Исследуется иерархия компонентов идентичности студентов в условиях постоянно изменяющейся определяющей картины мира. Реализуется конструктивистский подход к идентичности как к многомерной системе, состоящей из ядерных и периферических элементов. Показано, что идентичность студентов включает в себя семейно-ролевые и профессиональные компоненты. Установлено, что студенты придают большее значение своей внешней социальной среде, чем гражданским, этническим и региональным факторам, что может быть подчинено принципам эмоционально-ценностного и поведенческого компонента гражданской идентичности, а также негативными направлениями тенденций, ослабляющими этническую и региональную идентичность.
Идентификаторы и классификаторы
Изучение идентификационных процессов у студентов в современных условиях приобрело особую значимость из-за изменений, вызванных активным развитием постмодернистского общества, в котором наблюдается переход от традиционных, устойчивых идентичностей к более гибким и изменяющимся моделям самоопределения [Ядов, 1994]. Развивающийся кризис традиционных ценностей, увеличение критичности и плюрализма в этой сфере, а также снижение влияния семьи и авторитетов меняют характер взаимоотношений между студенческой молодежью и обществом и процесс социализации [Серый, Яницкий, Браун, 2020]. Как отмечают О. А. Браун, М. Г. Аркузин и другие, процесс приобретения профессиональных знаний и навыков сопровождается личностным ростом, изменением в восприятии индивидом самого себя, а также трансформацией системы идентичности [Динамические характеристики системы …, 2019]. Для понимания того, как современная студенческая молодежь строит свою идентичность в условиях быстро меняющегося мира, особенно актуально изучить иерархию компонентов идентичности у представителей данной возрастной группы
Список литературы
1. Булатников И. Е. «Кризис культуры» и русское образование: социально-нравственные основы сохранения и воспроизводства русского мира // Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры: перечитывая философско-педагогическую антропологию Е. П. Белозерцева / под ред. И. Е. Булатникова, А. В. Репринцева. М.: АИРО-XXI, 2015. С. 11-27.
2. Динамические характеристики системы идентичности студентов-психологов в процессе обучения / О. А. Браун [и др.] // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. № 30. С. 15-29. EDN: WWXZBU
3. Донцов Д. А., Донцова, М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 34-42. EDN: QCRVAX
4. Жуматаева М. С., Бапаева М. К., Шайжанова К. У. Психологические и психофизиологические особенности студентов // Современные инновации. 2016. № 5 (7). С. 76-78. EDN: VZKBXT
5. Зимняя И. А. Психолого-педагогическая педагогическая характеристика стратегического назначения и общей стратегии воспитания // Понятный аппаратики и образование. Екатеринбург: [б. и.], 2019. С. 36-47. EDN: IXNDCA
6. Идентичность как динамическая иерархическая система: формирование социального и культурного контекста / М. С. Ясницкий [и др.] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2 (74). С. 131-140.
7. Казакова Г. М. Конструктивистский подход к изучению идентичности // Российская идентичность в последствиях. Сыктывкар: Сыктывкар. гос. ун-т им. Питирима Сорокина, 2021. С. 14-18.
8. Кон И. С. Открытие “Я”. М.: Политиздат, 1978. 367 с. EDN: SXVMJV
9. Костяк Т. В. Идентификационные стратегии российских студентов // Психологические исследования. 2009. Т. 2, № 6. С. 1-11. EDN: KYUIHP
10. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Юстицинформ, 2009. 408 с. EDN: QOKZDV
11. Мещерякова И. Н., Демец, Е. Г. Особенности психологической адаптации студентов-первокурсников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 276-279. EDN: CPFVKK
12. Рукина И. М., Филатов В. В. Роль фундаментальных ценностей в общественном развитии // Микроэкономика. 2017. № 4. С. 107-116. EDN: ZFUESR
13. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
14. Садохин А. П. Дискурсивные формы восприятия в межкультурной коммуникации // Коммуникология. 2014. № 6. С. 46-61. EDN: TCUNNR
15. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания // Вестник ТГПУ. 2005. Вып. 1 (45). С. 13-17. EDN: JWKTRR
16. Серый А. В., Яницкий М. С., Браун О. А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой революции // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 597-607. EDN: CZFGTK
17. Солдатова Г. У., Рыжова С. В. Типы этнической идентичности // Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. С. 140-146. EDN: VIIINOP
18. Соловьева Е. Е., Попова С. И. Особенности гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник ПСТГУ. 2020. № 4. С. 20-34.
19. Фрейджер Р. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-Пресс, 2004. 608 с.
20. Чухин С. Г., Чухина Е. В. Факторы и закономерности формирования идентичности личности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4 (7). С. 114-131. EDN: SKLLQA
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта [и др.], 2006. 352 с.
22. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52. EDN: TYSQON
23. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1 (81). С. 194-206.
24. Бенсон Дж. Э., Элдер Дж. Г. Х. Молодежные идентичности и их пути: модель развития и жизненного пути // Психология развития. 2011. Т. 47, № 6. С. 1646.
25. Бест А. Формирование идентичности молодежи: современная работа над идентичностью // Социологический компас. 2011. Т. 5, № 10. С. 908-922.
26. Христова Л., Чекик А. Иерархия идентичностей в македонском мультикультурном обществе: результаты опроса студенческой популяции // Европейский ежеквартальный журнал политических взглядов и менталитетов. 2016. Т. 5. № 2. С. 10-23.
27. Уотерман А.С. Идентичность в молодом возрасте: связь с психическим здоровьем и рискованным поведением // Журнал прикладной психологии развития. 2014. № 36. С. 39-52.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Дается положительная оценка вклада В. Л. Пляшкевича в когнитивные науки о становлении образного мира ребенка как основы многоуровневых психических процессов. Отмечается, что монография посвящена происхождению образа-алгоритма - бессознательного кода действия на основе базовых манипуляций с предметами физического мира: приблизить и удалить (отдалить), соединить и разделить, объединить и разъединить, разрушить и сохранить. Утверждается, что предлагаемый автором подход можно назвать теорией об элементарных началах субъективного мира, имеющих в основе конкретные действия с предметами, зрительно и проприоцептивно воспринятыми и запечатленными с помощью генетически заложенных нейронных механизмов. Делается вывод, что работу В. Л. Пляшкевича можно рассматривать в качестве концептуальной основы междисциплинарных психолого- антропологических и психофизиологических исследований.
Изучаются психологические аспекты, связанные с внутренним состоянием актера во время сценической игры и влиянием на него различных психических процессов. В результате исследования было выявлено, что функциональное состояние актеров претерпевает значимые изменения при представлении ими эмоциональных ситуаций, различных по близости к личному опыту и валентности эмоции. При этом изменения функционального состояния неактеров являются статистически достоверными только при воспоминании, но не при воображении эмоциональных ситуаций. Исходя из этого, делается вывод, что значимое изменение функционального состояния в ответ на воображаемые эмоциональные обстоятельства является специфическим для профессиональной деятельности актера.
Изучается общая, межличностного и партнерского доверия у наставников и их подопечных (подростков-сирот) на этапе шестимесячной реализации программы наставничества. Выявлено, что у наставников на констатирующем этапе реализации программы наставничества на среднем уровне выражены все виды доверия, а у подопечных - на низком уровне, т. е. е. показатели обозначенных видов доверия, стабильная награда вышестоящих наставников. На контрольном этапе установлено, что шестимесячная реализация части программы индивидуального наставничества обеспечивает повышение партнерской безопасности у сопровождающих, а также межличностного и партнерского доверия в подопечных.
Исследуются характеристики, свойственные как наркозависимым, так и игроманам: высокая степень непринятия себя, самообвинение, восприятие отношения других людей к себе как негативного, низкий уровень самоуважения и аутосимпатии. Комплексный анализ результатов эмпирического исследования показал, что для самоотношения лиц с наркотической зависимостью характерно ожидание негативного отношения к себе со стороны окружающих; непринятие себя; ощущение отдалённости от собственных переживаний, мыслей, чувств; неспособность осознать себя как личность. Для игроманов же свойственны колебания в самооценке, повышенный уровень самоуважения, низкий уровень самопонимания. Делается вывод, что лица с наркотической зависимостью имеют более существенные изменения в самоотношении, чем лица с игровой зависимостью.
Изучаются особенности аномии как формы отчуждения современных русских, склонных к творческой деятельности женщин. В результате проведенного исследования было установлено, что передача аномии, а также ее параметры (бессмысленности, работоспособности и аномалии) соответствует нормальному; уровень аномии меняется во времени; уровень аномии имеет положительные связи с внутренней конфликтностью, одиночеством, самообвинением, экстернальностью и макиавеллизмом, отрицательные связи с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью и самоценностью; бессмысленность, изоляция и безнормальность имеют положительные связи с внутренней конфликтностью, самообвинением, одиночеством, экстернальностью, макиавеллизмом, отрицательными связями с самоуверенностью, саморуководством, репрезентативным самоотношением, интернальностью.
Обосновано, что конфликтная компетентность обладает признаками коммуникативной компетентности: сложностью структурной организации; связанностью с уровневыми характеристиками творческого мышления. Обосновано, что процесс творческого решения конфликтной ситуации характеризуется преобладающим надситуативным уровнем мышления. Описано содержание дополнительной профессиональной образовательной программы«Профилактика межэтнических конфликтов», разработанной с целью совершенствования у педагогов компетентности в области поликультурного образования. Представлен проект «Как развивать толерантность педагога», разработанный участниками программы.
Издательство
- Издательство
- ИГУ
- Регион
- Россия, Иркутск
- Почтовый адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- Юр. адрес
- 664003, Иркутская обл, г Иркутск, Кировский р-н, ул Карла Маркса, д 1
- ФИО
- Шмидт Александр Федорович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@isu.ru
- Контактный телефон
- +7 (904) 1502889
- Сайт
- https://api.isu.ru