В статье рассматриваются проблемы проведения практических и лабораторных работ в курсе«Алгоритмы и структуры данных» при подготовке будущих ИТ-специалистов дневного отделения в условиях перехода на онлайн обучение во время пандемии. Особое внимание уделяется методике изучения различных структур данных как базы подготовки разработчиков информационных систем. Предлагается методика проведения онлайн занятий с использованием презентаций. Выделяются основные компоненты при подготовке презентаций. В рамках дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» студент должен выполнить семь лабораторных работ. Каждая лабораторная работа - это программный проект, для выполнения которого требуется несколько занятий. Во время этих занятий вырабатывается структура проекта и последовательно увеличивается количество создаваемых классов-подпрограмм для решения поставленной задачи. Показано, как вовлечение студентов в совместное программирование может поднять лабораторные программные проекты на уровень проектов Scrum. Анализируется проектный метод, и приводятся некоторые результаты применения предложенной методики при ведении практических и лабораторных занятий.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Дисциплину «Алгоритмы и структуры данных» много лет преподают в Нижегородском университете им. Н. И. Лобачевского в третьем и четвертом семестрах студентам, обучающимся на профильных специальностях [1]. Лекционный курс сопровождается практическими и лабораторными занятиями [2]. За время существования курса сменялись поколения компьютеров, языки программирования, используемые на практике, и интегрированные среды для разработки программного обеспечения. За это время развивались не только формальные методологии разработки программ – структурное программирование, объектно-ориентированное программирование и другие, – но менялись и требования к конечному продукту при его промышленной разработке, и этого нельзя не учитывать, обучая программированию. Требования к конечному продукту породили изменения требований к проектировке программных продуктов. Появилась новая дисциплина, и даже новая специальность – «Программная инженерия». В профессиональном сообществе в последние годы при разработке программных проектов исходят из гибких, итеративных методологий, основанных на идеологии Agile, которая описана в электронном ресурсе Agile Manifesto [3]. Agile предлагает следовать некоторым ценностям, которые помогают разработчикам отбросить второстепенное, и сосредоточиться на главном, применять наиболее простые решения, эффективно взаимодействовать между собой и с заказчиком, адекватно реагировать на изменения. Команда разработчиков должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы.
Список литературы
1. Стронгин Р.Г., Гергель В.П. и др. Методы программирования 1. Программа общего курса и описания лабораторных работ. Часть 1. - Н.Новгород: ННГУ, 1999, 151 с.
2. Барышева И.В., Мееров И.Б., Сысоев А.В., Шестакова Н.В. Лабораторный практикум (по программе “Алгоритмы и структуры данных”): учебно-методическое пособие. 2017. - 105 с. Фонд образовательных электронных ресурсов ННГУ №1438.17.06 http:www.unn.ru/books/met_files/Pract_ADS.pdf.
3. Agile Manifesto. [Электронный ресурс] - URL: https://www.agilealliance.org/agile101/ (дата обращения: 04.07.2021).
4. Методология управления проектами SCRUM. [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/SCRUM (дата обращения: 04.07.2021).
5. Обзор Agile. Что это: методология, метод или философия? [Электронный ресурс] - URL: https://scrumtrek.ru/blog/agile-scrum/4029/metodologiya-agile/ (дата обр.: 04.07.2021).
6. Записи прямых трансляций около 700 уроков физики в специализированном физическом классе Ришельевского лицея города Одессы, [Электронный ресурс]- URL: https://www.youtube.com/channel/UCSdDqsIYf9v5UEWTNda1YBw (дата обр.: 04.07.2021).
7. Основы компьютерных наук и искусства программирования CS50 на русском (Гарвардский курс по основам программирования) [Электронный ресурс] //- URL: https://www.you tube.com/playlist?list=PLawfWYMUziZqyUL5Q DLVbe3j5BKWj42E5 (дата обращения: 04.07.2021).
8. Amber Settle, Arto Vihavainen, and Craig S. Miller. Research Directions for Teaching Programming Online [Электронный ресурс] - URL: https://www.researchgate.net/publication/2690953 18_Research_Directions_for_Teaching_Program ming_Online (дата обращения: 04.07.2021).
9. Баженова И.В. Методика проективно-рекурсивного обучения программированию студентов математических направлений подготовки: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. - Красноярск,2015. - 159 с. EDN: VJENGV
10. Бобков В.В. Реализация дифференцированного подхода в обучении студентов программированию с помощью дидактического технологического комплекса: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. - Красноярск, 2005. - 244 с. EDN: NNSSAR
11. Бордюгова Т.Н. Методические подходы к формированию компетенций в области программирования на основе реализации индивидуальной траектории обучения: на примере подготовки бакалавров по направлению “Педагогическое образование, профиль “Информатика”: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2011. EDN: QFRLYV
12. Калитина В.В. Формирование программно-алгоритмической компетентности бакалавров информационных направлений при обучении программированию: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. - Красноярск, 2015. EDN: ZPVTIB
13. Кирьякова И.В. Задачный подход в обучении основам программного обеспечения для развития продуктивного мышления будущего учителя информатики: дисс. канд. пед.: 13.00.02. - Омск, 2007. - 179 с. EDN: NOPIUT
14. Гергель В.П. Презентации по курсу “Алгоритмы и структуры данных”, Нижегородский университет, 2001-2019гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.itmm.unn.ru/most/prezentatsii-po-kursu-algoritmy-i-struktury-dannyh/ (дата обращения: 04.07.2021).
15. Барышева И.В., Козлов О.А. Формирование структурного мышления школьников в процессе обучения программированию в рамках школьного курса информатики // “Вопросы современной науки”: колл. науч. моногр. [под ред. Н.Р. Красовской]. - М.: Интернаука, 2016. Т.14. 978-5-990855144 - С. 112-129. ISBN: 978-5-9908551-4-4 EDN: WZAFJX
16. Барышева И.В., Козлов О.А. Проектный метод в изучении основ программирования студентами профильных специальностей // Педагогическая информатика. 2016. №4. С. 78-83. ISSN: 2070-9013. EDN: XDZTXV
17. Барышева И.В., Козлов О.А. Изменение роли и объема самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного изучения программирования //Педагогическая информатика. 2020. №4.С. 53-58. ISSN: 2070-9013. EDN: LVEEKB
18. Compiling Techniques by Bob Hopgood, 1969 [Электронный ресурс] URL: http://www.chilton-computing.org.uk/acl/literature/books/compilingtechniques/p002.htm (дата обращения: 04.07.2021).
19. Bennedsen J., Caspersen M.E. (2008) Exposing the Programming Process. In: Bennedsen J., Caspersen M.E., Kölling M. (eds) Reflections on the Teaching of Programming. Lecture Notes in Computer Science, vol 4821. Springer, Berlin, Heidelberg. DOI: 10.1007/978-3-540-77934-6_2
20. Барышева И.В. Практика по курсу “Алгоритмы и структуры данных”, 2021 [Электронный ресурс] URL: https://e-learning. unn.ru/course/view.php?id=8627 (дата обращения: 04.07.2021).
21. Барышева И.В., Козлов О.А Использование электронных ресурсов в методике изучения программирования // Электронные ресурсы в непрерывном образовании: Труды VI Междунар. науч.-метод. симпозиума ЭРНО-2017 (Адлер 24-27 сентября 2017 г.) Редкол.: В.И. Мареев, О.А. Козлов, М.И. Коваленко. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета. - 2017. -С. 64-68. ISBN: 978-5-9275-2489-1 EDN: ZHEFET
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья посвящена проблемам обучения профессионально-ориентированному чтению на этапе поэтапной работы с текстами студентов-магистрантов экономического профиля в электронной образовательной среде. В результате исследования показана обоснованность использования Интернет-сервисов для обучения чтению, обоснован выбор текстов для работы со студентами, а также разработана схема для обучения профессионально-ориентированному чтению на начальном этапе работы с текстом.
В данной статье анализируется ситуация, связанная с проблемой образования и особенно онлайн-курсов в настоящее время. Основные цели нашей работы - сравнить цифровое обучение до COVID-19 и после него, рассмотреть понятия «цифровизация образования», изучить и анализировать практики применения современных цифровых образовательных средств, способствующих наиболее эффективному процессу формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, изучить влияние стремительного внедрения информационно-коммуникационных технологий на концептуальные подходы перспективного развития изучения иностранных языков. Для того чтобы провести эффективный анализ развития цифрового языкового образования, применяются такие методы как сбор и накопление данных, наблюдение, анализ и сравнение. Большая часть работы посвящена развитию цифровых технологий в образовании, также упоминается роль пандемии в обучении иностранному языку.
В статье рассматриваются языковые особенности использования поэтического текста при обучении русскому языку и выделяются критерии работы с иностранными студентами на занятиях. Главнaя цeль исследования – пoстижение знaчения слoва, cовершенствование культуры рeчи, вырабoтка внимательногo отнoшения к слoву и настoящего вкусa к чтeнию у студентов. Данная цель не может быть достигнута без включения в процесс обучения русскому языку как иностранному поэтических произведений. В рамках исследования был определен алгоритм работы преподавателя при обучении аналитическому чтению. На примере стихотворения В. Брюсова «Конь Блед» разработаны приемы анализа поэтического текста для обучения иностранных студентов, которые, с одной стороны, позволяют отразить специфику данного типа анализа и, с другой стороны, демонстрирует возможности использования художественного текста при обучении русскому языку как иностранному на материале творчества русских поэтов. В рамках эксперимента иностранным магистрантам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого были предложены задания на основе работы с поэтическим текстом, согласно разработанному алгоритму. Предлагаемые блоки заданий необходимы для того, чтобы у студентов пополнялся лексический запас, студенты глубже понимали суть стихотворения – одни задания направлены на понимание смысла, другие группы заданий направлены на понимание темы, образов авторской позиции. Выделенные языковые особенности поэтического текста и критерии работы на занятиях с иностранными студентами при обучении русскому языку, а также этапы алгоритма работы с поэтическим текстом могут быть полезны в практике обучения иностранных студентов.
В системе фразеологии компаративные фразеологизмы со словом как в русском языке и словом như во вьетнамском языке занимают значительное место. Русские и вьетнамские компаративные фразеологизмы с названиями природных явлений - ключ к пониманию культуры народа, его истории, представлений об окружающем мире. На основании анализа материала, собранного из различных толковых и фразеологических словарей русского и вьетнамского языков, из картотеки академического словаря вьетнамского языка, из художественной литературы, в этой статье мы намерены обратить большое внимание на освещение проблемы сопоставления русских компаративных фразеологизмов со словом «как» и вьетнамских эквивалентов со словом «như», обозначающих природные и стихийные явления.
Необходимость мониторинга качества подготовки морских специалистов определяется быстро развивающимися технологиями, внедряемыми в морской отрасли и в этой связи, растущими требованиями к уровню подготовки специалистов, обслуживающих эту отрасль. Несмотря на обязательные стандарты качества морского образования, установленные, прежде всего, международной морской организацией, а также национальными образовательными стандартами, вопрос продолжает оставаться открытым, так как процесс этот бесконечен, как бесконечен прогресс. Поэтому идея подготовки специалиста, готового к выполнению постоянно возникающих новых задач, не теряет своей актуальности. В статье предложены принципы организации мониторинга качества образовательного процесса, позволяющие не только обеспечить его целостность с учётом материально-технического, научного, методического и правового обеспечения, но и реализовать процесс мониторинга с учётом своевременного информирования о текущих результатах с целью необходимой корректировки данного процесса и внесения новых вводных для получения реальной картины мониторинга. В предложенной статье также уделено внимание мониторингу качества дистанционного обучения, набирающему популярность, показаны трудности его организации и предложены способы их преодоления. Высказана мысль о создании научной лаборатории, целью которой будет создание специально разработанного учебно-методического комплекса, способного обеспечить вариативность содержания процесса мониторинга с помощью различных способов оценки уровней сформированности компетентности будущих морских специалистов, а также интерактивность взаимодействия субъектов образовательного процесса для контроля результатов обучения, дистанционного, в том числе.
В статье описываются особенности развития рефлексии у молодых врачей - медицинских координаторов, в рамках изучения дисциплины «Педагогика», которая ориентирована на навыки компетенций в области здоровьесберегающего поведения, проведение просветительской деятельности, традиционность традиционности, обучение по вопросам лечения, профилактики и реабилитации с пациентами и их ближайшим окружением. Рефлексивное осознание собственной педагогической деятельности признано одним из ключевых факторов формирования профессиональной педагогической позиции молодого врача. Описаны методы развития рефлексии в области профессиональной деятельности и раскрыты ее педагогические аспекты, к которым относятся анализ кейсов, заполнение дневников профессиональной деятельности, составление эссе, применение ролевых игр с элементами психодраматического метода, а также ответы на опросники, разработанные таким образом, чтобы стимулировать педагогическую рефлексию молодого врача. По результатам опроса 82 учащихся-педагогов было установлено, что большинство координаторов имели неразвитые представления о сути деятельности врача и не реализовывали различные ее элементы в своей деятельности, либо выполняло какие-то ее элементы бессистемно. В то же время небольшой процент обучающихся (3%) самостоятельно интересовался вопросами, самостоятельно взаимодействовал с пациентами, изучая клинико-психологическую литературу. Проведенный рефлексивный анализ профессиональной деятельности становится обязательным этапом в изменении педагогической позиции молодого врача, в частности, мотива повышения к обучению в педагогике и приводит к соотнесению содержания курса с представлением практической сферы, проводимой в клинике.
Издательство
- Издательство
- СПбПУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 195251, г.Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29
- Юр. адрес
- 195251, г.Санкт-Петербург, ул. Политехническая, дом 29
- ФИО
- Рудской Андрей Иванович (Ректор)
- E-mail адрес
- office@spbstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 2972077
- Сайт
- https://spbstu.ru