Анализируется траектория развития российской педагогической антропологии как науки в первой четверти XXI в. на основе работ отечественных исследователей. Особое внимание уделено вопросу важности антропологизации педагогического образования. Выделены особенности, тенденции и перспективы развития педагогической антропологии, рассмотрено ее место в системе педагогических наук. Подчеркнута значимость антропологических исследований для развития современной педагогики.
Идентификаторы и классификаторы
Возникшая именно в России стараниями Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского педагогическая антропология прошла достаточно извилистый путь своего развития. После смерти отцов-основателей термин «педагогическая антропология» не находит места в отечественной мысли.
Список литературы
1. Салов Ю. И., Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 256 с. EDN: VNTFKB
2. Исаев Е. И. Введение в психолого-педагогическую антропологию. М.: Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2017. 180 с. EDN: UPAYRP
3. Ануфриев С. И. Проблема формирования целостного человека в современном образовании и философско-педагогическая антропология С. И. Гессена // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 2 (80). С. 8-10. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2009&issue=2&article_id=1213. EDN: KDRMMP
4. Когай Е. А., Муравьев С. А. Проблема эволюции идеалов социального воспитания и образования молодежи сквозь призму философско-педагогической антропологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 2. С. 19-24.
5. Белкин, А. С. Витагенный опыт и витагенный принцип - категории педагогической антропологии / А. С. Белкин, Н. Г. Свинина // Педагогическое образование в России. - 2007. - № 1. - С. 15-25. EDN: JVIGUF
6. Бороздина О. С. Модель человека в педагогической антропологии К. Д. Ушинского // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 77 (2). С. 10-14. DOI: 10.18411/trnio-09-2021-39 EDN: TAKFMN
7. Реморенко И. М. Маятники самоопределения в педагогической антропологии К. Д. Ушинского // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Т. 16, № 4. С. 151-168. DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.09 EDN: DHXIHJ
8. Чистяков В. В., Безух К. Е. Развитие идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского в трудах Б. Г. Ананьева // Система ценностей современного общества. 2015. № 42. С. 25-32. EDN: UNUNDZ
9. Бельский В. Ю. Русская традиция педагогической антропологии в современной философии образования // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 2. С. 5-8. EDN: WMMEKC
10. Гаврилов И. Б., Иванов П. К. К характеристике философскопедагогической антропологии П. Д. Юркевича // Христианское чтение. 2022. № 2 (101). С. 198-208. EDN: LPDCIV
11. Кирилл (Зинковский) иером., Кузнецова К. В. Богословская антропология о свойствах личности и педагогическом сотрудничестве: смысловые акценты // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2021. Т. 7, № 2. С. 132-143. DOI: 10.18413/2408-932X-2021-7-2-0-12 EDN: QIPYHO
12. Любан Т. Н. История и современность педагогической антропологии в России // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2011. № 1 (20). С. 98-109. URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/4/20/article/1486?ysclid=liww8n6b9t331123760. EDN: NEJPSF
13. Ирхина И. В. Развитие идей педагогической антропологии в отечественной дидактике школы (60-е гг. ХIX - начало XXI века) // Гаудеамус. 2005. Т. 1, № 7. С. 167-178. EDN: NWZGZX
14. Барышникова О. М. Педагогическая антропология С. Френе // Образование и саморазвитие. 2010. № 6 (22). С. 176-182. EDN: PBSLLX
15. Сакутин В. А. Трансцендентальный аргумент в педагогической антропологии // Вестник Морского государственного университета. 2015. № 73. С. 104-106. EDN: DOAXDL
16. Воронцов В. А. Мифологическое сознание в свете педагогической антропологии // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3 (93). С. 102-107. EDN: PZNAPL
17. Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 287 с. EDN: QUFOYF
18. Ширма А. В., Петров И. Ф. Педагогическая антропология как наука о человеке в образовательном пространстве // Вестник современных исследований. 2018. № 12-1 (27). С. 266-268. URL: item.asp?id=36708547. EDN: YSQMRN
19. Клочко В. Е. Психологические основания системной педагогической антропологии // Психология обучения. 2011. № 11. С. 16-30. EDN: OOGFKZ
20. Гапонова В. М. Становление педагогической антропологии как науки: ретроспективный анализ // KANT. 2011. № 2. С. 188-190. EDN: OVYNUR
21. Грешилова И. А. Педагогическая антропология как педагогически ориентированная философская теория // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 98-104. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2013/1/Greshilova_Pedagogical-Anthropology/18_2013_1.pdf. EDN: QYUBZD
22. Пичугина В. К. Педагогическая антропология XXI в.: проблемы и перспективы образовательной заботы о себе // Грани познания. 2015. № 7 (41). С. 1-8. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1443366638.pdf. EDN: VKDBIV
23. Леонтович А. В. Платформа антропологии и педагогическая практика: пространство бытия человека // Народное образование. 2020. № 6 (1483). С. 69-73. EDN: SRRSKT
24. Расчетина С. А. Социально-педагогическая антропология: поиск теоретических оснований // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 5-6 дек. 2013 г. СПб.: Экспресс, 2013. С. 18-24. URL: https://togirro.ru/assets/files/Vestnik/2013/vestnik_TOGIRRO_2_2013.pdf?ysclid=lix2mt8bvs675902505. EDN: SICQHX
25. Шарухин А. П., Шарухина Т. Г. О расширении понятийного аппарата педагогики: служебно-боевая педагогическая антропология войск Национальной гвардии Российской Федерации // Общество. 2020. № 1 (16). С. 93-96. EDN: PHARZV
26. Поляруш А. А. Системно-мыследеятельностная методология Г. П. Щедровицкого как теоретическая основа педагогической антропологии // Эпоха науки. 2022. № 30. С. 351-354. URL: http://eraofscience.com/EofS/2022/30iyun/3066.pdf. EDN: DQPXPL
27. Малякова Н. С. Педагогическая антропология как методология организации антропологической практики // Социально-антропологические проблемы современного образования: материалы Междунар. науч.-метод. конф., посвященной памяти профессора Л. М. Лузиной, Псков, 19-20 дек. 2019 г. Псков: Изд-во Псков. гос. ун-та, 2020. С. 87-93. EDN: RFSDNM
28. Коновалов А. А., Ильина Н. Н. Модель подготовки будущих педагогов профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. № 1 (68). С. 148-157. DOI: 10.51944/20722516_2023_1_148 EDN: WFKJLP
29. Малякова Н. С. Пути построения организационного уклада школы на идеях педагогической антропологии // Актуальные проблемы современной науки. 2012. № 21-1. С. 171-180.
30. Salazar N. B. Anthropologies of the Present and the Presence of Anthropology // Этнография. 2022. № 2 (16). С. 6-24. DOI: 10.31250/2618-8600-2022-2(16)-6-24
31. Scheunpflug A. Pädagogische Anthropologie // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. 2015. Bd. 18, № 1. S. 1-3. DOI: 10.1007/s11618-015-0615-9
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается вопрос о выявлении уровней выраженности тактик самопрезентации и их взаимосвязи с мотивацией успеха и избегания неудач у студентов различной профессиональной подготовки. Представлены результаты исследования, проведенного в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. В ходе исследования были применены «Шкала измерения тактик самопрезентации» С. Ли и Б. Куигли в адаптации О. А. Пикулевой и тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» А. Реана. Выявлены статистически значимые различия в проявлении тактик самопрезентации и мотивации среди студентов первого, второго и третьего курсов.
Рассмотрены особенности мотивации к родительству, а также выявлена взаимосвязь между уровнем тревожности и психического напряжения и мотивацией к родительству. Были применены следующие методы эмпирического исследования: опросник «Сознательное родительство» М. О. Ермихиной, методика «Мотивация родительства» Ю. Ф. Лахвич, Л. И. Науменко, методика «Шкала самооценки» Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, а также методика «Шкала психологического стресса PSM-25». В результате исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу о том, что повышенный уровень тревожности и психической напряженности (стресса) взаимосвязан с формированием родительства как осознанного психологического образования личности, а также положительной мотивацией к родительству. Мотивация к родительству имеет гендерную специфику: компонент осознанного родительства «Родительские чувства» наиболее развит у женщин, даже при наличии психического напряжения; они более мотиви-рованы на появление детей и выполнение роли родителя.
Представлен теоретический обзор изучения социальной идентичности личности с позиций отечественных и зарубежных исследователей. Особо отмечена необходимость формирования и развития социальной идентичности, толерантного отношения к себе и другим, жизненных и профессиональных установок молодых людей. Описаны результаты эмпирического исследования социальной идентичности, толерантности и установок в группах студентов разных вузов. Полученные данные позволят разработать и реализовать на этапе профессиональной подготовки в рамках различных образовательных программ технологии развития и воспитания личности.
Представлен анализ особенностей мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате. Дается характеристика элементов мотивации к обучению, таких как постановка целей, руководство своим временем, структурирование среды, поиск помощи, стратегическое мышление, самооценка. Проанализированы результаты нескольких эмпирических исследований (зарубежных и отечественных), проведенных в данной сфере. Сделан вывод о преобладании внутренней мотивации у обучающихся при онлайн-обучении. В качестве способа повышения уровня мотивации у студентов вузов при дистанционном обучении предложен метод проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.
Рассмотрены основные современные организационные формы профессионального обучения, используемые для развития кадрового потенциала промышленного сектора России. Определены необходимые компетенции и критерии эффективности деятельности мастера системы внутрифирменного корпоративного обучения, а также требования к нему со стороны производственных компаний (на примере ПАО «Уралмашзавод»). Проведен анализ профессиональных целей и задач мастера производственного обучения в корпоративном университете и в системе среднего профессионального образования. Уточнена формулировка термина «мастер производственного обучения в системе внутрифирменного корпоративного обучения».
Отражены результаты рассмотрения проблемы формирования экологически ответственного поведения подрастающего поколения. В качестве методологического подхода для построения воспитательной работы с подростками и молодежью представлен рефлексивно-ценностный подход, разработанный автором в научной школе экзистенциальной педагогики М. И. Рожкова. Предложены ключевые факторы и практико-ориентированные педагогические средства, содействующие формированию экологически ответственного поведения обучающихся, которые могут быть применены в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды.
Представлен аналитический обзор актуального состояния отечественной школьной профориентации. Охарактеризованы предметное, профильное и внепредметное пространства профориентационной работы со школьниками. Предложена типология экосистем школьной профориентации.
Выявлено ключевое противоречие между образовательной и школьной профориентацией, определяющее альтернативные пути развития базовой модели профориентационной работы с детьми и подростками (профориентационного минимума) в среднесрочной перспективе. Определена сущность противоречия, состоящая в том, что ключевые задачи образовательной профориентации, связанные с развитием школьника как субъекта социально-профессионального самоопределения, наиболее эффективно решаются во внешкольной среде. Показано, что перенос «центра тяжести» профориентационной работы в пространство школы приводит к возрастанию рисков отказа от образовательной профориентации в пользу упрощенных просветительских, диагностико-консультативных, а также воздействующих подходов.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/