Введение. Государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ демонстрирует как опасность указанных деяний, так и нацеленность государства на нулевую терпимость к подобного рода деяниям. Научная обоснованность размеров подконтрольных веществ, являющихся основным критерием разграничения административной и уголовной ответственности, занимает важное место в достижении поставленных целей.
Цель исследования. Рассмотреть генезис размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей административно-деликтного законодательства в правовых и рекомендательных актах Российской Федерации и других государств - участников СНГ. Определить соответствие действующих в настоящее время в Российской Федерации размеров наркотических средств и психотропных веществ правоприменительным потребностям в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Эмпирическую основу составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации и других государств - участников СНГ, акты судебного толкования законодательства, информационно-аналитические материалы.
Методологической основой исследования выступают общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, такие как: метод анализа и синтеза, функциональный, исторический и формально-юридический методы, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.
Выводы. Основываясь на исследовании правовых и рекомендательных актов Российской Федерации и других государств - участников СНГ, автор приходит к выводу о состоятельности и правовой целесообразности закрепленных в российском законодательстве размеров наркотических средств и психотропных веществ. В качестве негативного опыта отмечено установление указанных размеров документом, не имеющим юридической силы и абсолютными показателями, приравненными к средней разовой дозе наркотических средств и психотропных веществ.