Отражены результаты рассмотрения проблемы формирования экологически ответственного поведения подрастающего поколения. В качестве методологического подхода для построения воспитательной работы с подростками и молодежью представлен рефлексивно-ценностный подход, разработанный автором в научной школе экзистенциальной педагогики М. И. Рожкова. Предложены ключевые факторы и практико-ориентированные педагогические средства, содействующие формированию экологически ответственного поведения обучающихся, которые могут быть применены в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема формирования экологической ответственности подростков и молодежи является одной из актуальных в современном мире. От ее успешного решения во многом зависят и обеспечение национальной экологической безопасности, и реализация задач устойчивого развития общества.
Список литературы
1. О проведении в Российской Федерации Года экологии: Указ Президента РФ от 05.01.2016 г. № 7. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51142.
2. Зорина А. Е. Формирование экологически ответственного поведения молодежи // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019-2024 гг. в социальном развитии молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 20-21 апр. 2020 г. М.: Перспектива, 2020. С. 300-306. URL: https://itdperspectiva.page.link/MolPol2020. EDN: JTBTUT
3. Состояние экологии и включенность в экологические практики. Об экологической ситуации, ее изменениях, причинах для беспокойства и экологическом поведении. URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14146.
4. Забота об окружающей среде: хотим, но не можем? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9504.
5. Новости “Российского общества социологов”: сайт. URL: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=19&id=1399&p=3.
6. Послание Президента Федеральному собранию от 15.01.2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582.
7. Рамазанова Э. А. Специфика формирования мировоззрения студенческой молодежи // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019-2024 гг. в социальном развитии молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 20-21 апр. 2020 г. М.: Перспектива, 2020. С. 428-431. URL: https://itdperspectiva.page.link/MolPol2020. EDN: KEVLPA
8. Карпова Н. Н. Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 27 с. EDN: NIDNPR
9. Кириллов А. В., Иконникова М. А., Назаренко А. В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 4 (37). С. 102-110. DOI: 10.14526/01_1111_57 EDN: VJGEVN 10. Цветкова И. В., Иванова Т. Н. Социальные критерии экологической ответственности молодежи // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4 (89). С. 723-735. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.723-735 EDN: ZVLHNR
11. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников. Минск: Изд-во Нац. ин-та образования, 1999. 188 с.
12. Башлакова О. И. Проблемы экологической безопасности России // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3 (42). С. 112-121. DOI: 10.24833/2071-8160-2015-3-42-112-121 EDN: TYCWFH
13. Сережкина А. А., Некрасов С. И. Этизация экологической ответственности в стратегии устойчивого развития // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 166. С. 40-45. EDN: NUUQBT
14. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 73-77. EDN: PQTOKJ
15. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2010. 431 с. EDN: QYDNXF
16. Байбородова Л. В. Субъектно-ориентированная технология на пути к успеху ребенка // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок: методическое пособие / сост. С. А. Аракчеева; под ред. М. И. Рожкова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2018. С. 24-35. EDN: YOBEIP
17. Гущина Т. Н. Самоорганизация обучающихся - путь к успеху // Преодоление как путь к успеху: опыт педагогического поиска инновационных площадок: методическое пособие / сост. С. А. Аракчеева; под ред. М. И. Рожкова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2018. С. 35-42. EDN: VMHNQS
18. Cai M. Professional Self-Development Based on Informal Learning: A Case Study of Foreign Language Teachers in a University of China // Open Journal of Social Sciences. 2019. Vol. 7, № 12. P. 26-38. DOI: 10.4236/jss.2019.712003
19. Carr A. Positive Psychology and You: A Self-Development Guide. London: Routledge, 2019. 428 p. DOI: 10.4324/9780429274855
20. Durlak J. A., Weissberg R. P., Pachan M. A. Meta-Analysis of After-School Programs That Seek to Promote Personal and Social Skills in Children and Adolescents // American Journal of Community Psychology. 2010. Vol. 45, iss. 3-4. P. 294-309. DOI: 10.1007/s10464-010-9300-6
21. Feinberg W. What is a public education and why we need it: A philosophical inquiry into self-development, cultural commitment, and public engagement. Lanham: Lexington Books, 2016. 145 p. 22. Ng T. Experiences of chinese young people in devising their selfdevelopment plans in Hong Kong: a qualitative study // Asia Pacific Journal of Educators and Education. 2019. Vol. 34. P. 167-185. DOI: 10.21315/apjee2019.34.9
23. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5, № 6. С. 41-49. DOI: 10.12737/article_5a1bfb0bb17788.67058203 EDN: ZWMUQJ
24. Иванова И. В. Самопознание и саморазвитие / под ред. М. И. Рожкова. М.: Директ-Медиа, 2023. 316 с. EDN: WHZUJO
25. Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: формирование адаптивных копинг-стратегий // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2020. № 4. С. 16-26. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.16-26 EDN: LDAHOC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается вопрос о выявлении уровней выраженности тактик самопрезентации и их взаимосвязи с мотивацией успеха и избегания неудач у студентов различной профессиональной подготовки. Представлены результаты исследования, проведенного в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. В ходе исследования были применены «Шкала измерения тактик самопрезентации» С. Ли и Б. Куигли в адаптации О. А. Пикулевой и тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» А. Реана. Выявлены статистически значимые различия в проявлении тактик самопрезентации и мотивации среди студентов первого, второго и третьего курсов.
Рассмотрены особенности мотивации к родительству, а также выявлена взаимосвязь между уровнем тревожности и психического напряжения и мотивацией к родительству. Были применены следующие методы эмпирического исследования: опросник «Сознательное родительство» М. О. Ермихиной, методика «Мотивация родительства» Ю. Ф. Лахвич, Л. И. Науменко, методика «Шкала самооценки» Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, а также методика «Шкала психологического стресса PSM-25». В результате исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу о том, что повышенный уровень тревожности и психической напряженности (стресса) взаимосвязан с формированием родительства как осознанного психологического образования личности, а также положительной мотивацией к родительству. Мотивация к родительству имеет гендерную специфику: компонент осознанного родительства «Родительские чувства» наиболее развит у женщин, даже при наличии психического напряжения; они более мотиви-рованы на появление детей и выполнение роли родителя.
Представлен теоретический обзор изучения социальной идентичности личности с позиций отечественных и зарубежных исследователей. Особо отмечена необходимость формирования и развития социальной идентичности, толерантного отношения к себе и другим, жизненных и профессиональных установок молодых людей. Описаны результаты эмпирического исследования социальной идентичности, толерантности и установок в группах студентов разных вузов. Полученные данные позволят разработать и реализовать на этапе профессиональной подготовки в рамках различных образовательных программ технологии развития и воспитания личности.
Представлен анализ особенностей мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате. Дается характеристика элементов мотивации к обучению, таких как постановка целей, руководство своим временем, структурирование среды, поиск помощи, стратегическое мышление, самооценка. Проанализированы результаты нескольких эмпирических исследований (зарубежных и отечественных), проведенных в данной сфере. Сделан вывод о преобладании внутренней мотивации у обучающихся при онлайн-обучении. В качестве способа повышения уровня мотивации у студентов вузов при дистанционном обучении предложен метод проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.
Анализируется траектория развития российской педагогической антропологии как науки в первой четверти XXI в. на основе работ отечественных исследователей. Особое внимание уделено вопросу важности антропологизации педагогического образования. Выделены особенности, тенденции и перспективы развития педагогической антропологии, рассмотрено ее место в системе педагогических наук. Подчеркнута значимость антропологических исследований для развития современной педагогики.
Рассмотрены основные современные организационные формы профессионального обучения, используемые для развития кадрового потенциала промышленного сектора России. Определены необходимые компетенции и критерии эффективности деятельности мастера системы внутрифирменного корпоративного обучения, а также требования к нему со стороны производственных компаний (на примере ПАО «Уралмашзавод»). Проведен анализ профессиональных целей и задач мастера производственного обучения в корпоративном университете и в системе среднего профессионального образования. Уточнена формулировка термина «мастер производственного обучения в системе внутрифирменного корпоративного обучения».
Представлен аналитический обзор актуального состояния отечественной школьной профориентации. Охарактеризованы предметное, профильное и внепредметное пространства профориентационной работы со школьниками. Предложена типология экосистем школьной профориентации.
Выявлено ключевое противоречие между образовательной и школьной профориентацией, определяющее альтернативные пути развития базовой модели профориентационной работы с детьми и подростками (профориентационного минимума) в среднесрочной перспективе. Определена сущность противоречия, состоящая в том, что ключевые задачи образовательной профориентации, связанные с развитием школьника как субъекта социально-профессионального самоопределения, наиболее эффективно решаются во внешкольной среде. Показано, что перенос «центра тяжести» профориентационной работы в пространство школы приводит к возрастанию рисков отказа от образовательной профориентации в пользу упрощенных просветительских, диагностико-консультативных, а также воздействующих подходов.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/