В статье рассматривается темброво-артикуляционная специфика трёх баянных сонат К. Волкова. Выделяются элементы фактуры, связанные с фонетикой и дикцией речи. Опосредованно затронуты и другие музыкальные средства данных композиций в темброво- артикуляционном контексте.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_47_40
- eLIBRARY ID
- 75169409
Следует отметить, что тембровые возможности баяна и их значение в современной музыке изучены далеко не в достаточной мере. В научной литературе вопросы тембра изучаются, как правило, в связи с артикуляцией и динамикой [См.: 12], фактурой [См.: 9] и формой [См.: 2], семантикой [См.: 11] и поэтикой колорита [См.: 1] преимущественно в оркестровом контексте. Тембр рассматривается также в интерпретационном [См.: 5] и стилевом [См.: 6] аспектах. Значительно реже исследуются комбинации, предусмотренные конструкцией инструмента [См.: 9]. Артикуляционный аспект выявляется в разработке и уточнении тезисов И. А. Браудо, в том числе тезиса о связи музыкальной артикуляции с речевой дикцией [См.: 7. С. 365].
Список литературы
1. Абдоков Ю. Б. Поэтика цвета и колорита в оркестре Бориса Чайковского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 1. С. 71-78. EDN: QSJFWS
Abdokov Yu. B. Poetika cveta i kolorita v orkestre Borisa Chajkovskogo [Poetics of color and coloring in the orchestra of Boris Tchaikovsky]. Yuzhno-Rossijskij muzykal’nyj al’manah. 2020, no. 1, pp. 71-78. (In Russ.).
2. Аникеева М. Д. Взаимосвязь сонористики и музыкальной формы в произведениях российских композиторов последней трети XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 103-108. EDN: THSYGM
Anikeeva M. D. Vzaimosvyaz’ sonoristiki i muzykal’noj formy v proizvedeniyah rossijskih kompozitorov poslednej treti XX veka [The relationship between sonorism and musical form in the works of Russian composers of the last third of the 20th century]. Yuzhno-Rossijskij muzykal’nyj al’manah. 2022, no. 4, pp. 103-108. (In Russ.).
3. Бурлаков М. С. Кирилл Волков: “Некоторые интонации или народные темы определяли основное настроение целого отрезка моей жизни…” // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 10-32. EDN: RMNPCN
Burlakov M. S. Kirill Volkov: “Nekotorye intonacii ili narodnye temy opredelyali osnovnoe nastroenie celogo otrezka moej zhizni…” [Kirill Volkov: “Certain intonations or folk themes determined the main mood of an entire period of my life…”]. Uchenye zapiski Rossijskoj akademii muzyki imeni Gnesinyh. 2023, no. 4, pp. 10-32. (In Russ.).
4. Власова М. В. “Баян мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя…” // Школа молодого исследователя: Сборник научных трудов. М.: Логопринт, 2012. № 2(9). С. 143-152.
Vlasova M. V. “Bayan mne blizok po temperamentu. Ya ego vosprinimayu kak sebya…” [“Bayan is close to me in temperament. I perceive it as myself.”.]. Shkola molodogo issledovatelya. Sbornik nauchnyh trudov. Moscow, Logoprint, 2012, no. 2(9), pp. 143-152. (In Russ.).
5. Жарков А. Н. Двойная природа функционирования тембра в оркестровых произведениях: интерпретационный аспект // Научный вестник Национальной музыкальной академии имени П. И. Чайковского. 2020. № 129. С. 140-150.
Zharkov A. N. Dvojnaya priroda funkcionirovaniya tembra v orkestrovyh proizvedeniyah: interpretacionnyj aspekt [The dual nature of timbre functioning in orchestral works: an interpretative aspect]. Nauchnyj vestnik Nacional’noj muzykal’noj akademii imeni P. I. Chajkovskogo. 2020, no. 129, pp. 140-150. (In Russ.).
6. Жарков А. Н., Коханик И. Н. Тембровая композиция “Послеполуденного отдыха фавна” К. Дебюсси: стилевой аспект // Научный вестник Национальной музыкальной академии имени П. И. Чайковского. 2022. № 135. С. 96-111.
Zharkov A. N., Kohanik I. N. Tembrovaya kompoziciya “Poslepoludennyj otdyh Favna” K. Debyussi: stilevoj aspekt [Timbre composition of “Afternoon of a Faun” by C. Debussy: stylistic aspect]. Nauchnyj vestnik Nacional’noj muzykal’noj akademii imeni P. I. Chajkovskogo. 2022, no. 135, pp. 96-111. (In Russ.).
7. Имханицкий М. И. Диалоги. Беседы с Д. С. Дмитриенко об истории, теории народно-инструментального искусства и о вопросах исполнительского музыкознания. М.: ГМПИ, 2023. 512 с.
Imhanickij M. I. Dialogi. Besedy s D. S. Dmitrienko ob istorii, teorii narodno-instrumental’nogo iskusstva i o voprosah ispolnitel’skogo muzykoznaniya [Dialogues. Conversations with D. S. Dmitrienko about the history, theory of folk instrumental art and about issues of performing musicology]. Moscow, GMPI, 2023, 512 p. (In Russ.).
8. Красникова Т. Н. Творчество Кирилла Волкова в аспекте взаимодействия понятий “фольклор и стиль” // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 2. С. 26-32. EDN: QSVFKI
Krasnikova T. N. Tvorchestvo Kirilla Volkova v aspekte vzaimodejstviya ponyatij “fol’klor i stil’” [Kirill Volkov’s creativity in terms of interaction between the concepts of “folklore and style”]. Uchenye zapiski Rossijskoj akademii muzyki imeni Gnesinyh. 2023, no. 2, pp. 26-32. (In Russ.).
9. Лебедев А. Е. Современный баян: многотембровость как залог универсальности // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Саратов: ПИ СГУ, 2009. С. 133-137.
Lebedev A. E. Sovremennyj bayan: mnogotembrovost’ kak zalog universal’nosti [Modern accordion: multi-timbral as a guarantee of versatility]. Aktual’nye problemy muzykal’noj pedagogiki. Saratov, PI SGU, 2009, pp. 133-137. (In Russ.).
10. Липс Ф. Р. Кажется это было вчера… М.: Музыка, 2008. 376 с.
Lips F. R. Kazhetsya eto bylo vchera… [It seems like it was yesterday…]. Moscow, Muzyka, 2008, 376 p. (In Russ.).
11. Максимова А. Е. Семантика оркестровых тембров в балетных партитурах К. Кавоса // Современные проблемы музыкознания. 2021. № 4. С. 34-44.
Maksimova A. E. Semantika orkestrovyh tembrov v baletnyh partiturah K. Kavosa [Semantics of orchestral timbres in the ballet scores of K. Cavos]. Sovremennye problemy muzykoznaniya. 2021, no. 4, pp. 34-44. (In Russ.).
12. Цытович В. И. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века. Л.: Музыка, 1983. С. 64-91.
Cytovich V. I. Fonizm orkestrovoj vertikali Debyussi [Phonism of Debussy’s Orchestral Vertical]. Debyussi i muzyka XX veka. Leningrad, Muzyka, 1983, pp. 64-91. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.
Данная статья посвящена рассмотрению записей татарских музыкантов-гармонистов - соло на гармонике, осуществлённых в начале XX века граммофонными компаниями и фирмами, работавшими в России. Автор расширяет границы изучения татарской музыкальной культуры за счёт введения в научный оборот граммофонных записей (аудиодокументов) соло на гармонике. Автор анализирует архивные документы, сохранившиеся граммофонные пластинки из архивов и частных коллекций с записями соло на гармонике музыкантов-гармонистов И. Кудашева-Ашказарского, Х. Юсипова, М. Бабажанова, В. Нурлгатинова.
Статья посвящена дискуссионным вопросам истории шлемовидных (псалтиревидных) гуслей России. Анализируя гипотезу А. С. Фаминцына, автор предлагает рассматривать как альтернативную версию происхождения псалтиревидных гуслей, складывающуюся в работах Р. Б. Галайской, Ф. П. Павлова, М. Н. Нигмедзянова.
Целью данной статьи является попытка реконструкции ранней техники пения пассажей и украшений, которой пользовались музыканты в эпоху барокко. Автор статьи выдвигает гипотезу о важности изучения данной техники современными певцами, исполняющими старинную музыку, что позволит приблизиться к исторически информированному пению.
Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.
В статье рассматривается роль короля Карла II Стюарта в формировании интернациональной скрипичной школы в Англии; освещаются его музыкальные вкусы, а также продиктованные ими действия, имевшие прямое или косвенное влияние на исполнительское искусство в стране.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011