Данная статья посвящена вопросу эффективности применения механизма моделирования педагогических условий в рамках предметной подготовки будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей. В процессе исследования данной проблемы был проведен анализ педагогической и методической литературы по аспектам использования моделирования при обучении студентов педагогических вузов, а также по подготовке будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей. В результате было выявлено, что применение механизма моделирования педагогических условий при работе со студентами может повысить эффективность организации педагогического просвещения родителей будущими педагогами. На основе этого нами была предложена модель организации педагогического просвещения родителей, которая позволит улучшить качество готовности молодых педагогов школ к взаимодействию с родительским коллективом. В представленной модели изучаемый процесс реализуется в три этапа (подготовительный, реализации, заключительный), каждый из которых имеет свои компоненты. Внутри каждого компонента раскрыто содержание деятельности и предложены различные формы работы, а также отражены ожидаемые результаты, позволяющие учителю без труда грамотно организовать работу с родителями.
Идентификаторы и классификаторы
Образовательные организации и семья являются важными социальными институтами, со действующими становлению личности, развитию духовности и сохранению морально-нравственного облика подрастающего поколения.
Список литературы
1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. - Для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1990. - С. 40-141. - Текст: непосредственный.
2. Гайдрова, Л. И. Педагогическое просвещение родителей как фактор модернизации воспитательной работы в школе: специальность 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования”: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гайдарова Людмила Играмудиновна; Дагестанский государственный педагогический университет. - Махачкала, 2012. - 22 с. - Текст: непосредственный.
3. Горбунова, Н. В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образовании / Н. В. Горбунова - Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 49-1. - С. 55-65.
4. Кагарманова, Г. Г. Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности на основе ее моделирования: специальность 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования”: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кагарманова Гюзель Галияновна; Стерлитамакская государственная педагогическая академия. - Чебоксары, 2007. - 24 с. - Текст: непосредственный. EDN: NITWED
5. Князева, А. С. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому взаимодействию с родителями в воспитании учащихся: специальность 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования”: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Князева Алиса Сергеевна; Армавирский государственный педагогический университет. - Армавир, 2019. - 28 с. - Текст: непосредственный. EDN: GIXAXL
6. Козырев, Н. А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования / Н. А. Козырев, О. А. Козырева. - Текст: непосредственный // Современная педагогика. - 2015. - № 8 (33). - С. 14-23. EDN: UHWCVR
7. Константинова, Л. Н. Педагогические условия развития ориентации будущего учителя на взаимодействие “Учитель-Родители”: специальность 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования”: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Константинова Любовь Николаевна; Оренбургский государственный педагогический университет. - Оренбург, 1999. - 50 с. - Текст: непосредственный. EDN: NLMTPT
8. Кузнецова, Н. А. Подготовка будущих учителей к партнерско-педагогическому взаимодействию с родителями школьников: специальность 13.00.08 “Теория и методика профессионального образования”: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кузнецова Наталья Алексеевна; Армавирский государственный педагогический университет. - Владикавказ, 2016. - 24 с. - Текст: непосредственный. EDN: ZQHOXT 9. Ненашева, Л. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Л. А. Ненашева, Л. Г. Семушина. - Москва, 1989 - 40 с. - Текст: непосредственный.
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Азъ, 1994. - 907 с. - Текст: непосредственный. EDN: TDDBOT
11. Омельчук, И. Н. Педагогическое моделирование в повышении качества педагогической деятельности / И. Н. Омельчук, Н. А. Козырев, О. А. Козырева Текст: непосредственный // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2020. - № 3. - С. 214-226. EDN: MKTTPM
12. Орлов, А. А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе / А. А. Орлов. - Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2011. - 230 с. - Текст: непосредственный. EDN: RXIXDZ
13. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. - Издание 4-е, переработанное. - Москва: ЭГВЕС, 2019 - 698 с. - Текст: непосредственный.
14. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. - Изд. 3-е, стер. - Москва: Русский язык, 1985-1988. - Текст: непосредственный.
15. Структура и содержание общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Пискунова. - Москва: МГПИ, 1984. - 75 с. - Текст: непосредственный.
16. Федотенко, И. Л. Особенности взаимодействия педагогов с родителями одаренных детей / И. Л. Федотенко, М. Р. Зарудская. - Текст: непосредственный. // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Тула, 19 ноября 2020 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Среда”, 2020. - С. 49-53. EDN: SIKBQP
17. Чекалева, Н. В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: научно-методические материалы для студентов высших учебных заведений / Н. В. Чекалева. - Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2008. - 293 с. - Текст: непосредственный. EDN: QWTVHJ
18. Fedotenko, I. Theoretical Fundamentals of Training of the Future Bachelors and Masters of Education for Professional Activity in the Heterogeneous Environment / I. Fedotenko, I. A. Yugfeld // Pedagogika-Pedagogy. - 2016. - Vol. 88, No. 4. - P. 509-514.
Выпуск
Другие статьи выпуска
2023 год – юбилейный для Константина Дмитриевича Ушинского. Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики факультета педагогики и психологии Педагогического института Владимир Борисович Помелов ознаменовал это важное для истории российской педагогики событие тем, что выпустил в свет в научном издательстве Вятского государственного университета сразу две монографии о жизни и деятельности великого русского педагога.
В данной статье освещается проблема индивидуализации процесса обучения иностранному языку. Индивидная, субъектная и личностная индивидуализация в совокупности своей способствуют максимально эффективной организации учебного процесса по иностранному языку и достижению более высокого уровня подготовки обучающихся по данной учебной дисциплине. Одним из проявлений индивидуализированного подхода в обучении иностранному языку видится учет индивидуальных когнитивных стилей обучающихся. Понятие когнитивного стиля является сложным и многомерным, существует несколько различных подходов к классификации когнитивных стилей. В данном исследовании предпринята попытка описать индивидуализацию процесса обучения иностранному языку на основе учета локуса контроля: экстернальность / интернальность. Приведены варианты диагностики когнитивного стиля обучающихся по локусу контроля, описаны результаты проведенного исследования на базе МБОУ СОШ № 6 города Верхняя Салда.
В статье рассматриваются основные принципы обучения второму иностранному языку, а также их реализация в отдельных видах речевой деятельности и аспектах языка. Автор показывает особенности организации обучения второму языку на примере преподавания английского после немецкого и роль учителя многоязычия в этом процессе. Актуализация положительного переноса и владение принципами нивелирования интерференции обеспечит интенсификацию и, как следствие, оптимизацию процесса обучения второму иностранному языку. Это обусловливает необходимость в разработке адекватных педагогических условий организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Формирование азов экологической культуры в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения - одна из важнейших ключевых задач дошкольного образования в XXI веке. Экологическое образование имеет важнейшее направление и принципиальный характер в работе дошкольных организаций. Это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Один из способов повысить эффективность экологического образования - работать в разных формах и разными способами. Методы экологического образования - это методы, ставшие уже традицией: наглядные - рассматривание картин и иллюстраций, демонстрация моделей, кинофильмов о природе как художественных, так и документальных, диафильмов, диапозитивов с проекцией на большие экраны, наблюдение, экскурсии; словесные - беседы, ситуативный разговор, дискуссия, чтение адаптированной литературы экологической направленности; практические - экологические игры, опыты, эксперименты, детский труд на природе. Как бы то ни было, сегодня модернизация образования в России сделала необходимым пересмотр комплекса методов обучения детей дошкольного возраста, ориентируя педагогов на работу с более эффективными формами и методами построения образовательного процесса, который основан на обеспечении равных стартовых условий для последующего успешного обучения ребенка в школе. Одним из таких методов является экспериментирование. Экспериментирование - это метод образования, который позволяет детям: смоделировать образ мира или мысленно представить мир в своей голове на основе собственных обследований, используя свой полученный опыт, связи и законы. Экспериментальная работа вызывает у детей огромную заинтересованность к осознанию и пониманию природы, также развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение и т. д.). Побуждает познавательную активность и любознательность, разъясняет о природных явлениях и этике общественной жизни, активизирует осознание материала. Эксперименты также помогают установить наиболее эффективные способы охраны природы и выработать собственные нормы поведения в природе. Господство экспериментального метода - это сплав внимательности и мышления, заключается в том, что он позволяет детям по-настоящему прочувствовать все стороны исследуемого предмета, его взаимосвязь с другими материями окружающей среды. Позволяя детям слышать, видеть и делать что-то самостоятельно, педагог способствует усвоению всего нового крепко, хорошо и надолго, также это верный признак готовности к школе. Данная статья посвящена детским экспериментам и практическим занятиям как эффективному методу экологического образования детей дошкольного возраста. Основным преимуществом экспериментирования в самостоятельной деятельности является то, что именно это дает детям реалистичное представление о различных аспектах учебного материала, его взаимосвязи с другими предметами и окружающей средой. Метод экспериментальный способствует развитию любознательности детей и их способности самостоятельно решать проблемные ситуации.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Государственного архива РФ и Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются вопросы организации и функционирования в Москве Педагогического института детской дефективности, основы образовательного процесса, исследовательской деятельности, студенческая активность. Определено значение деятельности института в контексте развития высшей школы и дефектологического образования, а также оценка вклада В. П. Кащенко с точки зрения современников. Впервые обозначены проблемные вопросы в управлении деятельностью данного образовательного учреждения, а также представлены основные формы публичной активности его руководства, направленные на пропаганду в обществе идей необходимости специального образования.
В статье рассматривается развитие предметной подготовки будущего учителя по организации трудового воспитания младшего школьника в историко-педагогическом опыте. За годы существования данной темы накопился большой опыт по трудовому воспитанию и профориентации учащихся. Мы раскрывали проблему трудового воспитания в профессиональной подготовке будущих учителей с 1923 года, когда началась разработка учебных планов введения всеобщего обучения в союзном государстве. Авторы анализируют подходы к решению проблемы подготовки будущего учителя по организации трудового воспитания в различные исторические периоды развития отечественного образования. Даются характеристики решения этой проблемы в дореволюционный, советский и современный российский периоды отечественного образования, выделяются лучшие отечественные традиции в образовании и профессиональной подготовке будущего учителя. Представлены результаты проведённого исследования среди будущих учителей (студентов) и младших школьников, включающего вопросы по естественно-научным дисциплинам, технологии, бытовому труду, составляющих основу целостной картины мира. Авторы пришли к выводу о том, что в современной системе образования и профессионального образования уделяется недостаточно внимания проблеме подготовки будущего учителя по организации трудового воспитания, подчёркивается необходимость всестороннего комплексного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя, в основе которой должно быть решение проблемы организации трудового воспитания. Приоритетность проблемы подготовки будущих учителей к трудовой жизни на современном этапе развития общества, и, соответственно, организации трудового воспитания младших школьников, актуализировало обращение к опыту советского образования, где следует искать истоки решения данной проблемы.
Цель статьи состоит в характеристике вклада видного российского педагога второй половины XIX в. Льва Николаевича Модзалевского (1837-1896) в отечественную науку, культуру и образование. Материалы и методы. В опоре на положения аксиологического методологического подхода и использование биографического исследовательского метода в статье решены следующие задачи: введение в научный оборот ряда малоизвестных фактов его биографии, анализ теоретической и практической деятельности Л. Н. Модзалевского, раскрытие его отношений с К. Д. Ушинским и некоторыми другими отечественными деятелями образования. Основное содержание. Л. Н. Модзалевский показан как первый российский ученый в области отечественной историко-педагогической компаративистики и истории педагогики и образования. Приводятся образцы его поэтического творчества. Заключение. Делается вывод о значимости наследия Модзалевского, о необходимости его дальнейшего изучения и использования в педагогическом процессе.
Перед Вами очередной номер «Историко-педагогического журнала», который отражает основные направления развития историко-педагогического знания, а также проблемы воспитания и обучения на современном этапе.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/