Статья посвящена проблеме научной трактовки пентатоники в музыкальной теории первой половины ХХ века. Показана специфика данного лада, терминологические версии, эволюция в его трактовке. Отражён относительно широкий спектр научных подходов в понимании пентатоники, обусловленный общетеоретическим и идеологическим контекстом времени конца ХIХ - первой половины ХХ века. Принципиально фокусируется внимание на проблеме тонально-многоголосной трактовки пентатоники, получившей разное теоретическое толкование.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_47_22
- eLIBRARY ID
- 75169407
На пути ориентального познавательного интереса русских музыкантов неизбежно возникал характерный мир «восточной ладовости» с его полиэтнической многоликостью и самобытностью. Непосредственно к «пентатоновым практикам» внимание принципиально усиливается с 1860-х годов в контексте общего движения русской интеллигенции того времени к просветительским (в первую очередь православным) действиям среди нерусских народов.
Список литературы
1. Валитова Л. Н. Пентатоника в ладовых структурах народной музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль. М.: МДОЛК, 1987. С. 3-14.
Valitova L. N. Pentatonika v ladovyh strukturah narodnoj muzyki [Pentatonic scale in modal structures of folk music]. Muzykal’nyj jazyk, zhanr, stil’. Moscow, MDOLK, 1987, pp. 3-14. (In Russ.).
2. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. 3-е изд. СПб.: Либроком, 2013. 592 с.
Gel’mgol’c G. Uchenie o sluhovyh oshhushhenijah kak fiziologicheskaja osnova dlja teorii muzyki [The doctrine of auditory sensations as a physiological basis for the theory of music]. 3rd ed. Saint Petersburg, Librokom, 2013, 592 p. (In Russ.).
3. Квитка К. В. Пентатоника у славянских народов // Квитка К. B. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М.: Советский композитор, 1971. С. 279-285.
Kvitka K. V. Pentatonika u slavjanskih narodov [Pentatonic scale among the Slavic peoples]. Kvitka K. Izbrannye trudy. In 2 Vol. Vol. 1. Moscow, Sovetskij kompozitor, 1971, pp. 279-285. (In Russ.).
4. Кондратьев М. Г. О динамике музыкально-теоретического статуса пентатоники // Музыкальная академия. 1999. № 4. С. 37-46. EDN: TTCWMP
Kondrat’ev M. G. O dinamike muzykal’no-teoreticheskogo statusa pentatoniki [On the dynamics of the musical-theoretical status of the pentatonic scale]. Muzykal’naja akademija. 1999, no. 4, pp. 37-46. (In Russ.). EDN: TTCWMP
5. Никольский А. В. Несколько замечаний о свойствах и особенностях марийской песни // Марий Эл. 1928. № 1. С. 84-86.
Nikol’skij A. V. Neskol’ko zamechanij o svojstvah i osobennostjah marijskoj pesni [Some remarks on the properties and features of the Mari song]. Marij Jel. 1928, no. 1, pp. 84-86. (In Russ.).
6. Оголевец А. С. Введение в современное музыкальное мышление. М.; Л.: Музгиз, 1946. 469 с.
Ogolevec A. S. Vvedenie v sovremennoe muzykal’noe myshlenie. [Introduction to modern musical thinking]. Moscow; Leningrad, Muzgiz, 1946, 469 p. (In Russ.).
7. Одоевский В. Ф. Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами // Труды первого Археологического съезда в Москве. Т. 2 / Ред. С. Уваров. М.: Синодальная типография, 1871. С. 484-491.
Odoevskij V. F. Mirskaja pesnja, napisannaja na vosem’ glasov krjukami s kinovarnymi pometami [Secular song, written in eight voices with hooks with cinnabar markings]. Trudy pervogo Arheologicheskogo s’ezda v Moskve. Vol. 2. Ed. S. Uvarov. Moscow, Sinodal’naja tipografija, 1871, pp. 484-491. (In Russ.).
8. Рыбаков С. Г. Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта. СПб.: Издательство Академии наук, 1897. 330 с.
Rybakov S. G. Muzyka i pesni Ural’skih musul’man s ocherkom ih byta [Music and songs of the Ural Muslims with an essay on their life]. Saint Petersburg, Izdatel’stvo Akademii nauk, 1897, 330 p. (In Russ.).
9. Рыбаков С. Г. 50 песен татар и башкир с текстами, переводами и гармонизациями. М.: Музгиз, 1922. 37 с.
Rybakov S. G. 50 pesen tatar i bashkir s tekstami, perevodami i garmonizacijami [50 Tatar and Bashkir songs with lyrics, translations and harmonization]. Moscow, Muzgiz, 1922, 37 p. (In Russ.).
10. Салих Сайдашев. Статьи и воспоминания / Ред. С. И. Раимова и З. Ш. Хайруллина. Казань: Татарское книжное издательство, 1970. 127 с.
Salih Sajdashev. Stat’i i vospominanija. Ed. S. I. Raimova, Z. Sh. Hajrullina. Kazan’, Tatarskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1970, 127 p. (In Russ.).
11. Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки // Советская музыка. 1936. № 10. С. 16-42.
Serov A. N.Russkaja narodnaja pesnja kak predmet nauki [Russian folk song as a subject of science]. Sovetskaja muzyka. 1936, no. 10, pp. 16-42. (In Russ.).
12. Слонимский С. М. Балакирев - педагог // Советская музыка. 1990. № 3. С. 7-12. EDN: WJKCRJ
Slonimskij S. M. Balakirev - pedagog [Balakirev - teacher]. Sovetskaja muzyka. 1990, no. 3, pp. 7-12. (In Russ.).
13. Смирнов Л. М. Жизнь в музыке. Казань: Татарское книжное издательство, 1972. 76 с.
Smirnov L. M. Zhizn’ v muzyke [Life in Music]. Kazan’, Tatarskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1972, 76 p. (In Russ.).
14. Сокальский П. П. Русская народная песня (великорусская и малорусская в её строении мелодическом и ритмическом и отличия её от основ современной гармонической музыки). Харьков: Адольф Дарре, 1888. 368 с.
Sokal’skij P. P.Russkaja narodnaja pesnja (velikorusskaja i malorusskaja v ejo stroenii melodicheskom i ritmicheskоm i otlichija ejo ot osnov sovremennoj garmonicheskoj muzyki) [Russian folk song (Great Russian and Little Russian in its melodic and rhythmic structure and its differences from the foundations of modern harmonic music)]. Har’kov, Adol’f Darre, 1888, 368 p. (In Russ.).
15. Фаминцын А. С. Древняя индо-китайская гамма въ Азии и Европѣ, съ особоимъ указаниемъ на ея проявленiе въ русскихъ народныхъ напѣвахъ, съ многочисленными нотными примѣрами. С.-Петербургъ: Типография Ю. Штауфа (И. Фишона), 1889. 174 с.
Famincyn A. S. Drevnjaja indo-kitajskaja gamma v Azii i Evrope, s osobennym ukazaniem na ee projavlenie v russkih narodnyh napevah, s mnogochislennymi notnymi primerami [The ancient Indo-Chinese scale in Asia and Europe, with special reference to its manifestation in Russian folk tunes, with numerous musical examples]. Saint Petersburg, Tipografija Ju. Shtaufa (I. Fishona), 1889, 174 р. (In Russ.).
16. Эйхенвальд А. А. Народная песня и музыка казанских татар // Вестник просвещения. 1923. № 7-8. С. 10-13.
Jejhenval’d A. A. Narodnaja pesnja i muzyka kazanskih tatar [Folk song and music of the Kazan Tatars]. Vestnik prosveshhenija. 1923, no. 7-8, pp. 10-13. (In Russ.).
17. Day-O’Connell J. Pentatonicism from the Eighteenth Century to Debussy. Rochester: University of Rochester Press, 2007. 529 р.
Day-O’Connell J. Pentatonicism from the Eighteenth Century to Debussy. Rochester, University of Rochester Press, 2007, 529 р. (In Engl.).
18. Nettl B. Cheremis Musical Styles. Bloomington: Indiana University Press, 1960. 108 р. (In Engl.).
Nettl B. Cheremis Musical Styles. Bloomington, Indiana University Press, 1960, 108 р. (In Engl.).
19. Wiora W. Older than Pentatonic // Studia memoriae Belae Bartók sacra / Ed. B. Rajeczky. New York: Boosey and Hawkes, 1959. P. 183-206. (In Engl.).
Wiora W. Older than Pentatonic. Studia memoriae Belae Bartók sacra. Ed. B. Rajeczky. New York, Boosey and Hawkes, 1959, pp. 183-206. (In Engl.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Освоение европейских форм и методов организации музыкальной ткани китайскими композиторами - актуальная проблема современного музыкознания. На примере сборника «40 китайских народных песен в полифонической обработке для фортепиано» Чэнь Хундуо анализируются приёмы, характерные для полифонического двухголосия на основе китайских народных песен.
Данная статья посвящена рассмотрению записей татарских музыкантов-гармонистов - соло на гармонике, осуществлённых в начале XX века граммофонными компаниями и фирмами, работавшими в России. Автор расширяет границы изучения татарской музыкальной культуры за счёт введения в научный оборот граммофонных записей (аудиодокументов) соло на гармонике. Автор анализирует архивные документы, сохранившиеся граммофонные пластинки из архивов и частных коллекций с записями соло на гармонике музыкантов-гармонистов И. Кудашева-Ашказарского, Х. Юсипова, М. Бабажанова, В. Нурлгатинова.
Статья посвящена дискуссионным вопросам истории шлемовидных (псалтиревидных) гуслей России. Анализируя гипотезу А. С. Фаминцына, автор предлагает рассматривать как альтернативную версию происхождения псалтиревидных гуслей, складывающуюся в работах Р. Б. Галайской, Ф. П. Павлова, М. Н. Нигмедзянова.
В статье рассматривается темброво-артикуляционная специфика трёх баянных сонат К. Волкова. Выделяются элементы фактуры, связанные с фонетикой и дикцией речи. Опосредованно затронуты и другие музыкальные средства данных композиций в темброво- артикуляционном контексте.
Целью данной статьи является попытка реконструкции ранней техники пения пассажей и украшений, которой пользовались музыканты в эпоху барокко. Автор статьи выдвигает гипотезу о важности изучения данной техники современными певцами, исполняющими старинную музыку, что позволит приблизиться к исторически информированному пению.
В статье рассматривается роль короля Карла II Стюарта в формировании интернациональной скрипичной школы в Англии; освещаются его музыкальные вкусы, а также продиктованные ими действия, имевшие прямое или косвенное влияние на исполнительское искусство в стране.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011