Компетентностный подход в конном спорте может способствовать повышению эффективности обучения. Цель исследования заключалась в разработке структуры и содержания компетенций спортсмена конника, а также методики их формирования. Результаты исследования включают примеры с описанием компетенций и тестовых заданий для их оценки. В качестве моделей базовых компетенций в подготовке спортсменов конников выделены: способность осуществлять грамотный уход за животным, способность седлать лошадь и корректировать амуницию, способность управлять выполнением лошадью базовых двигательных действий. Содержание каждой из указанных компетенций структурировано в виде компонентов: знание, понимание, умение. Предлагаемый педагогический инструментарий количественной оценки уровня сформированности компетенций и личностных качеств может быть использован в подготовке тренеров по конному спорту.
Идентификаторы и классификаторы
Популярность конного спорта с каждым годом растет, особенно среди любителей, которые видят в данном виде спорта возможность поддержания хорошей физической формы и психоэмоционального состояния. При подготовке новичков в конном спорте, очень важно выстроить с первых дней занятий правильное обучение всадника, которому может способствовать использование компетентностного подхода [14]. Компетентностный подход направлен на то, чтобы занимающиеся не только знали, но и умели применять свои знания, то есть обладали компетенциями. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации [1].
Список литературы
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. № 11, 2010. С. 17-22. EDN: NCHLTH
2. Белинский Д. В., Грязева Т. Н. Конный спорт: специальная подготовка лошади: учебно-методическое пособие. Краснодар: КГУФКСиТ, 2018. 80 с. EDN: ZCGTIL
3. Волынский С. М. Тренировка и выездка лошадей. М.: ООО “Издательство АСТ”. 2004. 285 с. EDN: QKWKUV
4. Калугина Е. Г. Анатомо-физиологические особенности лошади: учебное пособие. Калугина. Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2023. 100 с. EDN: VBXIGI
5. Конный спорт: Пособие для тренеров, коневодов и спортсменов. Сокр. пер. с нем. / Под ред. Э. Эзе; Предисл. П. П. Кобызева. М.: Физкультура и спорт, 1983. 255 с.
6. Кудрявцева Т. В. Посадка всадника: основы, особенности, коррекция // Конная индустрия и современное общество: перспективы, тенденции, регулирование: мат. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: СПГАУ, 2022. С. 25-32. EDN: ZJCUEW
7. Пигарева С. Н. Научно-методические закономерности баланса всадника в выездке с учетом физиологических показателей ведущих мышечных групп // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 170-174. EDN: XTKAOT
8. Пигарева С. Н. Физиологические аспекты спортивной тренировки в конной выездке // Тюменский медицинский журнал. 2016. Т. 18, № 3. С. 52-55. EDN: XGXBOH
9. Малютина М.В., Стодеревская К.Ю. Основы обучения верховой езде: методические рекомендации. Оренбург: ОГУб 2011. 32 с.
10. Методика работы тренера по конному виду спорта в группах начальной подготовки / Приходько Н. К., Закасовская И. Н., Бурьянова А. А., Ключникова А. Н. // Современное педагогическое образование. 2020, № 12. С. 34-37. EDN: SMHRSN
11. Симоненко К. П., Игнатьева Л. Е. Совершенствование технической подготовки всадников на тренировочном этапе в конкуре // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6, № 3. С. 93-99. DOI: 10.47475/2500-0365-2021-16315 EDN: BYOUCR
12. Сергиенко С. С. Основы безопасного обучения верховой езде. Рыбное, Ряз. обл.: Изд-во ВНИИ коневодства. 2003. 54 с.
13. Татур Ю. Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. № 5, 2010. С. 22-31. EDN: MNHTRL
14. Чудиновских А. В., Гайл В. В. Компетентностно ориентированные образовательные технологии в подготовке юных спортсменов // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022. Т. 2, № 3. С. 71-76. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/119287. EDN: GPVFYD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена плаванию, как универсальному виду спорта, оказывающему положительный эффект на состояние всего организма человека. Использование оздоровительного плавания в качестве надежного профилактического средства, позволяет оказывать оздоровительное воздействие именно на те функциональные системы организма, которые в большей степени подвержены заболеваниям в студенческой среде. Было проведено исследование влияния плавания на функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов, занимающихся самостоятельно и в секции. В исследовании приняли участие студенты Уральского федерального университета. Выявлено, что студенты, занимающиеся в секции, при занятиях плаванием имеют более благоприятные условия для комплексного воздействия на организм, чем студенты занимающиеся плаванием самостоятельно, за счет большей нагрузки во время тренировок и их систематичности.
Lack of physical activity has emerged as a considerable public health concern worldwide. Recent advancements in fitness technologies in the past ten years provide novel prospects to encourage physical activity and combat increasing levels of sedentary lifestyles, obesity, and related chronic illnesses. This paper examines the empirical evidence on the potential advantages, restrictions, and optimal practices pertaining to three predominant trends in fitness technology: wearable gadgets, artificial intelligence platforms, and social media. Wearable activity monitors demonstrate potential to boost physical activity engagement and enhance certain health indicators, however their precision and long-standing compliance appear inconsistent. Preliminary evidence indicates artificial intelligence holds promise for individualized fitness instruction and tracking via conversational agents, albeit necessitating further substantiation. Social media and fitness influencers can galvanize their followers, but concerns remain regarding promotion of unrealistic body ideals. Overall, these technologies exhibit promise to facilitate more accessible, personalized and social fitness participation if consciously implemented based on scientific findings. Further interdisciplinary investigation is imperative to optimize these burgeoning innovations equitably and ethically, so as to best promote global population health and wellness.
Изучение проблемы самореализации в спорте предполагает анализ субъективного опыта спортсменов высокого уровня спортивного мастерства. Цель данной работы заключалась в опросе спортсменов-велошоссейников относительно их взглядов на личностную самореализацию. Выборку составили 20 спортсменов, имеющих звания кандидатов в мастера спорта (КМС), мастеров спорта (ММС), мастеров спорта международного класса (МСМК) и заслуженные мастера спорта (ЗМС). Для опроса была разработана анкета, включающая 22 вопроса. Анкета позволяла выявить: 1) цели и мотивацию спортсменов гонщиков; 2) удовлетворенность результатами деятельности; 3) самооценку собственных возможностей в достижении целей; 4) трудности, возникающие в процессе спортивной деятельности и готовность к их преодолению. Результаты исследования выявили различия во взглядах на спортсменов-велошоссейников в зависимости от уровня их спортивной квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов. Полученные данные могут способствовать разработке стратегий психологического сопровождения спортсменов элитного уровня.
Занятия конным спорт могут быть успешными только при эффективном взаимодействии и сотрудничестве человека и лошади, поэтому личностные характеристики спортсменов -конников и их мотивация могут иметь свои специфические особенности. Цель исследования заключалась в изучении мотивов к занятиям конным спортом. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 10 спортсменов-конников, средний возраст 24 года, имеющие стаж занятий от 5 до 24 лет. При исследовании мотивов использовалась шкала Лайкерата. В ходе исследования проведено сравнение значимости 6 группы мотивов, связанных со спортивным совершенствованием и построением карьеры, здоровьем и рекреацией, физическим и личностным развитием, социальным взаимодействием, направленностью на взаимодействие «всадник-лошадь», переживание удовольствия, связанного с эмоциональностью и зрелищностью конного спорта. Результаты исследования выявили, что наиболее значимыми мотивами у спортсменов-конников являются специфические мотивы. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение мотивов занятий конным спортом в зависимости от возраста, уровня спортивного мастерства и квалификации спортсменов, а также разработка педагогических стратегий по их формированию.
Психологическая подготовка юных бадминтонистов предполагает изучение факторов, влияющих на их готовность к соревновательной деятельности. Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи между тревожностью спортсменов бадминтонистов 12-13 лет и готовностью к соревновательной деятельности. В исследовании приняли участие 10 бадминтонистов 12-13 лет, имеющих спортивный стаж от 3 до 4 лет. Было проведено исследование на основе теста Спилберга-Ханина и теста Р. Мартенса «CSAI-2». Выявлено, что уровень тревожности юных бадминтонистов повышается в соревновательный период. Корреляционный анализ позволил выявить, что умеренная положительная взаимосвязь наблюдается между ситуативной и личностной тревожностью, когнитивной и личностной тревожностью, умеренная отрицательная взаимосвязь выявлена между личностной тревожностью и уверенностью в себе, а также соматической тревожностью и уверенностью в себе. Доказано, что влияние тревожности не является ключевым фактором, определяющим готовность к соревновательной деятельности. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение индивидуальных личностных характеристик юных бадминтонистов 12-13 лет влияющих на предстартовую готовность.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru