На основе использования прогностического подхода авторами проанализированы проблемы и ключевые направления развития дополнительного профессионального образования (ДПО) как наиболее гибкой и чувствительной к изменениям на рынке труда системы, нацеленной на удовлетворение требований приоритетных отраслей экономики. Очерчены возможные сценарии и перспективы развития ДПО, исходя из стратегических задач, стоящих перед современным российским обществом, среди которых наиболее значимыми являются совершенствование цифровых технологий, осмысление их влияния на изменение подходов к обучению различных целевых аудиторий и формирование образов будущего.
Идентификаторы и классификаторы
Развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО) сегодня зависит от многих факторов, самыми важными из которых являются дефицит кадров и тотальная цифровизация, обусловленная эволюцией искусственного интеллекта и его практического применения в образовании. Генеративный искусственный интеллект, используемый в различных отраслях, позволяет оптимизировать процессы обучения, внедрять инновации, пересматривать технологии и методы формирования практических навыков и умений.
Список литературы
1. Ачкасова О.Г., Гавриков А.Л., Омарова Н.Ю. Стратегия развития экосистемы дополнительного профессионального образования вуза в контексте цифровой трансформации высшего образования // Человек и образование. 2023. № 3. С. 31-38. DOI: 10.54884/S181570410028080-3 EDN: CRVPKE
Achkasova O.G., Gavrikov A.L., Omarova N.Yu. (2023) Strategy of development of ecosystem of university additional professional education in the context of digital transformation of higher education. Man and Education. No. 3. P. 31-38. (In Russ.). DOI: 10.54884/S181570410028080-3 EDN: CRVPKE
2. Белько И.В. Корпоративные университеты как эффективный способ построения карьеры // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2024. № 2(40). С. 147-160. DOI: 10.25688/2312-6647.2024.40.2.12 EDN: FJSNCB
Belko I.V. (2024) Corporate universities as an effective way to build a career. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series “Pedagogy and Psychology”. No. 2(40). P. 147-160. (In Russ.). DOI: 10.25688/2312-6647.2024.40.2.12 EDN: FJSNCB
3. Бутовская А.А., Верещагина М.В. Социально-психологические факторы противодействия обучению в дополнительном профессиональном образовании // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 2. Психологические и философские науки. 2024. № 2(2). С. 16-29. DOI: 10.54351/25876074-2024-2-2-16 EDN: RVJPLR
Butovskaya A.A., Vereshchagina M.V. (2024) Socio-psychological factors counteracting learning in additional vocational education. Bulletun of Chechen state pedagogical university. Series 2. Psychological and philosophical sciences. No. 2(2). P. 16-29. (In Russ.). DOI: 10.54351/25876074-2024-2-2-16
4. Васильев В.В., Вызулин Е.А. Хронодискретное моногеографическое сравнительное исследование дополнительного профессионального образования как элемента непрерывного ведомственного образования в МВД Российской империи и Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4(40). С. 51-55.
Vasiliev V.V., Vyzulin E.A. (2017) Chrono discretinary monogeographical comparative study of additional professional education, as part of the departmental continuous education in the Ministry of interior of the Russian empire and Russian Federation. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 4(40). P. 51-55. (In Russ.). EDN: ZXRFLN
5. Воронин В.Н. Роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования // Стандарты и качество. 2021. № 9. С. 63-69. DOI: 10.35400/0038-9692-2021-9-63-69 EDN: DGLMBB
Voronin V.N. (2021) The role of additional professional education in the system of continuing education. Standards and Quality. No. 9. P. 63-69. (In Russ.). DOI: 10.35400/0038-9692-2021-9-63-69 EDN: DGLMBB
6. Жаркая В.Ю. Корпоративный университет как инструмент повышения эффективности процессов проектирования в организации // Актуальные проблемы строительной отрасли и образования - 2023: Сборник докладов IV Национальной научной конференции, Москва, 15 декабря 2023 года. М.: Московский государственный строительный университет (национальный исследовательский университет), 2024. С. 851-856. EDN: ZGZLGD
Zharkaya V.Yu. (2024) Corporate University as a Tool for Improving the Efficiency of Design Processes in an Organization. Actual Problems of the Construction Industry and Education - 2023: Collection of Reports of the IV National Scientific Conference. Moscow: MISI - MGSU Publishing House. P. 851-856. (In Russ.).
7. Когут В.Г., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Корпоративные университеты: приоритеты управления, решения, перспективы. Часть 1 // Научно-аналитический журнал “Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России”. 2024. № 1. С. 88-103. Х-2024-1-88-103. DOI: 10.61260/2218-13 EDN: SZWYTS
Kogut V.G., Lukin B.N., Musienko T.V. (2024) Corporate universities: management priorities, solutions, prospects. Part 1. Scientific and analytical journal “Vestnik Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia”. No 1. P. 88-103. (In Russ.). DOI: 10.61260/2218-13-2024-1-889-103
8. Лерман Е.В. Оценка осознания необходимости непрерывного образования как тренда образования будущего // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2023. № 2 (17). С. 58-62. DOI: 10.52170/2618-7949_2023_17_58 EDN: ZYEDCK
Lerman E.V. (2023) Assessment of awareness of the need for continuing education as a trend in education of the future. The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. No. 2(17). P. 58-67. (In Russ.). DOI: 10.52170/2618-7949\_2023\_17\_58 EDN: ZYEDCK
9. Мирошникова О.Х. Цифровая трансформация образования и использование искусственного интеллекта в аспекте повышения квалификации педагогических кадров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2024. № 3(60). С. 62-68. EDN: IQZJHM
Miroshnikova O.Kh. (2024) Digital transformation of education and the use of artificial intelligence in the aspect of teachers’ advanced training. Scientific support of a system of advanced training. No. 3(60). P. 62-68. (In Russ.).
10. Мхеян М.О. Трудовой рынок в эпоху изменений: переобучение и переквалификация рабочей силы // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2023. № 3(67). С. 48-51. EDN: WJPXRC
Mheyan M.O. (2023) The labor market in an era of change: retraining and retraining of the workforce. Bulletin Peoples’ Friendship Institute of the Caucasus. The economy and national economy management. No. 3(67). P. 48-51. (In Russ.).
11. Романовская В.Б., Романовская Л.Р. Нейросеть и актуальные проблемы университетского образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2024. № 1. С. 125-130. DOI: 10.52452/19931778_2024_1_125 EDN: AAGEIJ
Romanovskaya V.B., Romanovskaya L.R. (2024) Neural network and current problems of university education. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. No. 1. P. 125-130. (In Russ.). DOI: 10.52452/19931778\_2024\_1\_125 EDN: AAGEIJ
12. Рочняк Е.В. Пять этапов развития футурологии как научной дисциплины: от предыстории к современности // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. № 2 (45). С. 81-93. EDN: ROIJRP
Rochnyak E.V. (2022) Five stages of the development of futurology as a scientific discipline: from prehistory to the present. Journal of Wellbeing Technologies. No. 2(45). P. 81-93. (In Russ.). EDN: ROIJRP
13. Саямов Ю.Н. Будущее образования - в образовании для будущего // Этнодиалоги. 2024. № 3(74). С. 33-54. DOI: 10.37492/ETNO.2024.74.3.003 EDN: MPUFKX
Sayamov Yu.N. (2024) The Future of education is in the Education for the future. Etnodialogi. No. 3(74). P. 81-93. (In Russ.). EDN: MPUFKX
14. Стрельцова Е.Ю., Юдина А.И. Реформа высшего образования: возможности и угрозы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1(117). С. 119-124. DOI: 10.24412/1997-0803-2024-1117-119-124 EDN: KVZLWD
Streltsova E.Yu., Yudina A.I. (2024) Higher education reform: opportunities and threats. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. No. 1(117), P. 119-124. (In Russ.). DOI: 10.24412/1997-0803-2024-1117-119-124 EDN: KVZLWD
15. Тимченко В.В. Стандартизация этических аспектов применения искусственного интеллекта в образовании // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. № 4(64). 2023. С. 8-12. EDN: RWYRJM
Timchenko V.V. (2023) Standardization of ethical aspects of the use of artificial intelligence in education. Dopolnitel’noe professional’noe obrazovanie v strane i mire = Advanced Vocational Education in the Country and in the World. No. 4(64). P. 8-12. (In Russ.).
16. Третьякова В.С. Сценарии прогнозирования профессионального будущего студенческой молодежи // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 1. С. 54-81. 10.17853/1994- 5639-2024-1-54-81. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-1-54-81 EDN: UQMVII
Tretyakova V.S. (2024) Scenario forecasting for students’ professional future. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. No. 26(1). P. 54-81. (In Russ.). DOI: 10.17853/1994-5639-2024-1-54-81 EDN: UQMVII
17. Харитонова О.С. Зарубежный опыт разработки адаптивной маркетинговой стратегии в системе дополнительного профессионального образования // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 9. № 6. С. 161-166. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.06.09.020 EDN: GCHXRN
Kharitonova O.S. (2024) Foreign experience in developing an adaptive marketing strategy in the system of additional professional education. Economy and Management: Problems, Solutions. Vol. 9. No. 6. P. 161-166. https://doi/ (In Russ.). DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.06.09.020 EDN: GCHXRN
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее десятилетие наблюдается тенденция роста судебной нагрузки, что негативно отражается на качестве правосудия. Необходимость принятия мер для ее снижения подталкивает к поиску новых подходов и инструментов. Данная проблема является предметом научных дискуссий на протяжении длительного времени. Статья посвящена рассмотрению увеличения размера государственной пошлины как одного из способов регулирования нагрузки на судебную систему. Анализируются предполагаемые последствия такого шага. Особое внимание уделяется тому, как предлагаемый механизм может повлиять на доступность правосудия для различных категорий граждан, а также на оптимизацию работы судебных органов. Предлагаются альтернативные меры, которые помогут уменьшить нагрузку на суды без ущерба для их финансовой стабильности. Автор резюмирует, что решение проблемы высокой нагрузки на суды требует комплексного подхода. Только в совокупности предлагаемые механизмы и инструменты позволят сократить количество обращений в суды, снизить нагрузку на судебную систему. Кроме того, необходимо активно поддерживать и развивать альтернативные процедуры разрешения споров. Эти процедуры должны стать доступными и привлекательными для широкого круга лиц. Более того, они могут стать основой для создания новых механизмов, способствующих повышению эффективности работы судов.
В статье рассматривается применение учебной аналитики (Learning Analytics, LA) в образовательном процессе. Она широко используется, позволяет оптимизировать процесс обучения, оперативно оценивать качество материалов и преподавания, учитывать результаты и достижения обучающегося, прогнозировать его успеваемость. Среди этических проблем, возникающих при использовании образовательной аналитики, наиболее часто дискуссии возникают вокруг конфиденциальности, прозрачности, навешивания ярлыков, права собственности на данные, алгоритмической справедливости и обязанность вуза упреждающе взаимодействовать с обучающимися при наличии академической неуспеваемости. Каждая из них акцентирует автономию обучающегося, его активную и осознанную вовлеченность в процесс контроля своего обучения для самостоятельного принятия решений. Есть примеры вузовских кодексов использования учебной аналитики, что свидетельствует о необходимости введения нормативной практики использования новых образовательных инструментов.
В статье рассматриваются особенности культурно-досуговой деятельности NEET-молодежи. На основе анализа данных социологического исследования «Мониторинг наркоситуации в Республике Мордовия» (2022 г., n = 95) и материалов биографических интервью с представителями незанятой молодежи показано, что содержательная наполненность их досуговых практик ориентирована преимущественно на развлекательные формы досуга. Отмечено, что чем выше уровень образования, тем более высокий уровень потребления в сфере досуга демонстрирует молодежь статуса NEET. При этом «оторванность» от сфер занятости и образования и избыток свободного времени трансформирует содержание досуговых практик, что в ряде случаев приводит к развитию девиантных форм поведения.
В статье, основанной на данных межрегионального социологического опроса студенческой молодежи, исследуется взаимосвязь между реализацией профессионально-образовательных планов при поступлении в вуз и текущим социальным самочувствием студентов. Путем ранжирования по индексу социального самочувствия выделены четыре группы молодежи. Было обнаружено, что с улучшением социального самочувствия растет доля респондентов, которые поступили в желаемый вуз и на желаемую специальность. Эти студенты более оптимистично настроены в отношении будущего трудоустройства: они чаще других ориентированы на свою специальность и не сомневаются, что найдут достойную работу. Среди студентов с плохим социальным самочувствием распространены опасения по поводу трудоустройства, возможной низкой оплаты труда и перспектив работать не по специальности.
Издательство
- Издательство
- ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- Юр. адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- ФИО
- Александрова Ольга Ивановна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rpa@rpa-mjust.ru
- Контактный телефон
- +_ (___) _______
- Сайт
- https://rpa-mu.ru/