ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИКИ США, ЕС И КНР В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ НА ФОНЕ МЕЖДЕРЖАВНОГО СОПЕРНИЧЕСТВА (2024)
Статья посвящена сравнительному анализу подходов США, ЕС и КНР к политике содействия международному развитию (СМР) с учётом тенденций, проявившихся в начале 2020-х годов. Выявлены общие и особенные черты в деятельности каждого из субъектов, раскрыты ключевые факторы, определяющие трансформацию подходов в условиях геополитического соперничества. К общим характеристикам относятся стремление к комплексному воздействию, увязке экономических проектов с культурно-гуманитарным влиянием и безопасностью. В действиях западных игроков сохраняется ориентация на переформатирование общественно-политических структур целевых стран. Отчётливо проявляются тенденции секьюритизации, которые в случае Вашингтона демонстрируют признаки «вепонизации» СМР – размывания грани между военной помощью, военно-политическим целеполаганием и традиционным содействием развитию. Политика в сфере СМР испытывает растущее давление краткосрочных приоритетов усиливающегося геополитического соперничества. Китай, в отличие от западных стран, избегает навязывания своей модели развития и секьюритизации СМР. Пекин выдвигает новые глобальные инициативы, стремясь позиционировать их как альтернативу политике Соединённых Штатов в сфере СМР. Место «мягкой силы» в мире междержавного соперничества постепенно занимают более сложные и комбинированные формы внешнеполитического влияния, сочетающие в себе культурно-гуманитарные, дипломатические, геоэкономические и силовые инструменты, важнейшим невоенным ресурсом для которых остаются программы в сфере СМР. Растущее значение приобретают новые пространства соперничества, связанные с индустриально-технологической гонкой, в том числе в области энергетики, климата и цепочек поставок, влияющие на политику СМР. Возрастает роль культурно-гуманитарных инструментов влияния в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий воздействия на человека, расширением числа негосударственных участников международных отношений и ростом активности Китая на арене гуманитарного сотрудничества и борьбы, в рамках которой бросается вызов доминированию Запада в данной сфере.
Идентификаторы и классификаторы
Одна из главных тенденций международных отношений с 2010-х годов – рост великодержавного соперничества на фоне изменения соотношения сил [Шаклеина
2022; Щербунов 2022]. Исследователи справедливо отмечают, что конкретные инструменты борьбы за доминирование и гегемонию, направленные на структурирование международной среды ведущими игроками, нередко остаются за рамками исследований
[Истомин, Байков 2020]. Ситуация, сложившаяся к 2023 году, подталкивает мировых субъектов модифицировать подходы к внешнеполитической работе. Она высвечивает изъяны мирового порядка и соответствующие инструменты влияния.
Список литературы
1. Бартенев В.И. Безопасность или развитие? // Современная Европа. 2017. №6 (78). C. 47-57.
2. Бартенев В.И. Ближний Восток и Северная Африка в актуальной статистике официальной помощи развитию. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2020. 54 с.
3. Богатуров А.Д. «Синдром поглощения» в мировой политике // Pro et Contra. 1999. №4. С. 28-48.
4. Виноградов А. Китайский проект для большой Евразии // Международные процессы. 2021. Т. 19. №2. С. 6-20. https://doi.org/10.17994/IT.2021.19.2.65.2
5. Гаман-Голутвина О.В., Пономарёва Е.Г., Шишелина Л.Н. «Восточное партнерство»: борьба сценариев развития // Полис. Политические исследования. 2014. № 5. С. 20-40.
6. Глазунова Е.Н. Связка «Безопасность - развитие»: рождение концепта и его эволюция в годы «Холодной войны» // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2016. №1. С. 8-38.
7. Глазунова Е.Н. У истоков содействия международному развитию: американская программа технической помощи развивающимся странам // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. №2. С. 126-157.
8. Громыко Ал.А. Современный мир: разгон противостояния «великих держав» // Европа в кризисном мире / Под ред. Ал.А. Громыко. М.: Весь мир, 2022. С. 11-26. https://doi.org/10.55604/97857777 08953
9. Гущин А.В., Левченков А.С. Западный фланг постсоветского пространства и программа «Восточное партнёрство»: опыт и перспективы взаимодействия // Современная Европа. 2019. № 7. С. 105- 114. https://doi.org/10.15211/soveurope72019105114
10. Истомин И.А., Байков А.А. Альянсы на службе гегемонии: деконструкция инструментария военнополитического доминирования // Полис. Политические исследования. 2020. Т. 29. № 6. С. 8-25. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.06.02
11. Калашников Д.Б. Китайская помощь развитию: официальные и истинные цели // Мировое и национальное хозяйство. 2021. №57. URL: https://mirec.mgimo.ru/2021/2021-04/chinese-developmentassistance-official-true-goals (дата обращения: 26.05.2023).
12. Комиссина И.Н. Стандартизация в Китае: современные тренды и перспективы развития // Проблемы национальной стратегии. 2022. №1. С. 191-218. https://doi.org/10.52311/2079-3359_2022_1_191
13. Ломанов А.В. Права человека в современной идеологии Коммунистической партии Китая // Ориенталистика. 2022. Т. 5. №4. С. 882-897. https://doi.org/10.31696/2618-7043-2022-5-4- 882-897
14. Ломанов А.В. Стратегия культурного влияния Китая в проекте «Один пояс, один путь» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXII. М.: ИДВ РАН, 2017. С. 52-63.
15. Маслов А.А. Трансформация аналитических центров как элемента «мягкой силы» Китая в 2010- 2020 гг. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. №4. С. 6-22. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2021-14-4-1
16. Маслов А.А. Проблема «долговых ловушек» в рамках китайской инициативы «Пояс и Путь» // Актуальные вопросы изучения истории, международных отношений и культур стран Востока. Новосибирск: НГУ, 2020. С. 6-15.
17. Морозкина А. Официальная помощь развитию: тенденции последнего десятилетия // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. №9. С. 86-92. https://doi.org/10.20542/0131-2227- 2019-63-9-86-92
18. Пикети Т. Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем, 2016. 592 с.
19. Романова Т.А. Категория «стрессоустойчивость» в Европейском союзе // Современная Европа. 2017. №4. С. 17-28.
20. Сакс Дж. Эпохи глобализации: география, технологии, институты. М.: Изд-во Института Гайдара, 2022. 368 с.
21. Соболева Е.А., Кривохиж С.В. Лидерство в многополярном мире: политика Китая в Центральной Азии // Международные процессы. 2020. Т. 18. №1. С. 119-134. https://doi.org/10.17994/IT.2020. 18.1.60.7
22. Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт / Под ред. В.Г. Барановского, Ю.Д. Кашнина, Н.В. Тогановой. М.: ИМЭМО РАН, 2018. 248 с.
23. Сутырин В.В. Финансы для либерального порядка: сравнительный анализ международной деятельности политических фондов ФРГ и филантропических фондов США // Международные процессы. 2022. Т. 20. №3. С. 55-79. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.3.70.5
24. Сутырин В.В. Трансформация публичной дипломатии ЕС: от содержательного кризиса к повестке внешней угрозы // Современная Европа. 2021. № 6. С. 17-29. https://doi.org/10.15211/soveurope620211729
25. Хахалкина Е.В., Погорельская А.М. Содействие развитию или управление миграцией (анализ европейского подхода) // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66. №2. С. 80-89. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-2-80-89
26. Шаклеина Т.А. Новый этап в формировании мирового порядка: планы США по управлению междержавной конкуренцией // Международные процессы. 2021. Т. 19. №3. С. 6-21. https://doi.org/10.17994/IT.2021.19.3.66.6
27. Шаклеина Т.А. Лидерство и современный мировой порядок // Международные процессы. 2015. Т. 13. №4. С. 6-19. https://doi.org/10.17994/IT.2015.13.4.43.1
28. Шаклеина Т.А. Переломный момент в мировом развитии. Сохранит ли Запад преобладающее влияние на формирование мирового порядка XXI века? // Международные процессы. 2022. T. 20. №4. С. 6-22. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.4.71.2
29. Щербунов В. Концепции «управляемой конкуренции» в военно-политических отношениях США и Китая. Теоретическое осмысление и практическое воплощение // Международные процессы. 2022. Т. 20. №4. С. 93-118. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.4.71.6
30. Bartlett W. International assistance, donor interests, and state capture in the Western Balkans // Journal of Contemporary European Studies. 2021. Vol. 29. No. 2. P. 157-168. https://doi.org/10.1080/14782804.2020.1794801
31. Bossuyt F., Davletova N. Communal self-governance as an alternative to neoliberal governance: proposing a post-development approach to EU resilience-building in Central Asia // Central Asian Survey. 2022. Vol. 41. No. 4. P. 788-807. https://doi.org/10.1080/02634937.2022.2058913
32. Bowen Yu. Cognitive Evolution and China’s International Development Cooperation // The Chinese Journal of International Politics. 2021. Vol. 14. No. 4. P. 481-505. https://doi.org/10.1093/cjip/poab014
33. Burlyuk O., Shapovalova N. “Veni, vidi,… vici?” EU performance and two faces of conditionality towards Ukraine // East European Politics. 2017. Vol. 33. No. 1. P. 36-55. https://doi.org/10.1080/21599165.2017.1280470
34. Carothers T., de Gramont D. Development Aid Confronts Politics: The Almost Revolution. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2013. 360 p.
35. Chang H-J. Kicking Away the Ladder. London: Anthem Press, 2002. 187 p.
36. Darden T. Aiding and Abetting: U.S. Foreign Assistance and State Violence. Stanford: Stanford University Press, 2020. 198 p.
37. Diamond L. Democracy’s Arc: From Resurgent to Imperiled // Journal of Democracy. 2022. Vol. 33. No. 1. P. 163-179.
38. Dreher A., Fuchs A., Parks B., Austin S., Tierney M. Apples and dragon fruits: the determinants of aid and other forms of state financing from China to Africa // International Studies Quarterly. 2018. Vol. 62. No. 1. P. 182-194. https://doi.org/10.1093/isq/sqx052
39. Easterly W. The Tyranny of Experts: Economists, Dictators, and the Forgotten Rights of the Poor. New York: Basic Books, 2014. 416 p.
40. Easterly W. Can Foreign Aid Buy Growth? // The Journal of Economic Perspectives. 2003. Vol. 17. No. 3. P. 23-48. https://doi.org/10.1257/089533003769204344
41. Esteva G. What is Development? // Oxford Research Encyclopedia of International Studies. 2018. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190846626.013.360
42. Frank A.G. Capitalism and Underdevelopment in Latin America. New York: Monthly Review Press, 1967. 298 p.
43. Global Political Economy / ed. by J. Ravenhill. Oxford: Oxford University Press, 2020. 536 p.
44. Hammond D., Brady T. Critical minerals for green energy transition: A United States perspective // International Journal of Mining, Reclamation and Environment. 2022. Vol. 36. No. 9. P. 624-641. https://doi.org/10.1080/17480930.2022.2124788
45. Huo S., Parmar I. ‘A new type of great power relationship’? Gramsci, Kautsky and the role of the Ford Foundation’s transformational elite knowledge networks in China // Review of International Political Economy. 2020. Vol. 27. No. 2. P. 234-257. https://doi.org/10.1080/09692290.2019.1625427
46. Kearn D. The crisis of American soft power // Journal of Political Power. 2022. Vol. 15. No. 3. P. 397- 414. https://doi.org/10.1080/2158379X.2022.2127277
47. Krige J. American hegemony and the postwar reconstruction of science in Europe. Cambridge: MIT Press, 2006. 392 p.
48. Lei W. Global Development Initiative: An International Public Goods to Promote Common Development // China Economist. 2022. Vol. 17. No. 4. P. 13-25.
49. McNally C. Chaotic mélange: neo-liberalism and neo-statism in the age of Sino-capitalism // Review of International Political Economy. 2020. Vol. 27. No. 2. P. 281-301. https://doi.org/10.1080/09692290.2019.1683595
50. Meadows D.H., Meadows D.L., Randers J., Behrens III William W. The Limits to Growth; A Report for the Club of Rome’s Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Books, 1972. 205 p.
51. Morgenthau H. A Political Theory of Foreign Aid // The American Political Science Review. 1962. Vol. 56. No. 2. P. 301-309.
52. Nowak-Lehmann F., Martínez-Zarzoso I., Herzer D., Klasen S., Cardozo A. Does foreign aid promote recipient exports to donor countries? // Review of World Economics. 2013. Vol. 149. No. 3. P. 505- 535.
53. Nye J. Soft Power and Great-Power Competition: Shifting Sands in the Balance of Power Between the United States and China. Cambridge: Springer, 2023. 217 p. https://doi.org/10.1007/978-981-99-0714-4
54. Pellicciari I. Aid in War or Aid to War? Foreign Aid in the 2022 War in Ukraine // The Review of International Affairs. 2022. No.1186. P. 61-78. https://doi.org/10.18485/iipe_ria.2022.73.1186.3
55. Phillips N. The Political Economy of Development // Global Political Economy / ed. by J. Ravenhill. Oxford: Oxford University Press, 2020. P. 354-383. https://doi.org/10.1093/hepl/9780198820642.003.0013
56. Power M. Geopolitics and Development. London: Routledge, 2019. 410 p.
57. Power S. How Democracy Can Win: The Right Way to Counter Autocracy // Foreign Affairs. 2023. Vol. 102. No. 2. P. 22-37.
58. Ray K. The Last Refuge of the Noble Savage? A Critical Assessment of Post-Development Theory // European Journal of Development Research. 1999. Vol. 11. No. 1. P. 30-55. https://doi.org/10.1080/09578819908426726
59. Regilme S., Hodzi O. Comparing US and Chinese Foreign Aid in the Era of Rising Powers // The International Spectator. 2021. Vol. 56. No. 2. P. 114-131. https://doi.org/10.1080/03932729.2020.1855904
60. Rühlig T. Chinese Influence through Technical Standardization Power // Journal of Contemporary China. 2023. Vol. 32. No. 139. P. 54-72. https://doi.org/10.1080/10670564.2022.2052439
61. Sachs J. The End of Poverty: Economic Possibilities for Our Time. New York: Penguin Books, 2005. 396 p.
62. Sachs W. On the Archaeology of the Development Idea // Sustainability. Critical Concepts in the Social Sciences / ed. by M. Redclift. London: Taylor & Francis, 2005. P.149-164.
63. Shambaugh D. China Goes Global: The Partial Power. New York: OUP USA, 2013. 432 p.
64. Singer H. The 1980s: A Lost Decade - Development in Reverse? // Growth and External Debt Management / ed. by H. Singer, S. Sharma. London: Palgrave Macmillan, 1989. P. 46-56.
65. Sodré M., Hespanhol R. Limits of Post-Development in the Critique of Development // Mercator, Fortaleza. 2022. Vol. 21. P. 1-11. https://doi.org/10.4215/rm2022.e21001
66. Sparking Europe’s New Industrial Revolution. A policy for net zero, growth and resilience / ed. by S. Tagliapietra, R. Veugelers. Brussels: Bruegel, 2023. 271 p.
67. Stewart F. A Basic Needs Approach to Development // Planning to Meet Basic Needs. London: Palgrave Macmillan, 1985. P. 1-13. https://doi.org/10.1007/978-1-349-17731-8_1
68. Sun S., Xu X., Zhao X. China’s Foreign Aid Training: Targeting Becoming an Influential Culture Sharer // Journal of Asian and African Studies. 2021. Vol. 56. No. 4. P. 851-871. https://doi.org/10.1177/0021909620946351
69. Telias D., Urdinez F. China’s Foreign Aid Political Drivers: Lessons from a Novel Dataset of Mask Diplomacy in Latin America during the COVID-19 Pandemic // Journal of Current Chinese Affairs. 2022. Vol. 51. No. 1. P. 108-136. https://doi.org/10.1177/18681026211020763
70. The Development Dictionary: A Guide to Knowledge as Power / ed. by W. Sachs. London: Zed Books, 2010. 352 p. The Global Third Way Debate / ed. by A. Giddens. Cambridge: Polity, 2001. 431 p.
71. Wu Y., Zhang M. China International Development Cooperation Agency: Establishment, Improvement, and Limitations // Journal of Global and Area Studies. 2021. Vol. 5. No. 1. P. 63-83. https://doi.org/10.31720/JGA.5.1.4
72. Ye M. The Dragon’s gift: an empirical analysis of China’s foreign aid in the new century // International Trade, Politics and Development. 2022. Vol. 6. No. 2. P. 73-86. https://doi.org/10.1108/ITPD-06-2022-0010
73. Youngs R., Zihnioğlu O. EU Aid Policy in the Middle East and North Africa: Politicization and its Limits // Journal of Common Market Studies. 2021. Vol. 59. P. 126-142.
74. Zhang D., Smith G. China’s foreign aid system: structure, agencies, and identities // Third World Quarterly. 2017. Vol. 38. No. 9. P. 1-17. https://doi.org/10.1080/01436597.2017.1333419
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выдвинутый в 2015 г. проект Большого Евразийского партнёрства стал одной из ключевых российских инициатив по построению широкого, охватывающего значительную часть континента, регионализма. Начало специальной военной операции на Украине и углубление российскозападной конфронтации породили значительные структурные изменения в мировой и региональной системах. Серьёзные коррективы они вносят и во внешнюю политику России, её объективные возможности и субъективное восприятие её инициатив. Цель настоящего исследования – определение перспектив концепции Большой Евразии в свете меняющихся международных реалий 2015–2022 годов. В его рамках был проведён обзор условий, в которых евразийский регионализм развивался в рассматриваемый период; прослежено развитие концепции Большой Евразии в российском официальном и экспертном дискурсе, показано, как происходило идейное наполнение выдвинутой инициативы, то, как кристаллизовалась изначально широко трактуемая концепция; рассмотрены достижения в реализации концепции, среди которых наиболее выделяется дискурсивная экспансия на различных международных площадках (среди них не только продвигаемый Россией ЕАЭС, но и саммиты ШОС, и Россия–АСЕАН); рассмотрены наиболее острые проблемы, с которыми концепция столкнулась в связи с усилением конфронтации с западными странами, а также произошедшую в этих условиях эволюцию концепции Большой Евразии и подхода внешнеполитического руководства Российской Федерации к её продвижению. Для выполнения целей данного исследования авторы опирались на анализ высказываний публичных лиц России и других государств на международных мероприятиях и в публицистике, аналитических статей в научных журналах и прессе, официальных документов международных организаций. Основной вывод исследования состоит в констатации неоднозначности положения, в котором оказалась концепция Большой Евразии в условиях усиливающейся геополитической конфронтации и относительно скромных результатов её реализации в прошедшие годы. Вместе с тем авторы полагают, что к настоящему моменту ключевым достижением концепции Большой Евразии стала её дискурсивная экспансия и её международное признание на разных уровнях. Это может служить хорошей политической основой для её дальнейшего воплощения в условиях наблюдаемых структурных изменений.
Исследование посвящено проблематике артикуляции международных угроз и вмешательства в международные кризисы. Оставляя за скобками традиционные подходы к исследованию конструирования угроз, как-то: секьюритизация, стратегические нарративы или конструирование идентичности по Дэвиду Кемпбеллу, автор обращается к теории дискурсивной гегемонии Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф. В постструктуралистском прочтении концепта «гегемония» Лакло и Муфф анализируют, как политические классы формулируют дискурс, легитимирующий политическую власть. В центре внимания данного исследования - артикуляционные практики западного истеблишмента (политического и дипломатического) с целью сформировать гегемонию и тем самым оправдать военно-политическое вмешательство в сирийский и ливийский конфликты. Развивая имеющиеся подходы к интерпретации дискурсивной гегемонии, автор вводит понятие «разделённый Другой». В интерпретации автора «разделённый Другой» выступает формой дискурсивной гегемонии политического субъекта с целью легитимации военного вмешательства. «Разделённый Другой» представляет собой сцену насилия, в которой Другой-Диктатор осуществляет насилие над Другим-Гражданином. Объект исследования - дискуссии политиков и дипломатов в стенах Совета Безопасности ООН и пресс-центра НАТО на фоне развивающихся конфликтов в Сирии и Ливии. Исследование показывает, что накануне вмешательства НАТО в Ливийскую гражданскую войну (2011) западные дипломаты успешно артикулировали «разделённого Другого», тогда как в ходе обширных дискуссий в стенах Совета Безопасности ООН западным дипломатам не удалось артикулировать гегемонию.
В статье рассматриваются особенности трансформации подхода малых открытых экономик к процессу расширения Европейского Союза. Этот вопрос представляет значительный научный интерес в контексте дискуссий середины 2020-х годов о потенциальном включении новых государств в состав ЕС и внутренних разногласиях в интеграционном объединении по данному поводу. В качестве объекта исследования выбраны Нидерланды как модельное государство, сыгравшее одну из ключевых ролей в развитии интеграционных процессов в Европе. Цель исследования – выявить логику эволюции подхода Нидерландов к разным волнам расширения ЕС. Для достижения этой цели на основе синтеза аналитических категорий малого государства и малой открытой экономики детально рассматриваются факторы, повлиявшие на позицию данных типов игроков в отношении каждого из расширений ЕС. Отдельное внимание уделено особенностям восточного расширения, обострившего хронические дисбалансы объединения и заложившего основу его структурных кризисов. В рамках исследования сделан вывод о когерентности подхода Нидерландов к процессу расширения ЕС. Малые открытые экономики поддерживают включение более развитых государств в состав объединения, что отвечает интересам торговых наций и способствует реализации стратегии коалиционности в европейской политике. При этом они занимают жёсткую позицию в отношении расширения на страны с неустойчивыми экономиками и нестабильными политическими институтами. Для голландского подхода к данному процессу характерны три модели: первая применима к развитым государствам Европы (Нидерланды поддержали расширения до 1995 года), вторая – к странам, добившимся определённой устойчивости экономики (Гаага выразила опасения в отношении включения в ЕС большого количества государств ЦВЕ с переходной экономикой), третья – к потенциальным кандидатам на вступление (Нидерланды отрицают возможность включения ряда Балканских государств и Украины в состав ЕС в ближайшей перспективе). Таким образом, структурные кризисы в Европе, обострившиеся в результате восточного расширения, определили ужесточение позиции малых открытых экономик в отношении включения новых государств в состав ЕС.
Глобальное управление в сфере ИКТ-безопасности представляет собой режимный комплекс, который включает в себя совокупность институтов и режимов, регулирующих проблематику безопасности цифровых сетей и технологий, противодействия преступному использованию информационных технологий, военно-политическим угрозам в цифровом пространстве и др. Сосуществование и конкуренция различных режимов позволяют отдельным странам и негосударственным игрокам манипулировать выбором удобных институтов и создают угрозу эскалации межгосударственных противоречий. Для того чтобы избежать подобного сценария, Россия выступает за формирование консолидированного режима информационной безопасности на глобальном уровне. При этом важная роль отводится региональным и макрорегиональным площадкам, в том числе БРИКС. Настоящая статья ставит задачей оценить влияние БРИКС на эволюцию режимного комплекса в сфере ИКТ-безопасности и формирование универсального режима в данной области. Была исследована повестка БРИКС в области ИКТ-безопасности и определены заявленные обязательства. Для оценки потенциала имплементации достигнутых соглашений были проанализированы документы стратегического планирования стран БРИКС на предмет выявления в них приоритетов в сфере ИКТ-безопасности, которые затем были соотнесены с зафиксированными в официальных документах БРИКС обязательствами и обозначенными перспективными направлениями сотрудничества. Приоритетным направлением сотрудничества БРИКС в сфере ИКТбезопасности является выработка общей внешнеполитической позиции относительно норм и принципов международного режима ИКТ-безопасности и их продвижение на уровне ООН. Важным преимуществом БРИКС на данном направлении является возможность агрегации интересов и позиций развивающихся стран. Однако в настоящее время в условиях нарастающей международной конфликтности формирование универсального режима представляется практически невероятным. В этом контексте взаимодействие на уровне БРИКС фокусируется на более узких проблемных областях. Наибольшим потенциалом институционализации обладает сотрудничество БРИКС в сфере противодействия терроризму и экстремизму в цифровой среде. Вместе с тем заинтересованность стран БРИКС в развитии и институционализации противодействия ИКТ-угрозам неоднородна. Россия, Китай и Индия выступают в роли локомотивов сотрудничества, в то время как Бразилия и ЮАР проявляют в нём меньшую заинтересованность.
В статье рассматривается ситуация в сфере задолженности нефинансового сектора стран Азии, по основным показателям которого она занимает ведущее место среди развивающихся регионов мира. Автор ставит целью доказать возможность усиления неустойчивости в развитии этого сектора при дальнейшем росте задолженности. В работе определяется место этой части света в структуре глобального долга, степень её внешней и внутренней долговой зависимости; проводится сравнительный анализ по регионам и странам; даётся соотношение различных групп долга и оцениваются перспективы его пролонгации. Среди основных видов риска, вызванных образованием долговых обязательств нефинансового сектора, выделяются корпоративный долг и долг домохозяйств. Подчёркивается, что период снижения экономического роста и, соответственно, падения доходов ослабляет устойчивость азиатских компаний к финансовым потрясениям. Выделяется начавшийся приблизительно с 2022 г. постпандемийный этап как наиболее сложный для экономики стран Азии, поскольку усиливается уязвимость предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, вызванная снижением объёмов поддержки правительственных программ в результате дефицитного финансирования и неспособностью обеспечить гарантии по долгам, значительная часть которых приходится на внешнюю задолженность. Высокие темпы роста задолженности домашних хозяйств как по ипотечным, так и по потребительским кредитам, превышающие темпы роста ВВП, также усиливают неопределённость экономического прогноза. Выход из рецессии, сопровождавшей пандемию коронавируса, значительно затягивается, что создаёт новые, более сложные условия для деятельности государств и компаний. Хотя основные индикаторы указывают на оживление экономической деятельности, оно будет носить неравномерный характер и углублять неравенство по отдельным странам Азии. Рецессия 2019– 2022 годов фрагментировала региональную экономику вследствие торговых, инвестиционных и финансовых ограничений и различных подходов в экономической политике, реализуемых каждой страной, что потребует значительных усилий для восстановления, а затем и выхода на новый этап финансовой интеграции региона.
Кибернетическая модель управления, предложенная Норбертом Винером, хорошо описана для национального уровня. Она предполагает постоянный мониторинг значимых показателей для обеспечения успешной обратной связи в отношении предпринимаемых управленческих действий и постоянную адаптацию поведения с опорой на собираемую информацию. Несмотря на то что изначально она разрабатывалась для решения технических задач, её положения оказались переносимы на социальную реальность. Тем не менее для анализа транснациональных и глобальных процессов модель практически не использовалась, невзирая на сложившиеся для этого условия. Сама практика глобального управления стала напоминать классические кибернетические задачи, как, например, удержание средней температуры по планете в пределах роста до 1,5°C относительно доиндустриального периода. Фактически речь идёт о создании системы климат-контроля в планетарных масштабах. Решение такой задачи требует не только изменения моделей социального поведения и экономического потребления на индивидуальном уровне, но и учёта механизмов климатической и геологической эволюции планеты. В статье прослеживается генеалогия кибернетической модели управления от её первого описания в работах Н. Винера до современных работ в политических науках, выделаются основные концепты и ограничения данной модели. С помощью Копенгагенской школы изучения безопасности, в частности с помощью концепта «макросекьюритизации», обосновывается выбор изменения климата в качестве показательного случая для оценки применимости кибернетической модели глобального управления. Анализ практики реализации глобального управления в сфере изменения климата соответствует основным характеристикам кибернетической модели и может быть представлена как её практическая реализация. При этом распространение этой модели на другие сферы глобального управления проблематично, так как требует высокого уровня макросекьюритизации регулируемого вопроса при выделении одного-двух относительно легкоизмеримых показателей.
Изучение посредничества при урегулировании вооружённых конфликтов остаётся перспективным направлением исследований международных отношений. Тем не менее до сих пор не установлено, действительно ли доминирование в военной силе государства-посредника может влиять на прекращение боевых действий и имплементацию итоговых мирных соглашений. Мы предположили, что превосходство посредника в военной мощи (или отсутствие такового) можно охарактеризовать в терминах асимметрии и паритета. Для оценки соответствующих характеристик военной силы мы предлагаем воспользоваться обобщённым показателем военной асимметрии, созданным посредством проведения простого сравнительного анализа. В рамках представленной в статье методики различные метрики военной мощи сторон конфликта и посредников попарно сравнивались между собой по критерию пороговых значений (квартилей), констатирующих наличие асимметрии военной мощи или её отсутствие (паритет военной мощи). Затем для агрегирования бинарных оценок в единый показатель также использовались различные пороги достаточной асимметрии от 20 до 50%. В результате проведённого исследования, с помощью оценки серии регрессионных моделей, удалось установить, что совокупное превосходство государства посредника в военной силе над враждующими сторонами конфликта статистически значимо способствует как непосредственно прекращению боевых действий, так и успешному установлению мира в долгосрочной перспективе. Контрольные переменные в виде особенностей мирного соглашения также оказывают влияние на положительный исход мирного процесса. Ключевые среди них – повышение транспарентности процедур принятия политических решений и вовлечение различных социальных групп во властные процессы на различных уровнях. Результаты настоящего исследования демонстрируют взаимосвязанность военной силы и успешного посредничества, а также указывают на взаимодополняемость военной и переговорной составляющих в контексте медиации, осуществляемой государством. Таким образом, настоящее исследование предлагает трансформировать представление о посредничестве, доминирующее в настоящее время в теории международных отношений.
Издательство
- Издательство
- МГИМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- Юр. адрес
- 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.
- ФИО
- Торкунов Анатолий Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- portal@inno.mgimo.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2294049
- Сайт
- https://mgimo.ru/