В статье рассмотрена проблема формировании у студентов коммуникативной и социальной компетентности в условиях цифровой трансформации высшего образования. Обсуждаются негативные эффекты введения дистанционного формата обучения на основании обзора результатов исследований проблематики
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.21626/j-chr/2024-2(39)/3
Как известно, подростковые, юношеские и молодежные возрастные группы, как раз и являющиеся, одновременно, объектами и субъектами учебного и образовательного процесса, когда речь идет о среднем и высшем профессиональном образовании в колледжах и университетах, помимо других социально-психологических особенностей, свойственных их возрасту, обладают высоким уровнем потребности в общении, причем, именно как деятельности и активности. Потребность подростков, юношества и молодежи в принадлежности к определенным социальным группам, референтным для них, является одной из важнейших и определяет многие характеристики формирующейся личности представителей данных возрастных групп.
Список литературы
1. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева [и др.]. - Текст: электронный // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29, № 10. - С. 86 - 100. - URL: https://wwww.elibrary.ru/download/elibrary_44036486_68543069.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
2. Богданов, А.Л. Опыт дистанционного обучения: взгляд студентов ИЭМ НИ ТГУ на проблемы и преимущества обучения в «дистанте» / А.Л. Богданов, Е.В. Чаусова, Е.Ю. Шабанова. - Текст: электронный // Методические, технологические и организационные аспекты электронного обучения: сб. статей по результатам научно-методической конференции (Томск, 12-14 октября 2022 г.). - Томск: НИ ТГУ, 2022. - С. 40-45. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49615352_60691964.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
3. Донских, О.А. Новая нормальность? / О.А. Донских. - Текст: электронный // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29, № 10. - С. 56-64. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44036483_54506661.pdf (дата обращения: 27.04.2024).
4. Душкина, М.Р. Психология влияния в деловом общении и социальных коммуникациях: учебник для вузов / М. Р. Душкина. - Текст: электронный. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2024. - 228 с. - URL: https://urait.ru/bcode/543167 (дата обращения: 14.04.2024).
5. Киреев, Е.В. Дистанционное высшее образование: благо для страны или угроза ее национальной безопасности / Е. В. Киреев. - Текст: электронный // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - № 1 (29). - С. 12-21. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45634156_77623269.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
6. Мартьянова, И.А. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в условиях дистанта: проблемы и пути их решения / И.А. Мартьянова. - Текст: электронный // Наукосфера. - 2023. - № 6 - 2. - С. 52-59. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54213223_74828622.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
7. Музыченко, А.В. Психологическое благополучие обучающихся / А.В. Музыченко, Н.Н. Асипчик. - Текст: электронный // Коллекция гуманитарных исследований. - 2024. - № 1(38). - С. 58-63. - URL : https://doi.org/10.21626/j-chr/2024-1(38)/8 (дата обращения: 22.04.2024).
8. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: Педагогика, 1987. - 155 с.
9. Стернин, И.А. Дистант и проблемы коммуникации в ВУЗе / И.А. Стернин, М.А. Стернина. - Текст: электронный // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2021. - № 2. - С. 86-90. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46200165_59024789.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
10. Тарбеева, И.С. Мнение студентов об организации дистанционного обучения в ВУЗах: проблемы и пути решения / И.С. Тарбеева, А.В. Борисова // Социальноэкономическое управление: теория и практика. - 2021. - № 1 (44). -С. 61 - 66. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44888472_66161782.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
11. Теличева, Е.Г. Изучение мнения обучающихся о влиянии дистанционного формата обучения на образовательный процесс / Е.Г. Теличева. - Текст: электронный // ЦИТИСЭ. - 2022. - № 1 (31). - С. 299-310. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48358573_99232003.pdf (дата обращения: 22.04.2024).
12. Шутеева, Т.В. Особенности образовательного процесса в условиях пандемии COVID-19 / Т.В. Шутеева. - Текст: электронный // Коллекция гуманитарных исследований. - 2020. - № 3 (24). - С. 40-44. - URL : https://doi.org/10.21626/jchr/2020-3(24)/6 (дата обращения: 22.04.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена важной лингвистической проблеме – колоративам или цветообозначительной лексике в медицинской терминологии, изучаемой и применяемой студентами медицинских вузов, так как латинский язык является профессиональным языком в этой сфере. Автор научной статьи считает, что колоративы довольно широко используются в медицине, представляя собой незаменимый описательный компонент диагностических критериев различных заболеваний и состояний, вносящий конкретику во внешний вид тела человека и органов при физикальном исследовании. Целью данной исследования является изучение роли латинского языка в системе терминообразования колоративов со значением «белый» и «красный», характеризующих симптомы и признаки заболеваний, а также непосредственно заболевания. В ходе анализа рандомизированной выборки терминологического материала автором были описаны и систематизированы наиболее распространенные колоративы в значении «белый» и «красный». Полученные результаты позволили прийти к выводу об основополагающей роли в образовании медицинских терминов с цветообозначениями колоративов из латинского языка, однако немалый вклад вносят и цветолеммы греческого происхождения.
Статья посвящена важной культурно-исторической и воспитательно-образовательной проблеме – зарождению и развитию военно-полевой медицины во время расцвета Великой Римской Империи. Объектом исследования служит римская медицина времен формирования и расцвета военной службы в римской армии. Предметом исследования является искусство врачевания в армейских подразделениях как один из факторов становления военно-полевой медицины. В статье предпринята попытка комплексно изучить специфику военно-полевой медицины, начиная с IV века до н. э. и заканчивая II веком н. э. и раскрыть социокультурный и воспитательно-образовательный аспекты реформирования армейской медицины в заявленный период времени. Для достижения этой цели были изучены принципы ранжирования личного состава внутри медицинских подразделений, раскрыты особенности должностных обязанностей медиков, рассмотрены правила эвакуации раненых бойцов с поля боя, проанализирована деятельность военных медицинских госпиталей, а также сформулированы принципы санитарно-эпидемиологических мероприятий. Отмечается особое положение и важная роль врачей-хирургов в системе ранжирования медицинского персонала в указанный период. В статье автором раскрывается значимое место в иерархической системе военных медиков отряда капсариев, в обязанности которых входило оказание первой медицинской помощи раненым бойцам непосредственно на поле боя. Отдельное внимание в исследовании уделено системе санитарно-эпидемиологических мероприятий. Кроме того, автор заостряет внимание на действиях медицинского персонала в условиях реального боя, в которых уже тогда прослеживались понятия о принципах тактической медицины и медицинской эвакуации, что проявляется в практической значимости разделения пути следования раненого воина в современных армейских реалиях.
Статья посвящена изучению взаимосвязи уровня патриотизма и субъективного качества жизни молодежи на примере студентов КГМУ.
В исследовании применялись опросники: «Субъективное качество жизни» Т. Н. Савченко и Г. М. Головиной в модификации А. А. Папура; опросник «Гражданственность и патриотизм».
Для изучения уровня патриотизма студенческой молодёжи использовался:
- непараметрический критерий для к-независимых переменных U-критерий Манна-Уитни;
- коэффициент корреляции рангов К. Спирмена;
- анкетирование. Рассматривались когнитивный и деятельностный компоненты поведения молодёжи.
Статья посвящена комплексному исследованию готовности студентов к обучению в инклюзивной среде, рассматривая ее как многоуровневый процесс, включающий психолого-педагогические, социальные и образовательные аспекты. В данной работе авторы анализируют вопросы подготовленности студентов медицинского вуза (на примере ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России) к совместному обучению с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Описываются различные аспекты готовности: исследованы личностные характеристики студентов, влияющие на их восприятие инклюзии, а также особенности их готовности к взаимодействию с людьми с особенностями развития (психолого-педагогический аспект); рассмотрено влияние социальных установок и стереотипов на готовность студентов к инклюзивному обучению (социальный аспект); определены необходимые компетенции студентов, способствующие эффективному обучению в инклюзивной среде: коммуникативные навыки, способность к эмпатии и сопереживанию, гибкость в обучении и способность адаптироваться к разным стилям обучения, умение работать в команде и решать конфликты конструктивно (образовательный аспект).
В статье сформирован взгляд на процесс повышение педагогического профессионализма преподавателей медицинского вуза как на основное условие модернизации профессионального образования, призванного обеспечить высокий уровень качества профессиональной компетентности студентов-медиков в рамках образовательной политики государства.
В современную цифровую эпоху технологический прогресс произвел революцию в способах общения и взаимодействия между людьми в социуме, формируя плотную и многогранную ткань социальных отношений и сообществ. В данной научной работе обширно исследуется многофакторное влияние технологий на социальные взаимодействия, проводится анализ способов, с помощью которых цифровые средства коммуникации, сайты социальных сетей и виртуальные сообщества внедряются в повседневную жизнь и изменяют взаимодействия человеческих связей. Опираясь на такие социологические теории, как структурный функционализм и символический интеракционизм, в данном исследовании всесторонне рассматриваются, анализируются возможности и проблемы, возникающие в следствии использования технологий при формировании идентичности, включении в жизнь сообщества и социальной сплоченности. Синтезируя эмпирические исследования и теоретические взгляды, эта статья предлагает точное понимание сложного взаимодействия между технологиями и социальными взаимодействиями в современном обществе, подчеркивая важность критического анализа и проактивных стратегий для использования позитивного потенциала технологий и устранения их потенциальных негативных сторон. Исследователям предлагается изучить богатую научную литературу по данной теме, чтобы углубить свои представления о развивающихся отношениях между технологиями и социальными взаимодействиями в быстро меняющемся мире.
В статье обсуждается роль социального туризма как инновационной технологии социальной работы в ресоциализации пожилых граждан. Данные социологического исследования мнения респондентов из числа граждан пожилого возраста подтверждают высокий потенциал социального туризма в решении части социальных проблем пожилых.
Издательство
- Издательство
- КГМУ
- Регион
- Россия, Курск
- Почтовый адрес
- 305004, Курская обл, г Курск, Центральный округ, ул Карла Маркса, зд 3
- Юр. адрес
- 305004, Курская обл, г Курск, Центральный округ, ул Карла Маркса, зд 3
- ФИО
- Лазаренко Виктор Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- lazarenkova@kursksmu.net
- Контактный телефон
- +7 (471) 2588132