Статья посвящена проблемам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, так как более 99 % грузов доставляются раньше установленного срока, что приводит к простоям вагонов и нарушению производственных процессов. Предложена методика прогнозирования срока доставки как случайной величины с учетом статистических данных, включая закон распределения, математическое ожидание и доверительный интервал. Приведены рекомендации по улучшению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок через информирование о вероятных сроках доставки, в том числе с использованием машинного обучения.
Идентификаторы и классификаторы
Анализ соблюдения нормативного срока показал, что на коротком плече доставки (до 199 км) груз в основном прибывает раньше нормы, а на дальнем плече – нередко позже, т. е. между дальностью перевозки и соблюдением нормативного срока доставки существует обратная зависимость. Полученные результаты объясняются современными условиями функционирования железнодорожной транспортной системы. Перегрузка инфраструктуры и дисбаланс грузопотоков приводят к высокой неопределенности и сложности нормирования скорости доставки. Это также оправдывает действия ОАО «РЖД» по завышению договорных сроков для снижения своих рисков.
Список литературы
1. Стримовская А. В. Оценка ключевых показателей эффективности мультимодальных перевозок на основе концепции точно-в-срок // Транспортное дело России. 2016. № 6. С. 158-161. ISSN 2072-8689. EDN: XVIRDH
2. ГОСТ Р 51005-96. Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества. Москва: ИПК Издательство стандартов, 1997. 10 с.
3. Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом: приказ Минтранса России от 07.08.2015 г. № 245 (в ред. от 28.12.2017 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195371/(дата обращения: 07.12.2024).
4. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ. Москва, 2003. 80 с.
5. Эрлих Н. В., Эрлих А. В. Ответственность перевозчика за доставку грузов “точно в срок” // Наука и образование транспорту: материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2015. № 1. С. 60-62.
6. Кобулов Ж. Р., Баротов Ж. С., Ташматова М. С. К вопросу о комплексном решении задачи совершенствования срока доставки грузов на железнодорожном транспорте // Universum: технические науки. 2021. № 5-3 (86). С. 13-19. DOI: 10.32743/UniTech.2021.86.5-3 EDN: JQNJVM
7. Жарикова Л. С. Нормирование времени нахождения вагонов на станциях и срок доставки грузов // Бюллетень научных работ Брянского филиала МИИТ. 2016. № 1 (8). С. 9-13. EDN: WABUAB
8. Югрина О. П., Казанцева Л. С. Вопросы определения срока доставки грузов на железнодорожном транспорте // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2014. № 4 (44). С. 126-130. ISSN 1813-9108. EDN: TBGATJ
9. Казанцева Л. С., Югрина О. П. Нормирование сроков доставки грузов и технология перевозочного процесса // Бюллетень транспортной информации. 2015. № 6 (240). С. 29-33. ISSN 2072-8115. EDN: TUTSNZ
10. Герасименко П. В., Титов Г. Б. Прогнозирование сроков доставки грузов железнодорожным транспортом // Известия ПГУПС. 2014. № 3 (40). С. 162-169. ISSN 1815-588X.
11. Портнова О. Ю. Повышение эффективности организации обеспечения вагонами промышленных предприятий: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Екатеринбург, 2015. 156 с. EDN: VATDMU
12. Сай В. М., Портнова О. Ю. Исследование математической модели прогнозирования подачи-уборки вагонов на промышленные предприятия // Транспорт Урала. 2015. № 3 (46). С. 86-92. ISSN 1815-9400. EDN: UKFQSZ
13. Чуев Н. П., Портнова О. Ю. Мониторинг рисков и механизмы управления ими при обеспечении промышленных предприятий региона подвижным составом // Транспорт Урала. 2013. № 4 (39). С. 61-70. ISSN 1815-9400. EDN: RSPAIB
14. Разумова О. Ю., Басыров И. М. Проблемы взыскания упущенной выгоды при организации грузовых железнодорожных перевозок // Техник транспорта: образование и практика. 2023. Т. 4. № 2. С. 174-183. DOI: 10.46684/2687-1033.2023.2.174-183 EDN: HBBKZQ
15. Югова Д. И. Моделирование продолжительности логистических цепей при организации контейнерных перевозок // Вестник УрГУПС. 2010. № 4 (8). С. 72-81. ISSN 2079-0392.
16. Сай В. М., Брусянин Д. А. Получение и обработка информации для обоснования вариантов управленческих решений. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014. 71 с.
17. Кочнева Д. И., Пономарев Н. Ю. Оптимизация схемы возврата порожних контейнеров путем использования системы контейнершеринга // Инновационный транспорт. 2023. № 3 (49). С. 64-68. DOI: 10.20291/2311-164X-2023-3-64-68 EDN: SGZGCV
18. Improving neural networks by preventing co-adaptation of feature detectors / G. E. Hinton, N. Srivastava, A. Krizhevsky [et al.] // arXiv:1207.0580v1 [cs.NE] 3 Jul 2012. DOI: 10.48550/arXiv.1207.0580
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена оценке эффективности динамических моделей энергооптимального движения поезда, построенных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Сделан анализ мирового опыта, рассмотрены основные принципы работы, преимущества и недостатки подобных имитационных моделей, а также этапы исследований, выполненных в этой области научных знаний. Представлен алгоритм анализа эффективности движения поезда с точки зрения его энергооптимальности. Описан подход к компьютерному моделированию движения поездов по участку с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Приведены данные экспериментальной оценки эффективности разработанного алгоритма. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов в области железнодорожного транспорта, а также для разработчиков новых технологий и методов оптимизации железнодорожных систем.
В статье рассмотрено моделирование движения поездов, следующих по технологии виртуальной сцепки, с учетом задержки времени передачи команды на управление торможением. Проведен краткий обзор существующих научных исследований в данной области, предложена математическая модель, описывающая процесс торможения двух поездов, движущихся по технологии виртуальной сцепки, с учетом временных задержек разности торможения ведущего и ведомого поездов. Выполнены аналитические расчеты и численное моделирование, представлены и проанализированы полученные результаты, обоснована необходимость учета временных задержек при управлении поездами, следующими по технологии виртуальной сцепки.
В статье представлены результаты исследования скорости движения транспорта по мере удаления от условного центра города в сторону периферии. Для пространственной оценки скорости сообщения использованы материалы геоинформационных систем, а также специальная методика разделения территории города на отдельные территории. Результаты исследования позволили выявить закономерности изменения средней скорости сообщения транспорта и ее распределение при заторах разного уровня, а также получить данные о средней скорости движения транспорта по всей сети города в различные часы суток.
В настоящее время существует необходимость увеличения пропускной и провозной способности Восточного полигона РЖД в целом и восточного участка БАМа в частности. Однако сложные по профилю пути перегоны участка и параметры системы тягового электроснабжения не позволяют с учетом размеров движения на 2030 г. реализовать необходимые межпоездные интервалы для поездов массой 7100 т. В связи с этим актуальной является разработка способов усиления системы электроснабжения указанного участка. В статье рассмотрены проанализированные при помощи компьютерного моделирования такие способы усиления, как увеличение сечения контактной сети, применение средств компенсации реактивной мощности, включение в параллельную работу силовых трансформаторов на тяговых подстанциях. Результаты моделирования позволили рекомендовать к использованию оптимальный вариант, обеспечивающий необходимую пропускную и провозную способность исследуемого участка.
В статье показаны преимущества использования RFID-контроля изоляторов воздушной линии электропередачи по сравнению с контактными, визуальными, оптическими, тепловыми, инфракрасными, механическими способами и методами диагностики. Эти преимущества заключаются в способности автоматизировать диэлектрический мониторинг изоляторов, в простоте монтажа-демонтажа, возможности технического обслуживания по состоянию, готовности поделиться техническими и эксплуатационными данными изделия, координировать маршрут следования до секунды благодаря привязке к месту установки. Представлена поэтапная разработка математического имитационного моделирования для координации оператора во время обхода. Использованы наблюдения и закономерности, установленные при опытно-промышленной эксплуатации RFID-контроля на действующих участках линий сигнализации, централизации и блокировки. Сделана оценка обобщенной вероятности успеха, подтверждена выбранная вероятность имитационного моделирования траектории движения оператора для попадания в зону действия RFID-индикаторов.
В статье приведены результаты теоретических исследований динамического вписывания экипажа электровоза ЭП2К в кривые рельсовой колеи и взаимодействия бандажей колесных пар и рельсов в горизонтальной плоскости при различной кривизне рельсового пути в плане. При движении электровоза ЭП2К в кривой рельсового пути первая по ходу тележка, вероятнее всего, имеет свободную установку, а вторая тележка - хордовую установку. При этом происходит прижатие средних (второй и пятой) колесных пар трехосных тележек к внутреннему рельсу. Наибольшие затраты энергии на преодоление сил фрикционного трения в контакте второй и пятой колесных пар с гранью внутреннего рельса (следовательно, и наибольший износ гребня бандажа) возникают при движении электровоза ЭП2К в кривых с радиусами 350-400 м.
В статье представлены результаты исследования непланового ремонта электровозов серии 2ЭС6, выведенных из эксплуатации из-за повреждений магнитной системы. На основе проанализированных данных установлено, что отклонения в токовых характеристиках якоря между двигателями смежных тележек являются индикатором возможной неисправности. Предложен алгоритм предиктивного выявления электрических повреждений тягового электродвигателя.
Повышение устойчивости функционирования системы тягового электроснабжения железнодорожного транспорта в целом и систем ее защит в частности включает анализ и прогноз электрических параметров. Статья посвящена решению актуальной задачи по подбору адекватного вероятностного закона распределения. Мотивацией для исследования стала выявленная в результате натурных измерений низкая сходимость экспериментальных данных с широко используемым нормальным распределением. Проверяемая авторами гипотеза состоит в том, что применение Гауссовского закона распределения при вероятностной оценке пределов изменения параметров защит без рассмотрения других законов распределения является неадекватным и ведет к увеличению количества ошибок в работе терминалов защит фидеров контактной сети. На примере анализа величин тока, напряжения, угла сдвига фаз и входного сопротивления, определяемых терминалами защит фидеров контактной сети переменного тока, выполнен анализ трех наиболее распространенных законов распределения. Установленные закономерности позволили выбрать в качестве оптимального логнормальный закон распределения ввиду наилучшей сходимости с опытными данными. При вероятностных расчетах и прогнозе параметров защит фидеров контактной сети тяговых подстанций переменного тока использование логнормального закона распределения вместо нормального в перспективе может стать востребованным инструментом для отстройки защит от области нагрузочных характеристик и позволит исключить случаи неправильной их работы.
В статье рассмотрены два способа усиления действующего электрифицированного участка постоянного тока Свердловской железной дороги: 1) строительство промежуточных одноагрегатных подстанций; 2) замена основного силового оборудования более мощным и современным. Выполнено моделирование различных режимов работы системы тягового электроснабжения для заданного графика движения грузовых составов с локомотивами 4ЭС6 и 3ЭС6, проведено технико-экономическое сравнение двух вариантов, рассчитаны капитальные, эксплуатационные и приведенные затраты. На основании полученных результатов выбран более экономичный вариант и даны рекомендации по усилению действующего электрифицированного участка.
В статье представлен обзор литературных источников, посвященных проблеме повышенного износа гребней колес подвижного состава, в том числе сразу по нескольким отраслям - локомотивному, вагонному и частично путевому хозяйству железных дорог. Отдельно приведены работы по износу гребней колес в вагонном хозяйстве, в которых эта проблема анализируется в зависимости от условий эксплуатации, конструктивного исполнения и технического состояния подвижного состава, а также от условий содержания пути. Показано, что износ гребней колес локомотивов по многим нюансам схож с износом гребней колес вагонов, но имеет и свою специфику.
Несмотря на меры, принимаемые на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов, в том числе наличие на вагонах-цистернах средств физической защиты в виде предохранительных дуг, случаются аварии, приводящие к техногенным катастрофам. Поэтому изучение прочности таких средств защиты остается актуальной задачей. В статье на основе обзора патентных источников и с использованием двухфакторной методики, разработанной на кафедре «Вагоны» УрГУПС, представлены результаты численных экспериментов по оценке напряженно-деформированного состояния 19 вариантов дуг безопасности и их воздействия на оболочку котла цистерны, а также даны рекомендации по выбору наиболее рационального их конструктивного исполнения.
Внутрирегиональные железнодорожные пассажирские перевозки сталкиваются с серьезными вызовами, обусловленными ростом автомобилизации, развитием альтернативных видов транспорта и изменением транспортного поведения пассажиров. В частности, пригородное железнодорожное сообщение испытывает нарастающее конкурентное давление со стороны других видов транспорта, что сопровождается снижением пассажиропотока. Такая ситуация требует разработки мер, направленных на повышение привлекательности железнодорожного транспорта для пассажиров. В частности, железнодорожный транспорт должен обеспечивать наиболее удобное расписание для внутрирегиональных поездок. В статье предложена модель выбора расписания пригородных поездов, позволяющая максимизировать пассажиропоток на основе учета временных предпочтений пассажиров и затрат на внутригородские перемещения. Для калибровки модели использованы результаты социологического опроса, а также данные сотовых операторов о межмуниципальных перемещениях абонентов. Применение разработанной модели для направления Нижний Тагил - Екатеринбург показало, что она позволяет обеспечить повышение пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении.
В статье рассмотрена специфика стратегии развития железнодорожного транспорта, проанализировано влияние внешних и внутренних факторов, определяющих стратегические перспективы транспортного холдинга. Сформулированы требования, предъявляемые к формированию системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности транспортного холдинга, определены и проанализированы основные блоки бизнес-модели такой системы. Предложены методы адаптации алгоритмов формирования и внедрения системы сбалансированных показателей для железнодорожного транспорта.
Издательство
- Издательство
- УРГУПС
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- Юр. адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- ФИО
- Галкин Александр Геннадьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@usurt.ru
- Контактный телефон
- +3 (432) 212444_