СВЯЗЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА: ОЦЕНКА РОДИТЕЛЕЙ (2024)
Родительские практики описывают действия, которые родители реализуют для регуляции поведения ребенка и его развития. Чаще всего описываются практики когнитивной стимуляции (обучающие) и практики эмоциональной близости и теплоты. Поскольку ранее было показано, что родительские отношение и поведение обусловливаются скорее свойствами темперамента ребенка, чем наоборот, целью данного исследования является изучение связей свойств темперамента ребенка с обучающими и эмоциональными родительскими практиками. Выборка - 478 матерей дошкольников в возрасте от 23 до 51 года (M = 34,9; SD = 5,04), возраст детей - от 5 до 8 лет (M = 6,79; SD = 0,39), 49,6% мальчики. Для сбора данных использовались «Опросник детского поведения, очень краткая форма» и «Анкета родительских практик». По результатам исследования выявлено, что родительские практики когнитивной стимуляции в большей степени, чем эмоциональные, связаны со свойствами темперамента детей. В частности, устойчивость внимания, предпочтение удовольствий низкой интенсивности и страх выступили позитивными предикторами родительских практик, направленных на когнитивное развитие детей. Были выделены группы детей с различными профилями темперамента, которые отличаются, скорее, выраженностью этих свойств, а не их специфическим сочетанием, -они демонстрируют схожие показатели сургенсии и различаются уровнем произвольного контроля и негативного аффекта. Установлено, что родители, которые оценивают своих детей как активных, эмоциональных, демонстрирующих высокий произвольный контроль, в большей степени склонны применять практики когнитивной стимуляции.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17223/17267080/92/4
- eLIBRARY ID
- 67895593
Родительские практики. В целом родительское поведение рассматривается в пространстве двух координат - поведенческого и психологического контроля. Данные виды родительского контроля считаются важными для адаптации детей (Карабанова, 2019; Токарская и др., 2019) и включают такие стратегии поведенческого контроля, как дисциплина и мониторинг, предоставление автономии, чрезмерный контроль, навязчивое и сверхзаботливое воспитание. Поведенческий контроль в основном фокусируется на усилиях родителя по формированию системы разрешений-запретов и отслеживанию активности ребенка. Непостоянные и непредсказуемые для ребенка действия родителей в отношении его активности могут приводить к поведенческим и эмоциональным проблемам (Морозюк, Морозюк, Кузнецова, 2022). Психологический контроль связан в большей степени с развитием характеристик индивидуальности и независимости от родителей в поведении, эмоциональных и когнитивных характеристиках и имеет значительное перспективное влияние на развитие ребенка (Кiff, Lengua, Zalewski, 2011 ).
Список литературы
-
Абдулаева, Е. А. (2022). От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и “директивной” педагогике. Национальный психологический журнал, 3(47), 77-88. DOI: 10.11621/npj.2022.0310 EDN: OYUSXX
-
Алмазова, О. В., Мостинец, К. О. (2023). Развитие регуляторных функций у дошкольников с различной сиблинговой позицией. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика, 20(3), 543-559. DOI: 10.22363/23131683-2023-20-3-543-559 EDN: BNLTMC
-
Захаров, А. Б., Капуза, А.В. (2017). Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS-2011. Вопросы образования, 2, 234-257. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-234-257 EDN: YUPYLP
-
Звонарева, А. Е. (2019). Теоретико-методологические основы исследования отцовских практик. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки, 2, 127-134. EDN: QXZHGM
-
Ильин, Е. П. (2001). Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер. EDN: TKYWCR
-
Карабанова, О. А. (2019). В поисках оптимального стиля родительского воспитания. Национальный психологический журнал, 3(35), 71-79. DOI: 10.11621/npj.2019.0308 EDN: WFULTG
-
Корниенко, Д. С., Ротманова, Н. В. (2015). Оценка родительского отношения и свойства индивидуальности сиблингов. Вестник ПГГПУ. Сер. 1. Психологические и педагогические науки, 1, 120-129. EDN: ULXSXT
-
Королева, Я. (2023). Родительские представления о практиках поддержки самоорганизации подростков. Психологические исследования, 16(91), 3. DOI: 10.54359/ps.v16i91.1453 EDN: EGCKCM
-
Кючуков, Х. С. (2022). Понимание детьми-билингвами психического состояния другого человека в контексте теории сознания. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 4, 60-91. DOI: 10.11621/vsp.2022.04.03 EDN: OPVVCK
-
Лидская, Э. В., Панов, В. И. (2022). Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды. Национальный психологический журнал, 3, 108-118. DOI: 10.11621/npj.2022.0313 EDN: TLPCYC
-
Лобаскова, М. М., Васин, Г. М., Малых, С. Б. (2017). Взаимосвязь темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами в старшем подростковом возрасте: близнецовое исследование. Теоретическая и экспериментальная психология, 10(4), 34-47. EDN: YULGNM
-
Морозюк, С. Н., Морозюк, Ю. В., Кузнецова, Е. С. (2022). Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях. Современное дошкольное образование, 1(109), 48-55. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55 EDN: OBCKJV
-
Новгородова, Ю. О. (2012). Психогенетические исследования темперамента в рамках концепции М. К. Ротбарт. Теоретическая и экспериментальная психология, 1, 56-61. EDN: OXZIGX
-
Олейник, Ю. Н., Елисеева, И. Н. (2022). История исследований темперамента и характера в отечественной психологии: наукометрический анализ диссертационных исследований. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1, 65-77. DOI: 10.17072/2078-7898/2022-1-65-77 EDN: CVFAPF
-
Ощепкова, Е. С., Шатская, А. Н. (2023). Особенности развития связной речи у детей 68 лет в зависимости от уровня развития регуляторных функций. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 46(3), 261-284. DOI: 10.11621/LPJ-23-36 EDN: HBKWKJ
-
Рагулина, О. А., Фокина, А. В. (2017). Родительские практики, способствующие появлению неврозов у детей. Современная зарубежная психология, 6(2), 46-53. DOI: 10.17759/jmfp.2017060205 EDN: ZFDGZF
-
Русалов, В. М. (2012). Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: Ин-т психологии РАН. EDN: SZCPIV
-
Сотова, Л. В. (2022). Изменения индивидуально-психологических особенностей взрослых обучающихся в условиях интенсивного обучения иноязычному общению. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2(843), 130-137. EDN: WPEOBT
-
Токарская, Л. В., Лаврова, М. А., Бакушкина, Н. И., Галасюк, И. Н., Коряков, Я. И., Пасечник, О. Н.,... Шинина, Т. В. (2019). Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ. EDN: KRWTHQ
-
Юдина, Е. Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, 3, 13-25. DOI: 10.11621/npj.2022.0303 EDN: QSTDMD
-
Belsky, J., & Pluess, M. (2009). Beyond diathesis stress: differential susceptibility to environmental influences. Psychological Bulletin, 135(6), 885-908. DOI: 10.1037/a0017376
-
Burmenskaya, G. V. (2022). Orienting Activity of the Subject as a Mechanism for Instruction, Learning and Development. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 36-48. DOI: 10.11621/pir.2022.0403 EDN: YMJLLY
-
Buss, K. A. (2011). Which fearful toddlers should we worry about? Context, fear regulation, and anxiety risk. Developmental Psychology, 47(3), 804-819. DOI: 10.1037/a0023227
-
Cumming, M. M., Poling, D. V., Patwardhan, I., & Ozenbaugh, I. C. (2022). Executive Function in Kindergarten and the Development of Behavior Competence: Moderating Role of Positive Parenting Practices. Early Childhood Research Quarterly, 60, 161-172. DOI: 10.1016/j.ecresq.2022.01.008 EDN: XLOSAS
-
Degnan, K. A., Almas, A. N., & Fox, N. A. (2010). Temperament and the environment in the etiology of childhood anxiety. Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines, 51(4), 497-517. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2010.02228.x
-
Del Puerto-Golzarri, N., Azurmendi, A., Carreras, M. R., Muñoz, J. M., Braza, P., Vegas, O., & Pascual-Sagastizabal, E. (2022). The Moderating Role of Surgency, Behavioral Inhibition, Negative Emotionality and Effortful Control in the Relationship between Parenting Style and Children's Reactive and Proactive Aggression. Children (Basel, Switzerland), 9(1), 104. DOI: 10.3390/children9010104 EDN: ESOWVE
-
Ellis, B. J., & Boyce, W. T. (2008). Biological sensitivity to context. Current Directions in Psychological Science, 17(3), 183-187. DOI: 10.1111/j.1467-8721.2008.00571.x
-
Gagne, J. R., Van Hulle, C. A., Aksan, N., Essex, M. J., & Goldsmith, H. H. (2011). Deriving childhood temperament measures from emotion-eliciting behavioral episodes: scale construction and initial validation. Psychological Assessment, 23(2), 337-353. DOI: 10.1037/a0021746
-
Goldsmith, H., Buss, A., Plomin, R., Rothbart, M., Thomas, A., Chess, S., Hinde, R., & McCall, R. (1987). Roundtable: What is temperament? Four approaches. Child Development, 58(2), 505-529. DOI: 10.2307/1130527
-
Hassan, R., Mills, A. S., Day, K. L., Van Lieshout, R. J., & Schmidt, L. A. (2019). Relations among temperament, familial socioeconomic status, and inhibitory control in typically developing four-year-old children. Journal of Child and Family Studies, 28(4), 950-958. DOI: 10.1007/s10826-019-01329-4 EDN: HUSUSE
-
Hastings, P. D., & Rubin, K. H. (1999). Predicting mothers' beliefs about preschool-aged children's social behavior: Evidence for maternal attitudes moderating child effects. Child Development, 70(3), 722-741. DOI: 10.1111/1467-8624.00052
-
Hwang, J., & Rothbart, M. K. (2003). Behavior genetics studies of infant temperament: Findings vary across parent-report instruments. Infant Behavior & Development, 26(1), 112-114. DOI: 10.1016/S0163-6383(02)00173-X
-
Kiff, C. J., Lengua, L. J., & Zalewski, M. (2011). Nature and nurturing: parenting in the context of child temperament. Clinical Child and Family Psychology Review, 14(3), 251-301. DOI: 10.1007/s10567-011-0093-4 EDN: KVWSLG
-
Kochukhova, O., Dyagileva, Yu., Mikhailova, A., Orekhova, L., Makhin, S., & Pavlenko, V. (2021). Better Language - Faster Helper: The Relation Between Spontaneous Instrumental Helping Action and Language Ability in Family-Reared and Institutionalized Toddlers. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 78-93. DOI: 10.11621/pir.2021.0406 EDN: LCTYFK
-
Lengua, L. J., & Kovacs, E. A. (2005). Bidirectional associations between temperament and parenting, and the prediction of adjustment problems in middle childhood. Journal of Applied Developmental Psychology, 26, 21-38. DOI: 10.1016/j.appdev.2004.10.001
-
Maag, B., Phelps, R. A., & Kiel, E. J. (2021). Do Maternal Parenting Behaviors Indirectly Link Toddler Dysregulated Fear and Child Anxiety Symptoms? Child Psychiatry and Human Development, 52(2), 225-235. DOI: 10.1007/s10578-020-01004-6 EDN: XXIPHD
-
Merritt, E. G., Wanless, S. B., Rimm-Kaufman, S. E., Cameron, C., & Peugh, J. L. (2012). The contribution of teachers' emotional support to children's social behaviors and self-regulatory skills in first grade. School Psychology Review, 41(2), 141-159. DOI: 10.1080/02796015.2012.12087517
-
Pino-Pasternak, D., & Whitebread, D. (2010). The role of parenting in children's self-regulated learning. Educational Research Review, 5(3), 220-242. 10.1016/ j.edurev.2010.07.001. DOI: 10.1016/j.edurev.2010.07.001
-
Pinquart, M. (2017). Associations of parenting dimensions and styles with externalizing problems of children and adolescents: An updated meta-analysis. Developmental Psychology, 53(5), 873-932. doi;. DOI: 10.1037/dev0000295
-
Putnam, S. P., & Rothbart, M. K. (2006). Development of short and very short forms of the Children's Behavior Questionnaire. Journal of Personality Assessment, 87(1), 102-112. DOI: 10.1207/s15327752jpa8701_09
-
Putnam, S. P., Gartstein, M. A., & Rothbart, M. K. (2006). Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: the early childhood behavior questionnaire. Infant Behavior & Development, 29(3), 386-401. DOI: 10.1016/j.infbeh.2006.01.004
-
Romano, E., Tremblay, R. E., Boulerice, B., & Swisher, R. (2005). Multilevel correlates of childhood physical aggression and prosocial behavior. Journal of Abnormal Child Psychology, 33(5), 565-578. DOI: 10.1007/s10802-005-6738-3 EDN: ACNXVA
-
Rothbart, M. K. (2011). Become who we are. Temperament and personality in development. New York: Guilford Press.
-
Rothbart, M. K., & Rueda, M. R. (2005). The development of effortful control. In: U. Mayr, E. Awh, & S. W. Keele. (Eds.), Developing Individuality in the Human Brain: A tribute to Michael I. Posner (pp. 167-188). Washington: American Psychological Association. DOI: 10.1037/11108-009
-
Rothbart, M. K., Ahadi, S. A., Hershey, K. L., & Fisher, P. (2001). Investigations of temperament at three to seven years: the Children's Behavior Questionnaire. Child Development, 72(5), 1394-1408. DOI: 10.1111/1467-8624.00355
-
Rueda, M. R., Rothbart, M. K., McCandliss, B. D., Saccomanno, L., & Posner, M. I. (2005). Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 102(41), 14931-14936. DOI: 10.1073/pnas.0506897102
-
Slobodskaya, H. R., Petrenko, E. N., Loginova, S. V., Kornienko, O. S., & Kozlova, E. A. (2020). Relations of child effortful control to personality, well-being and parenting. International Journal of Psychology, 55(2), 144-153. EDN: ASVYEG
-
Valcan, D. S., Davis, H., & Pino-Pasternak, D. (2018). Parental behaviours predicting early childhood executive functions: A meta-analysis. Educational Psychology Review, 30(3), 607-649. DOI: 10.1007/s10648-017-9411-9 EDN: BNMYBJ
-
Veenstra, R., Oldehinkel, A. J., De Winter, A. F., Lindenberg, S., & Ormel, J. (2006). Temperament, environment, and antisocial behavior in a population sample of preadolescent boys and girls. International Journal of Behavioral Development, 30(5), 422-432. DOI: 10.1177/0165025406071490 EDN: JSOGUH
-
Wachs, T. D., & Gandour, M. J. (1983). Temperament, environment, and six-month cognitive-intellectual development: A test of the organismic specificity hypothesis. International Journal of Behavioral Development, 6(2), 135-152. 10.1177/016502548 300600202. DOI: 10.1177/016502548300600202 EDN: JNABPV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Технология виртуальной реальности в последнее десятилетие стала одним из активно применяемых инструментов в психологической науке и практике. Активное развитие средств виртуальной реальность привело к повышению их доступности как исследовательского инструмента, а новые технические решения улучшили качество предъявляемых виртуальных сред и минимизировали возможные дискомфортные ощущения у пользователей от погружения в виртуальные пространства. Особо эффективным оказалось применение данной технологии в изучении сложных и комплексных психологических и психофизиологических конструктов, к которым в том числе относится стрессовая реакция человека. Целью настоящей работы стало рассмотрение существующих способов и приемов применения виртуальной реальности для задач моделирования и управления стрессовой реакцией человека. Были поставлены задачи выделить особенности таких подходов, их преимущества и недостатки, а также определить наиболее эффективные из них. В качестве основного предмета рассмотрения были выбраны примеры интеграции технологий виртуальной реальности с экспозиционной терапией, биологической обратной связью, методикой десенсибилизации и переработки движениями глаз. В результате проведенного анализа было обнаружено, что общим для разных способов использования виртуальных технологий в задачах управления уровнем стресса и моделирования стрессовой реакции различной степени интенсивности является возможность создания контролируемой и повторяемой по содержанию виртуальной среды, которая позволяет настраивать степень воздействия стрессоров и обстановки для точного изучения индивидуальной реакции участников. Вторым важным фактором при этом является возможность реализации активного поведения самим человеком, погруженным в виртуальную среду. Также отмечено, что комплексное применение совокупности различных методик позволяет человеку лучше осознавать свои реакции на стресс, обучаться саморегуляции и приемам снижения уровня тревожности в условиях виртуальной реальности. Таким образом, применение виртуальной реальности в
На основе феноменологии пиковых переживаний (по А. Маслоу) сформирована холо-динамическая модель транскоммуникации. В ней показано, как по четырем кумулятивным направлениям транскоммуникации - нисходящему импрессивному экспрессивному восходящему - возникают ключевые пиковые переживания: катарсис импринтинг экстаз инсайт. Представлены результаты апробации и многократной реализации данной модели в виде тренинга транскоммуникативных состояний (ТТС), которые непосредственно тестируют транскоммуникативные состояния участников тренинговой группы глазами самой группы. Зафиксировано, что достаточные релевантность, валидность и репрезентативность ТТС позволяют участникам тренинга различать доминирующие пиковые переживания. Выявленные для каждого участника тренинга индивидуальные профили пиковых переживаний наглядно характеризуют особенности их креативного потенциала. Представлен интегративный проект курса «Ноэтическая психология», где перспективно отражены возможности внедрения различных вариантов ТТС в разные образовательные практики.
Отечественная нейропсихология изучает мозговую организацию высших психических функций (ВПФ). Остальные психические явления выводятся за рамки нейропсихологии, хотя в зарубежных нейронауках они успешно исследуются. При этом среди психологов нет единого мнения о том, какие функции следует относить к ВПФ. Актуальной проблемой являются преодоление методологических ограничений и переосмысление предмета современной нейропсихологии. Цель данного обзора - описать возможности расширения предмета нейропсихологии и перспективы ее развития. Анализ литературы показывает, что общепринятый конечный список ВПФ в литературе отсутствует. К ним можно отнести любые функции, соответствующие традиционному определению А.Р. Лурии. Существенными признаками являются социальное происхождение, опосредствованность строения, сознательность и произвольность функционирования. Наряду с ВПФ изучению доступны психические процессы, состояния, свойства и социально-психологические феномены. Возможен переход к общим категориям анализа, учитывающим целостное взаимодействие человека с действительностью. В России распространен культурно-деятельностный подход, однако он содержит ряд противоречий, затрудняющих его использование в нейропсихологии. Альтернативой выступает системноэволюционный подход, в рамках которого можно изучать адаптивную роль каждой функции. Особый интерес представляют механизмы формирования субъективного опыта, абстрагирование, саморегуляция, моделирование действительности и адаптация к прогнозируемому будущему. Полученные результаты позволяют говорить о том, что нейропсихология может изучать любые функции, которые являются подсистемами многоуровневой функциональной системы психологической адаптации. При исследовании каждой функции необходимо выяснить ее филогенетическое происхождение и пределы прижизненной настройки. Также следует уделить внимание возможности порождать субъективную реальность, исследовав мозговую организацию индивидуального опыта. Реализация этого подхода предполагает интеграцию нейропсихологии с другими нейронауками.
Образовательные учреждения по всему миру всегда стараются обеспечить высочайшее качество образования и постоянно улучшают свое качество и стандарты. Эта практика позволяет им привлекать гораздо более способных студентов, а также ученых. Поскольку студент находится в центре процесса обучения, его/ее удовлетворенность также находится в центре качества и стандартов учебного заведения. Это исследование направлено на то, чтобы найти и оценить наиболее важные аспекты, ответственные за общую удовлетворенность учеников Ибн Халдуна. Для этого была отобрана выборка из 180 студентов разных факультетов, программ (бакалавриат, магистратура и языковые), пола (мужчины - 41,28% и женщины - 58,72%), национальностей (турки - 71% и иностранцы -29%) и т.д. обследован. Перед поступлением в Университет Ибн Халдуна студентов спрашивали об уровне их удовлетворенности по различным аспектам, таким как учеба, жилье, удобства и услуги, внеклассные, экономические и финансовые, социальные и культурные ожидания. Углубленный описательный статистический анализ и модель множественной линейной регрессии с методологией от общего к частному использовались для поиска и оценки ключевых параметров, способствующих общей удовлетворенности. Исследование показало, что общая удовлетворенность не зависит от пола и национальности. Кроме того, аспиранты оказались более удовлетворены, чем студенты, а количество семестров, проведенных в Университете Ибн Халдуна, положительно коррелировало с общей удовлетворенностью. Кроме того, экономические и финансовые льготы, предоставляемые студентам университетом, академические особенности, а также возможности и услуги являются ключевыми факторами, определяющими общую удовлетворенность студентов. В исследовании делается вывод, что удовлетворенность студентов можно еще больше повысить за счет усиления вышеупомянутых функций, при этом особое внимание можно уделить социальной и культурной интеграции студентов, средствам размещения, предоставляемым студентам, и внеклассным мероприятиям.
Обращение к возрастным особенностям рефлексии и исследование ее влияния на вегетативную нервную систему являются важной задачей, в том числе для обоснования применения рефлексивных методов в помогающей психологической практике. Цель исследования - оценить динамику баланса вегетативной нервной системы (ВНС) организма до и после рефлексивного акта у взрослых людей (18 лет и старше), установить влияние возрастных особенностей и полноты развития рефлексии на пострефлексивное состояние по параметрам вариабельности сердечного ритма (ВСР). Гипотеза исследования: рефлексивный акт оказывает существенное влияние, регистрируемое в пострефлексивном состоянии, на деятельность ВНС, что отражается на параметрах ВСР. Метод исследования и испытуемые. В исследовании применялись методы диагностики ВСР, методика имагинально-рефлексивного ресурса (МИРР). Выборка исследования включала 141 человека, в итоговый анализ вошли 118 человек (средний возраст 22 ± 8 лет).
Результаты: 1) статистический анализ выявил значимые различия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами молодого возраста как по временным параметрам ВСР - средней длительности кардиоинтервалов (RRNN), частоте сердечных сокращений (ЧСС), моде (Мо), так и по спектральным параметрам ВСР; 2) статистический анализ выявил значимые различия между условиями до и после эксперимента у «взрослой» экспериментальной группы по показателям временного анализа ВСР по RRNN, ЧСС, Мо; по спектральным показателям значимых изменений не наблюдалось; 3) многофакторный дисперсионный анализ ANOVA показал значимое взаимодействие по ряду параметров для факторов «группа» и «условия», а также для факторов «группа» и «возраст». Выявлены значимые различия между группами разных возрастов по следующим показателям: доле последовательных интервалов NN, различия между которыми превышают 50 мс (pNN50), индексу напряжения регуляторных систем (ИН), относительному значению мощности волн очень низкой частоты (VLF%). Также были выявлены значимые различия по показателю VLF% для ЭГ и КГ независимо от
Феномен самодетерминации личности описывает свободную сущность человека, способность совершать самостоятельный выбор, принимать осознанные решения, ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственных действий и поступков. Описывая механизмы реализации свободы и произвольной регуляции целенаправленной деятельности, имеющиеся концепции самодетерминации опираются на влияние биологических и социальных факторов либо транслируют идею независимости человека от них. Актуальность данного исследования обусловлена попыткой согласования принципов детерминизма и индетерминизма в объяснении феномена самодетерминации. Кроме того, данная работа направлена на изучение комплементарного взаимодействия различных проявлений самодетерминированного поведения на разных функциональных уровнях организации человека: индивидном, субъектном и личностном. В статье описана процедура разработки и валидидизации авторского опросника «’Виды самодетерминации личности». Методика основана на комплементарной модели самодетерминации личности и позволяет изучить три взаимосвязанных уровня (вида) -функциональную, целевую (деятельностную) и смысловую самодетерминацию, - каждому из которых соответствует уникальный набор эмпирических референтов. Процедура исследования включала три этапа разработки опросника, на каждом этапе уточнялись его содержание и структура. Для проверки конструктной валидности инструмента использовались методики «Шкала экзистенции», «Самоактивация личности», «Способность к самоуправлению», «Шкала осознанного выбора и самосознания», «Индекс автономного функционирования». По результатам исследования на выборке из 469 респондентов были подтверждены надежность и внутренняя согласованность опросника, его трехфакторная структура, соответствующая трем видам самодетерминации, и конвергентная валидность. Выявлены значимые различия по содержанию и смысловому наполнению между функциональным, деятельностным и смысловым уровнями самодетерминации, также показано комплементарное взаимодействие уровней. Проверка различий по полу, возрасту и уровн
Выделенные в рамках теории самодетерминации стили взаимодействия учителя с учащимися стали предметом активных исследований в последние несколько лет. Интерес к данной проблематике вызван прежде всего обнадеживающими результатами, показывающими, что эти стили действительно связаны с базовыми психологическими потребностями учащихся, продуктивной мотивацией, вовлеченностью и достижениями. В настоящем исследовании на основе концепции личностного потенциала (Д.А. Леонтьев) и теории самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан) изучаются переменные личностного потенциала, которые могут иметь значение для мотивирующих (поддерживающего автономию и структурирующего) и демотивирующих (хаотического и контролирующего) стилей взаимодействия учителя с учащимися. На выборке российских учителей (N = 391, 96% женщин) с помощью соответствующих шкал были измерены стили взаимодействия учителя, а также показатели личностного потенциала: жизнестойкость, саморегуляция, ответственность, системная рефлексия, толерантность к неопределенности, жизненная позиция личности. На основе парных корреляций установлено, что все перечисленные компоненты личностного потенциала показывают ожидаемые связи со стилями взаимодействиями. С помощью общих линейных моделей и структурного моделирования выявлено, что наиболее важными компонентами личностного потенциала, вносящими независимый вклад в стили взаимодействия, выступают такие характеристики личностной зрелости, как ответственность, жизнестойкость, системная рефлексия. Личностно зрелые учителя с высокой выраженностью этих характеристик склонны использовать более конструктивные мотивирующие стили взаимодействия с учащимися (поддерживающий автономию и структурирующий), обеспечивая их правилами и структурой, предлагая выбор и объясняя значимость определенной задачи, в то время как учителя со сниженными показателями личностного потенциала склонны к проявлению контроля и хаоса, демонстрируя демотивирующие стили взаимодействия. Данные о переменных, характеризующих личностный потенциал успешных учителей, могут быть
Статья посвящена проблеме педагогической социальной перцепции агрессивности учащихся. Обоснована значимость социально-перцептивных образов педагога о гендерных аспектах агрессивности учащихся в контексте вопросов профилактики асоциального поведения. Проанализирован феномен вербальной агрессивности как наиболее часто встречающийся вид агрессивного поведения в образовательной среде. Эмпирическое исследование на материале ответов 5 084 педагогов (94% - женщины, средний возраст респондентов - 44,5) посвящено оценке согласованности идентификации педагогами вербальной агрессии юношей и девушек с различными социальными представлениями о гендерных аспектах проявления агрессии в сознании учителей. Оценка значимости факторов согласия с каждым из утверждений (обобщенная оценка) и представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами (дифференцированная оценка) была осуществлена с помощью двухфакторного дисперсионного анализа. Апостериорный анализ включал стратегию множественных межгрупповых сравнений с использованием критерия Тьюки. Показано, что педагоги значимо чаще отмечают распространенность вербальной агрессии среди девушек, нежели юношей. В результате анализа согласованности дифференцированных оценок с пятью обобщенными утверждениями выявлено, что только в отношении одного из них («Агрессия у девочек носит более “изобретательный” характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков») респонденты давали непротиворечивые дифференцированные оценки. В отношении остальных проанализированных утверждений были зафиксированы противоречия в контексте дифференцированных оценок вербальной агрессии девушек и юношей. Полученные результаты вносят вклад в изучение социальных представлений педагогов об особенностях подростковой агрессии, а также подчеркивают необходимость дальнейшего изучения социально-перцептивных установок педагогов в отношении агрессии учащихся.
В ретроспективном плане рассматриваются генеалогические, а также межэтнические и кросс-культурные аспекты жизни сибирских народов в их связи с общероссийскими и общемировыми тенденциями. По аналогии с известным феноменом «Транссибирская магистраль» авторы называют «транскультурными» «пронизывающие» этносы сибирских территорий и приграничных регионов соседних стран общие психологические установки и варианты народных традиций. Показано, что некоторые транскультурные взаимодействия в прошлом осуществлялись с представителями коренных этносов Америки; сегодня их результаты известны в соседних с Сибирью регионах Казахстана, Китая, Монголии, Кореи, а если учитывать вопросы торговых связей и положения мигрантов в России, они касаются и других государств Центральной Азии. Что касается сообществ и институтов многополярного мира, то если в юридическом и административном отношении можно устанавливать достаточно очерченные их границы, это невозможно сделать в этнопсихологическом и транскультурном плане, и в таких вопросах без психогенетического анализа не обойтись. Рассматривается содержание понятия «сибирский мультикультурализм», что позволяет показать онредеденные интеграционные ресурсы сибирских народов не только во внутрироссийских этнических контактах, но и при взаимодействии с этническими группами других соседствующих, и не только, народов. При этом проявляется ярко выраженное умение сохранять собственную самобытность и уникальность, опираясь на генетическую и историческую память, а также на «подпитки» со стороны родственных этнических групп. В статье детализируются конкретные факторы, которые в психологическом плане будут предопределять отношение россиян разных национальностей к вопросам организации многополярного мира, поскольку его невозможно представить без наличия в структуре не только больших, но и малых этнических групп, функциональным предназначением которых является обеспечение перехода атрибутов макросообществ к личности и, наоборот, от личности к обществу в целом.
Издательство
- Издательство
- ТГУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- Юр. адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- ФИО
- Галажинский Эдуард Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@tsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (382) 2529585
- Сайт
- https:/www.tsu.ru