Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма актуализирована в документах федерального и регионального уровня, таких как Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018– 2024 годы и Дорожная карта по вопросам развития в Иркутской области системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на 2025–2027 годы. Реализация федеральных программ, предполагающих профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, положительно влияет на безопасность дорожного движения, однако, как показывает статистика, проблема детского травматизма ещё остаётся очень острой и требует дополнительного изучения. В связи с этим было проведено констатирующее исследование с целью выявления актуального состояния ключевых показателей системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях Иркутской области. В статье представлено описание проведённого исследования, полученных результатов и рекомендаций для дальнейшей работы по реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования в сфере безопасности дорожного движения с учётом статуса участника дорожного движения и новых форм индивидуальной мобильности.
Материалы и методы. В процессе исследования решались следующие задачи: анализ научных публикаций, опыта образовательных организаций и нормативно-правовой документации по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; исследование актуального состояния ключевых показателей системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях Иркутской области, в том числе в ходе реализации ими программ внеурочной деятельности и дополнительного образования в школах; анализ результатов анкетирования и подготовка рекомендаций для оптимизации системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Иркутской области. Исследование осуществлялось по двум направлениям: анкетирование, позволяющее оценить наличие и количество таких специализированных программ в системе внеурочной работы и дополнительного образования детей; наличие в этих программах тематики безопасности управления транспортными средствами, а также статуса специалистов, реализующих эти программы, и экспертиза методов реализации этих программ по выделенным выше показателям, таким как проблемность, рефлективность, использование игр и ИКТ, а также социального партнёрства и открытой среды.
Результаты исследования. По итогам работы были получены следующие результаты: специальные программы, обеспечивающие профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, реализуются во всех исследуемых школах; доля школьников, посещающих занятия по программам обучения безопасности дорожного движения, составляет примерно 45 % от общего количества обучающихся школьников на 2024/25 учебный год; занятия по программам обучения безопасности дорожного движения проводят учителя, а также педагоги совместно с сотрудниками ГИБДД; все программы включают в себя проблемно ориентированные и рефлексивные техники обучения, а также различные формы социального партнёрства и работы с родителями, но в большинстве случаев эти направления работы имеют разовый, внесистемный характер.
Обсуждение и заключение. В целом система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма соответствует современным требованиям и трендам развития по содержанию и методам реализуемых программ, по статусу привлекаемых педагогических кадров и по результативности, однако необходима целенаправленная работа по восполнению дефицита программ на уровне основного и среднего общего образования, разработке сквозных программ, которые будут на каждом уровне соответствовать возрастным психологическим особенностям детей и отражать социальные аспекты каждого возраста.