Проблема соотношения философии и риторики, которая широко обсуждалась в поздней античности, вновь становится актуальной в Византии в XI–XII веках. Задача данной статьи — определить, какую позицию по этому вопросу занимал Михаил Италик († до 1157 года), византийский учёный, ритор и философ-неоплатоник. Уже отмечалось, что в двух своих работах Италик сформулировал две противоположные точки зрения: в одной он утверждал, что философия бесполезна и намного уступает риторике, а в другой превозносил философию, способную не только исследовать абстрактные предметы, но и заботиться о человеческом благе. В статье анализируются эти и другие тексты, в которых Италик рассуждает о философии и риторике. Показано, что Италик отдавал предпочтение философии, но также высоко ценил красноречие. Сделан вывод, что идеал Михаила Италик, как и другие авторы того периода, был синтезом философской мысли и риторической элегантности. В его работах приводятся примеры, показывающие, как этот синтез реализовывался на практике. Этой позиции противоречит лишь одно небольшое эссе Италика, в котором он утверждает превосходство риторики над философией. Этот текст, довольно необычный в контексте позднеантичной и византийской традиции, вероятно, является примером риторической игры, не отражающей взглядов автора.
The problem of the correlation between philosophy and rhetoric, which was widely discussed in the late antiquity, regains relevance in Byzantium in the 11th – 12th centuries. The task of this article is to determine what position on this issue was held by Michael Italikos († before 1157), a Byzantine scholar, rhetorician and Neoplatonist philosopher. It has been already noted that in two of his works Italikos articulated two opposing views: in one he argued that philosophy is useless and far inferior to rhetoric, while in the other he exalted philosophy being capable not only of investigating abstract subjects but also of caring for the human good. The paper analyzes these and other texts in which Italikos argues about philosophy and rhetoric. It is demonstrated that Italikos awarded primacy to philosophy but also valued eloquence highly. It is concluded that the ideal of Michael Italikos, as well as other authors of that period, was a synthesis of philosophical thought and rhetorical elegance. Examples are given from his works, showing how this synthesis was realized in practice. This position is contradicted by only one small essay by Italikos, where he asserts the superiority of rhetoric over philosophy. This text, quite unusual in the context of the late antique and Byzantine tradition, is probably an example of rhetorical play that does not reflect the author’s views.
Идентификаторы и классификаторы
Как риторика соотносится с философией? Стоит ли философу заниматься красноречием? Прав ли был Платон, считавший риторику не искусством, а сноровкой и одним из видов угодничества? Все эти вопросы активно обсуждались позднеантичными авторами. Так, например, Дионисий Галикарнасский в предисловии к труду «О древних ораторах» выделил два вида риторики – древнюю и философскую и новую, невежественную и показную (Radermacher, Usener 1899, 1); Филострат, два века спустя, в «Жизнеописаниях софистов» тоже писал о «философствующей риторике», назвав так древнюю софистику (Kayser 1871, 1); Дион Хрисостом написал сатирическую речь «Против философов», до нас не дошедшую1; Элий Аристид сочинил речи «К Платону, в защиту риторики» и «К Платону, в защиту четырех» (Dindorf 1829, 1– 315), где постарался опровергнуть суждения Платона о риторике и четырех знаменитых ораторах, Мильтиаде, Фемистокле, Перикле и Кимоне, высказанные в диалоге «Горгий»; Порфирий, вероятно, ответил на эти речи в своем труде «К Аристиду», состоявшем из семи книг2; Синесий Киренский в речи «Дион» настаивал, что философу не то что не зазорно, а необходимо заниматься риторикой3. Вопрос обсуждался и в латинской литературе – здесь можно упомянуть, в первую очередь, Цицерона и его диалог «Об ораторе»4.
Список литературы
- Лосев, А.Ф, Асмус, В.Ф., Тахо-Годи, А.А., ред. (1990) Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 1. Москва: Мысль.
- Любарский Я.Н., Черноглазов Д.А., Абдрахманова Д.Р., пер. (2003) Михаил Пселл. Хронография. Краткая история. С.-Петербург: Алетейя.
- Черноглазов Д.А. (2022) “Максим Исповедник как эпистолограф: жанровый этикет в письмах византийского богослова VII в.”, Античная древность и средние века50: 205–223.
- Agapitos, P. A. (1989) “Michael Italikos: Klage an den Tod seines Rebhuhns”. Byzantinische Zeitschrift 82, 59–68.
- Aujoulat, N., Lamoureux, J., edd. (2004) “Synesius. Calvitii encomium”, in Synésios de Cyrène, Tome IV: Opuscules I. Paris: Les Belles Lettres, 48–90.
- Aujoulat, N., Lamoureux, J., edd. (2004а) “Synesius. Dion”, in Synésios de Cyrène, Tome IV: Opuscules I. Paris: Les Belles Lettres, 140–185.
- Behr, C.A. (1968), “Citations of Porphyry’s Against Aristides preserved in Olympiodorus”, The American Journal of Philology 89(2): 186–99.
- Browning, R. (1962) “Unpublished correspondence between Michael Italicus, Archbishop of Philippopolis and Theodore Prodromos”, Byzantinobulgarica 1: 279–297.
- Bruns, I., ed. (1887) Alexandri Aphrodisiensis praeter commentaria scripta minora. Berlin: Reimer.
- Criscuolo, U. (1975–1976) “Un opuscolo inedito di Manuele Karanteno o Saranteno”, Ἐπετηρὶς Ἑταιρείας Βυζαντινῶν Σπουδῶν 42: 218–221. Dindorf, W., ed. (1829) Aristides, Vol. 2. Leipzig: Reimer.
- Dodds, E.R. (1959) Plato: Gorgias. Α revised Text with Introduction and Commentary. Oxford: Oxford University Press.
- Dodds, E.R., ed. (1963) Proclus, The elements of theology. Oxford: Clarendon Press.
- Duffy, J. M., ed. (1992) Michaelis Pselli philosophica minora. Leipzig: Teubner.
- Duffy, J. (1995) “Reactions of Two Byzantine intellectuals to the Theory and Practice of Magic: Michael Psellos and Michael Italikos”, in H. Maguire, ed. Byzantine Magic. Washington, DC, 83–97.
- F. Kolovou, F., ed. (2006) Die Briefe des Eustathios von Thessalonike. München-Leipzig: K.G. Saur.
- Garzya, A., ed. (1984) Nicephori Basilacae orationes et epistolae. Leipzig: Teubner.
- Gautier, P., ed. (1972) Michel Italikos. Lettres et Discours. Paris: Institut Français d’Études Byzantines.
- Hunger, H. (1978) Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Bd. 1. München: Beck.
- Karlsson, G. (1962) Idéologie et cérémonial dans lʾépistolographie byzantine, Uppsala: Almquist & Wiksells.
- Kayser, C.L. ed. (1871) “Flavii Philostrati Vitae sophistarum”, in Flavii Philostrati opera, vol. 2, Leipzig: Teubner, 1–127.
- Kennedy, G.A. (1980) Classical Rhetoric and Its Christian and Secular Tradition from Ancient to Modern Times, London: Croom Helm.
- Kroll, W., ed. (1901) Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii. Vol. 2. Leipzig: Teubner.
- Λάμπρος, Σ.Π., ed. (1879) Μιχαὴλ Ἀκομινάτου τοῦ Χωνιάτου τὰ σωζόμενα. T. 1. Ἀθῆναι.
- Littlewood, A.R., ed. (1985) Michaelis Pselli oratoria minora. Leipzig: Teubner.
- Magdalino, P. (1993) The Empire of Manuel I Komnenos, 1143–1180. Cambridge: Cambridge University Press.
- Migne, J.-P., ed. (1857) Patrologiae cursus completus (series Graeca). Vol. 35, Paris: Migne.
- Μανάφης, Κ. (1972–1973) “Φιλολογικαὶ παρατηρήσεις εἰς τὸ ἔργον τοῦ Μιχαὴλ Ἰταλικοῦ”, Ἐπετηρὶς Ἑταιρείας Βυζαντινῶν Σπουδῶν 39–40: 464–475.
- Papadopoulos-Kerameus A., ed. (1913) “Euthymius Malaces. Epitaphius in Nicolaum Hagiotheodoritam metropolitam“, in Noctes Petropolitanae. St. Petersburg, 154–162.
- Papaioannou, S. (2007) “Language Games, Not the Soul’s Beliefs: Michael Italikos to Theodoros Prodromos, on Friendship and Writing”, in M. Hinterberger & E. Schiffer (eds.), Byzantinische Sprachkunst: Studien zur byzantinischen Literatur gewidmet Wolfram Hörandner zum 65. Geburtstag. Berlin, Boston: De Gruyter, 218–233.
- Papaioannou, S. (2012), “Rhetoric and the Philosopher in Byzantium,” in K. Ierodiakonou & B. Bydén (eds.) Essays in Byzantine Philosophy, Athens: The Norwegian Institute at Athens, 171–197.
- Papaioannou, S., ed. (2019) Michael Psellus, Epistulae. Berlin / Boston: De Gruyter. Podestà, G. (1947) “Le satire lucianesche di Teodoro Prodromo”, Aevum 21, 4–21.
- Radermacher, L., Usener, H., edd. (1899) “Dionysius Halicarnaseus, De antiquis oratoribus”, in Dionysii Halicarnasei quae exstant. Vol. 5. Leipzig: Teubner. P. 3–7.
- Renauld, É., ed. (1926–1928) Michel Psellos. Chronographie ou histoire d’un siècle de Byzance (976–1077). Paris: Les Belles Lettres.
- Saffrey, H.D., Westerink, L.G., edd. (1974) Proclus. Théologie platonicienne. Vol. 2. Paris: Les Belles Lettres.
- Trapp, M. (2020) “With All Due Respect to Plato: The Platonic Orations of Aelius Aristides”, Transactions of the American Philological Association 150(1): 85–113.
- Vickers, B. (1989) In Defence of Rhetoric. Oxford: Oxford University Press. von Arnim, J., ed. (1896) Dionis Prusaensis quem vocant Chrysostomum quae exstant omnia, Vol. 2, Berlin: Weidmann.
- References in Russian Chernoglazov, D.A. (2022) “Maximos the Confessor as a Letter Writer: Genre Etiquette in the Letters of the Seventh-century Byzantine Theologian”, Antichnaya drevnost’ i srednie veka 50: 205– 223 (in Russian).
- Ljubarskij, Ja.N., Chernoglazov, D.A., Abdrahmanova, D.R., transl. (2003) Michael Psellos. Chronography. Short History. SPb: Aletejja (in Russian).
- Losev, A.F., Asmus, V.F., Taho-Godi, A.A., ed. (1990) Plato. Works in four volumes. T. 1. Moscow: Mysl’ (in Russian).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Контакты Китая с греческим миром, как показано в предыдущих исследованиях, были обширными в хронологическом плане. Несомненно, они начались в древности и продолжались вплоть до развитого Средневековья (римское посольство в Китае династии Сун). Однако в отечественной и зарубежной научной литературе часто встречаются весьма сомнительные примеры связей между Дальним Востоком и греческой культурой. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них. Примечательно, что при изучении греко-китайских контактов часто приходится решать вопросы, касающиеся этнокультурной ситуации в «мире ранних кочевников». Последний простирался от Северного Причерноморья до Забайкалья и Ордоса. В статье также рассматривается проблема сопоставления «этнонимов» из нарративных источников с археологическими культурами, памятники которых были найдены на севере Китайской Народной Республики.
В статье рассматривается проблема атрибуции текстов, цитируемых Файласуфом аль-Фараби в его книге «Гармония двух мудрецов». Автор доказывает, что, вопреки мнению современных западных учёных (П. Адамсона, Ф. Циммермана), аль-Фараби хорошо знал хорошо известную исследователям вульгатную версию апокрифа «Теология Аристотеля», которую он использовал при работе над текстом «Гармонии…». Это также свидетельствует о том, что мыслитель время от времени обращался к фрагментам «Элементов теологии» Прокла, включённым в арабский корпус Аристотеля. Отдельно в статье обсуждается роль «Теологии» Псевдо-Аристотеля в становлении мистических учений восточных перипатетиков.
В статье рассматриваются две речи Максима Тирского, посвящённые активной и созерцательной жизни (XV–XVI). Параллели с другими авторами (Апулеем, Алкеновом) показывают, что эта тема стала популярной в платонической традиции. Максим использует хорошо проработанный материал, но применяет новую форму его изложения — двойные речи (disputatio in utramque partem). В этой статье представлен краткий обзор проблемы активной и созерцательной жизни, чтобы обозначить контекст, в котором следует рассматривать философские речи Максима. Несмотря на то, что в речах нет оригинальных идей, представляется интересным изучить использование платоновского материала и выбор диалогов, которые использовались для аргументации тезиса и антитезиса. Анализ речей показывает, как Максим использует диалоги «Горгий» и «Государство», заимствуя некоторые образы и тематические отрывки. «Апология Сократа» Платона занимает особое место в композиции шестнадцатой речи. Используя работу Платона в качестве образца, Максим пишет речь, которую Анаксагор мог бы произнести перед жителями Клазомен, защищая свой образ жизни.
В этой статье я рассматриваю концепцию материи — как первичной материи, так и физической материи мира, то есть элементов — в византийской философии XI века, а именно в трудах Михаила Пселла и Иоанна Итала. В частности, меня интересует, как концепция материи интерпретируется в связи с идеей сотворения и конечности мира. Я прослеживаю связь между философией XI века и позднеантичными дискуссиями о материи. Я сосредоточусь на аргументах Филопона против идеи вечности мира и его определении материи как трёхмерного протяжения, а также на анализе материи как принципа телесности у Симпликия. Однако для меня важно показать не только зависимость византийских философов от Филопона и Симпликия, но и их самостоятельность в определении философских терминов. Интеллектуальный горизонт мышления Михаила Пселла и Иоанна Итала, который влияет на подход этих философов к обсуждению физических концепций, отличается от горизонта поздней античной философии.
Размышления об интеллектуальных способностях и их правильном применении начинаются с разговора о божественном духе и человеческой душе. Гераклит, по-видимому, первым объяснил, что все высшие умственные способности основаны на этическом формировании. Таким образом, самосознание приводит, как это также видит Гегель, к нормативной социальности как своей трансцендентальной основе.
Настоящее исследование направлено на углубление понимания политической философии Ксенофонта, отражённой в исследовании Сократом экономических знаний в диалоге под названием «О экономике». В исследовании основное внимание уделяется шести традиционным составляющим ойкоса, или домашнего хозяйства (дом, вещи, рабы, земля, лошади и жена), которые тесно связаны с шестью аспектами человеческой жизни (удовольствие, порядок, власть, досуг, обогащение и образование), представленными идеальным джентльменом (богатым и успешным) Исократом и его учеником, (бедным и несчастным) философом Сократом. Это демонстрирует, как Сократ, изучая экономическое учение Исократа, радикально трансформирует его, одновременно показывая наиболее серьёзные возможности, лежащие в основе общепринятых представлений об экономической и политической жизни, а также присущие им ограничения в их реализации, которые угрожают подорвать (и действительно подрывают, в случае с Сократом) общепринятые представления о жизни.
В статье высказывается предположение о возможной отсылке к «Сатирикону» Петрония в романе Федерико Феллини «Брачное агентство» (Un’agenzia matrimoniale), который является частью фильма-антологии «Любовь в городе» (L’amore in città, 1953), снятого группой итальянских режиссёров. Итальянский кинорежиссёр неоднократно признавался, что открыл для себя Петрония ещё в годы учёбы в лицее в Римини. Автор статьи приводит аргументы, свидетельствующие о возможном влиянии Петрония на Феллини; он проводит параллели между древней историей ужасов, рассказанной вольноотпущенником Ницеросом на пиру у Тримальхиона (Сат. 61–62), и современной историей, созданной Федерико Феллини. Эти параллели в историях об оборотнях (versipellis), встречающихся в «Сатириконе» Петрония и в «Брачном агентстве» Феллини, являются правдоподобными совпадениями. Феллини выбрал историю об оборотне, которая, возможно, была навеяна романом Петрония, оказавшим на него большое влияние в юности. А история ужасов о ликантропе, рассказанная Ницеросом, несомненно, является одной из самых запоминающихся на «Пире Тримальхиона». Если предположение, высказанное в статье, верно, то «Брачное агентство» — это ещё один фильм Феллини, в котором, наряду с «Сатириконом», фигурирует Петроний, и, что самое важное, это произошло за полвека до его «историографического» шедевра.
В этой статье рассматривается вопрос об идентификации божества, изображаемого в виде человека со львиной головой, которое ассоциировалось с Эоном и отождествлялось с орфическим богом Хроносом. Автор оспаривает отождествление Эона с орфическим Хроносом, опираясь на свидетельства Прокла и Дамаския, которые выделяют Эона как отдельную сущность, отличную от Хроноса. Кроме того, автор предпринимает попытку проиллюстрировать орфического бога Хроноса на основе описания Дамаския.
В этом эссе будет рассмотрена функция персонификации самого Парменида в образе коня Ибикуса в «Пармениде» Платона. Анализируя это отступление Парменида, мы продемонстрируем, что персонификация является аллегорическим элементом Платона, роль которого в диалоге имеет решающее значение для понимания замысла автора во второй, более обширной части «Парменида».
В статье рассматриваются антропологические и эсхатологические вопросы в работе Псевдо-Апулея «Асклепий, или Диалог Гермеса Трисмегиста». В этом контексте поднимаются вопросы о зле в моральном смысле и об источниках зла, понимаемого таким образом.
Цель этой статьи — исследовать, как в «Хармиде» Платона формируется дискуссия по поводу а) онтологического и эпистемологического подходов к добродетели умеренности и б) перехода от общего определения добродетели к её проявлению в человеке. Мы опираемся на «Хармид» Платона. После краткого изложения того, что обсуждалось в отрывке 156d-157c, где мы следуем взглядам Платона на душу того времени, мы сосредоточимся на том, как развивается диалектика между Сократом и Хармидом в отрывке 157c-158e. Наша статья включает в себя, помимо введения и эпилога, две главы. Первая глава в основном аналитическая, а вторая состоит в основном из синтетических суждений. Оба они важны в основном по методологическим причинам, поскольку с их помощью мы можем проследить, как умеренность постепенно превращается в вопрос, требующий изучения, и как афинский философ пытается заложить основы дискуссии, основанной на рациональном мышлении, уделяя основное внимание критериям, которые человек может использовать, чтобы доказать, что он обладает умеренностью.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/