ISSN 1726-7080 · EISSN 2411-0809
Языки: ru · en

Статья: СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТАХ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ В СОЗНАНИИ УЧИТЕЛЕЙ (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена проблеме педагогической социальной перцепции агрессивности учащихся. Обоснована значимость социально-перцептивных образов педагога о гендерных аспектах агрессивности учащихся в контексте вопросов профилактики асоциального поведения. Проанализирован феномен вербальной агрессивности как наиболее часто встречающийся вид агрессивного поведения в образовательной среде. Эмпирическое исследование на материале ответов 5 084 педагогов (94% - женщины, средний возраст респондентов - 44,5) посвящено оценке согласованности идентификации педагогами вербальной агрессии юношей и девушек с различными социальными представлениями о гендерных аспектах проявления агрессии в сознании учителей. Оценка значимости факторов согласия с каждым из утверждений (обобщенная оценка) и представлений о частоте проявления вербальной агрессии девушками и юношами (дифференцированная оценка) была осуществлена с помощью двухфакторного дисперсионного анализа. Апостериорный анализ включал стратегию множественных межгрупповых сравнений с использованием критерия Тьюки. Показано, что педагоги значимо чаще отмечают распространенность вербальной агрессии среди девушек, нежели юношей. В результате анализа согласованности дифференцированных оценок с пятью обобщенными утверждениями выявлено, что только в отношении одного из них («Агрессия у девочек носит более “изобретательный” характер (планы мести, сплетни, социальная агрессия), чем у мальчиков») респонденты давали непротиворечивые дифференцированные оценки. В отношении остальных проанализированных утверждений были зафиксированы противоречия в контексте дифференцированных оценок вербальной агрессии девушек и юношей. Полученные результаты вносят вклад в изучение социальных представлений педагогов об особенностях подростковой агрессии, а также подчеркивают необходимость дальнейшего изучения социально-перцептивных установок педагогов в отношении агрессии учащихся.

Ключевые фразы: АГРЕССИЯ, подростки, педагоги, ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
Автор (ы): РЕАН АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Соавтор (ы): Коновалов Иван Александрович, Егорова Анна Викторовна
Журнал: СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.6. Социальная психология
Префикс DOI
10.17223/17267080/92/2
eLIBRARY ID
67895591
Для цитирования:
РЕАН А. А., КОНОВАЛОВ И. А., ЕГОРОВА А. В. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТАХ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ В СОЗНАНИИ УЧИТЕЛЕЙ // СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2024. № 92
Текстовый фрагмент статьи