БРИКС В ГЛОБАЛЬНОМ РЕЖИМЕ ИКТ-БЕЗОПАСНОСТИ (2024)
Глобальное управление в сфере ИКТ-безопасности представляет собой режимный комплекс, который включает в себя совокупность институтов и режимов, регулирующих проблематику безопасности цифровых сетей и технологий, противодействия преступному использованию информационных технологий, военно-политическим угрозам в цифровом пространстве и др. Сосуществование и конкуренция различных режимов позволяют отдельным странам и негосударственным игрокам манипулировать выбором удобных институтов и создают угрозу эскалации межгосударственных противоречий. Для того чтобы избежать подобного сценария, Россия выступает за формирование консолидированного режима информационной безопасности на глобальном уровне. При этом важная роль отводится региональным и макрорегиональным площадкам, в том числе БРИКС. Настоящая статья ставит задачей оценить влияние БРИКС на эволюцию режимного комплекса в сфере ИКТ-безопасности и формирование универсального режима в данной области. Была исследована повестка БРИКС в области ИКТ-безопасности и определены заявленные обязательства. Для оценки потенциала имплементации достигнутых соглашений были проанализированы документы стратегического планирования стран БРИКС на предмет выявления в них приоритетов в сфере ИКТ-безопасности, которые затем были соотнесены с зафиксированными в официальных документах БРИКС обязательствами и обозначенными перспективными направлениями сотрудничества. Приоритетным направлением сотрудничества БРИКС в сфере ИКТбезопасности является выработка общей внешнеполитической позиции относительно норм и принципов международного режима ИКТ-безопасности и их продвижение на уровне ООН. Важным преимуществом БРИКС на данном направлении является возможность агрегации интересов и позиций развивающихся стран. Однако в настоящее время в условиях нарастающей международной конфликтности формирование универсального режима представляется практически невероятным. В этом контексте взаимодействие на уровне БРИКС фокусируется на более узких проблемных областях. Наибольшим потенциалом институционализации обладает сотрудничество БРИКС в сфере противодействия терроризму и экстремизму в цифровой среде. Вместе с тем заинтересованность стран БРИКС в развитии и институционализации противодействия ИКТ-угрозам неоднородна. Россия, Китай и Индия выступают в роли локомотивов сотрудничества, в то время как Бразилия и ЮАР проявляют в нём меньшую заинтересованность.
Идентификаторы и классификаторы
Цифровые технологии, среди которых ключевая роль отводится Интернету, проникли во все сферы жизни общества. Интернет, выступая в качестве инфраструктурной основы растущей цифровой экономики [Бухт, Хикс 2018], одновременно является источником угроз безопасности личности и государства [Крутских 2007; Крутских, Стрельцов 2014; Безкоровайный, Татузов 2014; Згоба и др. 2014; Карпова 2014; Малахин, Малахина 2018, Ромашкина 2020].
Список литературы
1. Алпеев А.С. Терминология безопасности: кибербезопасность, информационная безопасность // Вопросы кибербезопасности. 2014. №5 (8). С. 39-42.
2. Бойко С.М. Проблематика международной информационной безопасности на площадках ШОС и БРИКС // Международная жизнь. 2019. №. 1. С. 1-22.
3. Бойко С.М. Международная информационная безопасность: новые вызовы и угрозы // Международная жизнь. 2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2738 (дата обращения: 18.05.2023).
4. Безкоровайный М.М., Татузов А.Л. Кибербезопасность - подходы к определению понятия // Вопросы кибербезопасности. 2014. №1(2). С. 22-27.
5. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. №2. С. 143-172. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2018-02-07
6. Ванг А.С. Модель лидерства Китая в БРИКС // Вестник международных организаций. 2022. Т.17. № 2. С. 50-85. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2022-02-03
7. Згоба А.И., Маркелов Д.В., Смирнов П.И. Кибербезопасность: угрозы, вызовы, решения // Вопросы кибербезопасности. 2014. №5 (8). С. 30-38.
8. Зиновьева Е.С. Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности: субъекты и тенденции эволюции: Дисс. ... д-ра полит. наук. МГИМО МИД России. М., 2019. 362 с.
9. Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность в двусторонних отношениях России и США [Электронный ресурс]. Российский совет по международным делам. 2023. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mezhdunarodnayainformatsionnaya-bezopasnost-v-dvustoronnikh-otnosheniyakh-rossii-i-ssha/?sphrase_id=98721820 (дата обращения: 18.05.2023).
10. Зиновьева Е.С., Мищишина Е.Е. Формирование универсальной терминологии в сфере МИБ: политические аспекты. Российский совет по международным делам. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/formirovanieuniversalnoy-terminologii-v-sfere-mib-politicheskie-aspekty (дата обращения: 16.05.2023).
11. Игнатов А.А. Цифровая экономика в БРИКС: Перспективы международного сотрудничества // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. №1. С. 31-62. https://doi.org/10.17323/1996-7845- 2020-01-02
12. Игнатов А.А. Управление Интернетом в повестке БРИКС // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 2. С. 86-109.
13. Карпова Д.Н. Киберпреступность: глобальная проблема и её решение // Власть. 2014. №8. С. 46-50.
14. Карцхия А.А. Кибербезопасность и интеллектуальная собственность. Ч. 1 // Вопросы кибербезопасности. 2014. №1 (2). С. 61-66.
15. Кадулин В.Е., Клочкова Е.Н. Соотношение понятий «информационная безопасность» и «кибербезопасность» в современном правовом поле // Вопросы кибербезопасности. 2017. №2 (20). С. 7-10.
16. Киберпространство БРИКС: правовое измерение / Под ред. Т.Я. Хабриева, Д. Руйпин. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2017. 336 с.
17. Кузнецов Д.А. Сетевая текстура мировой политики: трансрегионализм БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. №11. С. 124-131.
18. Куприянов А.В. Индия в эпоху кибервойн. Российский совет по международным делам. 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indiya-v-epokhu-kibervoyn (дата обращения: 04.08.2022).
19. Крутских А.В. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности // Международные процессы. 2007. Т. 5. №1(13). С. 28-37.
20. Крутских А.В. Международная информационная безопасность: в поисках консолидированных подходов // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22. №2. С. 342-351.
21. Крутских А.В., Стрельцов А.А. Международное право и проблема обеспечения международной информационной безопасности // Международная жизнь. 2014. № 11. С. 20- 34.
22. Ларионова М.В., Игнатов А.А., Попова И.М., Сахаров А.Г., Шелепов А.В. Десять лет БРИКС: что дальше? М.: Дело; РАНХиГС, 2020. 73 с.
23. Лебедева М.М., Кузнецов Д.А. Трансрегионализм - новый феномен мировой политики // Полис. Политические исследования. 2019. №5. С. 71-84.
24. Лесаж Д. Текущая программа действий «Группы двадцати» в сфере налогообложения: исполнение обязательств, отчётность и легитимность // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. №4. С. 40-54.
25. Малюк А.А., Полянская О.Ю. Зарубежный опыт формирования в обществе культуры информационной безопасности // Безопасность информационных технологий. 2016. Т. 23. №4. С. 25-37.
26. Массель Л.В., Воропай Н.И., Сендеров С.М., Массель А.Г. Киберопасность как одна из стратегических угроз энергетической безопасности России // Вопросы кибербезопасности. 2016. №4 (17). С. 1-10.
27. Михалевич Е.А. Российско-китайское взаимодействие по обеспечению безопасности в киберпространстве в рамках БРИКС // Свободная мысль. 2017. №6 (1684). С. 155-160.
28. Панова В.В. Проблемы безопасности и перспективы саммита БРИКС в Уфе // Вестник международных организаций. 2015. Т. 10. № 2. С. 119-139.
29. Перминов В.А. Сектор информационно-коммуникационных технологий Бразилии: история, современное положение и тенденции развития // Экономические отношения. 2019. Т. 9. №3. C. 1519- 1532.
30. Ромашкина Н.П. Проблема международной информационной безопасности в ООН // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. №12. С. 25-32.
31. Ромашкина Н.П., Задремайлова В.Г. Эволюция политики КНР в области информационной безопасности // Путь к миру и безопасности. 2020. №1 (58) С. 122-138. https://doi.org/10.20542/2307-1494- 2020-1-122-138
32. Стадник И.Т., Цветкова Н.А. Место и роль стран Латинской Америки в системе международной и региональной кибербезопасности // Латинская Америка. 2021. №4. С. 69- 84.
33. Хегатуров А. Кибермощь Ирана. Российский совет по международным делам. 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/activity/digest/longreads/kibermoshch-irana (дата обращения: 19.12.2023).
34. Чихачёв А.Ю. Российско-французские отношения при президенте Эмманюэле Макроне: достижения и противоречия // Вестник СПбГУ. Международные отношения. 2022. Т. 15. С. 86-104.
35. Abdenur A. Can BRICS Cooperate in International Security? // Вестник международных организаций. 2017. Т.12. № 3. С. 73-95.
36. CyberBRICS: Cybersecurity Regulations in the BRICS Countries / ed. by L. Belli. Springer Nature, 2021. 280 р.
37. Fick N., Miscik J. Confronting Reality in Cyberspace: Foreign Policy for a Fragmented Internet. Council on Foreign Relations. 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfr.org/task-forcereport/confronting-reality-in-cyberspace (дата обращения: 16.05.2023).
38. Global Governance Program. Compliance Coding Manual for International Institutional Commitments. 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.g7.utoronto.ca/compliance/Compliance_Coding_Manual_2020.pdf (дата обращения: 11.09.2022).
39. Hurel L.M., Lobato L.C. Cyber security in Brazil: keeping silos or building bridges? // Routledge Companion to Global Cyber-security Strategy / ed. by S. N. Romaniuk, M. Manjikian. London: Routledge, 2020. 656 p.
40. Krasner S. Regimes and the limits of realism: Regimes as autonomous variables // International Organization. 1982. Vol. 36. No. 2. P. 497-510.
41. Kirton J., Wang, A.X. China’s Complex Leadership in G20 and Global Governance: From Hangzhou 2016 to Kunming 2021 // Chinese Political Science Review. 2022. https://doi.org/10.1007/s41111-022-00213-9
42. Nye J.S. The Regime Complex for Managing Global Cyber Activities. Global Commission on Internet Governance. 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cigionline.org/sites/default/files/gcig_paper_no1.pdf (дата обращения: 11.09.2022).
43. Orji U.J. The African Union Convention on Cybersecurity: A Regional Response Towards Cyber Stability? // Masaryk University Journal of Law and Technology. 2018. Vol. 12. No. 2. P. 91-130. https://doi.org/10.5817/MUJLT2018-2-1
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выдвинутый в 2015 г. проект Большого Евразийского партнёрства стал одной из ключевых российских инициатив по построению широкого, охватывающего значительную часть континента, регионализма. Начало специальной военной операции на Украине и углубление российскозападной конфронтации породили значительные структурные изменения в мировой и региональной системах. Серьёзные коррективы они вносят и во внешнюю политику России, её объективные возможности и субъективное восприятие её инициатив. Цель настоящего исследования – определение перспектив концепции Большой Евразии в свете меняющихся международных реалий 2015–2022 годов. В его рамках был проведён обзор условий, в которых евразийский регионализм развивался в рассматриваемый период; прослежено развитие концепции Большой Евразии в российском официальном и экспертном дискурсе, показано, как происходило идейное наполнение выдвинутой инициативы, то, как кристаллизовалась изначально широко трактуемая концепция; рассмотрены достижения в реализации концепции, среди которых наиболее выделяется дискурсивная экспансия на различных международных площадках (среди них не только продвигаемый Россией ЕАЭС, но и саммиты ШОС, и Россия–АСЕАН); рассмотрены наиболее острые проблемы, с которыми концепция столкнулась в связи с усилением конфронтации с западными странами, а также произошедшую в этих условиях эволюцию концепции Большой Евразии и подхода внешнеполитического руководства Российской Федерации к её продвижению. Для выполнения целей данного исследования авторы опирались на анализ высказываний публичных лиц России и других государств на международных мероприятиях и в публицистике, аналитических статей в научных журналах и прессе, официальных документов международных организаций. Основной вывод исследования состоит в констатации неоднозначности положения, в котором оказалась концепция Большой Евразии в условиях усиливающейся геополитической конфронтации и относительно скромных результатов её реализации в прошедшие годы. Вместе с тем авторы полагают, что к настоящему моменту ключевым достижением концепции Большой Евразии стала её дискурсивная экспансия и её международное признание на разных уровнях. Это может служить хорошей политической основой для её дальнейшего воплощения в условиях наблюдаемых структурных изменений.
Исследование посвящено проблематике артикуляции международных угроз и вмешательства в международные кризисы. Оставляя за скобками традиционные подходы к исследованию конструирования угроз, как-то: секьюритизация, стратегические нарративы или конструирование идентичности по Дэвиду Кемпбеллу, автор обращается к теории дискурсивной гегемонии Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф. В постструктуралистском прочтении концепта «гегемония» Лакло и Муфф анализируют, как политические классы формулируют дискурс, легитимирующий политическую власть. В центре внимания данного исследования - артикуляционные практики западного истеблишмента (политического и дипломатического) с целью сформировать гегемонию и тем самым оправдать военно-политическое вмешательство в сирийский и ливийский конфликты. Развивая имеющиеся подходы к интерпретации дискурсивной гегемонии, автор вводит понятие «разделённый Другой». В интерпретации автора «разделённый Другой» выступает формой дискурсивной гегемонии политического субъекта с целью легитимации военного вмешательства. «Разделённый Другой» представляет собой сцену насилия, в которой Другой-Диктатор осуществляет насилие над Другим-Гражданином. Объект исследования - дискуссии политиков и дипломатов в стенах Совета Безопасности ООН и пресс-центра НАТО на фоне развивающихся конфликтов в Сирии и Ливии. Исследование показывает, что накануне вмешательства НАТО в Ливийскую гражданскую войну (2011) западные дипломаты успешно артикулировали «разделённого Другого», тогда как в ходе обширных дискуссий в стенах Совета Безопасности ООН западным дипломатам не удалось артикулировать гегемонию.
В статье рассматриваются особенности трансформации подхода малых открытых экономик к процессу расширения Европейского Союза. Этот вопрос представляет значительный научный интерес в контексте дискуссий середины 2020-х годов о потенциальном включении новых государств в состав ЕС и внутренних разногласиях в интеграционном объединении по данному поводу. В качестве объекта исследования выбраны Нидерланды как модельное государство, сыгравшее одну из ключевых ролей в развитии интеграционных процессов в Европе. Цель исследования – выявить логику эволюции подхода Нидерландов к разным волнам расширения ЕС. Для достижения этой цели на основе синтеза аналитических категорий малого государства и малой открытой экономики детально рассматриваются факторы, повлиявшие на позицию данных типов игроков в отношении каждого из расширений ЕС. Отдельное внимание уделено особенностям восточного расширения, обострившего хронические дисбалансы объединения и заложившего основу его структурных кризисов. В рамках исследования сделан вывод о когерентности подхода Нидерландов к процессу расширения ЕС. Малые открытые экономики поддерживают включение более развитых государств в состав объединения, что отвечает интересам торговых наций и способствует реализации стратегии коалиционности в европейской политике. При этом они занимают жёсткую позицию в отношении расширения на страны с неустойчивыми экономиками и нестабильными политическими институтами. Для голландского подхода к данному процессу характерны три модели: первая применима к развитым государствам Европы (Нидерланды поддержали расширения до 1995 года), вторая – к странам, добившимся определённой устойчивости экономики (Гаага выразила опасения в отношении включения в ЕС большого количества государств ЦВЕ с переходной экономикой), третья – к потенциальным кандидатам на вступление (Нидерланды отрицают возможность включения ряда Балканских государств и Украины в состав ЕС в ближайшей перспективе). Таким образом, структурные кризисы в Европе, обострившиеся в результате восточного расширения, определили ужесточение позиции малых открытых экономик в отношении включения новых государств в состав ЕС.
В статье рассматривается ситуация в сфере задолженности нефинансового сектора стран Азии, по основным показателям которого она занимает ведущее место среди развивающихся регионов мира. Автор ставит целью доказать возможность усиления неустойчивости в развитии этого сектора при дальнейшем росте задолженности. В работе определяется место этой части света в структуре глобального долга, степень её внешней и внутренней долговой зависимости; проводится сравнительный анализ по регионам и странам; даётся соотношение различных групп долга и оцениваются перспективы его пролонгации. Среди основных видов риска, вызванных образованием долговых обязательств нефинансового сектора, выделяются корпоративный долг и долг домохозяйств. Подчёркивается, что период снижения экономического роста и, соответственно, падения доходов ослабляет устойчивость азиатских компаний к финансовым потрясениям. Выделяется начавшийся приблизительно с 2022 г. постпандемийный этап как наиболее сложный для экономики стран Азии, поскольку усиливается уязвимость предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, вызванная снижением объёмов поддержки правительственных программ в результате дефицитного финансирования и неспособностью обеспечить гарантии по долгам, значительная часть которых приходится на внешнюю задолженность. Высокие темпы роста задолженности домашних хозяйств как по ипотечным, так и по потребительским кредитам, превышающие темпы роста ВВП, также усиливают неопределённость экономического прогноза. Выход из рецессии, сопровождавшей пандемию коронавируса, значительно затягивается, что создаёт новые, более сложные условия для деятельности государств и компаний. Хотя основные индикаторы указывают на оживление экономической деятельности, оно будет носить неравномерный характер и углублять неравенство по отдельным странам Азии. Рецессия 2019– 2022 годов фрагментировала региональную экономику вследствие торговых, инвестиционных и финансовых ограничений и различных подходов в экономической политике, реализуемых каждой страной, что потребует значительных усилий для восстановления, а затем и выхода на новый этап финансовой интеграции региона.
Статья посвящена сравнительному анализу подходов США, ЕС и КНР к политике содействия международному развитию (СМР) с учётом тенденций, проявившихся в начале 2020-х годов. Выявлены общие и особенные черты в деятельности каждого из субъектов, раскрыты ключевые факторы, определяющие трансформацию подходов в условиях геополитического соперничества. К общим характеристикам относятся стремление к комплексному воздействию, увязке экономических проектов с культурно-гуманитарным влиянием и безопасностью. В действиях западных игроков сохраняется ориентация на переформатирование общественно-политических структур целевых стран. Отчётливо проявляются тенденции секьюритизации, которые в случае Вашингтона демонстрируют признаки «вепонизации» СМР – размывания грани между военной помощью, военно-политическим целеполаганием и традиционным содействием развитию. Политика в сфере СМР испытывает растущее давление краткосрочных приоритетов усиливающегося геополитического соперничества. Китай, в отличие от западных стран, избегает навязывания своей модели развития и секьюритизации СМР. Пекин выдвигает новые глобальные инициативы, стремясь позиционировать их как альтернативу политике Соединённых Штатов в сфере СМР. Место «мягкой силы» в мире междержавного соперничества постепенно занимают более сложные и комбинированные формы внешнеполитического влияния, сочетающие в себе культурно-гуманитарные, дипломатические, геоэкономические и силовые инструменты, важнейшим невоенным ресурсом для которых остаются программы в сфере СМР. Растущее значение приобретают новые пространства соперничества, связанные с индустриально-технологической гонкой, в том числе в области энергетики, климата и цепочек поставок, влияющие на политику СМР. Возрастает роль культурно-гуманитарных инструментов влияния в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий воздействия на человека, расширением числа негосударственных участников международных отношений и ростом активности Китая на арене гуманитарного сотрудничества и борьбы, в рамках которой бросается вызов доминированию Запада в данной сфере.
Кибернетическая модель управления, предложенная Норбертом Винером, хорошо описана для национального уровня. Она предполагает постоянный мониторинг значимых показателей для обеспечения успешной обратной связи в отношении предпринимаемых управленческих действий и постоянную адаптацию поведения с опорой на собираемую информацию. Несмотря на то что изначально она разрабатывалась для решения технических задач, её положения оказались переносимы на социальную реальность. Тем не менее для анализа транснациональных и глобальных процессов модель практически не использовалась, невзирая на сложившиеся для этого условия. Сама практика глобального управления стала напоминать классические кибернетические задачи, как, например, удержание средней температуры по планете в пределах роста до 1,5°C относительно доиндустриального периода. Фактически речь идёт о создании системы климат-контроля в планетарных масштабах. Решение такой задачи требует не только изменения моделей социального поведения и экономического потребления на индивидуальном уровне, но и учёта механизмов климатической и геологической эволюции планеты. В статье прослеживается генеалогия кибернетической модели управления от её первого описания в работах Н. Винера до современных работ в политических науках, выделаются основные концепты и ограничения данной модели. С помощью Копенгагенской школы изучения безопасности, в частности с помощью концепта «макросекьюритизации», обосновывается выбор изменения климата в качестве показательного случая для оценки применимости кибернетической модели глобального управления. Анализ практики реализации глобального управления в сфере изменения климата соответствует основным характеристикам кибернетической модели и может быть представлена как её практическая реализация. При этом распространение этой модели на другие сферы глобального управления проблематично, так как требует высокого уровня макросекьюритизации регулируемого вопроса при выделении одного-двух относительно легкоизмеримых показателей.
Изучение посредничества при урегулировании вооружённых конфликтов остаётся перспективным направлением исследований международных отношений. Тем не менее до сих пор не установлено, действительно ли доминирование в военной силе государства-посредника может влиять на прекращение боевых действий и имплементацию итоговых мирных соглашений. Мы предположили, что превосходство посредника в военной мощи (или отсутствие такового) можно охарактеризовать в терминах асимметрии и паритета. Для оценки соответствующих характеристик военной силы мы предлагаем воспользоваться обобщённым показателем военной асимметрии, созданным посредством проведения простого сравнительного анализа. В рамках представленной в статье методики различные метрики военной мощи сторон конфликта и посредников попарно сравнивались между собой по критерию пороговых значений (квартилей), констатирующих наличие асимметрии военной мощи или её отсутствие (паритет военной мощи). Затем для агрегирования бинарных оценок в единый показатель также использовались различные пороги достаточной асимметрии от 20 до 50%. В результате проведённого исследования, с помощью оценки серии регрессионных моделей, удалось установить, что совокупное превосходство государства посредника в военной силе над враждующими сторонами конфликта статистически значимо способствует как непосредственно прекращению боевых действий, так и успешному установлению мира в долгосрочной перспективе. Контрольные переменные в виде особенностей мирного соглашения также оказывают влияние на положительный исход мирного процесса. Ключевые среди них – повышение транспарентности процедур принятия политических решений и вовлечение различных социальных групп во властные процессы на различных уровнях. Результаты настоящего исследования демонстрируют взаимосвязанность военной силы и успешного посредничества, а также указывают на взаимодополняемость военной и переговорной составляющих в контексте медиации, осуществляемой государством. Таким образом, настоящее исследование предлагает трансформировать представление о посредничестве, доминирующее в настоящее время в теории международных отношений.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/