Представлен анализ особенностей мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате. Дается характеристика элементов мотивации к обучению, таких как постановка целей, руководство своим временем, структурирование среды, поиск помощи, стратегическое мышление, самооценка. Проанализированы результаты нескольких эмпирических исследований (зарубежных и отечественных), проведенных в данной сфере. Сделан вывод о преобладании внутренней мотивации у обучающихся при онлайн-обучении. В качестве способа повышения уровня мотивации у студентов вузов при дистанционном обучении предложен метод проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.
Идентификаторы и классификаторы
Обучение с применением информационно-коммуникативных технологий требует от обучающихся наличия особых психологических качеств, таких как мотивированность, самостоятельность, рефлексивность и др.
Список литературы
1. Авдулова Т. П., Прикладовская В. М. Сравнительный анализ особенностей тревожности, депрессивности и коммуникативной сферы у подростков, обучающихся онлайн и офлайн // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. ст. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 17-18 нояб. 2022 г. М.: Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2022. С. 407-420. EDN: DOTYLU
2. Сорочинский М. А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2017. Т. 6. С. 274-278. URL: http://e-koncept.ru/2017/770085.htm. EDN: YIEPLH
3. Лейфа А. В., Павлова Е. В. Обоснование модели исследования готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 78-93. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-78-93 EDN: UONGJD
4. Кузьмина О. В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). Ст. 12. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/569-kuzmina20.html. EDN: ONSVVR
5. Бекетова О. Н., Демина С. А. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы развития // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 69-78. EDN: YPLPSW
6. Гаспарян Д. Э. Этические дилеммы применения информационных технологий в сфере образования: российский и зарубежный опыт // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. 2020. № 1 (93). С. 99-110. DOI: 10.24411/1997-0803-2020-10111 EDN: OPXQYE
7. Ханапиева Х. М. Особенности работы преподавателя при дистанционной форме обучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11, № 2. С. 78-82. EDN: ZHATAD
8. Воробьева Т. А. Психологические особенности электронного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 100-104. EDN: TRQGBF
9. Дулинец Т. Г., Захарова А. С. Исследование учебной мотивации студентов // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 4-6. EDN: YJMYEV
10. Hoyer W., MacInnis D. Consumer behavior. 2nd ed. Boston: Houghton Mifflin Company, 2001. 681 p.
11. Need satisfaction and need dissatisfaction: A comparative study of online and face-to-face learning contexts / C. Wang [et al.] // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 95. P. 114-125. DOI: 10.1016/j.chb.2019.01.034
12. Oishi S., Choi H. Culture and motivation: A socio-ecological approach // Advances in Motivation Science / ed. A. J. Elliot. 2017. Vol. 4. P. 141-170. DOI: 10.1016/bs.adms.2017.02.004 EDN: MPOJBL
13. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов / М. В. Клименских, Ю. В. Лебедева, А. В. Мальцев, В. В. Савельев // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. DOI: 10.32744/pse.2019.6.26 EDN: YTGSUC
14. The relationship between English language learners’ motivation and online self-regulation: A structural equation modelling approach / C. Zheng, J.-C. Liang, M. Li, C.-C. Tsai // System. 2018. Vol. 76. P. 144-157. DOI: 10.1016/j.system.2018.05.003
15. Ouajdouni A., Chafik K., Boubker O. Measuring e-learning systems success: Data from students of higher education institutions in Morocco // Data in Brief. 2021. Vol. 35. Art. 106807. DOI: 10.1016/j.dib.2021.106807 EDN: SKJOJU
16. Снежко Г. Е. Мотивация студентов в онлайн-образовании // Мир науки. Социология, философия, культурология. 2021. Т. 12, № 4. Ст. 56SCSK421. DOI: 10.15862/56SCSK421 EDN: GOGQOJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается вопрос о выявлении уровней выраженности тактик самопрезентации и их взаимосвязи с мотивацией успеха и избегания неудач у студентов различной профессиональной подготовки. Представлены результаты исследования, проведенного в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. В ходе исследования были применены «Шкала измерения тактик самопрезентации» С. Ли и Б. Куигли в адаптации О. А. Пикулевой и тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» А. Реана. Выявлены статистически значимые различия в проявлении тактик самопрезентации и мотивации среди студентов первого, второго и третьего курсов.
Рассмотрены особенности мотивации к родительству, а также выявлена взаимосвязь между уровнем тревожности и психического напряжения и мотивацией к родительству. Были применены следующие методы эмпирического исследования: опросник «Сознательное родительство» М. О. Ермихиной, методика «Мотивация родительства» Ю. Ф. Лахвич, Л. И. Науменко, методика «Шкала самооценки» Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, а также методика «Шкала психологического стресса PSM-25». В результате исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу о том, что повышенный уровень тревожности и психической напряженности (стресса) взаимосвязан с формированием родительства как осознанного психологического образования личности, а также положительной мотивацией к родительству. Мотивация к родительству имеет гендерную специфику: компонент осознанного родительства «Родительские чувства» наиболее развит у женщин, даже при наличии психического напряжения; они более мотиви-рованы на появление детей и выполнение роли родителя.
Представлен теоретический обзор изучения социальной идентичности личности с позиций отечественных и зарубежных исследователей. Особо отмечена необходимость формирования и развития социальной идентичности, толерантного отношения к себе и другим, жизненных и профессиональных установок молодых людей. Описаны результаты эмпирического исследования социальной идентичности, толерантности и установок в группах студентов разных вузов. Полученные данные позволят разработать и реализовать на этапе профессиональной подготовки в рамках различных образовательных программ технологии развития и воспитания личности.
Анализируется траектория развития российской педагогической антропологии как науки в первой четверти XXI в. на основе работ отечественных исследователей. Особое внимание уделено вопросу важности антропологизации педагогического образования. Выделены особенности, тенденции и перспективы развития педагогической антропологии, рассмотрено ее место в системе педагогических наук. Подчеркнута значимость антропологических исследований для развития современной педагогики.
Рассмотрены основные современные организационные формы профессионального обучения, используемые для развития кадрового потенциала промышленного сектора России. Определены необходимые компетенции и критерии эффективности деятельности мастера системы внутрифирменного корпоративного обучения, а также требования к нему со стороны производственных компаний (на примере ПАО «Уралмашзавод»). Проведен анализ профессиональных целей и задач мастера производственного обучения в корпоративном университете и в системе среднего профессионального образования. Уточнена формулировка термина «мастер производственного обучения в системе внутрифирменного корпоративного обучения».
Отражены результаты рассмотрения проблемы формирования экологически ответственного поведения подрастающего поколения. В качестве методологического подхода для построения воспитательной работы с подростками и молодежью представлен рефлексивно-ценностный подход, разработанный автором в научной школе экзистенциальной педагогики М. И. Рожкова. Предложены ключевые факторы и практико-ориентированные педагогические средства, содействующие формированию экологически ответственного поведения обучающихся, которые могут быть применены в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды.
Представлен аналитический обзор актуального состояния отечественной школьной профориентации. Охарактеризованы предметное, профильное и внепредметное пространства профориентационной работы со школьниками. Предложена типология экосистем школьной профориентации.
Выявлено ключевое противоречие между образовательной и школьной профориентацией, определяющее альтернативные пути развития базовой модели профориентационной работы с детьми и подростками (профориентационного минимума) в среднесрочной перспективе. Определена сущность противоречия, состоящая в том, что ключевые задачи образовательной профориентации, связанные с развитием школьника как субъекта социально-профессионального самоопределения, наиболее эффективно решаются во внешкольной среде. Показано, что перенос «центра тяжести» профориентационной работы в пространство школы приводит к возрастанию рисков отказа от образовательной профориентации в пользу упрощенных просветительских, диагностико-консультативных, а также воздействующих подходов.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/