Актуальность статьи состоит в том, что впервые рассматриваются вопросы подготовки будущих журналистов к информационно-аналитической работе по оценке проблематики союзничества/партнёрства в сфере международных отношений. Научная новизна заключается в разработке и апробации экспериментальной методики применения информационно-аналитических таблиц оценки эффективности существующих международных союзов/объединений в развитии аналитических компетенций в международной сфере у будущих журналистов и медиакоммуникаторов.
Материалы и методы. На основе анализа научных публикаций и личного опыта автора констатируется важная роль средств массовой информации в межгосударственных отношениях, что требует особого внимания к развитию необходимых компетенций, прежде всего аналитических, в ходе обучения журналистов и специалистов по медиакоммуникациям как будущих акторов международных контактов. В статье раскрываются дидактика и образовательные технологии развития аналитических компетенций обучающихся, характеризуется содержание информационно-аналитических задач в сфере международного сотрудничества. Описываются технологии обучения анализу моделей, категорий, базовых ориентаций сотрудничества/ партнёрства между государствами, эффективности и эфемерности заявленных обязательств; принципы формальных и неформальных (ситуационных) партнёрских отношений. Характеризуются особенности дидактики развития у обучающихся умений анализа информации на предмет достоверности, значимости, согласованности, полноты, возможности её использования для решения конкретной информационно-аналитической задачи; навыков техники интерпретации данных на примере кейсов источников информации; навыков техники построения предположений, объясняющих основные факты; навыков понимания и применения правовых регламентов доступа к источникам информации по видам источников для различных информационно-аналитических задач. Анализируются результаты апробации экспериментальной методики применения в целях развития аналитических компетенций будущих журналистов и медиакоммуникаторов информационно-аналитических таблиц оценки эффективности существующих международных союзов/объединений в целом и партнёров России в частности.
Результаты исследования. Рекомендуется ввести курс с использованием разработанных автором информационно-аналитических таблиц оценки эффективности существующих международных союзов/объединений в программу обучения всех журналистов и специалистов по медиакоммуникациям и в практику их исследовательской и проектной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Мировое сообщество в ХХI столетии продолжает развиваться в условиях коренных перемен в международных отношениях, основным трендом которых становится смена однополярного мира на многополярный. Само понятие многополярности в основе своей подразумевает наличие нескольких центров влияния: политических, военных, экономических, социальных и т. д., что автоматически ведёт к росту различных союзов, блоков, альянсов, коалиций и других международных, межнациональных объединений. Проблематика союзничества достаточно разработана в научных трудах И. А. Истомина, М. А. Сучкова, М. С. Ходынской-Голенищевой, А. В. Воробьева, А. Н. Михайленко, А. Ш. Нурхана, А. В. Левченко, Г. А. Ходырева, И. В. Фомина и др. [1–8] и рассмотрена с разных сторон: политические аспекты, военные, экономические, региональные, религиозные и т. д. Наиболее значимым исследованием можно считать коллективную монографию учёных МГИМО МИД РФ «Стратегии союзничества в современном мире: военно-дипломатический инструментарий международно-политической конкуренции» [1].
Список литературы
1. Байков А. А., Болгова И. В., Истомин И. А., Киреева А. А., Силаев Н. Ю., Соколов А. П., Сучков М. А., Сушенцов А. А., Фомин И. В. Стратегии союзничества в современном мире: военно-дипломатический инструментарий международно-политической конкуренции. М. : МГИМО-Университет, 2021. 371 с.
2. Михайленко А. Н. Стратегическое партнерство и союзничество в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 9 (183). С. 9–21.
3. Сучков М. А., Ходынская-Голенищева М. С. Сравнительный анализ российских стратегий союзничества на Ближнем Востоке // Сравнительная политика и геополитика. 2021. Т. 12 № 1. С. 69–81.
4. Истомин И. А., Силаев Н. Ю., Сушенцов А. А. Стратегии союзничества континентальных и морских держав // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 4 (55). С. 42–62.
5. Воробьев А. В. Зарубежный опыт укрепления надежности стратегического партнерства и союзничества // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2023. Т. 13. № 1 (94). С. 263–272.
6. Нурхан А. Ш. От партнерства к союзничеству: что мешает двум странам достичнового уровня взаимодействия? // Азия и Африка сегодня. 2016. № 3 (704). С. 47–51.
7. Истомин И. А., Левченко А. В. Меняющаяся роль военно-политических альянсов после холодной войны // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2024. Т. 16. № 1. С. 51–92. DOI: 10.48015/2076- 7404-2024-16-1-51-92
8. Воробьев А. В. Сущность стратегического партнерства в международных отношениях // Этоносоциум и межнациональная культура. 2022. № 9 (171). С. 138–147.
9. Колокольцева Е. В. Роль средств массовой информации в формировании имиджа Российской Федерации в системе международных отношений [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. полит. наук : 5.5.4. М., 2023. 31 с. URL: https://dissovet.msu.ru/ download/b75275ac-3851-11ee-98d5-005056b96f20 (дата обращения: 03.03.2025).
10. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу : монография. М. : Проспект, 2023. 416 с.
11. Тормошева В. С. Международная коммуникация в политической мысли постмо- дерна: теоретический аспект // Вестник Пермского университета. Политология. 2016. № 3. С. 80–98.
12. Ryniejska-Kieldanowicz M. Cultural Diplomacy as a Form of International Communication [Electronic resource] : website. January 10, 2009. Institute for Public Relations. URL: http://instituteforpr.org/topics/cultural-diplomacy-international- communication (accessed: 21.12.2024).
13. Белозеров В. К. Международная политическая коммуникация в условиях цифровизации мирового развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 177–194. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-2-9
14. Большаков А. Г., Храмова Е. В. Политическая коммуникация в период международных бифуркаций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 2. С. 96–104. DOI: 10.5922/ sikbfu-2023-2-9
15. Петрищев Е.В. Развитие международных политических коммуникаций на постсоветском пространстве: тенденции и особенности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2021. № 2 (843). С. 116–128. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_2_843_116
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 42.03.2002. Журналистика [Электронный ресурс] : Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. № 524 (с изм. и доп. от 26.11.2020, 08.02.2021, 19.07.2022, 27.02.2023. URL: https://base.garant.ru/71709010/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 22.09.2024).
17. Агатова О. А., Латышев А. А. Нейросетевые технологии анализа информационного поля Вооруженных Сил России // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2024. № 4 (75). С. 126–137. DOI: 10.51944/20722516_2024_4_126
18. Волкова В. В. Профессиональная подготовка специалиста по рекламе и связям с общественностью в контексте будущего рынка труда // Образование 4.0: Конкуренция, компетенции, коммуникации и креатив : сб. науч. трудов по мат-лам VI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 1 апреля 2022 г.). М. : РГГУ, 2022. С. 44–49.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой теоретический обзор и систематизацию публикаций зарубежных авторов, посвящённых изучению специфики участия прародителей в системе семейных отношений, что позволило определить ключевые направления психолого-педагогической помощи, основывающиеся на научном анализе потребностей людей данной категории.
Материалы и методы. Исследование базируется на результатах теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме участия прародителей в семейных отношениях. Были изучены публикации, размещённые в электронных базах данных ResearchGate и Scopus за период с 2018 по 2023 г. В обзор были включены 50 работ по рассматриваемой проблеме, в которых представлены результаты исследований с участием 353 родителей и более 800 прародителей. Анализ проводился с учётом актуальных данных о межпоколенческом взаимодействии, роли прародителей в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и поддержке семей, воспитывающих таких детей.
Результаты исследования. Проведённый анализ научных статей позволил выявить наиболее существенные переменные, которые являются главными показателями степени участия прародителей в жизни семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. К таким переменным относятся: характер внутрисемейных отношений, характер функционирования семейной системы, отношение к болезни и особенностям психического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, качество жизни прародителей.
Заключение. Результаты обзора зарубежных исследований подчёркивают необходимость комплексного подхода к изучению проблемы и необходимости поддержки прародителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с учё- том их семейного контекста и индивидуальных потребностей. В качестве основных направлений, которые могут стать мишенями для психолого-педагогической работы, можно указать следующие: структура семьи, возрастной фактор, физическое и психологическое состояние семьи, ресурсы и поддержка семьи на каждом этапе, общественная поддержка.
В статье рассматриваются предпосылки и факторы развития медиакомпетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию дополнительной медиаобразовательной деятельности. Также автором описывается представленная модель дополнительной медиаобразовательной деятельности (педагог, ребёнок, родитель), позволяющая с точки зрения деятельностного подхода развивать медиакомпетентность у трёх субъектов, погружённых в медиадеятельность. Даны рекомендации по организации дополнительной медиаобразовательной деятельности в ходе работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Материалы и методы. Использовались материалы и исследования российских педагогов, психологов в области медиаобразования, применялись методы анализа, моделирования и проектирования, работы по формированию медиакомпетентности.
Результаты исследования. Практико-ориентированная составляющая работы заключается в сопоставлении автором результатов, полученных из практического опыта работы с детьми, обучающимися по адаптированным дополнительным общеразвивающим программам с использованием дополнительной медиаобразовательной деятельности. Также определены условия, необходимые для развития медиакомпетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена актуальной проблеме методики преподавания литературы – проблеме развития читательских и интерпретационных умений учащихся в контексте чтения произведений современных писателей. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения эффективных приёмов чтения и интерпретации произведений современных писателей в старших классах.
Цель статьи – выявление наиболее действенных приёмов анализа и интерпретации произведений современной русской литературы и обоснование необходимости включения в круг чтения школьников произведений Б. Екимова, обладающих высоким духовно-нравственным и патриотическим воспитательным потенциалом.
Материалы и методы. В статье представлен опыт проведения урока по рассказу Б. Екимова «Говори, мама, говори» в 11-м классе одной из школ г. Казани. На этом уроке преобладают диалоговые и рефлексивные технологии, при этом мы предлагаем сочетать традиционные методы и приёмы изучения эпических произведений с интерактивными технологиями обучения.
Результаты. Описан опыт проведения урока по творчеству Б. Екимова в школе. Теоретически обоснована возможность включения его прозы в круг чтения учащихся, потому что произведения Б. П. Екимова обладают высоким художественным потенциалом, а также позволяют проводить на уроках литературы, родной (русской) литературы и внеклассного чтения беседы об отношениях между родителями и детьми, о любви к своей Родине, к отчему дому, что способствует формированию нравственных качеств у старшеклассников.
Заключение. Автор делает вывод о необходимости изучения учащимися творчества Б. П. Екимова в школе, что позволяет актуализировать их личный жизненный опыт взаимоотношений с родителями. А применение рефлексивных, интерпретационных технологий анализа литературных текстов способствует формированию у учащихся познавательного интереса, читательских умений и устойчивых нравственных убеждений.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения одной из главных задач Федеральной образовательной программы основного общего образования по литературе 2022 года, связанной с приобщением обучающихся к наследию мировой художественной культуры. Исследование проведено в рамках выполнения научно-квалификационной работы – диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Освоение потенциала “вечных образов” учащимися 7–8-х классов на уроках литературы». Цель работы заключается в выявлении уровня представления о «вечном образе» Дон Кихота учащимися 7-х классов и поиске методических путей, способствующих его раскрытию и пониманию на дальнейших этапах школьного образования.
Материалы и методы исследования: анализ программ по литературе с целью изучения методических интерпретаций образа Дон Кихота; анкетирование учащихся 7-х классов для определения уровня знаний о Рыцаре Печального Образа.
Результаты исследования. Анализ программ и методических пособий по литературе позволяет сделать вывод о том, что роман «Дон Кихот» как одно из лучших произведений мировой литературы, источник нравственного и эстетического воспитания уже более 30 лет является программным произведением средней школы. При этом сложность понимания образа Дон Кихота, ограниченное количество часов, отведённое на знакомство с книгой Сервантеса в тематическом планировании, отсутствие современных методических разработок обусловливают необходимость решения вопроса об актуализации способов изучения романа о Дон Кихоте на уроках литературы. Как показало анкетирование обучающихся 7-х классов, школьники не читали роман до его изучения и ничего не знают о герое. Между тем образ Дон Кихота помогает лучше понять героев не только произведений русской классической литературы, но и литературы ХХ–ХХI вв. Актуальность романа подчёркивается и тем, что мироощущение рыцаря, созданного Сервантесом, близко мироощущению русского человека. Следовательно, в 7-х классах необходимо сформировать начальное представление об этом герое для дальнейшего развития «вечного образа» Дон Кихота в старших классах.
В Федеральной образовательной программе основного общего образования 2022 года на ознакомление с романом Сервантеса «Дон Кихот» отводится два часа. Исходя из поставленных задач, результатов анкетирования, характеристики современного школьника-читателя, анализа литературоведческих исследований, необходимо определить план работы с романом на уроках. На первом уроке рекомендуем познакомить обучающихся с эпохой, в которой жил Сервантес, и его биографией, поэтому следует отобрать самые яркие страницы жизнеописания испанского писателя. Для более глубокого осмысления исторической эпохи и содержания романа важно понять, кто такой рыцарь, и обсудить прочитанные дома главы первого тома (1–4, 6, 7). На втором уроке нужно обратиться к главам второго тома: 17, 27–29, 33–35, 42, 44, 45. Их анализ расширит представление обучающихся о Дон Кихоте, поможет понять, как изменился герой. Домашним заданием станет творческая работа «Каким я представляю Дон Кихота?».
Обсуждение и заключение. Анализ работ учащихся помогает выявить, как проявляется понимание школьниками ценностного потенциала «вечного образа» Дон Кихота. Исследование показывает, что в 8-м классе необходимо актуализировать значение образа при изучении классических и современных произведений. В 9-м классе следует снова обратиться к образу Дон Кихота при изучении комедии «Горе от ума», а в 10-м классе – статьи И. С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».
Представление об образе Дон Кихота будет накапливаться у учащихся постепенно благодаря читательскому опыту, сопоставительному анализу классических и современных художественных произведений. Целенаправленная работа на уроках литературы, внеурочная деятельность позволят обеспечить преемственность в освоении образа литературного героя, что будет способствовать включению его ценностного потенциала в культурно-мировоззренческое поле обучающихся.
Статья посвящена актуальной проблеме обучения школьников стратегиям работы с учебным текстом. Цель автора – представить отдельные результаты теоретико-эмпирического исследования, выполненного в рамках работы над диссертацией на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Стратегии работы с учебным текстом при изучении литературы в 5–6-х классах».
Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования стали работы, посвящённые специфике учебного текста (Т. В. Обласова, Н. Н. Сметанникова), стратегиям чтения учебного текста (Н. Н. Сметанникова, Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева), проблеме читателеведческой подготовки педагогов (А. М. Антипова, Н. А. Борисенко, В. А. Бородина, Е. О. Галицких, Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева, В. Ф. Чертов). В качестве методов исследования использовались: теоретический анализ научных источников; моделирование; анкетирование учителей начальной школы и учителей литературы, работающих в 5–6-х классах, на этапе констатирующего эксперимента; опытно-экспериментальная работа.
Результаты исследования. Анализ научных источников позволил определить специфику учебного текста, во многом обусловливающую инструменты работы с ним, подтвердил актуальность проблемы читателеведческой подготовки учителей и обоснованность идеи включения в систему подготовки современных педагогов практико-ориентированных читателеведческих дисциплин. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования учителей, помог определить степень их осведомлённости в области современных стратегий чтения, выявить основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги в практике своей работы. Предпринята попытка их систематизации: трудности, обусловленные спецификой учебного текста; трудности, связанные с подготовкой учителя; трудности, связанные с уровнем подготовки ученика как субъекта читательской деятельности.
Обсуждение и заключение. Теоретический анализ научной литературы, выявленные в рамках эмпирического исследования профессиональные дефициты педагогов, недостаточная разработанность в современных учебниках методического сопровождения чтения учебного текста, а также слабо выраженная преемственность в обучении стратегиям чтения между начальной и основной школой позволили разработать и апробировать научно обоснованную модель обучения стратегиям чтения учебных текстов при изучении литературы в 5–6-х классах с учётом принципа преемственности.
Статья посвящена жизненному и творческому пути Клавдии Владимировны Лукашевич, известной российской детской писательницы; в данной работе представлены сибирские сюжеты её произведений. Также в статье отражена деятельность Иркутского девичьего института, преподавательницей которого она была в 1885–1890 гг.
Материалы и методы. При подготовке статьи были использованы методы сравнительного анализа исторических источников, реконструкции исторического периода.
Результаты исследования. Представлена деятельность Иркутского девичьего института, биография его преподавательницы К. В. Лукашевич, её творчество. Введены в научный оборот и проанализированы архивные документы – переписка Лукашевич с композитором В. Д. Беневским, автобиография писательницы, записные книжки художника С. А. Виноградова. Эти материалы позволяют открыть некоторые новые факты в деятельности авторов, выявить определённые закономерности в развитии музыкальной культуры для детей рубежа XIX–ХХ веков, а также представить первоначальный этап творчества известного художника, его деятельность в качестве иллюстратора детских книг.
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма актуализирована в документах федерального и регионального уровня, таких как Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018– 2024 годы и Дорожная карта по вопросам развития в Иркутской области системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на 2025–2027 годы. Реализация федеральных программ, предполагающих профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, положительно влияет на безопасность дорожного движения, однако, как показывает статистика, проблема детского травматизма ещё остаётся очень острой и требует дополнительного изучения. В связи с этим было проведено констатирующее исследование с целью выявления актуального состояния ключевых показателей системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях Иркутской области. В статье представлено описание проведённого исследования, полученных результатов и рекомендаций для дальнейшей работы по реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования в сфере безопасности дорожного движения с учётом статуса участника дорожного движения и новых форм индивидуальной мобильности.
Материалы и методы. В процессе исследования решались следующие задачи: анализ научных публикаций, опыта образовательных организаций и нормативно-правовой документации по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; исследование актуального состояния ключевых показателей системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях Иркутской области, в том числе в ходе реализации ими программ внеурочной деятельности и дополнительного образования в школах; анализ результатов анкетирования и подготовка рекомендаций для оптимизации системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Иркутской области. Исследование осуществлялось по двум направлениям: анкетирование, позволяющее оценить наличие и количество таких специализированных программ в системе внеурочной работы и дополнительного образования детей; наличие в этих программах тематики безопасности управления транспортными средствами, а также статуса специалистов, реализующих эти программы, и экспертиза методов реализации этих программ по выделенным выше показателям, таким как проблемность, рефлективность, использование игр и ИКТ, а также социального партнёрства и открытой среды.
Результаты исследования. По итогам работы были получены следующие результаты: специальные программы, обеспечивающие профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, реализуются во всех исследуемых школах; доля школьников, посещающих занятия по программам обучения безопасности дорожного движения, составляет примерно 45 % от общего количества обучающихся школьников на 2024/25 учебный год; занятия по программам обучения безопасности дорожного движения проводят учителя, а также педагоги совместно с сотрудниками ГИБДД; все программы включают в себя проблемно ориентированные и рефлексивные техники обучения, а также различные формы социального партнёрства и работы с родителями, но в большинстве случаев эти направления работы имеют разовый, внесистемный характер.
Обсуждение и заключение. В целом система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма соответствует современным требованиям и трендам развития по содержанию и методам реализуемых программ, по статусу привлекаемых педагогических кадров и по результативности, однако необходима целенаправленная работа по восполнению дефицита программ на уровне основного и среднего общего образования, разработке сквозных программ, которые будут на каждом уровне соответствовать возрастным психологическим особенностям детей и отражать социальные аспекты каждого возраста.
Введение. Статья посвящена актуальной для современного школьного преподавания проблеме поиска новых путей изучения поэзии, мотивационных ресурсов анализа и интерпретации лирики на уроке литературы. В статье обсуждается важность изучения поэтических текстов в школе, обозначены сложности, с которыми сталкиваются подростки при восприятии стихов, и пути их преодоления. Авторами исследован интерес современных школьников к поэзии, разработан технологический инструментарий, помогающий читателю-подростку войти в художественный мир поэзии.
Материалы и методы. Учёные-методисты выделяют различные причины неоднозначного восприятия поэзии читателем-подростком, такие как отсутствие эмоционального опыта, недостаточность метафорического мышления, бедность ассоциаций. Авторы статьи также обращают внимание на изменения в интересах современных школьников, связанные с активным воздействием цифровой среды, что влияет на их восприятие поэтического текста. Для успешного и эффективного преподавания лирики современный учитель должен хорошо разбираться в природе поэтического слова, обладать высокой филологической культурой, владеть необходимым технологическим инструментарием, внимательно относиться к выбору поэтических текстов для изучения на уроке, которые могут увлечь подростка.
Результаты. Показаны возможные пути, способы и приёмы анализа и интерпретации лирики на примере произведений М. И. Цветаевой, одного из самых сложных для восприятия школьников поэтов Серебряного века. Предложена система работы, помогающая учащимся войти в художественный мир поэта через их личностный и рефлексивный опыт. В основе используемого инструментария – традиционные приёмы по развитию воображения, рефлексивные приёмы, герменевтические приёмы и приёмы технологии развития эмоционального интеллекта, такие как визуализация ключевых образов, этимологический анализ слова, создание ассоциативной цепочки на основе ассоциативно-смыслового развёртывания образа, визуализация чувств и эмоций при помощи иллюстративного ряда, создание текста на основе образной рефлексии, что способствует более глубокому осмыслению анализируемого произведения, рождает у обучающихся интерес к поэзии и помогает осознать её значимость для развития их внутреннего мира.
Заключение. Авторы делают вывод о необходимости поиска новых подходов к изучению поэзии и такого инструментария анализа поэтических текстов, который мог бы не только заинтересовать юного читателя, но и способствовать развитию его мыслей и чувств, познанию себя, открытию новых горизонтов в литературном мире.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ИРО
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664007, Иркутская обл, г Иркутск, Куйбышевский р-н, ул Красноказачья, д 10А
- Юр. адрес
- 664007, Иркутская обл, г Иркутск, Куйбышевский р-н, ул Красноказачья, д 10А
- ФИО
- Пономарёва Наталья Владимировна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://iro38.ru/