EISSN 2658-7734
Языки: ru · en

Статья: Изучение тенденций в области новой медиаграмотности (NML): библиометрический анализ с использованием инструмента Bibliometrix для R (2025)

Читать онлайн

В условиях стремительного развития цифровых технологий распространение информации в новых медиа сопровождается такими вызовами, как дезинформация, фейковые новости и информационное загрязнение. Несмотря на возрастающую важность новой медиаграмотности (NML), её интеграция в образовательные программы и государственную политику остаётся недостаточной, а исследования часто сосредоточены на узких аспектах или определённых аудиториях, что ограничивает понимание влияния NML на общество. Цель исследования — провести библиометрический анализ существующих исследований в области новой медиаграмотности для выявления ключевых тенденций, исследовательских пробелов и приоритетных направлений. Анализ 217 публикаций из базы данных Scopus показал, что основные темы исследований включают использование новых медиа, социальные медиа, борьбу с фейковыми новостями и развитие культуры участия. Географический анализ выявил, что США, Турция и Китай являются лидерами в данной области. Исследование подчёркивает необходимость внедрения более глубоких образовательных программ, повышения осведомлённости среди различных социальных групп и использования интерактивных технологий для развития критического мышления. Результаты адресованы исследователям, занимающимся медиаграмотностью, педагогам, политикам и разработчикам образовательных программ, заинтересованным в продвижении NML и её интеграции в общественные и образовательные практики.

In the context of rapidly evolving digital technologies, the dissemination of information in new media is accompanied by a number of challenges, including the proliferation of disinformation, fake news, and information pollution. Notwithstanding the growing importance of new media literacy (NML), its integration into educational programs and public policies remains insufficient. Moreover, research often focuses on narrow aspects or specific audiences, which limits the understanding of NML’s societal impact. The objective of this study is to conduct a bibliometric analysis of extant research on new media literacy with a view to identifying key trends, research gaps and priority directions. A review of 217 publications from the Scopus database revealed that the primary research topics include the use of new media, social media, combating fake news, and fostering participatory culture. A geographic analysis identified the United States, Türkiye, and China as the countries with the most research output in this field. The study highlights the need for more in-depth educational programs, greater awareness among diverse social groups, and the use of interactive technologies to develop critical thinking skills. The findings are intended for researchers in media literacy, educators, policymakers, and program developers interested in advancing NML and integrating it into societal and educational practices.

Ключевые фразы: медиаграмотность, новая медиаграмотность (nml), новые медиа, СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА, ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ, ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, образование, библиометрический анализ, Scopus, bibliometrix
Автор (ы): Или Бурак
Журнал: GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
791. Массовые развлечения и представления
Для цитирования:
ИЛИ Б. ИЗУЧЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ НОВОЙ МЕДИАГРАМОТНОСТИ (NML): БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТА BIBLIOMETRIX ДЛЯ R // GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES. 2025. № 1, ТОМ 7
Текстовый фрагмент статьи