В статье предложена интерпретация редко привлекаемого для анализа стихотворения Иосифа Бродского «Воротишься на родину. Ну что ж…» (1961). Показано, что мотив возвращения на родину у Бродского подчеркнуто ориентирован на «Возвращение на родину» и «Русь советскую» С. Есенина, в 1924 году по возвращении из Америки сформулировавшего искреннее поэтическое признание в крайнем одиночестве, пережитом им на родине («Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…»). Бытующее представление о несходстве поэзии Бродского и Есенина ставится под сомнение. Текстом-референтом М. Цветаевой названо стихотворение «Тоска по родине. Давно…» (1934). Утверждается, что с течением времени диалогическая интеракция текстов сопровождалась эмоционально-смысловой перекодировкой, затекстовые смыслы в стихах Бродского прирастали.
Идентификаторы и классификаторы
Стихотворение И. Бродского «Воротишься на родину. Ну что ж…» хорошо известно и популярно, нередко упоминается в критических обзорах [см.: 1; 5; 7; 9; 10; и др.], однако в литературоведческих работах, как правило, встраивается в перечисли тельный ряд других поэтических текстов Бродского, само по себе не становится объектом исследования, ученые обходят его вниманием.
Список литературы
1. Богданова О. В., Власова Е. А. Поэтические миры Иосифа Бродского. - СПб.: Алетейя, 2022. - 174 с. EDN: ZAIXGE
2. Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. - Т. 1. - СПб.: Пушкинский фонд, 1998. - 304 с.
3. Бродский И. Стихотворения и поэмы. - Washington; NY: Inter-language literary associates, 1965. - 236 с.
4. Вертинский А. “Дорогой длинною…” - М.: Астрель, 2012. - 623 с.
5. Гордин Я. Рыцарь и смерть, или Жизнь как замысел. - М.: Время, 2010. - 256 с.
6. Есенин С. Собрание сочинений: в 2 т. - Т. 1. М.: Советская Россия; Современник, 1990. - 480 с.
7. Лосев Л. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 447 с. EDN: QTHOML
8. Нестеров А. О структуре цикла И. Бродского “Июльское интермеццо” // Развитие средств массовой коммуникации и проблемы культуры: сборник. - М.: Университет Н. Нестеровой, 2001. - С. 124-131.
9. Плеханова И. И. Изображение трагического: метафизическая мистерия Иосифа Бродского: автореф. дис. … д-ра филол. наук. - Томск, 2001. - 40 с. EDN: QDQXAV
10. Полухина В. Иосиф Бродский. Жизнь, труды, эпоха. - СПб.: Издательство журнала “Звезда”, 2008. - 528 с. EDN: QTWOBR
11. Сан-Торас. Мисc Вселенная и Бродский. Итальянские дневники / Сан-Торас. - URL: https://stihi.ru/2011/02/10/8995.
12. Цветаева М. Собр. соч.: в 7 т. - Т. 2. - М.: Терра, 1997. - 592 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье описывается метод терапевтических метафор и основные проблемы их конструирования. Предлагается к осмыслению феномен логотерапевтической метафоры, в основе которого лежат идеи логотерапии и описываемые в рамках этого направления подходы к выявлению смысла. Раскрываются возможности логотерапевтического подхода в обнаружении связующей стратегии. Феномен смысл осмысляется как связь, соединяющая человека с актуальной ценностью в любой точке социо-пространственно-временного континуума. Корректно составленная логотерапевтическая метафора способствует самодистанцированию и самотрансценденции клиента, помогает ему вывить ценности и воспринимать ситуацию более масштабно, цельно и объективно, почувствовать и освоить свое «свободное пространство», отличить его от «пространства судьбы». Метафора позволяет клиенту обозначить свою позицию относительно происходящего, способствует выявлению смыслов и возможностей их реализации. Приводятся примеры логотерапевтических метафор.
В статье рассматривается важная для современной России тема соотношения теологии и философии в фундировании мировоззрения современного человека. Опора делается на работы основателей немецкой философии существования. Значительную часть этих текстов составляют рукописи Карла Ясперса. Анализируются также имеющие отношение к теме «Философская онтология и теология» работы «позднего» Хайдеггера.
Технологии машинного обучения существенно расширяют возможности человека в области предсказания ольфакторных свойств веществ на основе их химической структуры, однако полученные данные носят вероятностный характер и допускают субъективизм, поскольку ключевым интерпретатором ольфакторных стимулов является человек. Способность искусственных нейронных сетей к самоорганизации, развитию и целенаправленному поведению позволяет говорить об их сходстве с живой материей, в связи с чем актуальным становится вопрос о границах ответственности за принятие решений на основе результатов обработки ольфакторной информации искусственным интеллектом.
В статье осуществляется попытка интерпретации учения Аристотеля о двух умах, представленного им в трактате «О душе». Автор статьи рассматривает претерпевающий ум как необходимое условие для обнаружения деятельным умом самого себя в акте рефлексии. Представленные автором статьи положения о двух умах подкрепляются соответствующими фрагментами из общего учения Аристотеля о душе с целью согласования выводов с целостным пониманием души у Аристотеля.
В статье рассматривается эсхатология Достоевского. Показано, что Достоевский создал художественную модель «внутреннего апокалипсиса» в человеке, которая показывает неизбежность апокалипсиса как имманентного конца истории. Внутренняя безысходность «мира Достоевского», отсутствие в нем преображения героев толкает писателя к мечте об «идеальном обществе» (ересь хилиазма), которое может быть построено на основе христианской любви. С другой стороны, эта ересь в секулярной форме «социализма» духовно разоблачается писателем. Модель «ротшильдовского» человека, имевшая прецеденты в мировой литературе, именно у Достоевского обрела свой метафизический, «шекспировский» масштаб и задала масштаб его преодоления в виде духовного преображения человека в свете христианского идеала. Тема эсхатологии очень важна и для понимания внутренних смысловых пределов «мира Достоевского».
Статья посвящена экзистенциальному анализу жизненного подвига С. Н. Булгакова как человека, прошедшего путь от атеизма к православию. Его личность представляет особый интерес как образец подвижнического пути духовного развития, как яркий образец русского человека, преодолевшего многочисленные духовные искушения и прошедшего путь от соблазнов марксизма к православию. Софиология о. Сергия трактуется как ценный для современного христианского сознания теологумен, представляющий собой ответ русского православного ума на обезбоживание мира, на картину мира как «автомата», управляемого мертвыми научными законами, в котором якобы нет ни Божией благодати, ни человеческой души. Это учение является плодом экзистенциального опыта его автора.
В статье раскрывается тема утраты близких и сопряженного с утратой горя. Вводятся и трактуются новые понятия: пограничное горевание, куб диагностики горя, октаэдр работы с горем и пси-карта горюющего. Патологическое горевание рассматривается как неизбежная необходимость экзистенциального моделирования скорбящим своей картины мира, требующего обращения к экзистенциальным категориям и духовно-религиозным ценностным смыслам. Подробно описана схема оказания помощи пережившим утрату - Порядок экзистенциального моделирования картины мира, включающий в себя семь этапов работы с горюющими. Представлены авторские упражнения.
В статье рассматривается эстетика одной из существенных сторон русской философской мысли, обозначенной как «ночная культура». Данное понятие заимствовано у прот. Г. Флоровского. В первой части мы возьмем во внимание философию, которая представляла собой прямое наследие и развитие «ночной культуры». При рассмотрении данной «культуры» в философии и литературе важно будет выделить, какой смысл приобретала для нее природа или женственность и почему защита земной «тварной» природы - ради которой софиологическое направление и создавалось - имела для русской мысли столь принципиальное значение, находя себе множество последователей. Вторая часть будет посвящена драматической составляющей эстетики «ночной культуры» в ракурсе русской литературы и публицистики.
Статья посвящена роли дистанции в коммуникации. Будучи измерен, показатель психологической дистанции может дать большое количество полезной информации: о наличии конфликта в группе, о темпераменте и жизнеспособности личности. Это заставляет нас уделять особое внимание данному показателю при исследовании личности. Для этой цели нами была разработана концепция теста «Краткий опросник уровня социальной адаптации».
В статье поднимается вопрос о специфике понятия «социалистический реализм» в аспектах восприятия веры и ее интерпретации в пределах текстов, канонизированных рамками теории и практики соцреализма.
В статье рассматриваются особенности функционирования разноуровневых повторов в поэзии Бродского в разные периоды творчества поэта.
В статье осуществляется анализ переводного рассказа Ивана Бунина «Святочный вечер» (1931), вошедшего в цикл «Провансальские пересказы». Автор работы выявляет основные причины, которые заставили Бунина обратиться к чужому фольклору, к народному эпосу Прованса, определяют скрытые интенции, двигавшие писателем при создании переводного текста. В частности, автор обращает внимание на тенденцию диффузии в «пересказе» Бунина и устанавливают знаки внедрения в провансальский текст мотивов и речестилевых формул русского фольклора.
В работе на материале стихотворения «Горение» исследуется семантико-символический комплекс (Персей, Медуза Горгона, Флоренция и др.) и образ Б. Челлини в рамках выделения в творчестве И. А. Бродского сверхтекстового единства. Выделенное стихотворение изучается в единстве его содержательных и поэтологических особенностей, а также особенных функций, что вместе позволяет считать его смысловым центром. Отмечается связь образа Бенвенуто Челлини не только с итальянским, но и с петербургским текстом в поэзии Бродского.
В работе на материале стихотворения И. Бродского «Я был только тем, чего…» исследуется семантикосимволический комплекс сверхтекстового единства, возникающего в рамках творчества поэта. Выделенное стихотворение рассматривается как смысловой центр сверхтекстового единства и изучается в единстве его содержательных и поэтологических особенностей, а также его особых поэтических функций.
В статье рассмотрен поэтический цикл И. Бродского «Мексиканский дивертисмент» (1975). Ранее исследователи изолированно рассматривали одно или другое стихотворение цикла (напр., «Гуернавака», «1867», «Мексиканский романсеро»), в данной работе актуализирована проблема цельности всего лирического произведения, поднят вопрос о взаимосвязи отдельных циклических текстов. Показано, как одни и те же характеры (император Максимилиан, Хуарец, лирический герой), образы (утки, попугай, ящерка, рак и др.), мотивы (одиночество, смерть, бред), детали (М/Ж, геометрия фигур и др.), слова и знаки (эксплицированные и имплицированные) переходят из текста в текст, обеспечивая единство всего многообразия мелодических «картин» дивертисмента.
В статье рассматривается вариант мифа о сотворении мира, первоначально представленный в эпосе финно-угорского народа «Калевала», но на нынешнем этапе переработанный и расширенный современной вепсской писательницей и музыкантом Марьей Ульдине (Marja Üldine). В работе показано, по каким параментрам трансформирован классический миф, и рассмотрено, в чем смысл и характер адаптации известного финно-угорского сюжета. Поставлен вопрос о возможности современной переработки фольклорного материала и сделан вывод о перспективности развития традиционных мотивов в современной вепсской литературе и особенно в детской литературе, ориентированной на формирование национальной идентичности «малого» коренного народа Северо-Запада России.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
В статье рассматривается одно из ранних стихотворений Иосифа Бродского - «Глаголы» - и предлагаются размышления о социальной составляющей текстов поэта в начале его творческого пути. Показано, что, в отличие от поздней философически ориентированной поэзии, в раннем творчестве поэта были отдельные попытки создания и социальных стихов. Уникальный опыт такого рода поэзии в лирике Бродского заставляет приглядеться к тексту «Глаголов» внимательнее.
В статье представлен анализ мотивов христианства в поэтической системе Иосифа Бродского. Предметом осмысления стал религиозный опыт Бродского как факт его творческой биографии. Рассмотрено место христианской доктрины в размышлениях Бродского о поэзии. Проанализированы некоторые особенности бытования христианских тем, мотивов и образов в лирике Бродского.
Издательство
- Издательство
- АНО ВО РХГА, РХГА, АКАДЕМИЯ ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- Юр. адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- ФИО
- Богатырёв Дмитрий Кириллович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rhga.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 5713075
- Сайт
- https://rhga.ru