EISSN 2658-7734
Языки: ru · en

Статья: Отражение маркеров новой национальной идентичности Республики Казахстан в медиасреде: актуализация антироссийских настроений (2025)

Читать онлайн

В статье исследуется многоаспектная проблема формирования новой национальной идентичности Республики Казахстан и определения ее маркеров, сопряженных с процессами масштабирования антироссийских настроений в медиасреде. В качестве методологического инструментария авторы используют социально-философский, философско-политический, социокультурный и информационный подходы, принципы междисциплинарной методологии. Исследование процессов формирования новой национальной идентичности проводится с учетом специфики политического, социально-экономического и социокультурного развития современного Казахстана. Концептуально важным для авторов является идея о двухуровневой структуре национальной идентичности: культурно-исторический (этнический) и национально-гражданский. В статье определятся 8 маркеров новой национальной идентичности Республики Казахстан; в отношении 4 маркеров (политический эклектицизм; демонстративная политическая суверенность; религиозность; экономоцентризм) проводится эмпирическое исследование сопряженности с динамикой антироссийских настроений в медиасреде. В качестве методов эмпирического исследования был применен сетевой анализ, позволяющий осуществлять изучение ресурсов медиапространства Республики Казахстан: анализ источников данных, выборка релевантных сообщений по заданным критериям; сбор данных и приведение их к общей структуре и формату; проведение очистки постов и комментариев. Был выделен пул информации, подходящий для достижения цели исследования; выявлена тональность оценки упоминаемых персон и организаций. В заключении статьи авторами делается вывод о необходимости сдержанной реакции России на тенденции роста антироссийских настроений в медиасреде Казахстана и о потенциале российско-казахстанских отношений.

The article examines the multifaceted problem of forming a new national identity of the Republic of Kazakhstan and identifying its markers associated with the processes of anti-Russian sentiments scaling in the media environment. As methodological tools, the authors use socio-philosophical, philosophical-political, socio-cultural and information approaches, and the principles of interdisciplinary methodology. The study of the processes of formation of a new national identity is carried out taking into account the specifics of the political, socio-economic and socio-cultural development of modern Kazakhstan. Conceptually important for the authors is the idea of a two-level structure of national identity: cultural-historical (ethnic) and national-civil. The article will identify 8 markers of the new national identity of the Republic of Kazakhstan. In relation to 4 markers (political eclecticism, demonstrative political sovereignty; religiosity; economicocentrism), [no need in ennumerating] an empirical study of the relationship with the dynamics of anti-Russian sentiment in the media environment is carried out. Network analysis was used as empirical research method, allowing for the study of the resources of the media space of the Republic of Kazakhstan: analysis of data sources, selection of relevant messages according to specified criteria; collecting data and bringing them to a common structure and format; cleaning up posts and comments. A pool of information suitable for the purpose of the study was identified; the tonality of the assessment of the mentioned persons and organizations was revealed. In conclusion of the article, the authors state that Russia needs a restrained reaction to the growing trends of anti-Russian sentiment in the media environment of Kazakhstan and point to the potential of Russian-Kazakh relationship.

Ключевые фразы: Республика Казахстан, Россия, маркеры новой национальной идентичности, политический эклектицизм, демонстративная политическая суверенность, религиозность, экономоцентризм, МЕДИАСРЕДА, антироссийские настроения, национальная безопасность
Автор (ы): Храпов Сергей Александрович, Черничкин Дмитрий Алексеевич, Топчиев Михаил Сергеевич, Кривенко Анастасия Ивановна
Журнал: GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
791. Массовые развлечения и представления
Для цитирования:
ХРАПОВ С. А., ЧЕРНИЧКИН Д. А., ТОПЧИЕВ М. С., КРИВЕНКО А. И. ОТРАЖЕНИЕ МАРКЕРОВ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МЕДИАСРЕДЕ: АКТУАЛИЗАЦИЯ АНТИРОССИЙСКИХ НАСТРОЕНИЙ // GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES. 2025. № 1, ТОМ 7
Текстовый фрагмент статьи