АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОБЩУЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИТЕТА ИБН ХАЛДУНА (НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ) (2024)
Образовательные учреждения по всему миру всегда стараются обеспечить высочайшее качество образования и постоянно улучшают свое качество и стандарты. Эта практика позволяет им привлекать гораздо более способных студентов, а также ученых. Поскольку студент находится в центре процесса обучения, его/ее удовлетворенность также находится в центре качества и стандартов учебного заведения. Это исследование направлено на то, чтобы найти и оценить наиболее важные аспекты, ответственные за общую удовлетворенность учеников Ибн Халдуна. Для этого была отобрана выборка из 180 студентов разных факультетов, программ (бакалавриат, магистратура и языковые), пола (мужчины - 41,28% и женщины - 58,72%), национальностей (турки - 71% и иностранцы -29%) и т.д. обследован. Перед поступлением в Университет Ибн Халдуна студентов спрашивали об уровне их удовлетворенности по различным аспектам, таким как учеба, жилье, удобства и услуги, внеклассные, экономические и финансовые, социальные и культурные ожидания. Углубленный описательный статистический анализ и модель множественной линейной регрессии с методологией от общего к частному использовались для поиска и оценки ключевых параметров, способствующих общей удовлетворенности. Исследование показало, что общая удовлетворенность не зависит от пола и национальности. Кроме того, аспиранты оказались более удовлетворены, чем студенты, а количество семестров, проведенных в Университете Ибн Халдуна, положительно коррелировало с общей удовлетворенностью. Кроме того, экономические и финансовые льготы, предоставляемые студентам университетом, академические особенности, а также возможности и услуги являются ключевыми факторами, определяющими общую удовлетворенность студентов. В исследовании делается вывод, что удовлетворенность студентов можно еще больше повысить за счет усиления вышеупомянутых функций, при этом особое внимание можно уделить социальной и культурной интеграции студентов, средствам размещения, предоставляемым студентам, и внеклассным мероприятиям.
Educational institutions around the world are always trying to impart the highest quality of education, and they are continuously improving their quality and standards. This practice enables them to attract much more capable students as well as academics. As the student is at the center of the learning process, his/her satisfaction is also at the center of the quality and standards of an educational institution. This study aims to find and assess the most important dimensions responsible for the overall satisfaction of Ibn Haldun’s students. For this, a sample of 180 students from different departments, programs (undergraduate, graduate and language), gender (Male - 41.28% and Female - 58.72%), nationalities (Turkish - 71% and Foreigners -29%), etc. were surveyed. Students were questioned about their satisfaction levels on different dimensions like academic, accommodations, facilities and services, extracurricular, economic and financial, social and cultural via their expectations before joining Ibn Haldun University. In-depth descriptive statistical analysis and multiple linear regression model with General to Specific methodology has been used to find and evaluate the key dimensions contributing to overall satisfaction. The study found overall satisfaction to be independent of gender and nationality. Also, graduate students were found to be more satisfied than undergraduates, while the number of semesters spent at Ibn Haldun University was found to be positively and highly correlated with overall satisfaction. Furthermore, economic and financial benefits granted to students by the university, academic features and the facilities and services dimensions are the key determinants of overall satisfaction of the students. The study concludes that the students’ satisfaction can be further improved by enhancing the above-mentioned features and a special attention may be given to social and cultural integration of students, accommodation facilities provided to the students and extracurricular activities.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17223/17267080/92/7
- eLIBRARY ID
- 67895596
Список литературы
-
Abu-Rumman, A., & Qawasmeh, R. (2022). Assessing international students’ satisfaction of a Jordanian university using the service quality model. Journal of Applied Research in Higher Education, 14(4), 1742-1760.
-
Al-Shargabi, B., Sabri, O., & Aljawarneh, S. (2021). The adoption of an e-learning system using information systems success model: a case study of Jazan University. Peer Journal of Computer Science, 7, e723. DOI: 10.7717/peeij-cs.723
-
Appleton-Knapp, S. L., & Krentler, K. A. (2006). Measuring student expectations and their effects on satisfaction: The importance of managing student expectations. Journal of Marketing Education, 28(3), 254-264. EDN: HQBUEX
-
Arambewela, R., & Hall, J. (2009). An empirical model of international student satisfaction. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, 21(4), 555-569.
-
Arkoudis, S., Dollinger, M., Baik, C., & Patience, A. (2019). International students’ experience in Australian higher education: Can we do better? Higher Education, 77, 799-813. DOI: 10.1007/s10734-018-0302-x EDN: UYMWYW
-
Bahian, M. E. V. (2021). Level of Satisfaction among Graduates. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT), 12(10), 612-619. Retrieved from: https://turcomat.org/index.php/turkbilmat/article/view/4218.
-
Bedggood, R. E., & Donovan, J. D. (2012). University performance evaluations: what are we really measuring? Studies in Higher Education, 37(7’), 825-842. doi.
-
DOI: 10.1080/03075079.2010.549221
-
Butt, B. Z., & Ur Rehman, K. (2010). A study examining the students’ satisfaction in higher education. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2(2), 5446-5450. 10.1016/ j.sbspro.2010.03.888. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.03.888
-
Casas, F., Bălţătescu, S., Bertran, I., Gonzalez, M., & Hatos, A. (2013). School satisfaction among adolescents: Testing different indicators for its measurement and its relationship with overall life satisfaction and subjective well-being in Romania and Spain. Social Indicators Research, 111, 665-681. DOI: 10.1007/s11205-012-0025-9 EDN: NGJGRJ
-
Daniel, D., Liben, G., & Adugna, A. (2017). Assessment of Students' Satisfaction: A Case Study of Dire Dawa University, Ethiopia. Journal of Education and Practice, 8(4), 111120.
-
Easterlin, R. A., & Sawangfa, O. (2007). Happiness and domain satisfaction: Theory and evidence. DOI: 10.2139/ssrn.961644
-
Elliott, K. M., & Healy, M. A. (2001). Key factors influencing student satisfaction related to recruitment and retention. Journal of Marketing for Higher Education, 10(4), 1-11.
-
Geeraert, N., Demes, K. A., & Ward, C. (2021). Sojourner expectations: Are they met and does it matter if they're not? International Journal of Intercultural Relations, 84, 27-40. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2021.06.004
-
Harsasi, M., & Sutawijaya, A. (2018). Determinants of student satisfaction in online tutorial: A study of a distance education institution. Turkish Online Journal of Distance Education, 19(1), 89-99.
-
Kairisto-Mertanen, L., & Konst, T. (2020). Redesigning Education: Visions and Practices. Liisa Kairisto-Mertanen & Taru Konst.
-
Kanwar, A., & Sanjeeva, M. (2022). Student satisfaction survey: A key for quality improvement in the higher education institution. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 11(1), 27. EDN: JJHFCK
-
Kara, A. M., Tanui, E., & Kalai, J. M. (2016). Educational service quality and students' satisfaction in public universities in Kenya. International Journal of Education and Social Science, 5(10), 37-48.
-
Malik, M. E., Danish, R. Q., & Usman, A. (2010). The impact of service quality on students' satisfaction in higher education institutes of Punjab. Journal of Management Research, 2(2), 1-11.
-
Mokhethi, M. C., Malunga, M. M. J., & Thetsane, R. M. (2019). Student's Satisfaction Dimensions Contributing to Overall Satisfaction at the National University of Lesotho. Review of Contemporary Business Research, 8(2), 1-11.
-
Ogunmokun, O. A., & Timur, S. (2020). Effects of the awareness of University's CSR on students' Word-of-Mouth Intentions. In Industrial Engineering in the Digital Disruption Era: Selected papers from the Global Joint Conference on Industrial Engineering and Its Application Areas, GJCIE 2019, September 2-3, 2019, Gazimagusa, North Cyprus, Turkey (pp. 133-147). Springer International Publishing.
-
Osman, A. R., & Saputra, R. S. (2019). A pragmatic model of student satisfaction: A viewpoint of private higher education. Quality Assurance in Education, 27(2), 142-165. DOI: 10.1108/QAE-05-2017-0019
-
Paterson, J., Keys, C., Phillips, K., Yntema, M., & MacKay, J. R. (2019). Peer-led academic support for pre-arrival students of the BVM&S degree program. Journal of Veterinary Medical Education, 46(4), 481-488. DOI: 10.3138/jvme.1017-149r
-
Raza, S. A., Qazi, W., Khan, K. A., & Shah, S. M. M. (2021). Student as customer concept: an approach to determine Pakistani students' preferences as customers while studying at private universities. International Journal of Educational Management, 35(2), 513531.
-
Razinkina, E., Pankova, L., Trostinskaya, I., Pozdeeva, E., Evseeva, L., & Tanova, A. (2018). Student satisfaction as an element of education quality monitoring in innovative higher education institution. In E3S web of conferences (Vol. 33, p. 03043). EDP Sciences. EDN: UYMLKM
-
Santos, G., Marques, C. S., Justino, E., & Mendes, L. (2020). Understanding social responsibility's influence on service quality and student satisfaction in higher education. Journal of Cleaner Production, 256, 120597. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.120597
-
Teeroovengadum, V., Kamalanabhan, T. J., & Seebaluck, A. K. (2016). Measuring service quality in higher education: Development of a hierarchical model (HESQUAL). Quality Assurance in Education, 24(2), 244-258. DOI: 10.1108/QAE-06-2014-0028
-
Ten Eyck, R. P., Tews, M., & Ballester, J. M. (2009). Improved medical student satisfaction and test performance with a simulation-based emergency medicine curriculum: a randomized controlled trial. Annals of Emergency Medicine, 54(5), 684-691.
-
Tessema, M., Ready, K., & Malone, C. (2012). Effect of gender on college students' satisfaction and achievement: The case of a midsized Midwestern public university. International Journal of Business and Social Science, 3(10).
-
Weerasinghe, I. S., & Fernando, R. L. (2017). Students' satisfaction in higher education. American Journal of Educational Research, 5(5), 533-539.
-
Witowski, L. L. (2008). The relationship between instructional delivery methods and student learning preferences: What contributes to student satisfaction in an online learning environment? (Doctoral dissertation, Capella University).
-
Zhou, J., & Cole, D. (2017). Comparing international and American students: Involvement in college life and overall satisfaction. Higher Education, 73, 655-672. DOI: 10.1007/s10734-016-9982-2 EDN: KIBYTV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Технология виртуальной реальности в последнее десятилетие стала одним из активно применяемых инструментов в психологической науке и практике. Активное развитие средств виртуальной реальность привело к повышению их доступности как исследовательского инструмента, а новые технические решения улучшили качество предъявляемых виртуальных сред и минимизировали возможные дискомфортные ощущения у пользователей от погружения в виртуальные пространства. Особо эффективным оказалось применение данной технологии в изучении сложных и комплексных психологических и психофизиологических конструктов, к которым в том числе относится стрессовая реакция человека. Целью настоящей работы стало рассмотрение существующих способов и приемов применения виртуальной реальности для задач моделирования и управления стрессовой реакцией человека. Были поставлены задачи выделить особенности таких подходов, их преимущества и недостатки, а также определить наиболее эффективные из них. В качестве основного предмета рассмотрения были выбраны примеры интеграции технологий виртуальной реальности с экспозиционной терапией, биологической обратной связью, методикой десенсибилизации и переработки движениями глаз. В результате проведенного анализа было обнаружено, что общим для разных способов использования виртуальных технологий в задачах управления уровнем стресса и моделирования стрессовой реакции различной степени интенсивности является возможность создания контролируемой и повторяемой по содержанию виртуальной среды, которая позволяет настраивать степень воздействия стрессоров и обстановки для точного изучения индивидуальной реакции участников. Вторым важным фактором при этом является возможность реализации активного поведения самим человеком, погруженным в виртуальную среду. Также отмечено, что комплексное применение совокупности различных методик позволяет человеку лучше осознавать свои реакции на стресс, обучаться саморегуляции и приемам снижения уровня тревожности в условиях виртуальной реальности. Таким образом, применение виртуальной реальности в
На основе феноменологии пиковых переживаний (по А. Маслоу) сформирована холо-динамическая модель транскоммуникации. В ней показано, как по четырем кумулятивным направлениям транскоммуникации - нисходящему импрессивному экспрессивному восходящему - возникают ключевые пиковые переживания: катарсис импринтинг экстаз инсайт. Представлены результаты апробации и многократной реализации данной модели в виде тренинга транскоммуникативных состояний (ТТС), которые непосредственно тестируют транскоммуникативные состояния участников тренинговой группы глазами самой группы. Зафиксировано, что достаточные релевантность, валидность и репрезентативность ТТС позволяют участникам тренинга различать доминирующие пиковые переживания. Выявленные для каждого участника тренинга индивидуальные профили пиковых переживаний наглядно характеризуют особенности их креативного потенциала. Представлен интегративный проект курса «Ноэтическая психология», где перспективно отражены возможности внедрения различных вариантов ТТС в разные образовательные практики.
Отечественная нейропсихология изучает мозговую организацию высших психических функций (ВПФ). Остальные психические явления выводятся за рамки нейропсихологии, хотя в зарубежных нейронауках они успешно исследуются. При этом среди психологов нет единого мнения о том, какие функции следует относить к ВПФ. Актуальной проблемой являются преодоление методологических ограничений и переосмысление предмета современной нейропсихологии. Цель данного обзора - описать возможности расширения предмета нейропсихологии и перспективы ее развития. Анализ литературы показывает, что общепринятый конечный список ВПФ в литературе отсутствует. К ним можно отнести любые функции, соответствующие традиционному определению А.Р. Лурии. Существенными признаками являются социальное происхождение, опосредствованность строения, сознательность и произвольность функционирования. Наряду с ВПФ изучению доступны психические процессы, состояния, свойства и социально-психологические феномены. Возможен переход к общим категориям анализа, учитывающим целостное взаимодействие человека с действительностью. В России распространен культурно-деятельностный подход, однако он содержит ряд противоречий, затрудняющих его использование в нейропсихологии. Альтернативой выступает системноэволюционный подход, в рамках которого можно изучать адаптивную роль каждой функции. Особый интерес представляют механизмы формирования субъективного опыта, абстрагирование, саморегуляция, моделирование действительности и адаптация к прогнозируемому будущему. Полученные результаты позволяют говорить о том, что нейропсихология может изучать любые функции, которые являются подсистемами многоуровневой функциональной системы психологической адаптации. При исследовании каждой функции необходимо выяснить ее филогенетическое происхождение и пределы прижизненной настройки. Также следует уделить внимание возможности порождать субъективную реальность, исследовав мозговую организацию индивидуального опыта. Реализация этого подхода предполагает интеграцию нейропсихологии с другими нейронауками.
Обращение к возрастным особенностям рефлексии и исследование ее влияния на вегетативную нервную систему являются важной задачей, в том числе для обоснования применения рефлексивных методов в помогающей психологической практике. Цель исследования - оценить динамику баланса вегетативной нервной системы (ВНС) организма до и после рефлексивного акта у взрослых людей (18 лет и старше), установить влияние возрастных особенностей и полноты развития рефлексии на пострефлексивное состояние по параметрам вариабельности сердечного ритма (ВСР). Гипотеза исследования: рефлексивный акт оказывает существенное влияние, регистрируемое в пострефлексивном состоянии, на деятельность ВНС, что отражается на параметрах ВСР. Метод исследования и испытуемые. В исследовании применялись методы диагностики ВСР, методика имагинально-рефлексивного ресурса (МИРР). Выборка исследования включала 141 человека, в итоговый анализ вошли 118 человек (средний возраст 22 ± 8 лет).
Результаты: 1) статистический анализ выявил значимые различия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами молодого возраста как по временным параметрам ВСР - средней длительности кардиоинтервалов (RRNN), частоте сердечных сокращений (ЧСС), моде (Мо), так и по спектральным параметрам ВСР; 2) статистический анализ выявил значимые различия между условиями до и после эксперимента у «взрослой» экспериментальной группы по показателям временного анализа ВСР по RRNN, ЧСС, Мо; по спектральным показателям значимых изменений не наблюдалось; 3) многофакторный дисперсионный анализ ANOVA показал значимое взаимодействие по ряду параметров для факторов «группа» и «условия», а также для факторов «группа» и «возраст». Выявлены значимые различия между группами разных возрастов по следующим показателям: доле последовательных интервалов NN, различия между которыми превышают 50 мс (pNN50), индексу напряжения регуляторных систем (ИН), относительному значению мощности волн очень низкой частоты (VLF%). Также были выявлены значимые различия по показателю VLF% для ЭГ и КГ независимо от
Феномен самодетерминации личности описывает свободную сущность человека, способность совершать самостоятельный выбор, принимать осознанные решения, ощущать себя деятелем, инициатором, причиной собственных действий и поступков. Описывая механизмы реализации свободы и произвольной регуляции целенаправленной деятельности, имеющиеся концепции самодетерминации опираются на влияние биологических и социальных факторов либо транслируют идею независимости человека от них. Актуальность данного исследования обусловлена попыткой согласования принципов детерминизма и индетерминизма в объяснении феномена самодетерминации. Кроме того, данная работа направлена на изучение комплементарного взаимодействия различных проявлений самодетерминированного поведения на разных функциональных уровнях организации человека: индивидном, субъектном и личностном. В статье описана процедура разработки и валидидизации авторского опросника «’Виды самодетерминации личности». Методика основана на комплементарной модели самодетерминации личности и позволяет изучить три взаимосвязанных уровня (вида) -функциональную, целевую (деятельностную) и смысловую самодетерминацию, - каждому из которых соответствует уникальный набор эмпирических референтов. Процедура исследования включала три этапа разработки опросника, на каждом этапе уточнялись его содержание и структура. Для проверки конструктной валидности инструмента использовались методики «Шкала экзистенции», «Самоактивация личности», «Способность к самоуправлению», «Шкала осознанного выбора и самосознания», «Индекс автономного функционирования». По результатам исследования на выборке из 469 респондентов были подтверждены надежность и внутренняя согласованность опросника, его трехфакторная структура, соответствующая трем видам самодетерминации, и конвергентная валидность. Выявлены значимые различия по содержанию и смысловому наполнению между функциональным, деятельностным и смысловым уровнями самодетерминации, также показано комплементарное взаимодействие уровней. Проверка различий по полу, возрасту и уровн
Родительские практики описывают действия, которые родители реализуют для регуляции поведения ребенка и его развития. Чаще всего описываются практики когнитивной стимуляции (обучающие) и практики эмоциональной близости и теплоты. Поскольку ранее было показано, что родительские отношение и поведение обусловливаются скорее свойствами темперамента ребенка, чем наоборот, целью данного исследования является изучение связей свойств темперамента ребенка с обучающими и эмоциональными родительскими практиками. Выборка - 478 матерей дошкольников в возрасте от 23 до 51 года (M = 34,9; SD = 5,04), возраст детей - от 5 до 8 лет (M = 6,79; SD = 0,39), 49,6% мальчики. Для сбора данных использовались «Опросник детского поведения, очень краткая форма» и «Анкета родительских практик». По результатам исследования выявлено, что родительские практики когнитивной стимуляции в большей степени, чем эмоциональные, связаны со свойствами темперамента детей. В частности, устойчивость внимания, предпочтение удовольствий низкой интенсивности и страх выступили позитивными предикторами родительских практик, направленных на когнитивное развитие детей. Были выделены группы детей с различными профилями темперамента, которые отличаются, скорее, выраженностью этих свойств, а не их специфическим сочетанием, -они демонстрируют схожие показатели сургенсии и различаются уровнем произвольного контроля и негативного аффекта. Установлено, что родители, которые оценивают своих детей как активных, эмоциональных, демонстрирующих высокий произвольный контроль, в большей степени склонны применять практики когнитивной стимуляции.
Выделенные в рамках теории самодетерминации стили взаимодействия учителя с учащимися стали предметом активных исследований в последние несколько лет. Интерес к данной проблематике вызван прежде всего обнадеживающими результатами, показывающими, что эти стили действительно связаны с базовыми психологическими потребностями учащихся, продуктивной мотивацией, вовлеченностью и достижениями. В настоящем исследовании на основе концепции личностного потенциала (Д.А. Леонтьев) и теории самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан) изучаются переменные личностного потенциала, которые могут иметь значение для мотивирующих (поддерживающего автономию и структурирующего) и демотивирующих (хаотического и контролирующего) стилей взаимодействия учителя с учащимися. На выборке российских учителей (N = 391, 96% женщин) с помощью соответствующих шкал были измерены стили взаимодействия учителя, а также показатели личностного потенциала: жизнестойкость, саморегуляция, ответственность, системная рефлексия, толерантность к неопределенности, жизненная позиция личности. На основе парных корреляций установлено, что все перечисленные компоненты личностного потенциала показывают ожидаемые связи со стилями взаимодействиями. С помощью общих линейных моделей и структурного моделирования выявлено, что наиболее важными компонентами личностного потенциала, вносящими независимый вклад в стили взаимодействия, выступают такие характеристики личностной зрелости, как ответственность, жизнестойкость, системная рефлексия. Личностно зрелые учителя с высокой выраженностью этих характеристик склонны использовать более конструктивные мотивирующие стили взаимодействия с учащимися (поддерживающий автономию и структурирующий), обеспечивая их правилами и структурой, предлагая выбор и объясняя значимость определенной задачи, в то время как учителя со сниженными показателями личностного потенциала склонны к проявлению контроля и хаоса, демонстрируя демотивирующие стили взаимодействия. Данные о переменных, характеризующих личностный потенциал успешных учителей, могут быть
Статья посвящена проблеме педагогической социальной перцепции агрессивности учащихся. Обоснована значимость социально-перцептивных образов педагога о гендерных аспектах агрессивности учащихся в контексте вопросов профилактики асоциального поведения. Проанализирован феномен вербальной агрессивности как наиболее часто встречающийся вид агрессивного поведения в образовательной среде. Эмпирическое исследование на материале ответов 5 084 педагогов (94% - женщины, средний возраст респондентов - 44,5) посвящено оценке согласованности идентификации педагогами вербальной агрессии юношей и девушек с различными социальными представлениями о гендерных аспектах проявления агрессии в сознании учителей. Оценка значимости факторов согласия с каждым из утверждений (обобщенная оценка) и представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами (дифференцированная оценка) была осуществлена с помощью двухфакторного дисперсионного анализа. Апостериорный анализ включал стратегию множественных межгрупповых сравнений с использованием критерия Тьюки. Показано, что педагоги значимо чаще отмечают распространенность вербальной агрессии среди девушек, нежели юношей. В результате анализа согласованности дифференцированных оценок с пятью обобщенными утверждениями выявлено, что только в отношении одного из них («Агрессия у девочек носит более “изобретательный” характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков») респонденты давали непротиворечивые дифференцированные оценки. В отношении остальных проанализированных утверждений были зафиксированы противоречия в контексте дифференцированных оценок вербальной агрессии девушек и юношей. Полученные результаты вносят вклад в изучение социальных представлений педагогов об особенностях подростковой агрессии, а также подчеркивают необходимость дальнейшего изучения социально-перцептивных установок педагогов в отношении агрессии учащихся.
В ретроспективном плане рассматриваются генеалогические, а также межэтнические и кросс-культурные аспекты жизни сибирских народов в их связи с общероссийскими и общемировыми тенденциями. По аналогии с известным феноменом «Транссибирская магистраль» авторы называют «транскультурными» «пронизывающие» этносы сибирских территорий и приграничных регионов соседних стран общие психологические установки и варианты народных традиций. Показано, что некоторые транскультурные взаимодействия в прошлом осуществлялись с представителями коренных этносов Америки; сегодня их результаты известны в соседних с Сибирью регионах Казахстана, Китая, Монголии, Кореи, а если учитывать вопросы торговых связей и положения мигрантов в России, они касаются и других государств Центральной Азии. Что касается сообществ и институтов многополярного мира, то если в юридическом и административном отношении можно устанавливать достаточно очерченные их границы, это невозможно сделать в этнопсихологическом и транскультурном плане, и в таких вопросах без психогенетического анализа не обойтись. Рассматривается содержание понятия «сибирский мультикультурализм», что позволяет показать онредеденные интеграционные ресурсы сибирских народов не только во внутрироссийских этнических контактах, но и при взаимодействии с этническими группами других соседствующих, и не только, народов. При этом проявляется ярко выраженное умение сохранять собственную самобытность и уникальность, опираясь на генетическую и историческую память, а также на «подпитки» со стороны родственных этнических групп. В статье детализируются конкретные факторы, которые в психологическом плане будут предопределять отношение россиян разных национальностей к вопросам организации многополярного мира, поскольку его невозможно представить без наличия в структуре не только больших, но и малых этнических групп, функциональным предназначением которых является обеспечение перехода атрибутов макросообществ к личности и, наоборот, от личности к обществу в целом.
Издательство
- Издательство
- ТГУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- Юр. адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- ФИО
- Галажинский Эдуард Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@tsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (382) 2529585
- Сайт
- https:/www.tsu.ru