Статья посвящена оценке эффективности динамических моделей энергооптимального движения поезда, построенных с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Сделан анализ мирового опыта, рассмотрены основные принципы работы, преимущества и недостатки подобных имитационных моделей, а также этапы исследований, выполненных в этой области научных знаний. Представлен алгоритм анализа эффективности движения поезда с точки зрения его энергооптимальности. Описан подход к компьютерному моделированию движения поездов по участку с использованием методов машинного обучения и искусственного интеллекта. Приведены данные экспериментальной оценки эффективности разработанного алгоритма. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов в области железнодорожного транспорта, а также для разработчиков новых технологий и методов оптимизации железнодорожных систем.
Идентификаторы и классификаторы
Статистическая модель динамики может приближенно заменить детерминированную модель, воспроизводящую электрические и механические процессы, происходящие в цепях питания тяговых двигателей, в механической части электровоза, связывающую условия движения (уклон пути, напряжение тяговой сети), параметры подвижного состава (вес, количество вагонов, длина состава) и выбираемые параметры работы тяговых двигателей с ускорением и скоростью движения. Согласно описанной выше концепции и разработанному алгоритму (рис. 2), выполнена имитация поездок по исследуемому железнодорожному тяговому плечу с его предварительным разбиением на короткие участки и использованием на этих участках тех токов двигателя электровоза и позиций, которые рекомендует модель принятия решений.
Список литературы
1. Мугинштейн Л. А., Илютович А. Е., Ябко И. А. Энергооптимальные методы управления движением поездов // Сборник научных трудов ОАО “ВНИИЖТ”, 2012. 79 с. EDN: QNXWZZ
2. Современная методология технического нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов локомотивами на тягу поездов / Л. А. Мугинштейн, А. И. Молчанов, С. А. Виноградов [и др.]. Москва: ВМГ-Принт, 2014. 144 с. EDN: VTZSNN
3. Мугинштейн Л. А., Илютович А. Е., Ябко И. А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2013. № 6. С. 3-13. ISSN 2223-9731. EDN: TOLGRR
4. Система АВ-РТ: курс на беспилотные технологии / М. В. Худорожко, И. А. Елисеев, С. А. Муров [и др.] // Локомотив. 2020. № 2 (758). С. 11-13. ISSN 0869-8147.
5. Никитин В. В., Шаряков В. А., Марков К. В. Имитационное моделирование параметров движения автономного подвижного состава городского пассажирского транспорта // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: материалы VIII всероссийской научно-технической конференции с международным участием, Омск, 14-15 ноября 2024 г. Омск: Изд-во ОмГУПС, 2024. С. 236-243. EDN: IEQURV
6. Бушуев С. В., Голочалов Н. С. Моделирование движения поезда на основе применения статистических данных // Инновационный транспорт. 2024. № 1 (51). С. 52-57. DOI: 10.20291/2311-164X-2024-1-52-57 EDN: NPCNMD
7. Бушуев С. В., Голочалов Н. С. Возможности применения машинного обучения для анализа движения поездов // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: материалы VIII всероссийской научно-технической конференции с международным участием, Омск, 14-15 ноября 2024 г. Омск: Изд-во ОмГУПС, 2024. С. 72-78. EDN: PIZGYU
8. Quaglietta E., Wang M., Goverde R. M. P. A multi-state train-following model for the analysis of virtual coupling railway operations // Journal of Rail Transport Planning and Management. 2020. Vol. 15. Paper 100195. DOI: 10.1016/j.jrtpm.2020.100195 EDN: AZZQVB
9. Scheepmaker G. M., Goverde R. M. P. Energy-efficient train control using nonlinear bounded regenerative braking // Transportation Research. Part C: Emerging Technologies. 2020. Vol. 121. Paper 102852. DOI: 10.1016/j.trc.2020.102852 EDN: BIOSZM
10. Shang M., Zhou Y., Fujita H. Deep reinforcement learning with reference system to handle constraints for energy-efficient train control // Information Sciences. 2021. Vol. 570. Pp. 708-721. DOI: 10.1016/j.ins.2021.04.088 EDN: ZYZYCA
11. Energy consumption analysis of trains based on multi-mode virtual coupling operation control strategies / S. Tian, F. Yan, W.-L. Shang [et al.] // Applied Energy, Elsever. 2024. Vol. 377. DOI: 10.1016/j.apenergy.2024.124684
12. Текущее состояние и перспективы развития систем энергооптимального управления электровозами 2ЭС6 / С. Г. Истомин, К. И. Доманов, А. П. Шатохин, И. Н. Денисов // Вестник ВНИИЖТ. 2024. Т. 83. № 3. С. 215-229. DOI: 10.21780/2223-9731-2024-83-3-215-229 EDN: CLCPOK
13. Проблемы сбора и расшифровки данных РПДА электровозов 2ЭС6 для построения динамических моделей энергооптимального движения локомотива в режиме реального времени / С. Г. Истомин, К. И. Доманов, А. П. Шатохин, И. Н. Денисов // Исследование и развитие рельсового и автомобильного транспорта: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 мая 2024 г. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2024. С. 19-22. EDN: VABEGO
14. Разработка технологии построения динамических моделей энергооптимального движения локомотива в режиме реального времени с применением методов и алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта / С. Г. Истомин, А. П. Шатохин, К. И. Доманов, И. Н. Денисов // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: материалы VIII всероссийской научно-технической конференции с международным участием, Омск, 14-15 ноября 2024 г. Омск: Изд-во ОмГУПС, 2024. С. 36-45. EDN: PJRWMM
15. Истомин С. Г., Лаврухин А. А., Ларин Е. С. Обоснование методики работы с данными РПДА и подготовки их к машинному обучению для построения динамических моделей энергооптимального движения локомотива // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов: материалы VIII всероссийской научно-технической конференции с международным участием, Омск, 14-15 ноября 2024 г. Омск: Изд-во ОмГУПС, 2024. С. 206-216. EDN: TSQLPG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблемам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, так как более 99 % грузов доставляются раньше установленного срока, что приводит к простоям вагонов и нарушению производственных процессов. Предложена методика прогнозирования срока доставки как случайной величины с учетом статистических данных, включая закон распределения, математическое ожидание и доверительный интервал. Приведены рекомендации по улучшению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок через информирование о вероятных сроках доставки, в том числе с использованием машинного обучения.
В статье рассмотрено моделирование движения поездов, следующих по технологии виртуальной сцепки, с учетом задержки времени передачи команды на управление торможением. Проведен краткий обзор существующих научных исследований в данной области, предложена математическая модель, описывающая процесс торможения двух поездов, движущихся по технологии виртуальной сцепки, с учетом временных задержек разности торможения ведущего и ведомого поездов. Выполнены аналитические расчеты и численное моделирование, представлены и проанализированы полученные результаты, обоснована необходимость учета временных задержек при управлении поездами, следующими по технологии виртуальной сцепки.
В статье представлены результаты исследования скорости движения транспорта по мере удаления от условного центра города в сторону периферии. Для пространственной оценки скорости сообщения использованы материалы геоинформационных систем, а также специальная методика разделения территории города на отдельные территории. Результаты исследования позволили выявить закономерности изменения средней скорости сообщения транспорта и ее распределение при заторах разного уровня, а также получить данные о средней скорости движения транспорта по всей сети города в различные часы суток.
В настоящее время существует необходимость увеличения пропускной и провозной способности Восточного полигона РЖД в целом и восточного участка БАМа в частности. Однако сложные по профилю пути перегоны участка и параметры системы тягового электроснабжения не позволяют с учетом размеров движения на 2030 г. реализовать необходимые межпоездные интервалы для поездов массой 7100 т. В связи с этим актуальной является разработка способов усиления системы электроснабжения указанного участка. В статье рассмотрены проанализированные при помощи компьютерного моделирования такие способы усиления, как увеличение сечения контактной сети, применение средств компенсации реактивной мощности, включение в параллельную работу силовых трансформаторов на тяговых подстанциях. Результаты моделирования позволили рекомендовать к использованию оптимальный вариант, обеспечивающий необходимую пропускную и провозную способность исследуемого участка.
В статье показаны преимущества использования RFID-контроля изоляторов воздушной линии электропередачи по сравнению с контактными, визуальными, оптическими, тепловыми, инфракрасными, механическими способами и методами диагностики. Эти преимущества заключаются в способности автоматизировать диэлектрический мониторинг изоляторов, в простоте монтажа-демонтажа, возможности технического обслуживания по состоянию, готовности поделиться техническими и эксплуатационными данными изделия, координировать маршрут следования до секунды благодаря привязке к месту установки. Представлена поэтапная разработка математического имитационного моделирования для координации оператора во время обхода. Использованы наблюдения и закономерности, установленные при опытно-промышленной эксплуатации RFID-контроля на действующих участках линий сигнализации, централизации и блокировки. Сделана оценка обобщенной вероятности успеха, подтверждена выбранная вероятность имитационного моделирования траектории движения оператора для попадания в зону действия RFID-индикаторов.
В статье приведены результаты теоретических исследований динамического вписывания экипажа электровоза ЭП2К в кривые рельсовой колеи и взаимодействия бандажей колесных пар и рельсов в горизонтальной плоскости при различной кривизне рельсового пути в плане. При движении электровоза ЭП2К в кривой рельсового пути первая по ходу тележка, вероятнее всего, имеет свободную установку, а вторая тележка - хордовую установку. При этом происходит прижатие средних (второй и пятой) колесных пар трехосных тележек к внутреннему рельсу. Наибольшие затраты энергии на преодоление сил фрикционного трения в контакте второй и пятой колесных пар с гранью внутреннего рельса (следовательно, и наибольший износ гребня бандажа) возникают при движении электровоза ЭП2К в кривых с радиусами 350-400 м.
В статье представлены результаты исследования непланового ремонта электровозов серии 2ЭС6, выведенных из эксплуатации из-за повреждений магнитной системы. На основе проанализированных данных установлено, что отклонения в токовых характеристиках якоря между двигателями смежных тележек являются индикатором возможной неисправности. Предложен алгоритм предиктивного выявления электрических повреждений тягового электродвигателя.
Повышение устойчивости функционирования системы тягового электроснабжения железнодорожного транспорта в целом и систем ее защит в частности включает анализ и прогноз электрических параметров. Статья посвящена решению актуальной задачи по подбору адекватного вероятностного закона распределения. Мотивацией для исследования стала выявленная в результате натурных измерений низкая сходимость экспериментальных данных с широко используемым нормальным распределением. Проверяемая авторами гипотеза состоит в том, что применение Гауссовского закона распределения при вероятностной оценке пределов изменения параметров защит без рассмотрения других законов распределения является неадекватным и ведет к увеличению количества ошибок в работе терминалов защит фидеров контактной сети. На примере анализа величин тока, напряжения, угла сдвига фаз и входного сопротивления, определяемых терминалами защит фидеров контактной сети переменного тока, выполнен анализ трех наиболее распространенных законов распределения. Установленные закономерности позволили выбрать в качестве оптимального логнормальный закон распределения ввиду наилучшей сходимости с опытными данными. При вероятностных расчетах и прогнозе параметров защит фидеров контактной сети тяговых подстанций переменного тока использование логнормального закона распределения вместо нормального в перспективе может стать востребованным инструментом для отстройки защит от области нагрузочных характеристик и позволит исключить случаи неправильной их работы.
В статье рассмотрены два способа усиления действующего электрифицированного участка постоянного тока Свердловской железной дороги: 1) строительство промежуточных одноагрегатных подстанций; 2) замена основного силового оборудования более мощным и современным. Выполнено моделирование различных режимов работы системы тягового электроснабжения для заданного графика движения грузовых составов с локомотивами 4ЭС6 и 3ЭС6, проведено технико-экономическое сравнение двух вариантов, рассчитаны капитальные, эксплуатационные и приведенные затраты. На основании полученных результатов выбран более экономичный вариант и даны рекомендации по усилению действующего электрифицированного участка.
В статье представлен обзор литературных источников, посвященных проблеме повышенного износа гребней колес подвижного состава, в том числе сразу по нескольким отраслям - локомотивному, вагонному и частично путевому хозяйству железных дорог. Отдельно приведены работы по износу гребней колес в вагонном хозяйстве, в которых эта проблема анализируется в зависимости от условий эксплуатации, конструктивного исполнения и технического состояния подвижного состава, а также от условий содержания пути. Показано, что износ гребней колес локомотивов по многим нюансам схож с износом гребней колес вагонов, но имеет и свою специфику.
Несмотря на меры, принимаемые на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов, в том числе наличие на вагонах-цистернах средств физической защиты в виде предохранительных дуг, случаются аварии, приводящие к техногенным катастрофам. Поэтому изучение прочности таких средств защиты остается актуальной задачей. В статье на основе обзора патентных источников и с использованием двухфакторной методики, разработанной на кафедре «Вагоны» УрГУПС, представлены результаты численных экспериментов по оценке напряженно-деформированного состояния 19 вариантов дуг безопасности и их воздействия на оболочку котла цистерны, а также даны рекомендации по выбору наиболее рационального их конструктивного исполнения.
Внутрирегиональные железнодорожные пассажирские перевозки сталкиваются с серьезными вызовами, обусловленными ростом автомобилизации, развитием альтернативных видов транспорта и изменением транспортного поведения пассажиров. В частности, пригородное железнодорожное сообщение испытывает нарастающее конкурентное давление со стороны других видов транспорта, что сопровождается снижением пассажиропотока. Такая ситуация требует разработки мер, направленных на повышение привлекательности железнодорожного транспорта для пассажиров. В частности, железнодорожный транспорт должен обеспечивать наиболее удобное расписание для внутрирегиональных поездок. В статье предложена модель выбора расписания пригородных поездов, позволяющая максимизировать пассажиропоток на основе учета временных предпочтений пассажиров и затрат на внутригородские перемещения. Для калибровки модели использованы результаты социологического опроса, а также данные сотовых операторов о межмуниципальных перемещениях абонентов. Применение разработанной модели для направления Нижний Тагил - Екатеринбург показало, что она позволяет обеспечить повышение пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении.
В статье рассмотрена специфика стратегии развития железнодорожного транспорта, проанализировано влияние внешних и внутренних факторов, определяющих стратегические перспективы транспортного холдинга. Сформулированы требования, предъявляемые к формированию системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности транспортного холдинга, определены и проанализированы основные блоки бизнес-модели такой системы. Предложены методы адаптации алгоритмов формирования и внедрения системы сбалансированных показателей для железнодорожного транспорта.
Издательство
- Издательство
- УРГУПС
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- Юр. адрес
- 620034, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Колмогорова, дом 66
- ФИО
- Галкин Александр Геннадьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@usurt.ru
- Контактный телефон
- +3 (432) 212444_