ISSN 0320-4472 · EISSN 2687-0398
Язык: ru

Статья: ЭФЕССКИЙ СОБОР 431 Г.: МЕЖДУ "ОТСТУПНИЧЕСКИМ СИНЕДРИОНОМ" И "ВСЕЛЕНСКИМ СОБОРОМ" (2024)

Читать онлайн

Эфесский собор 431 г. дал начало формированию в Римской империи и христианской церкви института Вселенского собора. В IV - начале V в. эпитет «вселенский» время от времени прилагался только к Никейскому собору 325 г. Последующие Соборы, вне зависимости от их значимости и представительности, не претендовали на статус «вселенского» и не прилагали к себе этого эпитета, чтобы подчеркнуть уникальность и особый статус Собора в Никее. Первая сознательная попытка приложить к своему Собору эпитет «вселенский» и уравнять его статус и значимость с Никейским была предпринята епископами во главе с Кириллом Александрийским в Эфесе. Настоящая статья представляет собой анализ актов Собора 431 г., с целью выявить обстоятельства, которые побудили сторонников Кирилла Александрийского применить к их Собору эпитет «вселенский» и заявить о его равнозначности Никейскому собору 325 г. Показано, что это было сделано в ситуации раскола, когда приверженцы Иоанна Антиохийского открыли в Эфесе свой Собор, отказавшись признать легитимность решений Кирилла Александрийского и его сторонников в отношении Нестория Константинопольского и его вероучения. Обе партии, считавшие легитимным Собором себя, а противников называвшие «отступническим синедрионом», вынесли друг другу осуждение, а затем апеллировали к императору. В этой ситуации Собору Кирилла Александрийского было необходимо продемонстрировать, что именно он является легитимным, а его решения - правомерными. Использовав прибытие римских легатов и их присоединение к решениям первой соборной сессии, сторонники Кирилла объявили свой Собор общим Собором Востока и Запада и, как следствие, вселенским. Именно с момента присоединения римских легатов к приговору против Нестория, Собор Кирилла Александрийского начинает использовать в своих документах эпитет «вселенский» наряду с эпитетами «святой и великий». Как следствие, возникает идея о Вселенском соборе не как о разовом событии, а как об особом институте, обладающем высшим вероучительным и церковно-политическим авторитетом, которая затем окончательно утверждается на Эфесском соборе 449 г. и Халкидонском соборе 451 г.

Ключевые фразы: вселенские соборы, iii вселенский собор, кирилл александрийский, иоанн антиохийский, несторий константинопольский, император феодосий ii
Автор (ы): Грацианский Михаил Вячеславович
Журнал: АНТИЧНАЯ ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
272. Религиозные преследования. Мученики
348.58. Церковное судоустройство. Процессуальное каноническое право. Церковные суды и трибуналы
94. Всеобщая история
Для цитирования:
ГРАЦИАНСКИЙ М. В. ЭФЕССКИЙ СОБОР 431 Г.: МЕЖДУ "ОТСТУПНИЧЕСКИМ СИНЕДРИОНОМ" И "ВСЕЛЕНСКИМ СОБОРОМ" // АНТИЧНАЯ ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНИЕ ВЕКА. 2024. Т. 52
Текстовый фрагмент статьи