Освещены проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных детей в рамках дополнительного образования. Создание эффективной государственной системы выявления, сопровождения и поддержки талантливой молодежи требует внедрения комплексных подходов к решению поставленных задач. Представлена разработанная и апробированная на базе автономного образовательного учреждения Удмуртской Республики«Региональный образовательный центр одаренных детей» модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с выдающимися способностями, определены условия ее эффективной реализации и обоснована необходимость тиражирования в региональных центрах одаренных детей, а также в учреждениях дополнительного образования.
Идентификаторы и классификаторы
Современные общемировые процессы модернизации и трансформации социально-экономических систем обусловливают увеличение потребности общества в одаренных, творческих людях, способных адекватно отвечать на вызовы нового времени.
Список литературы
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728.
2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1.12.2016 г. URL: kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425.
3. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. 2-е изд. М.: ЧеРо, 2002. С. 262-272.
4. Stern L. W. Die intelligenz der Kinderund Jugendlichen und die Methoden ihrer Untersuchung an Stelle einer dritten Auflage des Buches: Die intelligenzprüfung an kindern und jugendlichen. Leipzig: J. A. Barth, 1920. 357 s.
5. Психология одаренности детей и подростков / Ю. Д. Бабаева [и др.]; под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 408 с.
6. Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. 1950. Vol. 5, iss. 9. P. 444-454.
7. Renzulli J. S. The Enrichment Triad Model: a Guide for Developing Defensible Programs for the Gifted and Talented // Gifted Child Quarterly. 1976. Vol. 20, iss. 3. P. 303-326. EDN: JMDGTZ
8. Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования. 2011. № 1 (15). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html?tmpl.
9. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская [и др.]. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=56064. EDN: RGEHZF
10. Богоявленская Д. Б., Артеменков С. Л., Жукова Е. С. Лонгитюдное исследование становления одаренности // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 122-137. 10.17759/ exppsy. 2021140309. DOI: 10.17759/exppsy.2021140309 EDN: DYKXLX
11. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 2. С. 14-21. DOI: 10.17759/chp.2019150202 EDN: MWSKSR
12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с. EDN: WJACHT
13. Пряжников Н. С., Карловская Н. Н. Образ счастья в профессиональном и личностном самоопределении // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2022. № 1. С. 72-85. DOI: 10.24147/2410-6364.2022.1.72-85 EDN: STNAFB
14. Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте /Н. С. Пряжников [и др.]; под ред. С. В. Молчанова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2022. 271 с.
15. Энциклопедия психодиагностики. URL: psylab.info.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлен анализ ключевых характеристик кинотуризма как нового вида туризма. Сформулировано авторское определение кинотуризма, выделены его виды, сделаны выводы о социокультурной и экономической значимости, возможностях и потенциале кинематографического туризма для развития и продвижения туристской дестинации. Показана роль креативной экономики и экономики впечатлений как экономического фундамента нового направления туризма.
Представлен обзор современных цифровых образовательных средств, применяемых в системе музыкального, в том числе профессионального образования. Названы возможности мультимедийной лекции как одного из таких средств в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на занятиях по музыкальной литературе. Приведены описание, уровни сформированности и критерии оценки одной из ключевых компетенций будущего педагога-музыканта - способности выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в музыкально-корреспондентской деятельности. Описано опытно-поисковое исследование, направленное на подтверждение эффективности применения курса мультимедийных лекций при формировании профессиональных компетенций.
Определены возможности электронных образовательных ресурсов в развитии метроритмических способностей обучающихся детской музыкальной школы. Раскрыто содержание мультимедийного сборника упражнений, применение которого в учебном процессе оказывает позитивное воздействие на становление и совершенствование музыкально-ритмических способностей детей. Приведены результаты опытно-поискового исследования, подтверждающего успешность использования современного средства в развитии метроритмических способностей старших дошкольников на занятиях по ритмике.
Рассмотрены подходы к определению структуры компетенций наставника в дополнительном образовании. Представлена компетентностная модель, включающая три блока компетенций: педагогические (методические, организаторские, проектировочные, психолого-педагогические), профессиональные (по направленностям дополнительных общеобразовательных программ), гибкие навыки (коммуникативные компетенции, эмоциональный интеллект, критическое мышление, компетенции в сфере планирования и тайм-менеджмента). Развитие компетенций наставника представлено в контексте активизации профессионального самоопределения обучающихся системы дополнительного образования.
Представлены результаты исследования, проведенного в научной школе экзистенциальных подходов в педагогике под руководством М. И. Рожкова. Разработаны теоретико-методологические основания и педагогические средства сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании. Разработана методология рефлексивно-ценностного подхода, основанного на идее взаимообусловленности развития ценностей и рефлексии подростка, детерминация которой задается ситуацией преодоления трудностей в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании. Реализация педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании показала свою эффективность в опытно-экспериментальном режиме.
Рассматриваются вопросы реализации общемирового тренда на вовлечение реального сектора экономики в управление содержанием образования в интересах развития человеческого капитала. Анализируется феномен отраслевого дополнительного образования детей, предлагаются подходы к его критериальному описанию. На основе изучения российских и зарубежных практик описаны модели и профориентационные эффекты отраслевых образовательных программ (на примере инженерного образования). Предложено рабочее определение для формирующегося нового сегмента отраслевого дополнительного образования в России.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/