Военная сила государства-посредника и урегулирование вооружённых конфликтов (2024)
Изучение посредничества при урегулировании вооружённых конфликтов остаётся перспективным направлением исследований международных отношений. Тем не менее до сих пор не установлено, действительно ли доминирование в военной силе государства-посредника может влиять на прекращение боевых действий и имплементацию итоговых мирных соглашений. Мы предположили, что превосходство посредника в военной мощи (или отсутствие такового) можно охарактеризовать в терминах асимметрии и паритета. Для оценки соответствующих характеристик военной силы мы предлагаем воспользоваться обобщённым показателем военной асимметрии, созданным посредством проведения простого сравнительного анализа. В рамках представленной в статье методики различные метрики военной мощи сторон конфликта и посредников попарно сравнивались между собой по критерию пороговых значений (квартилей), констатирующих наличие асимметрии военной мощи или её отсутствие (паритет военной мощи). Затем для агрегирования бинарных оценок в единый показатель также использовались различные пороги достаточной асимметрии от 20 до 50%. В результате проведённого исследования, с помощью оценки серии регрессионных моделей, удалось установить, что совокупное превосходство государства посредника в военной силе над враждующими сторонами конфликта статистически значимо способствует как непосредственно прекращению боевых действий, так и успешному установлению мира в долгосрочной перспективе. Контрольные переменные в виде особенностей мирного соглашения также оказывают влияние на положительный исход мирного процесса. Ключевые среди них – повышение транспарентности процедур принятия политических решений и вовлечение различных социальных групп во властные процессы на различных уровнях. Результаты настоящего исследования демонстрируют взаимосвязанность военной силы и успешного посредничества, а также указывают на взаимодополняемость военной и переговорной составляющих в контексте медиации, осуществляемой государством. Таким образом, настоящее исследование предлагает трансформировать представление о посредничестве, доминирующее в настоящее время в теории международных отношений.
Идентификаторы и классификаторы
Окончание «холодной войны» не стало гарантией всеобщего урегулирования локальных вооружённых конфликтов. В 1990-х годах было зафиксировано 286 вооружённых конфликтов, а в 2000-х их число возросло до 3111 . На этом фоне в начале XXI столетия стали появляться публикации, в которых потенциально наиболее эффективным способом урегулирования вооружённых конфликтов стало обозначаться международное посредничество [Bercovitch, Jackson 2001; Bercovitch, DeRouen 2005]. Более того, исследователи стали предполагать, что государства, в отличие от институциональных субъектов (региональных и международных организаций, альянсов), могут более гибко подходить к исполнению этой функции и потому быть более результативными. Гибкий подход к посредничеству может выражаться в первую очередь в установлении посредником интересов и целей сторон конфликта, а также в определении его первопричин [Bercovitch, Jackson 2001]. Вместе с тем предыдущие исследования подчёркивали, что гарантия эффективного посредничества – совокупная мощь государства-посредника, преимущественно опирающаяся на экономический потенциал
[Sahadevan 2006].
Список литературы
1. Бартенев В.И. Внутриполитические детерминанты использования инструментов внешней помощи: модель для сборки // Полис. Политические исследования. 2014. №5. С. 153-166. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.05.11
2. Бекмурзаев Б.А. Миротворческая деятельность России в урегулировании вооружённых конфликтов в СНГ // Московский журнал международного права. 2021. №4. С. 16-27. https://doi.org/10.24833/0869-0049-1994-4-16-27
3. Большаков А.Г. Этнические вооружённые конфликты в посткоммунистических странах: основные тенденции развития и возможности урегулирования (региональный аспект) // Учёные записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. №7. С. 109-123.
4. Горюнова А.О. повышении эффективности деятельности отечественного ОПК в период 2010-2020 // Власть. 2022. Т. 30. №4. С. 137-141. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i4.9139
5. Дундич А.С. Таджикистан: мир без процветания // Международные процессы. 2010. Т. 8. №3. С. 143-154.
6. Жуков Г. П., Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Воениздат, 1987. 440 с.
7. Золотарёв В.А., Трунов Ф.О. Особенности урегулирования вооружённых конфликтов в современном мире // Актуальные проблемы Европы. 2018. №4. С. 17-38.
8. Кукушкин П.В., Поликанов Д.В. Кризис в районе Великих Озер: Руанда, Бурунди, Заир. М.: Институт Африки РАН, 1997. 212 с.
9. Курылёв К.П., Дегтерёв Д.А., Смолик Н.Г., Станис Д.В. Количественный анализ феномена геополитического плюрализма постсоветского пространства // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. №1. С. 134-156. https://doi.org/10.17323/1996-7845- 2018-01-08
10. Лисенков К.А., Полякова Т.В., Сидоров А.С. Оценка соотношения сил участников регионального конфликта (на примере ситуации в Чаде) // Региональные и локальные конфликты: Генезис, урегулирование, прогнозирование / Под ред. А. В. Торкунова. М.: МГИМО МИД СССР, 1988. С. 42-58.
11. Попова А.С. Применение медиативных технологий при урегулировании военных конфликтов // Вестник Самарского юридического института. 2015. №1(15). С. 133-139.
12. Попова О.В. «Измерительный инструмент» в сравнительной политологии: к вопросу о нерешённых проблемах // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. №1. С. 271-291.
13. Сидоров А.С. Франция в Сахеле: текущие проблемы и возможное развитие военного конфликта // Актуальные проблемы Европы. 2018. №4. С. 116-137.
14. Степанова Е.А. Асимметричный конфликт как силовая, статусная, идеологическая и структурная асимметрия // Военная мысль. 2010. №5. С. 47-54.
15. Степанова Е.А. Вооружённые конфликты начала XXI века: типология и направления трансформации // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. №6. С. 24-39. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-6-24-39
16. Трунов Ф.О. Особенности участия Германии в урегулировании вооружённых конфликтов в Мали и Сомали // Актуальные проблемы Европы. 2018. №4. С. 160-183.
17. Aduda L., Bussmann M. Mediation and the Dynamics of Civilian Victimization in Intrastate Conflicts in Africa // Civil wars. 2020. Vol. 22. No. 1. P. 64-86. https://doi.org/10.1080/13698249.2020.170 3078
18. Beardsley K. Intervention without leverage: Explaining the prevalence of weak mediators // International Interactions. 2009. Vol. 35. No. 3. P. 272-297. https://doi.org/10.1080/03050620903084547
19. Bercovitch J., DeRouen K. Managing ethnic civil wars: Assessing the determinants of successful mediation // Civil Wars. 2005. Vol. 7. No. 1. P. 98-116. https://doi.org/10.1080/13698280500074453
20. Bercovitch J., Diehl P. F., Goertz G. The management and termination of protracted interstate conflicts: Conceptual and empirical considerations // Millennium. 1997. Vol. 26. No. 3. P. 751-769. https://doi.org/10.1177/03058298970260030201
21. Bercovitch J., Jackson R. Negotiation or mediation? An exploration of factors affecting the choice of conflict management in international conflict // Negotiation Journal. 2001. Vol. 17. No. 1. P. 59-77. https://doi.org/10.1111/j.1571-9979.2001.tb00227.x
22. Bercovitch J., Langley J. The nature of the dispute and the effectiveness of international mediation // Journal of Conflict Resolution. 1993. Vol. 37. No. 4. P. 670-691. https://doi.org/10.1177/0022002793037004005
23. Carnevale P.J., Pruitt D.G. Negotiation and mediation // Annual review of psychology. 1992. Vol. 43. No. 1. P. 531-582.
24. Chodosh H.E. Local Mediation in Advance of Armed Conflict // Ohio St. J. on Disp. Resol. 2003. Vol. 19. No. 1. P. 213-226.
25. Crocker C.A., Hampson F.O., Aall P. A crowded stage: Liabilities and benefits of multiparty mediation // International Studies Perspectives. 2001. Vol. 2. No. 1. P. 51-67. https://doi.org/10.1111/1528-3577.00037
26. Crocker C.A., Hampson F.O., Aall P.R. Herding cats: Multiparty mediation in a complex world. Washington, DC: US Institute of Peace Press, 1999. 768 p.
27. Crocker C.A., Hampson F.O., Aall P.R. Taming intractable conflicts: Mediation in the hardest cases. Washington, DC: US Institute of Peace Press, 2004. 240 p.
28. Cunningham D.E., Gleditsch K.S., Salehyan I. Non-state actors in civil wars: A new dataset // Conflict management and peace science. 2013. Vol. 30. No. 5. P. 516-531.
29. Druckman D. Turning points in international negotiation: A comparative analysis // Journal of Conflict Resolution. 2001. Vol. 45. No. 4. P. 519-544. https://doi.org/10.1177/0022002701045004006
30. Fearon J.D. Rationalist explanations for war // International organization. 1995. Vol. 49. No. 3. P. 379- 414. https://doi.org/10.1017/S0020818300033324
31. Fearon J.D. Fighting rather than Bargaining // Annual Meetings of the American Political Science Association. 2007. Vol. 4. P. 1-46.
32. Fortna V.P. Scraps of paper? Agreements and the durability of peace // International Organization. 2003. Vol. 57. No. 2. P. 337-372. https://doi.org/10.1017/S0020818303572046
33. Fortna V.P. Does peacekeeping keep peace? International intervention and the duration of peace after civil war // International studies quarterly. 2004. Vol. 48. No. 2. P. 269-292. https://doi.org/10.1111/j.0020-8833.2004.00301.x
34. a V.P. Peace time: Cease-fire agreements and the durability of peace. Princeton: Princeton University Press, 2018. 264 p.
35. Gartner S.S. Signs of trouble: Regional organization mediation and civil war agreement durability // The Journal of Politics. 2011. Vol. 73. No. 2. P. 380-390. https://doi.org/10.1017/S0022381611000090
36. Gartner S.S. Third-party mediation of interstate conflicts: actors, strategies, selection, and bias // Arbitration law review. 2014. Vol. 6. No. 1. P. 269-294.
37. Geiss R. Asymmetric conflict structures // International Review of the Red Cross. 2006. Vol. 88. No. 864. P. 757-777. https://doi.org/10.1080/13698249.2013.817854
38. Greig J.M., Diehl O.F. The peacekeeping-peacemaking dilemma // International Studies Quarterly. 2005. Vol. 49. No. 4. P. 621-645. https://doi.org/10.1111/j.1468-2478.2005.00381.x
39. Greig J.M., Rost N. Mediation and Peacekeeping in Civil Wars // Civil Wars. 2013. Vol. 15. No. 2. P. 192-218. https://doi.org/10.1080/13698249.2013.817854
40. Gross M.L. Asymmetric war, symmetrical intentions: Killing civilians in modern armed conflict // Global Crime. 2009. Vol. 10. No. 4. P. 320-336. https://doi.org/10.1080/17440570903248262
41. Horowitz M.C. The Diffusion of Military Power: Causes and Consequences for International Politics. Princeton: Princeton University Press, 2011. 264 p.
42. Jenne E.K. Mediating Conflict from the Inside Out // International Studies Review. 2010. Vol. 12. No. 4. P. 590-596. https://doi.org/10.1111/j.1468-2486.2010.00963.x
43. Jones D.L. Mediation, conflict resolution and critical theory // Review of International Studies. 2000. Vol. 26. No. 4. P. 647-662. https://doi.org/10.1017/S0260210500006471
44. Kastner P. Legal normativity in the resolution of internal armed conflict. Cambridge University Press, 2015.
45. Keels E., Greig J.M. Reputation and the occurrence and success of mediation in civil wars // Journal of peace research. 2019. Vol. 56. No. 3. P. 410-424. https://doi.org/10.1177/0022343318811430
46. Knorr K. The determinants of military power // Power, Economics, And Security / ed. by K.
47. Knorr. New York; London: Routledge, 2019. P. 69-133. https://doi.org/10.4324/9780429302831
48. Knorr K. The International Purposes of Military Power // Theories of Peace and Security / ed. by J. Garnett. London: Palgrave Macmillan, 1970. P. 50-63.
49. Kreß C. Some reflections on the international legal framework governing transnational armed conflicts // Journal of Conflict & Security Law. 2010. Vol. 15. No. 2. P. 245-274. https://doi.org/10.1093/jcsl/krq009
50. Kressel K., Pruitt D.C., Pruitt D.G. Mediation research: The process and effectiveness of third-party intervention. Hoboken, NJ: Jossey-Bass, 1989. 457 p.
51. Lanz D. Who gets a seat at the table? A framework for understanding the dynamics of inclusion and exclusion in peace negotiations // International Negotiation. 2011. Vol. 16. No. 2. P. 275-295. https://doi.org/10.1163/138234011X573048
52. Lee S.M., Greig J.M. The conditional effectiveness of directive mediation // International Interactions. 2019. Vol. 45. No. 5. P. 838-864. https://doi.org/10.1080/03050629.2019.1614923
53. Lundgren M., Svensson I. The surprising decline of international mediation in armed conflicts // Research & Politics. 2020. Vol. 7. No. 2. https://doi.org/10.1177/2053168020917243
54. McKibben H.E., Skoll A. Please help us (or don’t): External interventions and negotiated settlements in civil conflicts // Journal of Conflict Resolution. 2021. Vol. 65. No. 2-3. P. 480-505. https://doi.org/10.1177/0022002720950417
55. McMahon S.F., Miller C. Simulating the Camp David negotiations: A problem-solving tool in critical pedagogy // Simulation & Gaming. 2012. Vol. 44. No. 1. P. 134-150. https://doi.org/10.1177/1046878112456252
56. Mediation in international relations: Multiple approaches to conflict management / ed. by. J. Bercovitch, J. Rubin. London: Palgrave Macmillan, 1994. 283 p. https://doi.org/10.1057/9780230375864
57. Menninga E.J. Complementary mediation: Exploring mediator composition in civil wars // International Interactions. 2020. Vol. 46. No. 6. P. 893-921. https://doi.org/10.1080/03050629.2020.1814759
58. Mullenbach M.J. Deciding to keep peace: An analysis of international influences on the establishment of third-party peacekeeping missions // International Studies Quarterly. 2005. Vol. 49. No. 3. P. 529- 555. https://doi.org/10.1111/j.1468-2478.2005.00376.x
59. Palmiano F.J. We do negotiate with terrorists: Navigating liberal and illiberal norms in peace mediation // Critical Studies on Terrorism. 2019. Vol. 12. No. 1. P. 19-39. https://doi.org/10.1080/17539153. 2018.1472727
60. Paulus A., Vashakmadze M. Asymmetrical war and the notion of armed conflict - a tentative conceptualization // International Review of the Red Cross. 2009. Vol. 91. No. 873. P. 95-125.
61. Powell R. Bargaining theory and international conflict // Annual Review of Political Science. 2002. Vol. 5. No. 1. P. 1-30. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.5.092601.141138
62. Quandt W.B. Camp David: peacemaking and politics. Washington, DC: Brookings Institution Press, 2016. 538 p.
63. Reid L. Finding a peace that lasts: Mediator leverage and the durable resolution of civil wars // Journal of Conflict Resolution. 2017. Vol. 61. No. 7. P. 1401-1431. https://doi.org/10.1177/0022002715611231
64. Reiter D. Exploring the bargaining model of war // Perspectives on Politics. 2003. Vol. 1. No. 1. P. 27-43. https://doi.org/10.1017/S1537592703000033
65. Resolving international conflicts: The theory and practice of mediation / ed. by J. Bercovitch. Boulder, Colorado: Lynne Rienner Publishers, 1996. P. 63-85.
66. Rost N., Greig J.M. Taking matters into their own hands: An analysis of the determinants of state-conducted peacekeeping in civil wars // Journal of Peace Research. 2011. Vol. 48. No. 2. P. 171-184. https://doi.org/10.1177/0022343310396110
67. Ruhe C. Anticipating mediated talks: Predicting the timing of mediation with disaggregated conflict dynamics // Journal of Peace Research. 2015. Vol. 52. No. 2. P. 243-257. https://doi.org/10.1177/ 0022343314558101
68. Sahadevan P. Negotiating peace in ethnic wars // International Studies. 2006. Vol. 43. No. 3. P. 239- 266. https://doi.org/10.1177/002088170604300301
69. Savun B. Information, bias, and mediation success // International studies quarterly. 2008. Vol. 52. No. 1. P. 25-47. https://doi.org/10.1111/j.1468-2478.2007.00490.x
70. Savun B. Mediator types and the effectiveness of information provision strategies in the resolution of international conflict // International Conflict Mediation / ed. by J. Bercovitch, S. S. Gartner. London: Routledge, 2008. P. 114-132. https://doi.org/10.4324/9780203885130
71. Sullivan P.L., Blanken L.J., Rice I.C. Arming the peace: Foreign security assistance and human rights conditions in post-conflict countries // Defence and Peace Economics. 2020. Vol. 31. No. 2. P. 177- 200. https://doi.org/10.1080/10242694.2018.1558388
72. Simons G. Russia as a powerful broker in Syria: hard and soft aspects // KnE Social Sciences. 2021. Vol. 5. No. 2. P. 418-432. https://doi.org/10.18502/kss.v5i2.8385
73. Singer J.D., Bremer S., Stuckey J. Capability Distribution, Uncertainty, and Major Power War, 1820- 1965 // Peace, War, and Numbers / ed. by B. Russett. Beverly Hills: Sage, 1972. P. 19-48.
74. Svensson I. Bargaining, bias and peace brokers: How rebels commit to peace // Journal of Peace Research. 2007. Vol. 44. No. 2. P. 177-194. https://doi.org/10.1177/0022343307075121
75. Svensson I. Who brings which peace? Neutral versus biased mediation and institutional peace arrangements in civil wars // Journal of conflict resolution. 2009. Vol. 53. No. 3. P. 446-469. https://doi.org/10.1177/0022002709332207
76. Wallensteen P., Svensson I. Talking peace: International mediation in armed conflicts //Journal of peace research. 2014. Т. 51. №. 2. С. 315-327.
77. Walter B.F. Committing to peace: The successful settlement of civil wars. Princeton: Princeton University Press, 2002. 150 p.
78. Wennmann A. Getting Armed Groups to the Table: peace processes, the political economy of conflict and the mediated state // Third World Quarterly. 2009. Vol. 30. No. 6. P. 1123-1138. https://doi.org/10.1080/01436590903037416
79. Yang Q.C. et al. The shocks of armed conflicts to renewable energy finance: Empirical evidence from cross-country data //Energy Economics. 2022. Vol. 112. P. 106-109.
80. Zartman I.W., Touval S. International mediation: Conflict resolution and power politics // Journal of social issues. 1985. Vol. 41. No. 2. P. 27-45.
81. Zartman I.W. Prenegotiation: phases and functions // International Journal. 1989. Vol. 44. No. 2. P. 237-253. https://doi.org/10.1177/002070208904400202
82. Zartman I.W. The timing of peace initiatives: Hurting stalemates and ripe moments 1 // Global Review of Ethnopolitics. 2001. Vol. 1. No. 1. P. 8-18. https://doi.org/10.1080/14718800108405087
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выдвинутый в 2015 г. проект Большого Евразийского партнёрства стал одной из ключевых российских инициатив по построению широкого, охватывающего значительную часть континента, регионализма. Начало специальной военной операции на Украине и углубление российскозападной конфронтации породили значительные структурные изменения в мировой и региональной системах. Серьёзные коррективы они вносят и во внешнюю политику России, её объективные возможности и субъективное восприятие её инициатив. Цель настоящего исследования – определение перспектив концепции Большой Евразии в свете меняющихся международных реалий 2015–2022 годов. В его рамках был проведён обзор условий, в которых евразийский регионализм развивался в рассматриваемый период; прослежено развитие концепции Большой Евразии в российском официальном и экспертном дискурсе, показано, как происходило идейное наполнение выдвинутой инициативы, то, как кристаллизовалась изначально широко трактуемая концепция; рассмотрены достижения в реализации концепции, среди которых наиболее выделяется дискурсивная экспансия на различных международных площадках (среди них не только продвигаемый Россией ЕАЭС, но и саммиты ШОС, и Россия–АСЕАН); рассмотрены наиболее острые проблемы, с которыми концепция столкнулась в связи с усилением конфронтации с западными странами, а также произошедшую в этих условиях эволюцию концепции Большой Евразии и подхода внешнеполитического руководства Российской Федерации к её продвижению. Для выполнения целей данного исследования авторы опирались на анализ высказываний публичных лиц России и других государств на международных мероприятиях и в публицистике, аналитических статей в научных журналах и прессе, официальных документов международных организаций. Основной вывод исследования состоит в констатации неоднозначности положения, в котором оказалась концепция Большой Евразии в условиях усиливающейся геополитической конфронтации и относительно скромных результатов её реализации в прошедшие годы. Вместе с тем авторы полагают, что к настоящему моменту ключевым достижением концепции Большой Евразии стала её дискурсивная экспансия и её международное признание на разных уровнях. Это может служить хорошей политической основой для её дальнейшего воплощения в условиях наблюдаемых структурных изменений.
Исследование посвящено проблематике артикуляции международных угроз и вмешательства в международные кризисы. Оставляя за скобками традиционные подходы к исследованию конструирования угроз, как-то: секьюритизация, стратегические нарративы или конструирование идентичности по Дэвиду Кемпбеллу, автор обращается к теории дискурсивной гегемонии Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф. В постструктуралистском прочтении концепта «гегемония» Лакло и Муфф анализируют, как политические классы формулируют дискурс, легитимирующий политическую власть. В центре внимания данного исследования - артикуляционные практики западного истеблишмента (политического и дипломатического) с целью сформировать гегемонию и тем самым оправдать военно-политическое вмешательство в сирийский и ливийский конфликты. Развивая имеющиеся подходы к интерпретации дискурсивной гегемонии, автор вводит понятие «разделённый Другой». В интерпретации автора «разделённый Другой» выступает формой дискурсивной гегемонии политического субъекта с целью легитимации военного вмешательства. «Разделённый Другой» представляет собой сцену насилия, в которой Другой-Диктатор осуществляет насилие над Другим-Гражданином. Объект исследования - дискуссии политиков и дипломатов в стенах Совета Безопасности ООН и пресс-центра НАТО на фоне развивающихся конфликтов в Сирии и Ливии. Исследование показывает, что накануне вмешательства НАТО в Ливийскую гражданскую войну (2011) западные дипломаты успешно артикулировали «разделённого Другого», тогда как в ходе обширных дискуссий в стенах Совета Безопасности ООН западным дипломатам не удалось артикулировать гегемонию.
В статье рассматриваются особенности трансформации подхода малых открытых экономик к процессу расширения Европейского Союза. Этот вопрос представляет значительный научный интерес в контексте дискуссий середины 2020-х годов о потенциальном включении новых государств в состав ЕС и внутренних разногласиях в интеграционном объединении по данному поводу. В качестве объекта исследования выбраны Нидерланды как модельное государство, сыгравшее одну из ключевых ролей в развитии интеграционных процессов в Европе. Цель исследования – выявить логику эволюции подхода Нидерландов к разным волнам расширения ЕС. Для достижения этой цели на основе синтеза аналитических категорий малого государства и малой открытой экономики детально рассматриваются факторы, повлиявшие на позицию данных типов игроков в отношении каждого из расширений ЕС. Отдельное внимание уделено особенностям восточного расширения, обострившего хронические дисбалансы объединения и заложившего основу его структурных кризисов. В рамках исследования сделан вывод о когерентности подхода Нидерландов к процессу расширения ЕС. Малые открытые экономики поддерживают включение более развитых государств в состав объединения, что отвечает интересам торговых наций и способствует реализации стратегии коалиционности в европейской политике. При этом они занимают жёсткую позицию в отношении расширения на страны с неустойчивыми экономиками и нестабильными политическими институтами. Для голландского подхода к данному процессу характерны три модели: первая применима к развитым государствам Европы (Нидерланды поддержали расширения до 1995 года), вторая – к странам, добившимся определённой устойчивости экономики (Гаага выразила опасения в отношении включения в ЕС большого количества государств ЦВЕ с переходной экономикой), третья – к потенциальным кандидатам на вступление (Нидерланды отрицают возможность включения ряда Балканских государств и Украины в состав ЕС в ближайшей перспективе). Таким образом, структурные кризисы в Европе, обострившиеся в результате восточного расширения, определили ужесточение позиции малых открытых экономик в отношении включения новых государств в состав ЕС.
Глобальное управление в сфере ИКТ-безопасности представляет собой режимный комплекс, который включает в себя совокупность институтов и режимов, регулирующих проблематику безопасности цифровых сетей и технологий, противодействия преступному использованию информационных технологий, военно-политическим угрозам в цифровом пространстве и др. Сосуществование и конкуренция различных режимов позволяют отдельным странам и негосударственным игрокам манипулировать выбором удобных институтов и создают угрозу эскалации межгосударственных противоречий. Для того чтобы избежать подобного сценария, Россия выступает за формирование консолидированного режима информационной безопасности на глобальном уровне. При этом важная роль отводится региональным и макрорегиональным площадкам, в том числе БРИКС. Настоящая статья ставит задачей оценить влияние БРИКС на эволюцию режимного комплекса в сфере ИКТ-безопасности и формирование универсального режима в данной области. Была исследована повестка БРИКС в области ИКТ-безопасности и определены заявленные обязательства. Для оценки потенциала имплементации достигнутых соглашений были проанализированы документы стратегического планирования стран БРИКС на предмет выявления в них приоритетов в сфере ИКТ-безопасности, которые затем были соотнесены с зафиксированными в официальных документах БРИКС обязательствами и обозначенными перспективными направлениями сотрудничества. Приоритетным направлением сотрудничества БРИКС в сфере ИКТбезопасности является выработка общей внешнеполитической позиции относительно норм и принципов международного режима ИКТ-безопасности и их продвижение на уровне ООН. Важным преимуществом БРИКС на данном направлении является возможность агрегации интересов и позиций развивающихся стран. Однако в настоящее время в условиях нарастающей международной конфликтности формирование универсального режима представляется практически невероятным. В этом контексте взаимодействие на уровне БРИКС фокусируется на более узких проблемных областях. Наибольшим потенциалом институционализации обладает сотрудничество БРИКС в сфере противодействия терроризму и экстремизму в цифровой среде. Вместе с тем заинтересованность стран БРИКС в развитии и институционализации противодействия ИКТ-угрозам неоднородна. Россия, Китай и Индия выступают в роли локомотивов сотрудничества, в то время как Бразилия и ЮАР проявляют в нём меньшую заинтересованность.
В статье рассматривается ситуация в сфере задолженности нефинансового сектора стран Азии, по основным показателям которого она занимает ведущее место среди развивающихся регионов мира. Автор ставит целью доказать возможность усиления неустойчивости в развитии этого сектора при дальнейшем росте задолженности. В работе определяется место этой части света в структуре глобального долга, степень её внешней и внутренней долговой зависимости; проводится сравнительный анализ по регионам и странам; даётся соотношение различных групп долга и оцениваются перспективы его пролонгации. Среди основных видов риска, вызванных образованием долговых обязательств нефинансового сектора, выделяются корпоративный долг и долг домохозяйств. Подчёркивается, что период снижения экономического роста и, соответственно, падения доходов ослабляет устойчивость азиатских компаний к финансовым потрясениям. Выделяется начавшийся приблизительно с 2022 г. постпандемийный этап как наиболее сложный для экономики стран Азии, поскольку усиливается уязвимость предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, вызванная снижением объёмов поддержки правительственных программ в результате дефицитного финансирования и неспособностью обеспечить гарантии по долгам, значительная часть которых приходится на внешнюю задолженность. Высокие темпы роста задолженности домашних хозяйств как по ипотечным, так и по потребительским кредитам, превышающие темпы роста ВВП, также усиливают неопределённость экономического прогноза. Выход из рецессии, сопровождавшей пандемию коронавируса, значительно затягивается, что создаёт новые, более сложные условия для деятельности государств и компаний. Хотя основные индикаторы указывают на оживление экономической деятельности, оно будет носить неравномерный характер и углублять неравенство по отдельным странам Азии. Рецессия 2019– 2022 годов фрагментировала региональную экономику вследствие торговых, инвестиционных и финансовых ограничений и различных подходов в экономической политике, реализуемых каждой страной, что потребует значительных усилий для восстановления, а затем и выхода на новый этап финансовой интеграции региона.
Статья посвящена сравнительному анализу подходов США, ЕС и КНР к политике содействия международному развитию (СМР) с учётом тенденций, проявившихся в начале 2020-х годов. Выявлены общие и особенные черты в деятельности каждого из субъектов, раскрыты ключевые факторы, определяющие трансформацию подходов в условиях геополитического соперничества. К общим характеристикам относятся стремление к комплексному воздействию, увязке экономических проектов с культурно-гуманитарным влиянием и безопасностью. В действиях западных игроков сохраняется ориентация на переформатирование общественно-политических структур целевых стран. Отчётливо проявляются тенденции секьюритизации, которые в случае Вашингтона демонстрируют признаки «вепонизации» СМР – размывания грани между военной помощью, военно-политическим целеполаганием и традиционным содействием развитию. Политика в сфере СМР испытывает растущее давление краткосрочных приоритетов усиливающегося геополитического соперничества. Китай, в отличие от западных стран, избегает навязывания своей модели развития и секьюритизации СМР. Пекин выдвигает новые глобальные инициативы, стремясь позиционировать их как альтернативу политике Соединённых Штатов в сфере СМР. Место «мягкой силы» в мире междержавного соперничества постепенно занимают более сложные и комбинированные формы внешнеполитического влияния, сочетающие в себе культурно-гуманитарные, дипломатические, геоэкономические и силовые инструменты, важнейшим невоенным ресурсом для которых остаются программы в сфере СМР. Растущее значение приобретают новые пространства соперничества, связанные с индустриально-технологической гонкой, в том числе в области энергетики, климата и цепочек поставок, влияющие на политику СМР. Возрастает роль культурно-гуманитарных инструментов влияния в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий воздействия на человека, расширением числа негосударственных участников международных отношений и ростом активности Китая на арене гуманитарного сотрудничества и борьбы, в рамках которой бросается вызов доминированию Запада в данной сфере.
Кибернетическая модель управления, предложенная Норбертом Винером, хорошо описана для национального уровня. Она предполагает постоянный мониторинг значимых показателей для обеспечения успешной обратной связи в отношении предпринимаемых управленческих действий и постоянную адаптацию поведения с опорой на собираемую информацию. Несмотря на то что изначально она разрабатывалась для решения технических задач, её положения оказались переносимы на социальную реальность. Тем не менее для анализа транснациональных и глобальных процессов модель практически не использовалась, невзирая на сложившиеся для этого условия. Сама практика глобального управления стала напоминать классические кибернетические задачи, как, например, удержание средней температуры по планете в пределах роста до 1,5°C относительно доиндустриального периода. Фактически речь идёт о создании системы климат-контроля в планетарных масштабах. Решение такой задачи требует не только изменения моделей социального поведения и экономического потребления на индивидуальном уровне, но и учёта механизмов климатической и геологической эволюции планеты. В статье прослеживается генеалогия кибернетической модели управления от её первого описания в работах Н. Винера до современных работ в политических науках, выделаются основные концепты и ограничения данной модели. С помощью Копенгагенской школы изучения безопасности, в частности с помощью концепта «макросекьюритизации», обосновывается выбор изменения климата в качестве показательного случая для оценки применимости кибернетической модели глобального управления. Анализ практики реализации глобального управления в сфере изменения климата соответствует основным характеристикам кибернетической модели и может быть представлена как её практическая реализация. При этом распространение этой модели на другие сферы глобального управления проблематично, так как требует высокого уровня макросекьюритизации регулируемого вопроса при выделении одного-двух относительно легкоизмеримых показателей.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/