают на взаимодополняемость военной и переговорной составляющих в контексте медиации, осуществляемой государством. Таким образом, настоящее исследование предлагает трансформировать представление о посредничестве, доминирующее в настоящее время в теории международных отношений.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/