ISSN 2311-0740 · EISSN 2311-0759
Языки: ru · en

Статья: Квазижанры в структуре обучающего и исследовательского дискурса: постановка проблемы (2025)

Читать онлайн

Статья посвящена осмыслению понятия квазижанр. Квазижанр является искусственным конструктом, который способствует продуктивному решению ограниченного круга исследовательских или лингводидактических задач. Квазижанр может быть представлен целым рядом разновидностей. Квазижанр обладает специфическими жанрообразующими признаками, которые были проанализированы на материале модельных ситуаций, использованных для исследования манипулятивного коммуникативного стиля. К числу жанрообразующих признаков квазижанра можно отнести следующие: искусственность; дедуктивность образования; наличие в композиции константной и переменной частей, несоизмеримых по объёму; моноинтенциональность; скоррелированность с естественной коммуникацией. Искусственность квазижанра обусловлена искусственностью его создания для решения исследовательской/ дидактической задачи, которая осознаётся как адресатом, так и адресантом. Дедуктивность образования связана с тем, что квазижанр продуцируется исследователем/преподавателем на основе осмысленных, типологизированных, прототипических представлений адресанта об акте коммуникативного взаимодействия. Со структурно-композиционной точки зрения квазижанр имеет две составляющие: константную (например, задание для испытуемых/обучаемых) и вариативную (множественные ответы испытуемых/ обучаемых). Константная часть стремится к минимальному количеству вербальных проявлений, а переменная часть – к максимальному. Девиации возможны, но в рамках обозначенных компонентов. Квазижанр моноинтенционален (исследовать/обучить), интенция должна быть понятна адресату. Наконец, квазижанр, являясь искусственным конструктом, скоррелированным с естественной коммуникацией, может быть признан пригодным для решения ограниченных исследовательских/дидактических задач и/ или может рассматриваться как промежуточный этап дискурсивного исследования или обучения.

Ключевые фразы: теория речевых жанров, реальный дискурсискусственный дискурс, исследователь- ский дискурс, квазижанр, модельная ситуация, моделирование, эксперимент, жанрообразующий пара- метр
Автор (ы): Мкртычян Светлана Викторовна, Дзундза Надежда Владимировна
Журнал: ЖАНРЫ РЕЧИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
001.4. Язык науки. Научная терминология. Номенклатура
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
811.161.1. Русский язык См. также пример, приведенный в классе 81'282.2
Для цитирования:
МКРТЫЧЯН С. В., ДЗУНДЗА Н. В. КВАЗИЖАНРЫ В СТРУКТУРЕ ОБУЧАЮЩЕГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ДИСКУРСА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ // ЖАНРЫ РЕЧИ. 2025. № 1 (45), ТОМ 20
Текстовый фрагмент статьи