Представлены результаты исследования, проведенного в научной школе экзистенциальных подходов в педагогике под руководством М. И. Рожкова. Разработаны теоретико-методологические основания и педагогические средства сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании. Разработана методология рефлексивно-ценностного подхода, основанного на идее взаимообусловленности развития ценностей и рефлексии подростка, детерминация которой задается ситуацией преодоления трудностей в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании. Реализация педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании показала свою эффективность в опытно-экспериментальном режиме.
Идентификаторы и классификаторы
Современный этап развития общества характеризуется активностью, динамичностью, стремительным вхождением в жизнь человека средств виртуальной коммуникации. Глубокая вовлеченность в интернет-потребление [1, 2], в цифровые технологии [3] оказывает непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций детей и подростков, определяет специфику самоидентификации и самореализации взрослеющей личности [4].
Список литературы
1. 	Twenge J. How are generations named? [Foreword] // Trend. Win-ter 2018. URL: https://trend.pewtrusts.org/en/archive/winter-2018/foreword-how-are-generations-named. 	
2. 	Dimock M. Defining generations: Where millennials end and post-millennials begin / Pew Research Center. 2019, January 17. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-ge-neration-z-begins/. 	
3. 	Смирнов Р. Г. Операционализация феномена “поколение он-лайн” // Цифровая социология. 2019. Т. 2, № 4. С. 31-38. DOI: 10.26425/2658-347X-2019-4-31-38 EDN: PFTVSU
4. 	Антопольская Т. А., Панов В. И., Силаков А. С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 43-50. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-5 EDN: PSTRUO
5. 	McCrindle M. Generations defined / McCrindle Research Center. 2018. URL: https://mccrindle.com.au/wp-content/uploads/2018/03/Genera-tions-Defined-Sociologically.pdf. 	
6. 	Hurrelmann K., Ulich D. Gegenstands- und Methodenfragen der Sozialisationsforschung // Handbuch der Sozialisationsforschung. Basel: Weinheim: Beltz, 1991. P. 3-20. 	
7. 	Иванова И. В. От социального проектирования - к разработке и реализации проектов собственной жизни // Воспитание школьников. 2021. № 3. С. 58-66. EDN: RXGVQY
8. 	Паспорт национального проекта “Образование” // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf. 	
9. 	Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ 2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf. 	
10. 	Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 г. № 467 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912090014. 	
11. 	Паспорт федерального проекта “Успех каждого ребенка” // Портал госпрограмм РФ. URL: https://programs.gov.ru/Portal/federal_project/6d824545-6548-4a06-a66c-867c7e21b0f1. 	
12. 	Воспитание и стратегия жизни ребенка / Л. В. Байбородова[и др.]; под ред. М. И. Рожкова. М.: Научная библиотека, 2016. 158 с. 	
13. 	Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27. EDN: PVDSFR
14. 	Маралов В. Г., Низовских Н. А., Щукина М. А. Психология саморазвития. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022. 320 с. 	
15. 	Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Психология личности. Т. 2 / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 509-532. EDN: UMNJWP 16. 	Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 7-22. EDN: TWHXKX
17. 	Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. 2-е изд. Биробиджан: Биробидж. гос. пед. ин-т, 2005. 272 с. 	
18. 	Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Пед. центр “Эксперимент”, 1997. 276 с. 	
19. 	Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 301 с. EDN: SGBTRN
20. 	Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: Пер Сэ, 2005. 135 с. EDN: SURQJT
21. 	Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 73-77. EDN: PQTOKJ
22. 	Байбородова Л. В. Субъектно-ориентированная технология на пути к успеху ребенка // Преодоление как путь к успеху. Опыт педагогического поиска инновационных площадок / сост. С. А. Аракчеева; науч. ред. М. И. Рожкова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2018. С. 24-35. EDN: YOBEIP
23. 	Гущина Т. Н. Самоорганизация обучающихся - путь к успеху // Преодоление как путь к успеху. Опыт педагогического поиска инновационных площадок / сост. С. А. Аракчеева; науч. ред. М. И. Рожкова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2018. С. 35-42. EDN: VMHNQS
24. 	Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2010. 431 с. EDN: QYDNXF
25. 	Бедерханова В. П., Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16-27. EDN: OXRYVF
26. 	Голованов В. П. Современное дополнительное образование -пространство счастливого и успешного детства // Педагогическое искусство. 2021. № 2. С. 83-89. EDN: AQSTSL
27. 	Евладова Е. Б. Самоорганизация - перспективная возможность развития дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников // Образовательная панорама. 2018. № 1 (9). С. 71-76. EDN: YMQWNN
28. 	Золотарева А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 286 с. EDN: UUCQXB
29. 	Логинова Л. Г. Нужна ли программа воспитания для дополнительного образования детей? // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 5. С. 69-74. URL: https://znanium.com/read? id=390359&pagenum=69. EDN: DQMAYE
30. 	Соколова Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та; Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. 252 с. EDN: QVIDAL
31. 	Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности / М. Р. Мирошкина [и др.]; отв. ред. М. И. Мирошкина, Е. Б. Евладова. М.: Изд-во Ин-та изучения детства, семьи и воспитания Рос. акад. образования, 2020. 144 с. EDN: SCTWEA
32. 	Байбородова Л. В., Лушникова Т. В. Организация дополнительного образования сельских школьников // Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков; под ред. И. В. Ивановой. М.: КноРус, 2020. С. 89-127. 	
33. 	Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков: подход к реализации новых стандартов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5, № 6. С. 41-49. DOI: 10.12737/article_5a1bfb0bb17788.67058203 EDN: ZWMUQJ
34. 	Иванова И. В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании // Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков; под ред. И. В. Ивановой. М.: КноРус, 2020. С. 50-88. 	
35. 	Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3-18. EDN: MWHSZZ
36. 	Kohlberg L., Levine С., Hewer А. Moral stages: a current formulation and a response to critics. Basel: New York: Karger, 1983. 186 р. 	
37. 	Selman R. L. The growth of interpersonal understanding: development al. and clinical analysis. London: New York: Academic Press, 1980. 343 р. 	
38. 	Иванова И. В. Технология педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 100-115. DOI: 10.20323/2658-428X-2021-3-12-100-115 EDN: MPODMC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлен анализ ключевых характеристик кинотуризма как нового вида туризма. Сформулировано авторское определение кинотуризма, выделены его виды, сделаны выводы о социокультурной и экономической значимости, возможностях и потенциале кинематографического туризма для развития и продвижения туристской дестинации. Показана роль креативной экономики и экономики впечатлений как экономического фундамента нового направления туризма.
Представлен обзор современных цифровых образовательных средств, применяемых в системе музыкального, в том числе профессионального образования. Названы возможности мультимедийной лекции как одного из таких средств в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на занятиях по музыкальной литературе. Приведены описание, уровни сформированности и критерии оценки одной из ключевых компетенций будущего педагога-музыканта - способности выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в музыкально-корреспондентской деятельности. Описано опытно-поисковое исследование, направленное на подтверждение эффективности применения курса мультимедийных лекций при формировании профессиональных компетенций.
Определены возможности электронных образовательных ресурсов в развитии метроритмических способностей обучающихся детской музыкальной школы. Раскрыто содержание мультимедийного сборника упражнений, применение которого в учебном процессе оказывает позитивное воздействие на становление и совершенствование музыкально-ритмических способностей детей. Приведены результаты опытно-поискового исследования, подтверждающего успешность использования современного средства в развитии метроритмических способностей старших дошкольников на занятиях по ритмике.
Рассмотрены подходы к определению структуры компетенций наставника в дополнительном образовании. Представлена компетентностная модель, включающая три блока компетенций: педагогические (методические, организаторские, проектировочные, психолого-педагогические), профессиональные (по направленностям дополнительных общеобразовательных программ), гибкие навыки (коммуникативные компетенции, эмоциональный интеллект, критическое мышление, компетенции в сфере планирования и тайм-менеджмента). Развитие компетенций наставника представлено в контексте активизации профессионального самоопределения обучающихся системы дополнительного образования.
Рассматриваются вопросы реализации общемирового тренда на вовлечение реального сектора экономики в управление содержанием образования в интересах развития человеческого капитала. Анализируется феномен отраслевого дополнительного образования детей, предлагаются подходы к его критериальному описанию. На основе изучения российских и зарубежных практик описаны модели и профориентационные эффекты отраслевых образовательных программ (на примере инженерного образования). Предложено рабочее определение для формирующегося нового сегмента отраслевого дополнительного образования в России.
Освещены проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в рамках дополнительного образования. Создание эффективной государственной системы выявления, сопровождения и поддержки талантливой молодежи требует внедрения комплексных подходов к решению поставленных задач. Представлена разработанная и апробированная на базе автономного образовательного учреждения Удмуртской Республики«Региональный образовательный центр одаренных детей» модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с выдающимися способностями, определены условия ее эффективной реализации и обоснована необходимость тиражирования в региональных центрах одаренных детей, а также в учреждениях дополнительного образования.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                     
                             
                             
                             
                             
                            