В четвертом номере за 2023 год на страницах журнала «Научный портал МВД России» была опубликована статья профессора Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации А. М. Воронова «Обращение к дискуссии об устных и конклюдентных формах административно-правовых актов», в которой автор высказывает свою позицию по данной проблематике, обращаясь к оппоненту с вопросами по указанной тематике.
Придерживаясь «узкого» подхода в понимании правового акта управления, автор статьи полагает, что действия регулировщика - это именно действия, а не правовые акты. Дорожные знаки и сигналы светофора - сами по себе не правовые акты. Это особая правовая форма применения норм административного права, содержащихся в Правилах дорожного движения. В крайнем случае он предлагает их отнести к актам управления в области организации дорожного движения, но не к административно-правовым актам. Также автор высказался относительно устных приказов, распоряжений и указаний должностных лиц, адресованных сотрудникам органов внутренних дел, подчиненным по службе, которые предложено квалифицировать в качестве правовой формы оперативного (текущего) управления внутреннего характера.
В представленной статье оппонент отвечает на поставленные вопросы, аргументируя свою позицию.
Идентификаторы и классификаторы
Продолжаем дискуссию об устных и конклюдентных формах административно-правовых актов, начатую в первом номере журнала Научный портал МВД России за 2023 г. [1, с. 31–37], к которой любезно присоединился уважаемый профессор А. М. Воронов, высказав в статье «Обращение к дискуссии об устных и конклюдентных формах административно-правовых актов» [2, с. 124–127] свою точку зрения относительной данной проблематики, сформулировав ряд вопросов, адресованных оппоненту, на которые мы постараемся аргументированно ответить.
Список литературы
1. Волков К. С. К дискуссии об устных и конклюдентных формах административно-правовых актов // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 31-37. EDN: WBFNHP
2. Воронов А. М. Обращение к дискуссии об устных и конклюдентных формах административно-правовых актов // Научный портал МВД России. 2023. № 4 (64). С. 124-127. EDN: OMVHQP
3. Mayer O. V. Deutsches Verwaltungsrecht. - Leipzig: Verlag von Duncker & Humblot, 1895. - 499 p.
4. Merlin P. A. Répertoire universel et raisonné de jurisprudence. Tome premier: A-B. - Paris, 1812. - 838 р. URL: https://play.google.com/store/books/details/Philippe_Antoine_Merlin_R%C3%A9pertoire_universel_et_ra?id=itBDAAAAcAAJ&pli=1 (дата обращения: 07.03.2024).
5. Гайворонская Я. В. Проблемы теории правовых актов //Правоведение. 2008. № 4 (279). С. 218-230.
6. Арзамасов Ю. Г., Назайкинская В. А. Административные регламенты как вид актов государственного управления // RUDN Journal of Law. 2021. Т. 25. № 4. С. 768-790. 10.22363/2313-2337-2021-25-4-768- 790. DOI: 10.22363/2313-2337-2021-25-4-768-790
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Рассматриваются организационно-правовые и методологические аспекты участия полицейских ООН в повышении профессионального потенциала полицейских страны, принимающей миротворческую операцию. Проанализирована роль организаций семьи ООН и региональных организаций в оказании помощи миротворцам ООН в обучении местного полицейского персонала. В процессе исследования использованы результаты проведенного в 2024 году анкетирования сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в текущих миротворческих операциях ООН в Республике Южный Судан и Демократической Республике Конго.
Цель исследования: изучить и проанализировать миротворческие практики в сфере обучения местного полицейского персонала для выявления возможных направлений повышения эффективности данной деятельности.
Методология. С учетом комплексной природы предмета исследования применен системный подход, позволяющий выявить взаимосвязь всех составляющих процесса обучения местного полицейского персонала, использованы сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы, метод анализа экспертных оценок и другие методы научного познания.
Выводы. Полицейские органы государств, принимающих миротворческие операции ООН, критически нуждаются во всех видах профессионального обучения как базового уровня, так и по различным направлениям служебно-оперативной деятельности - от обеспечения прав человека до расследования преступлений.
В условиях миротворческих операций ООН обучение полицейских принимающего государства обладает выраженными особенностями в части организации, материально-технического и методологического обеспечения обучения, подбора и привлечения преподавательского состава, реализуемых форм учебной работы.
Однако эффективное обучение невозможно при отсутствии системного и централизованного подхода, заинтересованности и надлежащего финансирования как процесса обучения, так и материально-технической базы национальных образовательных организаций различного уровня со стороны правительства принимающего государства.
Посвящена рассмотрению политических и правовых взглядов яркого представителя русской эмиграции первой волны Георгия Константиновича Гинса. Его работы, опубликованные еще в 20-30-х годых ХХ века, сохраняют значительную актуальность. Биография Г. К. Гинса была богата событиями, однако на всех ее этапах он уделял большое внимание науке, прежде всего - философии права. В центре его концепции - проблема взаимодействия права, с одной стороны, и широко понимаемой культуры общества - с другой. Он указывает, что право всегда является продуктом определенной культуры, вытекает из социальной природы человека. Однако механизмы культурной детерминации права с ходом исторического развития меняются. Процесс правотворчества постепенно приобретает все более сознательный характер. Возникновение права трактуется Г. К. Гинсом как процесс адаптации индивидов и коллективов к необходимости совместного существования в уникальных природных и социальных условиях.
Г. К. Гинс подчеркивает неизбежное тяготение правовой жизни общества к консерватизму, но вместе с тем и неизбежность новаций в юридической сфере. Причины ее трансформации предполагают сочетание внешних и внутренних факторов. Извне право подталкивается к изменениям эволюцией культуры в целом. Изнутри его «толкает вперед» то, что Гинс обозначает как «интуитивное правосознание». Именно оно ориентирует человека на такие (задающие новые образцы) юридически значимые действия, которые могут расходиться с наличным правовым порядком, неся в себе семена правопорядка грядущего. Значителен вклад Г. К. Гинса в исследование отдельных правовых культур, позволяющий рассматривать его как одного из основоположников отечественной юридической антропологии. Оставаясь человеком своего времени, вполне разделяя иллюзии европоцентризма, Г. К. Гинс, тем не менее, высоко оценивает адаптивный потенциал традиционных правовых институтов, предостерегает от их бездумной перекройки по лекалам европейской правовой культуры.
Представлены результаты анализа отдельных нормативных положений Закона Республики Кыргызстан «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе в сравнении с аналогичным законодательным актом Российской Федерации. Достаточно подробно авторы изучили общие положения кыргызского оперативно-розыскного законодательства и отметили как положительные, так и отрицательные моменты законодательного определения понятий оперативно-розыскных мероприятий. Отдельное внимание уделено проблемам законодательного регулирования соблюдения прав и свобод гражданина и человека в части обжалования действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, накопления и хранения оперативно-розыскных материалов, ответственности за нарушения оперативно-розыскного законодательства. В разделе, посвященном вопросам содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, исследуются нормы, регулирующие правовую защиту конфидентов, а также условия их участия в уголовном процессе. Особое внимание уделено юридическим процедурам проведения оперативно-розыскных мероприятий, их соотношению между собой, проблемам юридических формулировок и необоснованному дублированию. В рамках изучения проблем ограничения прав и свобод человека и гражданина исследуется соотношение оперативно-розыскных мероприятий и специальных следственных действий, проведение которых регламентировано Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики, а также роли следователя и оперативного сотрудника в процессе выявления и раскрытия преступлений. В заключение авторы приходят к выводу о необходимости реформирования действующего уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства в Кыргызской Республике.
Предмет исследования. Исследуются актуальные проблемы исполнения штрафа как одного из видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в Республике Армения. Отдельное внимание уделено нововведению в уголовное законодательство Республики Армения, в соответствии с которым за счет средств, образующихся в государственном бюджете в результате применения наказания в виде штрафа, государство ежегодно может реализовывать социальные программы, направленные на возмещение вреда, причиненного потерпевшим от преступлений.
Методика и содержание исследования. На основе анализа соответствующих норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, иных нормативных правовых актов Республики Армения, а также материалов правоприменительной практики и литературных источников раскрываются содержание и особенности штрафа как наиболее часто применяемого наказания, не связанного с лишением свободы. В то же время рассматриваются некоторые проблемные и актуальные вопросы исполнения данного вида наказания.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования сформулированы научно обоснованные, имеющие практическое значение предложения и рекомендации по повышению эффективности исполнения штрафа как наказания, не связанного с изоляцией от общества.
Введение. Представлены результаты исследования актуальных проблем противодействия организации незаконной миграции, в том числе статистические сведения о состоянии регистрации указанных преступлений за последние пять лет в динамике. Отдельно анализируется готовность сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел к инициативному сотрудничеству с правоохранительными органами сопредельных государств по выявлению и раскрытию организации незаконной миграции. Выносятся на обсуждение научной общественности с учетом практики борьбы с преступностью вопросы о возможности создания в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных в приграничных районах с органами правопорядка сопредельных государств, единой автоматизированной системы межгосударственных учетов и картотек о событиях и лицах, причастных к организации незаконной миграции.
Методы. На основе изучения статистических показателей, положений нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру международного взаимодействия и сотрудничества, а также изучения материалов уголовных дел и административной практики, опроса и интервьюирования автором выявлены соответствующие проблемные вопросы.
Выводы. На основе проведенного анализа эмпирических данных систематизированы предложения, определяющие развитие правового регулирования вопросов международного взаимодействия и сотрудничества, а также совершенствование оперативно-розыскной деятельности в данном направлении.
Введение. Анализируются промежуточные результаты научного исследования темы «Наделение участковых уполномоченных полиции функциями субъектов оперативно-розыскной деятельности», выполненного по заказу Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором авторы принимали участие в качестве соисполнителей. Актуальность данной темы заключается в том, что осуществляемая участковыми уполномоченными полиции ежедневная работа по рассмотрению сообщений и заявлений граждан, контролю за подучетными лицами, участию в раскрытии преступлений включает в себя проведение действий, которые по форме и содержанию сходны с оперативно-розыскными мероприятиями (опрос, наведение справок, наблюдение, обследование помещение, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств), однако их применение в настоящее время нормативно не урегулировано.
Цель исследования состояла в определении объективной необходимости нормативного закрепления за участковыми уполномоченными полиции права на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий при выполнении своих должностных обязанностей и предложении механизма его регулирования. Для достижения цели были поставлены и решены задачи по анализу исторических и нормативно-правовых предпосылок наделения участковых уполномоченных указанным правом, а также изучено мнение по этому вопросу участковых уполномоченных полиции и их руководителей.
Методы исследования. По специально разработанным анкетам авторами в мае-июне 2024 г. опрошены 45 участковых уполномоченных полиции Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской и Кемеровской областей, являющихся слушателями факультета заочного обучения Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, а в качестве контрольной группы с помощью аналогичных анкет опрошены 15 руководителей районных отделов Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю. По теме исследования изучались исторические и юридические научные публикации, а также анализировались действующие и утратившие силу нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участковых уполномоченных полиции.
Результаты исследования. Сделан вывод о наличии у службы участковых уполномоченных полиции исторического опыта применения отдельных средств и методов оперативно-розыскной деятельности, который, несмотря на отсутствие прямых нормативных дозволений, продолжает сохраняться на практике, поскольку выполнение целого ряда должностных обязанностей предполагает объективную необходимость в этом. Для придания легитимного характера использованию участковыми уполномоченными полиции отдельных средств и методов оперативно-розыскной деятельности предложено включить службу участковых уполномоченных в перечень подразделений органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 199.
Целью работы является формулирование теоретико-правовых положений, раскрывающих и обосновывающих понятие, цели и задачи оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ с учетом современных условий развития информационного общества и обострения международного геополитического противоборства. Автор, будучи непосредственным разработчиком документов в сфере оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, на системном уровне рассматривает возможности применения современных информационно-телекоммуникационных технологий компетентными органами данных государств в борьбе с преступностью, продолжая исследование, описанное в более ранних работах.
Во введении раскрывается актуальность темы статьи, приводятся статистические сведения, характеризующие криминогенную обстановку, из которых следует необходимость разработки и реализации более действенных механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере оперативно-розыскной деятельности для достижения уставных целей ОДКБ.
В основной части анализируются ключевые положения ряда документов ОДКБ рекомендательного характера, в рамках которых сформулированы организационно-правовые основы оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов Организации. Приводятся определения основных понятий в данной сфере, раскрываются цели совместной деятельности компетентных органов и следующие из них задачи, для эффективного решения которых предлагаются конкретные меры в рамках уже разработанных и принятых рекомендаций и модельных актов. Автор подчеркивает, что научно-практическая модель, сформулированная в документах ОДКБ, в целом применима к оперативно-розыскному обеспечению коллективной безопасности в формате любой международной организации с учетом особенностей участников.
В заключительной части отмечается, что проблема оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности - это новая проблема в теории оперативно-розыскной деятельности, которая ожидает своего дальнейшего углубления и всестороннего исследования, постановки актуальных вопросов и поиска на них ответов с учетом как имеющихся доктринальных наработок, так и сложившейся правоприменительной практики.
Введение. Приводятся официальные статистические данные, подтверждающие актуальность темы исследования, подчеркивается ее теоретическая и практическая значимость. Делается краткий экскурс работ ученых-процессуалистов, ранее изучавших отдельные аспекты данной проблематики; анализируется зарождение основ обеспечения безопасности в отечественном уголовно-процессуальном праве, в связи с чем перечисляются базовые документы, содержащие соответствующие нормы.
Цель исследования. На основании изучения теоретических и нормативных аспектов по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства; ретроспективного анализа наиболее значимых изменений, положительно отражающихся на правоприменительной деятельности, осуществить оценку действующего законодательства и аргументировать пути его совершенствования.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования применялись частнонаучные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, системного анализа. Кроме того, в процессе написания статьи проводился социологический опрос следователей и дознавателей территориальных органов внутренних дел. Осуществлялось доктринальное толкование отдельных правовых норм, регулирующих вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
Результаты исследования. Аргументируется необходимость дополнения частью 3.1 статьи 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях определения места хранения постановления (определения) о применении мер безопасности; увеличения размера выплат единовременных пособий членам семьи погибшего (умершего) защищаемого лица, а также увеличения единовременных пособий самому защищаемому лицу в случае причинения вреда его здоровью; изменения названия статьи 16 Федерального закона № 119 О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства с выделением в ней частей 1 и 2, содержащих поводы и основания для применения мер безопасности.
Вывод. Автором проанализировано зарождение и развитие института обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, сделан вывод о необходимости дальнейшей оптимизации действующего законодательства, усиления социальных гарантий, процессуальных и внепроцессуальных особенностей обеспечения безопасности анализируемой категории лиц.
Введение. Приводятся данные об особенностях криминологической характеристики лиц, совершивших хищения бюджетных средств в сфере образования и содействия занятости населения. Рассматриваются такие признаки и черты, как социальный статус лиц, совершивших преступления в данной сфере, пол, возраст, наличие образования, семейное положение, уголовно-правовые признаки и другие.
Методология. Изучение обвинительных заключений, составленных более чем в 40 регионах Российской Федерации, позволило выявить общие черты лиц, совершивших хищения бюджетных средств в сфере образования и содействия занятости населения. С учетом различных подходов к структуре личностей преступников, существующих в криминологии, рассмотрены социально-демографические и уголовно-правовые признаки; социальные проявления в различных сферах общественной жизни; нравственные качества; психологические особенности.
Результаты. Установлено, что указанные преступления совершаются в основном должностными и материально-ответственными лицами, на которых возложены права по распоряжению бюджетными средствами. В структуре преступников указанной категории преобладают лица женского пола, имеющие высшее профессиональное образование, высокие социальный статус и уровень правовой культуры. Наиболее распространенный возраст таких лиц - от 40 до 49 лет.
Выводы. Обладание теоретическими знаниями о криминологической характеристике лиц, совершивших хищения бюджетных средств, выделенных на развитие образования и содействие занятости населения, позволит эффективно противодействовать рассматриваемым деяниям.
Введение. Законность как основополагающий принцип юриспруденции требует наличия непротиворечивого логичного текста нормативных актов, в том числе в публичных отраслях права, таких как уголовное и административное право. Наличие юридических фикций, взаимоисключающих положений как внутри документа, так и между разными законами влечет неоднозначное толкование их в следственно-судебной практике, что требует изменений и устранения таких недостатков.
Методы. Применяется сравнительный анализ Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части формулировки диспозиций и санкций, видов и размера предусмотренных наказаний, анализируется понятие «административная преюдиция» в ее динамике, обосновывается историческая изменчивость термина «общественная опасность». Результаты. Получена информация о наличии противоречивых позиций Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части формулирования диспозиций правовых запретов и неадекватности санкций за них, а также о внутриотраслевых коллизиях, приводящих к наличию в тексте законов юридических фикций.
Выводы. Правоведы должны выработать необходимую концепцию общественной опасности для утверждения принципа законности в применении публично-правовых норм и дифференциации привлечения к ответственности за преступления и административные правонарушения. Показаны основные направления совершенствования уголовного законодательства.
Введение. Государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ демонстрирует как опасность указанных деяний, так и нацеленность государства на нулевую терпимость к подобного рода деяниям. Научная обоснованность размеров подконтрольных веществ, являющихся основным критерием разграничения административной и уголовной ответственности, занимает важное место в достижении поставленных целей.
Цель исследования. Рассмотреть генезис размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей административно-деликтного законодательства в правовых и рекомендательных актах Российской Федерации и других государств - участников СНГ. Определить соответствие действующих в настоящее время в Российской Федерации размеров наркотических средств и психотропных веществ правоприменительным потребностям в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Эмпирическую основу составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации и других государств - участников СНГ, акты судебного толкования законодательства, информационно-аналитические материалы.
Методологической основой исследования выступают общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, такие как: метод анализа и синтеза, функциональный, исторический и формально-юридический методы, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.
Выводы. Основываясь на исследовании правовых и рекомендательных актов Российской Федерации и других государств - участников СНГ, автор приходит к выводу о состоятельности и правовой целесообразности закрепленных в российском законодательстве размеров наркотических средств и психотропных веществ. В качестве негативного опыта отмечено установление указанных размеров документом, не имеющим юридической силы и абсолютными показателями, приравненными к средней разовой дозе наркотических средств и психотропных веществ.
Введение. Противодействие рецидивной преступности является одной из приоритетных задач любого государства, которая решается путем выработки соответствующих эффективных механизмов, направленных на снижение повторной преступности. В Российской Федерации одним из таких механизмов является административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, который более десяти лет применяется в современной истории и занимает особое место в системе индивидуальной профилактики.
Цель исследования - изучение эффективности практического применения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и его влияния на состояние рецидивной преступности.
Методологическую базу составили общенаучные методы: логический, сравнительно-правовой, а также частнонаучные: формально-юридический, метод системного анализа и анализа правовой статистики. Совокупность методов позволила выявить имеющиеся недостатки в сфере фактического применения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, сформировать соответствующие обобщенные выводы.
Результаты. Выявлены и рассмотрены проблемные вопросы в части подготовки учреждениями ФСИН России ходатайств в суд на установление ранее судимым лицам административного надзора, предложены возможные пути их решения.
Введение. С формально-юридических и научных позиций обсуждаются перспективные подходы к совершенствованию нормативной правовой регламентации оборота наркотиков и противодействия их незаконным обороту и потреблению.
Цель исследования состоит в обосновании целесообразности и общих направлений дальнейшего улучшения правового обеспечения антинаркотической деятельности в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили, прежде всего, формально-юридический метод и метод системного анализа нормативных правовых актов.
Выводы. В процессе обсуждения основного вопроса отмечается ряд правовых пробелов и противоречий, создающих предпосылки для усугубления проблем незаконных оборота и потребления наркотиков. На этом основании формулируются дальнейшие направления совершенствования антинаркотического законодательства, прежде всего аргументируется тезис о том, что базовый антинаркотический закон должен быть системообразующим для всей области правового регулирования общественных отношений, связанных с наркотиками.
Актуальность темы научной статьи обусловливается тем, что Земский собор являлся для своего времени уникальным органом власти, характерным только для Московского государства.
На Земских соборах решались такие важные вопросы, как избрание царя, правотворчество, налогообложение и многие другие, то есть Земский собор представлял собой институт общегосударственного сословного представительства при монархе с закона совещательными функциями. Обращение к истории становления института российского представительства, такого как Земские соборы Московского государства, позволит глубже понять отечественные правовые традиции представительства.
Целью работы явилось изучение широкого круга источников в целях проведения историко-правового анализа механизмов формирования и государственно-правовой деятельности Земских соборов в Московском государстве. Задачами исследования стали: выявление предпосылок создания Земских соборов, характеристика их полномочий и функций, определение особенностей их созыва и деятельности.
Методология работы обусловлена проведенным комплексным исследованием процесса становления и деятельности Земских соборов в Московском государстве, а также анализом научных взглядов отечественных исследователей дореволюционного и современного периодов на этот уникальный орган сословного представительства. По результатам проведенного исследования автор приходит к следующим выводам: предпосылками создания Земских соборов стали образование Московского государства и увеличение его территории, необходимость централизации управления, рост власти царя, придание ей большей легитимности;
Земские соборы не преследовали своей целью централизацию власти и оппозицию главе государства; Земские соборы постепенно эволюционировали из вспомогательного правительственного совещательного органа в политический самостоятельный орган; несмотря на достаточно быструю трансформацию
Земских соборов, их деятельность в организации государственного управления всегда признавалась эффективной, так как к кругу их интересов относились политические, экономические, правовые и иные вопросы.
Введение. Анализируются основания права Крыма на самоопределение и присоединение к Российской Федерации. Целью выступают исследование истории развития политико-правового статуса Крыма и обоснование его права на самоопределение и присоединение к Российской Федерации.
Выводы. Республика Крым и город Севастополь имели законное право на самоопределение и присоединение к России в силу следующих правовых оснований: отсутствия легитимности изначального включения Крыма в состав Украины; наличия неоднократно выраженного и оформленного надлежащим образом волеизъявления народов Крыма на выход из состава Украины и возвращение в Россию; фактической аннексии Украиной независимой Республики Крым в 1998 году; наличия у народов Крыма права на самоопределение как выражения несогласия с незаконным свержением власти и установлением на Украине национал-фашистского режима, у которого русофобия в ее крайних проявлениях стала основой государственной политики.
Издательство
- Издательство
- ФГКУ "ВНИИ МВД РОССИИ"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Погорельский пер., 6
- Юр. адрес
- 123995, город Москва, Поварская ул., д.25
- ФИО
- Кожокарь Валерий Васильевич (НАЧАЛЬНИК)
- Контактный телефон
- +7 (495) 6913574